Времена года в переплетении стихов Б.Л.Пастернака и мира музыки Шопена
учебно-методическое пособие по литературе на тему

Материал для внеклассной работы по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stikhi_pasternaka_i_muzyka_shopena.docx29.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Татарско-Баганинская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Времена года в переплетении

стихов Б.Л.Пастернака  и мира музыки Шопена

Автор разработки:

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ»

 Шайдуллина Рамзия Тагировна.

2014

Времена года в переплетении стихов Б.Л.Пастернака  и мира музыки Шопена.

(Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Б.Пастернака,  на конкурс,  посвященный творчеству Б.Л.Пастернака - «Природа, мир, тайник вселенной…»)

Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж ними будет велика...

     У. Шекспир.

Действующие лица:

Первый ведущий.

Второй ведущий.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Весенние месяцы: март, апрель, май.

Летние месяцы: июнь, июль, август.

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

     Первый ведущий. Борис Леонидович Пастернак мог стать замечательным художником, философом, великим композитором, но выбор был сделан – человечество приобрело поэта.  Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? И как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразилось на творчестве Пастернака?

     Второй ведущий. А поэзия - это тот выразительный инструмент, который соединяет в себе возможность управлять: и мыслями, чувствами. В этом - исключительное преимущество поэзии перед всеми другими видами искусств. Но, чтобы от стихотворения повеяло природной свежестью, чтобы оно задышало и окутало читателя живой атмосферой сопричастности к природной красоте, поэт должен владеть законами ритма и мелодики, и он должен быть художником, умеющим видеть красоту в самых мимолётных её проявлениях. В этом его талант!

Пастернак в своих музыкальных пристрастиях оставался верен тому, что с детства стало для него родным,– музыке  Листа, Вагнера, Чайковского, Скрябина, Шопена…

     Первый ведущий. Шопен был понят Пастернаком как русский художник. Шопен присутствует  в стихах поэта. Пастернак вслушивается в Шопена, как всматриваются в зеркало, чтобы понять себя через отражение. В творческом методе Шопена он усматривает важную для него способность “удержать частицы действительности”, запечатлеть, вложить в звуки все многообразие зримого, слышимого и ощущаемого мира:

В стихи я внес дыханье роз,

Луга, осоку, сенокос, грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

           (“Во всем мне хочется дойти»)

   Второй ведущий. Творчество Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Слушая его забываешь о том, что слушаешь всего один инструмент - фортепиано. Перед тобой открываются безграничные просторы, распахиваются окна в неведомые дали, полные тайн и приключений. И очень хочется, чтобы этот новый, вновь открывшийся мир, не покидал тебя уже никогда.

        Первый ведущий Поэзия Б.Пастернака необыкновенно  лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает постоянно и непрерывно движущийся мир.

     Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов сходна с музыкальной.

Проникновенная поэзия о природе - это творения величайшего совершенства, требующие соединения в человеке многогранных способностей и талантов на уровне гениальности.

   Пастернак в совершенстве владел искусством рифмы. Слова, зарифмованные им, журчат, перекатываются на языке, как вкусный леденец. Ощущение "вкусных слов" усиливается искусством аллитерации, а воедино стихотворения Пастернака соединяются пронизывающей музыкой эмоций и мелодичного песенного ритма.

"Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою".

Второй ведущий.  Бывает, что зиме нужно всего несколько часов, чтобы вступить в свои права, а за ночь укроет снегом землю, дома, крыши, дороги, леса, поля. Зима – удивительная пора, когда земля укутывается в белоснежное одеяло, а природа засыпает, предвкушая во сне будущее весеннее пробуждение.

  Снег валит тихий, крупный, мохнатый. Выйдешь утром рано и глаза закроешь от восторга и сверкающих сугробов. От праздничного солнца они становятся розовыми, а тени деревьев нежно - голубыми.

   Зима пришла, всё снегом белым замела… Земля бела, как чистый лист, на ветках иней серебрист. Зима – это волшебная искристость снега, морозность воздуха, спокойствие души. Зима – это безбрежный белый океан, хрустящий под ногами, колючий острый свет звездных глаз неба, обжигающий воздух, которым дышать – не надышаться. Волшебная картина молчаливо стоящих деревьев, покрытых тончайшим покровом инея, незримо околдовывает своей холодной и сдержанной красотой. Лес сказочно преображается, он становится словно хрустальным и невесомым, создавая воздушное и неземное впечатление. Деревья в инее прекрасны на фоне светлого неба, бесподобно оттеняющего их чистую нетронутую белизну и сияние.

