Презентация "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус".
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Презентация "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Парус".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_._lermontov_parus.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: раскрытие значения символического образа паруса в стихотворении и отношение поэта к окружающему миру в стихотворении « Парус».
Задачи: 1) учить анализировать поэтический текст, находить в стихотворении художественно-выразительные средства языка; 2) познакомить учащихся с инверсией; 3) работать над формированием навыков выразительного чтения; 4) развивать творческие способности учащихся .
Сообщение темы урока Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю?
История создания М.Ю.Лермонтов в 18-летнем возрасте приехал учиться в школу Гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. Он отправился прогуливаться по городу, вышел на набережную и увидел раскинувшуюся гладь моря.
Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Буря Одинокий Покой Мятежный Какое чувство вызывает парус у самого поэта? Что вызывает сочувствие поэта? Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
Работа с черновиками стихотворения Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы.
I строфа Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение?
Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит ... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Чтение второй строфы . - Как меняется изображение паруса? Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Каким предстаёт море?
Выразительные средства в стихотворении Перечитайте строки: Белеет парус одинокий В тумане моря голубом !.. Поэт не только нарисовал картину, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том- то и чудо поэзии, и слова здесь не такие уж простые. Если бы сказать об этом прозой, вы получили бы фразу иначе: «одинокий парус белеет в голубом тумане моря». И вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихах же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.
Словарь Мятежный – тревожный, неспокойный, бурный. Например, мятежная душа (С.И. Ожегов «Толковый словарь») Инверсия (от лат. i nversio – переворачивание, перестановка) – нарушение обычного порядка слов в предложении Антитеза (от греч. antithesis – противопоставление) – стилистическая фигура, заключающаяся в резком противоставлении понятий, положений, образов. Параллелизм (от греч. parallelos – идущий рядом) – сопоставление.
Вспомните, какие существуют стихотворные размеры. Проинтонируйте первую строфу стихотворения «Парус», определите стихотворный размер. Что такое рифма? Какие виды рифм вам известны? Определите рифму в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».
Проверьте себя. - / - / - / - / - - / - / - / - / Четырёхстопный ямб Белеет парус одинокий а В тумане моря голубом !.. б Что ищет он в стране далёкой? а Что кинул он в краю родном? б Перекрёстная рифма
Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? - Что же нужно парусу? - Что же это за слова в русском языке? - А здесь? Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри - Рассмотрите репродукции. - Какие краски использует художник, изображая море? - Подумайте, какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? - Что символизирует море? Айвазовский «Бурное море ночью»
Прослушивание романса Варламова на стихи Лермонтова. Сопоставление настроений. Определите настроение стихотворения? Настроение романса? Что общего и чем эти художественные произведения различаются?
Задание: Из стихотворения « Парус» выпишите инверсии. Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении « Парус »? Выучить стихотворение наизусть.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
Презентация к уроку литературы "М.Ю. Лермонтов"
Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению творчества М.Ю.Лермонтова....
урок-презентация "М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество"
Урок литературы разработан для учащихся 6-7 классов и представляет собою литературную гостиную, которая знакомит учащихся с основными этапами жизни и творчества одного из великих русских поэтов 19 век...
презентация к уроку "М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество"
разработана к уроку литературы в 6-7-х классах как урок-ознакомление с основными этапами жизни и творчества поэта....
Презентация к уроку М.Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
Презентация к уроку литературы. 5 класс...
Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.
Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....
Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»
Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....