Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Данная методическая разработка написана на тему: "Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения в 8 классе". Она посвящена значению информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла. В качестве примера берется презентация, описываются особенности ее использования на уроках внеклассного чтения, выделяются типичные ошибки в работе с ней. В практической части представлен пример использования презентации на уроке внеклассного чтения в 8 классе. В приложении размещены сценарий урока внеклассного чтения: "Тема любви в поэтических текстах русской литературы" и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

                 НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ»

Выполнила: Веденеева Оксана Викторовна,

                                                учитель русского языка и литературы

                                      МБОУ СОШ №107 г.о. Самара

2015 г.


Содержание                                        стр.

  1. Вводная часть                                                                           3

    II. 1. Значение информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла                                                                               5

          2. Особенности использования презентаций в учебном процессе на уроках внеклассного чтения. Ошибки в работе с презентацией         7

   III. Пример из личного педагогического опыта работы с презентациями на уроках внеклассного чтения в 8 классе                                                  11

   Заключение                                                                                             13

   Информационные источники                                                                14

   Приложение 1 (сценарий урока)                                                           15 

 


I. Вводная часть

Начало XXI века в области литературного образования характеризуется состоянием, определяемым системными изменениями, которые происходят в образовании в целом. Это переход от знаниевой составляющей к составляющей операциональной: ценность знания теперь заключается не в нём самом, а в способности человека применять это знание на практике, именно эта способность и получила название компетенции. А что значит компетентный читатель художественного текста? По мнению С.В. Фёдорова, «Литература хранит ментальную память народа и человечества»[1]. Русская литература – это пространство культурного диалога народов России со всем остальным миром. Поэтому компетентный читатель художественного текста – это читатель, понимающий, что:

Во-первых, литературное произведение - сложно организованная семиотическая система, и она является отражением полисемии мира, и, следовательно, навык понимания и интерпретации художественного текста подобен пониманию окружающей действительности.

Во-вторых, читающий человек испытывает потребность в расширении границ своего эмпирического существования в пространстве и истории, он получает возможность прожить в мире искусства судьбы литературных персонажей, перенестись в далёкие времена и страны, стать свидетелем исторических и человеческих драм и трагедий, что помогает человеку лучше  разобраться в себе.

В-третьих, неизбежность домысливания превращает чтение в со-творчество и позволяет человеку реализовать свои способности. Любовь к чтению – непременное свойство людей талантливых и неординарных. Кроме того, цель литературы – поставить диагноз современному человеку и обществу и, следовательно, побудить читателя задуматься, каждый может стать «собеседником» великих художников прошлого и настоящего.

В-четвёртых, литература уникальна в том смысле, что в ней отражаются реалии всех сфер действительности – истории, экономики, права, политики, религии, философии и т.д., которые входят в поэтический мир на особых правах. Поэтому знание литературы обеспечивает способность человека ориентироваться в культурном пространстве и приучает читателя читать культуру как текст в единстве разнообразных связей.

В рамках ФГОС современного школьника как компетентного читателя помогают сформировать информационные технологии. Поэтому каждый учитель-словесник должен владеть компьютерными технологиями и активно пользоваться возможностями Интернета. Информационно-технический инструментарий в повседневной практике учителя литературы может оптимизировать пути преподавания литературы в школе, показать конкретные приемы классной и внеклассной работы по предмету.

Цель работы: показать эффективность использования информационных технологий (на примере презентации) на уроках внеклассного чтения в 8 классе.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. Выделить значение информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

2. Показать особенности использования презентаций в учебном процессе на уроках внеклассного чтения. Выделить  ошибки в работе с презентацией.

3. Поделиться педагогическим опытом в использовании презентаций на  уроках внеклассного чтения в 8 классе.

Прогнозируемые результаты: - более глубокое осмысление поэтических текстов через зрительное и слуховое восприятие;

- формирование новых знаний через индивидуальную и групповую поисковую работу.

            II. 1. Значение информационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Интернет-среда становится важнейшим в современном обществе источником образовательной информации. Учителя-словесники не могут не учитывать этого в своей повседневной педагогической практике. Освоение интернет-технологий  становится одной из базовых компетенций учителя.