   Покрываясь нежным и трепетным серебристым инеем, каждая веточка приобретает особенную хрупкость и очарование.

   Зима - это колдовство ранних сумерек, забирающих улицы в свой вязкий плен. А ещё зима – это мороз и солнце в день чудесный!

    И в это время ненавязчиво на слух приходят звуки вальса Фредерика Шопена «Зима». (звучит вальс Фредерика Шопена «Зима»)

Декабрь.

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого.

И опять зачертит иней,

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной.

Ты появишься из двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то, впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

Январь.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью

Свои скрипучие шаги.

 

Навстречу мне на переезде

Вставали ветлы пустыря.

Надмирно высились созвездья

В холодной яме января.

Февраль.

Февраль. Достать чернил и плакать! 

Писать о феврале навзрыд, 
Пока грохочущая слякоть 
Весною черною горит. 
Достать пролетку. За шесть гривен, 
Чрез благовест, чрез клик колес, 
Перенестись туда, где ливень 
Еще шумней чернил и слез. 
Где, как обугленные груши, 
С деревьев тысячи грачей 
Сорвутся в лужи и обрушат 
Сухую грусть на дно очей. 
Под ней проталины чернеют, 
И ветер криками изрыт, 
И чем случайней, тем вернее 
Слагаются стихи навзрыд.

Первый ведущий . Весна, бесспорно, самое лучшее и самое поэтическое время года, о котором сложено много замечательных строк  поэтами. Весна производит быстрый и стремительный переворот в жизни природы,   мгновенно переменяя невидимой могучей рукой зимние картины природы на летние. С ясного голубого неба льются потоки света, земля торопливо выгоняет первую зелень, бледные северные цветочки смело пробиваются через тонкий слой тающего снега — одним словом, в природе творится великая тайна обновления, и кажется, самый воздух цветёт и любовно дышит преисполняющими его силами. Прибавьте к этому освежённую глянцевитую зелень северного леса, веселый птичий гам и трудовую возню, оглашающие и воду, и лес, и поля, и воздух.

   «Весенний вальс» Шопена вокруг бурлит как весенняя вода. (Звучит «Весенний вальс» Шопена)

Март.

Солнце греет до седьмого пота, 
И бушует, одурев, овраг. 
Как у дюжей скотницы работа, 
Дело у весны кипит в руках. 

Чахнет снег и болен малокровьем 
В веточках бессильно-синих жил. 
Но дымится жизнь в хлеву коровьем, 
И здоровьем пышут зубья вил. 

Эти ночи. эти дни и ночи! 
Дробь капелей к середине дня, 
Кровельных сосулек худосочье, 
Ручейков бессонных болтовня! 

Настежь все, конюшня и коровник. 
Голуби в снегу клюют овес, 
И всего живитель и виновник - 
Пахнет свежим воздухом навоз. 

Апрель.Ледоход.

Еще о всходах молодых

Весенний грунт мечтать не смеет.

Из снега выкатив кадык,

Он берегом речным чернеет.

Заря, как клещ, впилась в залив,

И с мясом только вырвешь вечер

Из топи. Как плотолюбив

Простор на севере зловещем!

Он солнцем давится заглот

И тащит эту ношу по мху.

Он шлепает ее об лед

И рвет, как розовую семгу.

Капель до половины дня,

Потом, морозом землю скомкав,

Гремит плавучих льдин резня

И поножовщина обломков.

И ни души. Один лишь хрип,

Тоскливый лязг и стук ножовый,

И сталкивающихся глыб

Скрежещущие пережевы.

Май. Ландыши.

С утра жара. Но отведи

Кусты, и грузный полдень разом

Всей массой хряснет позади,

Обламываясь под алмазом.

Он рухнет в ребрах и лучах,

В разгранке зайчиков дрожащих,

Как наземь с потного плеча

Опущенный стекольный ящик.

Укрывшись ночью навесной,

Здесь белизна сурьмится углем.

