Интеллектуальная игра по произведениям А. Грина «Золотая цепь», «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Оживить впечатление учащихся от прочитанных книг А. Грина, пробудить чуткое внимание не только к сказочно – фантастическому и к реальному содержанию его произведений, но и к необыкновенной форме изложения, к богатству языка, глубокому проникновению в мир человеческих чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizvedeniyam_a.grina_.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа №41
«Верь в мечту!» -
Интеллектуальная игра по произведениям А. Грина «Золотая цепь», «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
Учитель: Мишина Е.М.
Саранск
Интеллектуальная игра по произведениям А. Грина.
Цель: оживить впечатление учащихся от прочитанных книг
А. Грина, пробудить чуткое внимание не только к сказочно – фантастическому и к реальному содержанию его произведений, но и к необыкновенной форме изложения, к богатству языка, глубокому проникновению в мир человеческих чувств.
Ход игры:
- Вступительное слово учителя о том, каким был жизненный и творческий путь А. Грина, каким выглядел он в воспоминаниях современников (интерес представляют воспоминания В. Рождественского).
- Конкурс 1 (на знание текстов).
Из какого произведения взят отрывок?
А) «Такое сожжение кораблей немедленно оставалось в сердце и уме, - сердце перевернулось, и я увидел, что поступил опрометчиво. Пробовать снова открыть стену библиотеки не было никаких оснований: перед глазами моими был тупик, выложенный квадратным камнем, который не понимал, что такое «Сезам, отворись», и не имел пунктов, вызывающих желание нажать их. Я сам захлопнул себя» («Золотая цепь»)
Б) «Среди экипажей, родственников, носильщиков, негров, китайцев пассажиров, …гор багажа и треска колес я увидел акт величайшей неторопливости, верности себе до последней мелочи, - так неподражаемо, безупречно и картинно произошло сошествие по трапу неизвестной молодой девушки, по-видимому, небогатой, но, казалось, одаренной тайнами подчинять себе место, людей и вещи». («Бегущая по волнам»).
В) «Двое мужчин и женщина, плечи которой казались сзади в этот момент пригнутыми резким ударом, обменялись вполголоса немногими словами и, не взглянув ни на кого, поспешно ушли. Они больше не казались живыми существами. Они были убиты на моих глазах выстрелом из чековой книжки» («Золотая цепь»).
Г) «Он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобно орфографии. Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка…» («Алые паруса»)
Д) «Она была на воде, невдалеке, с правой стороны, и ее медленно относило волной. Она отступила, полуоборотясь ко мне, и, приподняв руку, всматривалась, как если бы уходила от постели уснувшего человека, опасаясь разбудить его неосторожным движением…» («Бегущая по волнам»).
Конкурс 2 «Галерея портретов» (С вопросом от имени героя).
«И люди мои кажутся нездешними, а они вокруг нас». (А. Грин)
Давайте вспомним героев А. Грина и попытаемся понять их.
А) «Правильное, почти круглое лицо с красивой нежной улыбкой было полно прелестей нервной игры, выражавшей в данный момент, что она забавляется моим возрастающим изумлением. Но в ее черных глазах стояла неподвижная точка, глаза, если присмотреться к ним, вносили впечатление грозного и томительного упорства, необъяснимую сжатость, молчание, больше чем молчание сжатых губ. В черных ее волосах блестел жемчуг гребней. Кружевное платье оттенка слоновой кости, открывающее гибкие плечи, такие же безупречно белые, как лицо, легло вокруг стана широким опрокинутым веером, из пены которого выступила, покачиваясь, маленькая нога в золотой туфельке» (Фрези Грант).
«Я ступила ногами на бездну, простилась с родными, с родиной, чтобы … - ЗАЧЕМ? (Чтобы попасть на остров замечательной красоты).
Б) «Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица, его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый рот блестел кроткой улыбкой.» («Ассоль»).
О чем грустит Ассоль?