С одной стороны, резко возросло информационное пространство профессиональной деятельности учителя, причём Интернет оказался наиболее демократичным из всех источников информации, с другой – учитель получил доступ к самым современным научным теориям, с третьей – изменения в общественной жизни неизбежно породили новые педагогические технологии. Новая философия образования и новый социальный заказ в этой области дали толчок к развитию методической науки. Интернет – один из важнейших сегодня каналов доступа учителя к педагогическим инновациям. Здесь нужно оговориться: необходимо научиться отличать в Сети «зёрна от плевел».

Информационные интернет-ресурсы полезны при сборе дидактического материала к уроку, а отобранные материалы могут быть представлены на уроке, например: биографические справки, иконография писателя и деятелей культуры. При этом Интернет позволяет дополнять школьные учебники по литературе, предоставляя ученику право выбирать точку зрения или формировать свою.

Интернет-библиотеки помогут учителю справиться с дефицитом текстов при подготовке учащихся к уроку литературы и в течение самого урока.

В работе над художественными текстами в школе большой интерес представляют разные формы интерпретации художественного текста, сопоставляя которые с эстетическим впечатлением учащихся, учитель может пробудить активность читательской рефлексии. При этом Интернет предоставляет самые разные варианты интерпретаций литературных произведений, чаще всего не доступных прежде учителю в его повседневной практике. К таким материалам относятся актёрские и авторские записи чтения художественных текстов, иллюстрации автора и разных художников, музыка к литературным произведениям, романсы на стихи, записи инсценировок и экранизаций. Всё то, что сегодня описывается как интер-медиальность художественного текста.

Информатизация образовательного процесса позволяет использовать интернет-источники в режиме онлайн («здесь и сейчас»), непосредственно на уроке.

Интернет – наиболее динамично развивающаяся сегодня информационная среда. Итак, чем должны стать интернет-ресурсы в системе школьного литературного образования?

  1. Они должны стать значимым источником новой информации и предоставлять уникальный материал для моделирования уроков;
  2. Стать источником и организатором самообразования учителя-словесника и как филолога, и как методиста;
  3. Способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта.

В той или иной степени интернет-ресурсы уже сейчас позволяют осуществить эти функции: информационную, обучающую, рефлексивную. Но, по мнению Ж.-К. Карьера, «Каждая новая техника требует длительного освоения нового языка, тем более что наше мышление уже сформировано языками, предшествующими появлению этого новшества»[2]. Например, существует проблема, с которой сталкивается учитель при обращении к компьютерным технологиям, в частности при использовании мультимедиапрезентаций и в работе с интерактивной доской.

2. Особенности использования презентаций в учебном процессе на уроках внеклассного чтения. Ошибки в работе с презентацией.

С распространением компьютеров и мультимедийных проекторов в образовательных учреждениях презентации стали широко использоваться (от докладов директора на педагогическом совете до уроков по различным предметам), но при этом сказать, что это стало осознанным образовательным инструментом, трудно.

Можно привести пример, демонстрирующий непонимание функций презентации её автором. Включается компьютер и мультимедиа-проектор, на экране начинают отображаться слайды, а ученик-докладчик, чуть ли не поворачиваясь спиной к аудитории, начинает по пунктам читать текст презентации. Это одна из недопустимых ошибок работы с презентацией: изображенное или написанное на слайде – опорные точки, основные положения представляемого аудитории материала, но никак не шпаргалка для докладчика. Другой пример: учитель молчит, показывая слайды («Что говорить, ведь всё же написано/нарисовано»). Если же эта связь оказывается грамотно выстроенной, если учитель/ученик понимает, что говорит он, а что за него лучше «скажет» слайд, если он с презентацией оказывается в диалоге – это залог совершенно иного уровня воздействия на аудиторию. Таким образом, важным фактором успешной презентации является в первую очередь умение автора устанавливать связь между тем, что он говорит и что демонстрирует.

Очевидно, что в самой презентации как учебном жанре нет, по сути, ничего принципиально нового. С одной стороны, если понимать презентацию как вербальную подачу материала, то каждый профессиональный учитель владеет комплексом риторических приёмов, позволяющих так или иначе воздействовать на аудиторию.

С другой стороны, в самом принципе наглядности ничего нового для обучения нет. Ещё Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам…»[3]. Г. Песталоцци отстаивал необходимость наглядности в обучении. К.Д. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Использованию этого принципа в методике преподавания литературы в 20-х годах XX века много внимания уделил известный методист Н.М. Соколов. В современной дидактике вопросами наглядности занимались и занимаются многие учёные и методисты.

