Технологическая карта урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок: литература
Тема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения".
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ouno469_stepanova_n.v._tekhnologicheskaya_karta_literatura_5_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока слушателя краткосрочных курсов «Основы содержания современного образования: ФГОС» (36 часов, модуль-2)
на базе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок: литература
Тема урока: "М.Ю.Лермонтов. "Бородино". Патриотический пафос стихотворения".
Дата проведения урока:
Класс: 5
ОУ: ГБОУ школа №469
Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС»
УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2014
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе
Цели для ученика Обучающие: развить интерес к личности поэта; знать содержание прочитанного текста; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Развивающие: развивать коммуникативные навыки; обогащать словарный запас; отрабатывать навыки чтения стихотворного текста. Воспитывающие: формировать навыки работы в коллективе; уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; развивать чувство патриотизма. | Цели для учителя Образовательные: заинтересовать учащихся личностью поэта; познакомить с событиями 1812 года; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков. Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления; способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (анализ, наблюдение). Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать умение работать в коллективе; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками. |
Тип урока Урок изучения нового материала | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Стихотворение Жанр литературного произведения Идея произведения Проблематика произведения Характеристика героя | Новые понятия |
Формы контроля: Учебный диалог Выразительное чтение стихотворения | Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение "Бородино"(задание 8, с.1550; подготовить рассказ о М.Ю.Лермонтове |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 3 минут | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на коллективную работу. | Словесная форма. | Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 7минут | Вступительное слово о событиях 1812 года (историческая справка). (Приложение 1) | Слушают учителя. Добавляют свои исторические сведения о событиях 1812 года. | Словесная форма. Беседа. | Личностные: оценивание своего ответа; проявление интереса к истории своей страны; познавательные: общеучебные умения структурировать знания; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. | Умение выслушивать, грамотно строить монологическое высказывание. |
III. Изучение нового. 15 минут | 1.Беседа о жизни и творчестве поэта с последующим чтением статьи в учебнике (с.150). 2. Словарная работа. (Приложение 2) 3.Чтение стихотворения учителем (учебник, с.151 -154). | 1. Учащиеся слушают, дополняют, выделяют в тексте нужную информацию. 2. Записывают термины и их объяснение в тетрадь. 3. Слушают стихотворение. | Коллективная работа. Беседа. Практический метод. | Личностные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; регулятивные: выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия); коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при коллективной работе. |
IV. Актуализация новых знаний. 15 минут | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организует деятельность по применению новых знаний. (Приложение 3, 4) | Работают с текстом произведения. Отвечают на вопросы и выполняют задания (учебник, с.151 -154). Читают стихотворение. | Иллюстративно - словесный метод. | Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. | Отработка умений анализа текста. |
V. Рефлесно-оценочный этап. 3 минуты | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; рефлексия; | Умение оценивать себя. Умение оценивать результат учебной деятельности. |
VI. Домашнее задание 2 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают задание в дневник. |
Приложение 1
Вступительное слово о событиях 1812 г.
Отечественная война 1812 г. - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 г. французским императором Наполеоном Бонапартом (Наполеон l - 1769 - 1821гг.), уроженцем Корсики.
Это был решительный, строгий военачальник, он вёл победоносные захватнические войны. в результате активной военной деятельности сумел значительно расширить территорию французской республики, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы. Армия Наполеона составляла 610 тысяч человек. (Российская армия в начале войны насчитывала 240 тысяч человек.)
Наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противодействовала не только армия, но и весь народ России.
Русская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал - фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов применил тактику изматывающих боёв. именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России.
Решающее сражение было дано на поле около села Бородина, что в Можайском районе Московской области. Потери у французов - 30 тысяч человек, у русских - 44 тысячи человек. Это сражение вошло в историю под названием "Бородинское". Оно было проиграно.
Москва бала оставлена русскими. Наполеон несколько часов ждал ключи от покорённой столицы, которые так и не были ему вручены.
Пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал. Война была выиграна, закончилась она в 1814 г. в Париже.
Приложение 2
- Объясните термины: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны (см. дано в сносках учебника).
Недаром - не без причины, не случайно.
Нынешнее племя - современники.
Доля - судьба.
Досадно - жаль, обидно.
Ворчали старики - выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет).
Чужие изорвать мундиры - уничтожить врага в штыковой атаке.
Ушки на макушке - повышенное внимание.
Ликовать - выражать восторг.
Лихость - удаль.
Поведать - рассказать.
Постоять годовою - отдать жизнь в бою.
Поле грозной сечи - поле боя.
Приложение 3
- Ответьте на вопросы и выполните задания 1-7 в учебнике "Размышление о прочитанном", с.155.
1. Какому событию посвящено стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"?
2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
4.О чём сожалеет поэт и что его радует?
5. Как вы понимаете строки?
-Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!..
-Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!..
-Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, лжец солдатам...
6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
7. Кого объединяет слово "наш" в таком тексте?
Изведал враг в тот день немала,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Приложение 4
- Ответьте на вопросы.
1.Подумайте, почему поэт назвал своё произведение "Бородино"?
2. Сформулируйте главную мысль стихотворения.
3. Кто начинает диалог о событиях 1812 г.?
4. Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?
5. Почему рассказывать должен именно бывалый , старый солдат?
6. Опишите картины, поразившее вас.
7. Чем возмущены, опечалены, а затем горды простые солдаты?
8. Почувствовали вы пафос (приподнятость) стихотворения? В чём?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).
Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...
Конспект урока по литературе ФГОС "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино»".
Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС...
Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".
Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....
Конспект урока М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. “Бородино”. Патриотический пафос стихотворения
Цель урока: осмысление содержания стихотворения через проведение межпредметных связей.Задачи: познакомить с исторической основой стихотворения; проследить мастерство поэта в создании батальных сцен; в...
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему, может являться предметом гордост...