Конспект урока литературы в 9 классе "Биография Ломоносова М.В."
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Технологическая карта урока по изучению биографии Ломоносова М.В., созданная мной на основе использования технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_lit-ry_rkmchp1.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКВОУ Центр образования при исправительных учреждениях Самарской области
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы.
Выполнила:
Иванова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
ГКВОУ ЦО при ИУ Самарской области
г.о.Самара. 2012
Технологическая карта урока
Преподаватель: Иванова ЛЮ
Предмет: литература
Группа: 9 класс
Тема урока: биография МВ.Ломоносова.
Тип урока: изучение нового материала
Длительность: 45 минут
Дидактические задачи (цель учебного занятия): формирование у учащихся знаний о биографии Ломоносова М.В.
Развивающие задачи: развитие умения работать в паре, умения составить презентацию изученного текста
Воспитательные задачи: повышение мотивации к обучению на примере биографии Ломоносова
Оборудование: доска, ватманы, фломастеры, портрет Ломоносова
Ход урока:
Ход учебного занятия | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Ориентир. дозировка времени |
1.Оргмомент. 2. Работа в группах (по 2 человека) с текстом (два раздела Аи Б) 3. Подготовка устной презентации по тексту. 4. Презентация текста у доски. 5. Фиксирование основных моментов презентаций рабочих групп. 6.Корректировка выступлений учащихся. 7. Выступление эксперта. 8. Рефлексия. 9. Домашнее задание. | «Биография Ломоносова М.В.». | Чтение. Суммирование прочитанного в парах. Составление опорного конспекта для презентации. | Тексты, учебник литературы 9 класс. | 2мин 10 мин 10 мин 10 мин 2 мин 2 мин 2 мин 6 мин 1 мин |
Тексты для урока.
Приложение 1. Детство Ломоносова М.В.
Раздел № А.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. Каких-либо документальных сведений о его детстве не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его , сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. Он изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаила видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена.
С детских лет Ломоносов слышал рассказы поморов о войне со Швецией, угрожавшей Русскому Северу, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге лодейного кормщика Ивана Рябова, посадившего шведский корабль на мель, когда вражеская эскадра хотела захватить Архангельск. Слышал Михайла и рассказы о Петре I. Поморы любили вспоминать, как царь своими руками заложил в Соломбале корабль и как он плавал по Белому морю, едва не погибнув в Унских рогах во время жестокой бури. Свежи были и воспоминания о посещении Петром I верфи Бйжениных. В семье Ломоносовых хорошо помнили Петра. Лука Ломоносов, как один из видных и зажиточных людей холмогорского уезда, несомненно, принимал участие во встрече и проводах царя. Василий Дорофеевич тоже видел Петра, причем не только на Курострове, но и в Архангельске.
Раздел Б.
М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность.
Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.
Приложение №2. Юность Ломоносова М.В.
Раздел А.
Ломоносову грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.
С ноября 1736 года Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх. Через два с небольшим года, в феврале 1739-го, Михаил Ломоносов женился на её дочери Елизавете-Христине Цильх. 8 ноября 1739 года у них родилась дочь, получившая при крещении имя Екатерина-Елизавета. 26 мая 1740 года Михаил Ломоносов и Елизавета-Христина Цильх обвенчались в церкви реформатской общины Марбурга. Сын М. В. и Е.-Х. Ломоносовых, родившийся в Германии 22 декабря 1741 года, и получивший при крещении имя Иван, умер в Марбурге в январе 1742 года. В 1743 году Елизавета-Христина Ломоносова с дочерью Екатериной-Елизаветой и братом Иоганном Цильхом приехала в Санкт-Петербург. Первая дочь Ломоносовых умерла в 1743 году. 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге у них родилась дочь Елена. Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.
Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей и три дочери Софья, Екатерина и Анна. Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.
Раздел Б.
Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики.
Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.
Приложение №3. Зрелые годы Ломоносова М.В.
Раздел А.
Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносова Рекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику физического исследования микроскоп, заявил себя сторонником томно-молекулярного строения материи.
Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.
Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.
Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить «чистой науке» и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.
Раздел Б.
Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет «Риторика», в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил «Российскую грамматику», которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.
Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы "Петр Великий русской литературы" (по творчеству М.В.Ломоносова)
Разработка урока литературы в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Цель урока-познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией поэта, дать представление о Ломо...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...