Но при этом новое качество презентации рождается из её специфических свойств. Во-первых, презентация в классной работе проводится в основном с помощью демонстрации наглядных материалов на большом экране, т.е. объектом рассмотрения становится значительное по размерам изображение, использование которого на бумажном, напечатанном носителе практически нереально. Во-вторых, возможность удобного, динамического перехода между элементами презентации не может сравниться с работой с изображениями на неэлектронных носителях. В-третьих, анимационные возможности презентации не имеют альтернатив вне электронной среды. Таким образом, перед нами инструмент, развивающий и дополняющий существующие принципы наглядности, он требует нашей методической рефлексии.

Использование презентаций в образовательной деятельности должно рассматриваться на трёх уровнях:

1. Практический.

Этот уровень подразумевает  технический аспект освоения программного пакета: создание слайдов, написание и форматирование текста презентации, интеграция графики, аудио- и видеофрагментов, создание анимационных эффектов и прочее.

        2. Когнитивный (познавательный).

На этом уровне происходит переход от проблемы «Как создать презентацию?» к вопросу «Что мы создаём?»:

- Устное выступление и выступление с презентацией. В чём принципиальная разница? Взаимодействие вербального и визуального компонентов.

- Презентация как инструмент выступления: достоинства и ограничения.

- Особенности использования презентации в учебном процессе.

- Классификация учебных презентаций.

- Композиция слайдов с точки зрения когнитивной психологии.

- Текст в презентации.

- Графика в презентации.

- Анимация в презентации.

- Ограничения в презентации.

3. Методический.

Презентации как инструменту методической работы пока посвящено  немного исследований и практических разработок. Обозначим круг вопросов, которые необходимо решить на этом этапе.

- Зависимость объёма презентации (в слайдах) от формы работы (классная, внеурочная), темы изучения и возраста учеников.

- Продолжительность презентации на уроке.

- Презентация, сделанная учеником.

- Презентация как учительский конспект.

- Коллективное создание презентации учениками.

- Уникальное свойство презентации в рамках конкретного предмета преподавания (например, литературы):

- презентация при изучении эпического произведения, лирики, драмы;

- презентация как инструмент словарной работы;

- презентация как форма работы с текстом: обработка больших объёмов данных (выделение главного, составление тезисов, выстраивание логической последовательности изложения и пр.);

- использование презентации как инструмента анализа текста;

- презентация как инструмент отображения интертекстуальных связей художественного текста.

Посмотрим на два определения презентации:

  1. «рекламное мероприятие, включающее в себя демонстрацию товара, сопровождаемое кино-, видеофильмами, слайдами, а также раздачей информационно-рекламных материалов»[4].
  2. «Общественное представление чего-н. нового, созданного»[5].

Несмотря на то, что оба источника на первый взгляд далеки от образовательной тематики, они достаточно точно определяют понятие презентации. Важно, что презентация включает в себя предъявление другим того, чего раньше не было, рекламирующее что-то новое, то есть стремящееся заинтересовать тем, что раньше было неизвестным или неинтересным. А это есть ситуация обучения.

  1. Пример из личного педагогического опыта работы с презентациями на уроках внеклассного чтения в 8 классе

 В 2011-2012 учебном году я давала открытый урок по внеклассному чтению в 8 классе: «Тема любви в поэтических текстах русской литературы». Учащиеся на уроке познакомились с понятием любви из толковых словарей (Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Д.И. Даля). Но всю глубину этого понятия невозможно постичь, обращаясь только к словарным статьям. Ребятам было предложено обратиться к лирическим текстам, которые и создаются под воздействиям чувств.

