Притча о блудном сыне
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Притча о блудном сыне – одна из самых популярных евангельских притч. Тема блудного сына актуальна всегда, так как в жизни каждый человек может ошибаться, сомневаться в чём-то. Но важно то, чтобы он умел критично относиться к себе, умел признавать свои ошибки и покаяться.
Я думаю, что данный урок лучше проводить в 7-9 классах, так как именно в подростковом возрасте меняется характер и поведение многих ребят. Они чувствуют себя взрослыми, становятся самоуверенными, мало внимания обращают на поучения и замечания старших. Из-за разных взглядов на жизнь меняются отношения между детьми и родителями.
Анализ притчи заставляет ребят задуматься над своими поступками, учит любить родителей и уважать их мнение…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritcha_o_bludnom_syne.doc | 488 КБ |
Предварительный просмотр:
Притча о блудном сыне.
Цель урока: ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне; картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Оборудование урока: портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта; картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Электронное издание «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»), мелодии к картинам (Палестрина. Missa Prima, Каччини. Ave Maria); электронное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Ход урока.
Перед учащимися картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта. Звучит музыка №1.
1.Слово учителя.
- Наш предыдущий урок был уроком знакомства с Библией, и мы с вами уже имеем представление о Библии. Давайте вспомним, что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)
- Что вы знаете о Библии?
Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах…
- Благодаря Библии появилась духовная музыка, написаны знаменитые произведения живописи. С некоторыми из них мы уже знакомы. Какие картины, иконы вам запомнились?
Икона Владимирской Богоматери С.Ушакова; икона «Распятие» Дионисия; икона «Троица» Андрея Рублёва; картина Крамского «Христос в пустыне»; картина Иванова « Явление Христа народу»…
С. Ушаков. Икона Владимирской Андрей Рублёв. Троица. С.Ушаков. Богоматерь Владимирская -богоматери. древо государства Российского
.
А.А.Иванов. Явление Христа народу. И.Н.Крамской. Христос в пустыне.
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства. Вспомним, какой жанр мы называем притчей?
Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.
- Итак, вернёмся к Библии. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать людям своё учение. Он выбрал себе 12 учеников (апостолов) и стал ходить с ними из города в город. Иисус рассказывал людям притчи. Он рассказывал их так, чтобы они были понятны каждому. В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?
- В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Постараемся и мы обрести их.
Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».
Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.
2. Чтение притчи.
У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».
Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»
А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
3. Беседа.
- Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?
По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.
- К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?
Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.
- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?
Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.
- Как встретил его отец?
Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.
- Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?
Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.
- Какой момент в притче является кульминационным?
Сцена возвращения сына.
4. Работа по картине Рембрандта.
- Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Многие из них писали её: Мурильо, Рембрандт, Батони ... Но картина Рембрандта – самая выразительная из них. Давайте же вернёмся вновь к этой картине.
Какими предстают перед нами герои притчи?
5. Прослушивание речи диктора.
6. О старшем сыне.
- В притче есть ещё один герой – старший брат, образ которого вырисовывается только в конце. Пока младший вёл беспутную жизнь, он трудился на полях отца. Как он реагирует на возвращение брата? Почему?
Он не радуется возвращению брата и осуждает отца… Ему обидно, что чествуют не его, оставшегося с отцом, а блудного сына.
- Понятна ли вам обида брата? Как поступили бы вы на месте старшего брата?
7.Основные выводы.
- Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?
Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди.
8. Завершение урока.
- Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.
9. Домашнее задание. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Притча о блудном сыне в творчестве и судьбе Рембрандта ванн Рейна"
Материал урока можно использовать на уроке МХК, истории, обществознания, во внеклассной работе....
Приложение к уроку Притча о блудном сыне в творчестве и судьбе Рембрандта ванн Рейна
Приложение к уроку (тексты изучаемых источников)...
Урок литературы в 6 классе. Тема: Притча о Блудном сыне в контексте повести «Станционный смотритель» Форма урока: проект с использованием "Трежа хант" (ИКТ)
Цель урока: в ходе работы над проектом научить проводить сопоставительный анализ текстов и выявлять роль предметной детали (картинки на библейский сюжет) в раскрытии замысла автора и...
Библейская тема в изобразительном искусстве. Притча о блудном сыне. Презентация
В презентации подобраны произведения изобразительного искусства по библейскому сюжету "Притча о блудном сыне" для урока в 7 классе....
Возвращение блудного сына: Жизнь притчи в изобразительном искусстве
Мультмедийная презентация к уроку...
"Уроки доброты" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой" и "Притче о блудном сыне")
Урок литературы для учащихся 6 класса "Уроки доброты" составлен по рассказу В.П. Астафьева "Уроки французского" и "Притче о блудном сыне"....
Презентация к уроку по теме "Притча. "Притча о блудном сыне"
Притча как жанр. Анализ "Притчи о блудном сыне". Сюжет "Притчи о блудном сыне" в мировой живописи....