Непревзойденной новизной

Весна здесь сказочна, как углич.

Жары нещадная резня

Сюда не сунется с опушки.

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Но ты уже предупрежден.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан.

Второй ведущий.  Лето — для многих является самым любимым и ожидаемым временем года. Начинаются каникулы и на смену весенним прохладным денькам, приходит летняя жара. Летом можно радоваться теплу я солнцу, отправляться в далёкие походы и путешествовать. Особенно чудесна летом природа — шумит ярко-зелёными листьями лес, расцветают прекрасные цветы и спеют ягоды. Можно долго гулять и любоваться на белоснежные ромашки или плести венки из одуванчиков. Как жарко. Хочется теплого летнего дождика. А «Вальс дождя» Шопена уже звучит…

Июнь.
После грозы.

Пронесшейся грозою полон воздуx.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздыx

Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба,

Но все светлее неба переxоды,

И высь за черной тучей голуба.

Рука xудожника еще всесильней

Со всеx вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выxодят жизнь, действительность и быль.

Июль.

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

Август.

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

Первый ведущий Осень самое яркое время года, когда природа меняет свой привычный облик на золотые краски в осенних лучах уходящего тепла.

   Три осенних месяца: ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь. Природа готовится к длительному отдыху. И если начало осени еще дружелюбно тешит ласковыми лучами бабьего лета, очаровывает красотой золотых красок, то со второй половины осени погода значительно портится и небо затягивается серой пеленой моросящих дождей. Да и на душе становится грустно. Как хочется обратно в лето. Кажется мы что-то там забыли. Что же?...

   И навевает ностальгия по лету на слух идет «Забытый вальс» Шопена. (звучит «Забытый вальс» Шопена).

Сентябрь.

Гриб прячется за пень,

На пень садится птица.

Нам вехой — наша тень,

Чтобы с пути не сбиться.

Но время в сентябре

Отмерено так куцо:

Едва ль до нас заре

Сквозь чащу дотянуться.

Набиты кузовки,

Наполнены корзины.

Одни боровики

У доброй половины.

Уходим. За спиной —

Стеною лес недвижный,

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Октябрь. Золотая осень.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Ноябрь.

Осенний лес заволосател.

В нем тень, и сон, и тишина.

Ни белка, ни сова, ни дятел

Его не будят ото сна.

И солнце, по тропам осенним

В него входя на склоне дня,

Кругом косится с опасеньем,

Не скрыта ли в нем западня.

В нем топи, кочки и осины,

И мхи, и заросли ольхи,

И где-то за лесной трясиной

Поют в селенье петухи.

Второй ведущий.  Мир прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в  душе, в  сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир  откроет вам свои тайны. В этом вам помогут поэзия Б.Л.Пастернака и музыка великого Шопена. Возвращайтесь к ним почаще. Поверьте, они способны будить самые высокие чувства, помогать вам в самые трудные минуты, это переплетение поэзии и  музыки поможет увидеть вам другие краски жизни. Что очень полезно для нашей души.

Звучит вальс Шопена «Зимняя сказка»

Автор разработки:

 учитель русского языка и литературы

МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ»

 Шайдуллина Рамзия Тагировна.

Январь, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение времен года в искусстве. Взаимодействие поэзии, живописи, музыки. Знакомство с циклом А.Вивальди «Времена года»

Коассный час, показывающий взаимодействие урочной и внеурочной деятельности. На занятии используются игровые технологии, ИКТ, интегрированное обучение, работа в группах...

Времена года. "Сентябрь" П.И.Чайковский .Конспект урока музыки в 5 классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Цели: Знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.ЧайковскогоЗадачи:·         ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать ...

Внеклассное мероприятие "Музыка и времена года. Фортепианный цикл "Времена года" П.И.Чайковского".

В презентации представлены фото композитора, первая обложка фортепианного цикла "Времена года", зимне-весенний цикл альбома с соответствующими пейзажами....

Проект по музыке на тему: «Времена года в музыке, литературе и живописи» для 5 класса.

Проектная деятельность на интегрированном уроке музыки по теме: «Времена года в музыке, литературе  и живописи» для 5 класса.Проект разработан учителем музыки и МХК: Часовниковой Окса...