 Тема любви здесь понималась очень широко: от любви к родителям с самого раннего детства через любовь к малой родине, дому, улице, на которой живём, к России; через настоящую дружбу, которая проверяется в самых тяжелых ситуациях; первую влюбленность до любви к жизни, к Богу. Также был выбран большой спектр лирических текстов: А.С.Пушкина «19 октября», «Пророк», Н.П. Огарёва «Первая дружба», А.Н.Плещеева «Он шёл безропотно тернистою дорогой…», И.С.Тургенева «Воробей», И.А.Бунина «Матери», А.Д.Дементьева «Баллада о матери», С.А.Есенина «Гой ты, Русь моя родная», «Шёл Господь пытать людей в любови», «Весна на радость не похожа», «Не ветры осыпают пущи…»; Н.М.Рубцова «Тихая моя родина!..», «Букет»;  В.С.Высоцкого «Песня лётчика», Я.Смелякова «Хорошая девочка Лида», Л.Николаенко «В доме тихими делами занята…», Т.Максименко «Был сон – стремительный, прозрачный…», К.В.Рябенького «Вышивала мама, вышивала…», М.Н.Аввакумовой «Мы ели почки сосен майских…», Ольги Кузнецовой «Школьный роман», Н.С.Гумилёва «Мы в аллеях светлых пролетали…», Виктора Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», О.И.Высотской «Любовь, она бывает разной…», Константина Рыленкова «Любовь вечна».

Это был урок выразительного чтения поэтических текстов учащимися с комментариями учителя. Презентацию при изучении лирики готовили сами восьмиклассники (групповая работа по созданию презентации учениками). Презентация учащихся к «Теме любви в поэтических текстах русской литературы» явилась синтезом различных форм понимания лирического текста. Это и эстетическое впечатление учащихся, которое позволило выбрать тот или иной слайд к конкретному стихотворению, и работа с цитатами, и включение иллюстраций известных художников И.И.Левитана «Осень», В.Д.Поленова «Московский дворик», Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», и иконографии, и музыкальное сопровождение некоторых слайдов (П.И.Чайковский «Времена года»). Использование презентации учащимися при изучении лирики позволило пробудить активность читательской рефлексии школьников и по-новому взглянуть на многие уже известные поэтические тексты (презентация к уроку прилагается).

Заключение

Мы живём в то время, когда информация сама по себе бессмысленна. Важны знания, полученные в результате переработки информации, прошедшие этап личностного присвоения.

Полифонизм информационных источников, существующий сегодня, отменяет авторитет единственной точки зрения. Владение новыми информационными технологиями – такая же часть культуры, как правила поведения, как этикет.

Технологически и эстетически виртуальная мультимедийная среда естественна для современного человека, в том числе школьника. Но использование мультимедийных ресурсов (гипертекст, презентации, аудио- и видеоматериалы) на уроке может быть оправдано только достижением нового качества позиционирования художественного текста. Это не самоцель, а инструмент достижения эстетического эффекта на уроках внеклассного чтения.

При изучении произведения на уроке внеклассного чтения целесообразно обращение к мультимедиаматериалам на этапе создания установки на чтение и на этапе итогового эстетического обобщения. На этапе анализа и осмысления текста должны доминировать текстовые материалы вне зависимости от формы их предъявления: печатный текст или компьютерный гипертекст.

Использование информационных технологий на уроке внеклассного чтения предполагает формирование навыков содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды и таким образом формирует  компонент информационной культуры учащихся.

Формируя эстетический компонент информационной культуры учащихся, мы создаём предпосылки для освобождения их от слепого копирования стереотипов массового сознания, доминирующих в этой среде.

                       Информационные источники

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН; Российский фонд культуры. – 2 изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1995.
  3. Ушаков Д.Н. Большой словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007.
  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений утв. Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №986.
  5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
  6. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  7. Родионова Н.А., Синицкая А.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (учебно-методические материалы). – Самара: ООО «Самбр принт», 2014
  8. Фёдоров С.В. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты // Мир русского слова. – 2004. - №1.
  9. Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителя общеобразоват. учреждений / Ю.В.Ээльмаа, С.В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2012.
  10.  Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

 

                                                           Приложение 1

Урок внеклассного чтения

              Тема любви в поэтических текстах русской литературы

Тема урока: Тема любви в поэтических текстах русской литературы

Тип урока: урок  внеклассного чтения (8 класс)

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование у учащихся представления о любви как о многообразном понятии;

- формирование навыков выразительного чтения наизусть поэтических текстов;

-  формирование умения проводить параллели от эпохи к эпохе через литературные тексты

Метапредметные:

- развитие способностей к самостоятельной аналитической и творческой работе с информацией;

- развитие у восьмиклассников логики, умения систематизировать, делать общие выводы

Личностные:

- разовьют интерес и любовь к поэтическому слову;

- проникнутся чувством патриотизма, взаимовыручки, любви к природе, уважения к родителям;

- получат возможность научиться прислушиваться к своим чувствам и выводить их на новый уровень мироощущения.