В) «На черте входа остановилась девушка в белом и гибком, как она сама, платье, с разгоревшимся, нервно спокойным лицом, храбро устремив взгляд прямо вперед. Она шла, закусив губку, вся – ожидание.» (Молли «Золотая цепь»)
В ее жизни было много потрясений. Но она была стойкая в тревоге и в чувстве. Стойкая, но веселая или грустная после всего, что произошло на празднике?
Конкурс 3. «Черный ящик»
«Грин был открывателем не на морях и океанах, а в той области, которая отвлеченно называется душой человека».
Итак, перед нами герои, испытавшие совершенно разные душевные состояния в сравнительно небольшой промежуток времени.
А) «Мне было тяжело, холодно, неуютно. Выл ветер. «Вой!» - говорил я, и он выл, как будто находил силу в моей тоске. Крошил дождь. «Лей!» - говорил я, радуясь, что все плохо, все сыро и мрачно, не только мой счет со шкипером. Было холодно, и я верил, что простужусь и умру, мое неприкаянное тело…»
«Все переменилось: дождь стал шутлив, ветер игрив, сам мрак, булькая водой, говорил «да».
Что изменило погоду так внезапно? Немаловажная причина – в черном ящике. Что это? В чем главная причина изменения настроения? (35 золотых, тайна).
Б) Что увидел герой романа?
«Я вздрогнул – так стукнула в виски кровь. Вздох не одного изумления – большего, сложнейшего чувства – задержал во мне биение громко затем говорившего сердца. Два раза я перевел дыхание, прежде чем смог еще раз прочесть и понять эти удивительные слова. Бросившиеся в мой мозг, как залп стрел…» (Парусное судно «Бегущая по волнам»).
Почему такая реакция на название корабля?
Конкурс 4. Викторина (Участники задают вопросы, подготовленные заранее).
Вопросы:
- Что такое феерия?
- Почему свои произведения Грин назвал феерическими?
- Почему, живя в таких трудных условиях, автор создавал мир сказочной красоты?
- Почему Грин избегает точной географии и обычных имен для своих героев?
- Герои Грина. Встречаются ли они в реальной жизни?
- «Детское живет в человеке до седых волос», - сказал один из героев Грина. Какие примеры из творчества писателя об этом свидетельствуют?
- «Человек должен обязательно найти свое Несбывшееся», - считает А. Грин. Как вы это понимаете?
- Что олицетворял алый цвет парусов?
Конкурс 5. «Этот удивительный язык».
Грин переносит нас в ослепительно яркий мир. Какие изобразительно – выразительные средства использует автор, и какую художественную роль они выполняют (коллективно анализируются тропы из отрывка одного произведения, работа проводится письменно).
- Творчество А. Грина – наши размышления.
А сейчас нам предстоит послушать мнение критиков о творчестве
А. Грина и высказать свою точку зрения. Постарайтесь в своих рассуждениях ответить на следующие вопросы:
-Что вам помогли понять книги Грина?
-Как в творчестве этого писателя решается проблема человеческого счастья?
-Что характерно для главных героев произведений А. Грина?
-Нужны ли нашему времени книги А. Грина?
-Почему его творчество близко нам?
IV. Домашнее задание: написать мини – сочинение на тему: «Мечта в жизни человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")
познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....
"Любить, мечтать и верить..." Презентация к уроку литературы по произведению А.Грина "Алые паруса"
Презентация к уроку по моему любимому произведению А.Грина "Алые паруса". Создана для того, чтобы познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А.Грина. В качестве иллюстраций испол...
План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)
Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....
Урок по произведению А.Грина "Алые паруса"
Материал для проведения урока литературы в 6 классе...
Поиск мечты в произведении А.С.Грина «Алые паруса»
Данная разработка урока по повести А.Грина "Алые паруса" позволяет развивать метапредметные УД учащихся. Исследовательский характер заданий обеспечивают создание особой учебной ситуации, в которой про...
Контрольная работа по произведению А. Грина "Алые паруса"
Контрольная работа нацелена на проверку знания текста, запоминание содержания фиерии, основных событий и героев....
Урок-игра по произведению Александра Грина "Алые паруса"
Цели урока: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводыЗадачи:Образовательна...