Основные понятия, изучаемые на уроке: любовь,  дружба,  патриотизм, самопожертвование.

Вид используемых на уроке средств: толковые словари, поэтические тексты, интерактивная доска, ноутбук.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации

Длительность этапа: 10 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата:

- работа с толковыми словарями (Д.Ушакова, С.Ожегова, В.Даля) по статье «Любовь»;

- аналитическая беседа

Методы обучения: метод вынужденного предположения

Формы организации деятельности учащихся: Работа в парах через управляемый диалог.

Функции/роль учителя на данном этапе: Слушание ответов учащихся, обсуждение, выводы.

Основные виды деятельности учащихся: Учащиеся зачитывают разные значения понятия «любви» из словарных статей, анализируют, обсуждают информацию в парах.

ЭТАП 2. Стадия осмысления (организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи).

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: Поддержание активного восприятия новой информации; ее осмысление; cоотнесение полученной информации с собственными знаниями.

Длительность этапа: 20 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата: Предъявление дополнительного учебного материала и организация работы с ним.

Методы обучения: метод выразительного чтения наизусть.

Средства для реализации данного вида учебной деятельности: поэтические тексты.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа по группам, работа с коллективной презентацией.

Функция/роль учителя на данном этапе: предлагает познакомиться с иллюстративным, информационным материалом в виде презентации учащихся на интерактивной доске во время чтения лирических текстов.

Основные виды деятельности: ученики индивидуально выразительно читают поэтические тексты.

ЭТАП 3. Стадия рефлексии (проверка полученных знаний, коррекция)

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов: выведение знаний на уровень понимания и применения; постановка новых целей

Длительность этапа: 10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата: организация учебной деятельности учащихся по изготовлению учебного продукта (учитель), изготовление учебного продукта на основе коллективной работы учащихся

Методы обучения: Метод реификации (от англ. – материализовать).

Средства для реализации данного вида учебной деятельности: художественные тексты, Интернет-ресурсы, программа Microsoft Office Power Point.

 Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Функции/роль учителя на данном этапе: беседует с учащимися в свободной форме, опираясь на их ответы, предлагает расширить понятие любви, данное в начале урока.

Основные виды деятельности: ученики обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения. Составляют синквейн на тему «Любовь».

ЭТАП 4. Подведение итогов урока. Объяснение выполнения домашнего задания.

Длительность этапа: 5 минут

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам: ученики, используя полученный читательский опыт, синквейны, подводят итоги. Учитель корректирует ответы. Восьмиклассники получают домашнее задание  написать сочинение в жанре эссе на тему: «Любовь, она бывает разной…».

Ход урока

Эпиграф к уроку записан на доске:

                                                                  Любовь…сильнее смерти

                                                                 и страха смерти. Только ею,                                                                только любовью держится и          

                                                               движется жизнь.

                                                И.С.Тургенев («Воробей»)

I Этап

Здравствуйте.

Тема сегодняшнего урока: «Тема любви в поэтических текстах русской литературы».

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф, написанный на доске.

Эти глубокие строки я открыла для себя из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей». Они поразили меня и заставили задуматься: «Что такое любовь лично для меня?» «И что вы чувствуете, произнося  это слово?»

Вопрос к Вам: «Какие слова-ассоциации возникают у Вас, когда Вы произносите слово «любовь»? Ученики отвечают: «Чувство, родители,  семья, свидание, Родина и т.д.»

Хорошо, молодцы!

II Этап

 Давайте сформулируем цель урока исходя из его темы. Учащиеся формулируют цель: «Раскрыть понятие «любовь» через осмысление поэтических текстов». Правильно, но какая тогда встаёт перед нами проблема? Ученики формулируют проблему: «Неоднозначность и многогранность понятия «любовь». Молодцы, а как мы будем её решать? Восьмиклассники предлагают способ решения проблемы: «Обратиться к толковым словарям». Хорошо, а какие тогда стоят перед нами задачи? Школьники называют задачи:

1. Раскрыть понятие «любовь» в СРЛЯ с помощью толковых словарей.

2. Прочитать выразительно выбранные тексты о любви, осмыслить их через слуховое и зрительное восприятие.

3. Сделать выводы по теме.

Групповая работа со словарями.

Учитель: «Любовь. Такое привычное и, с другой стороны, сакральное, таинственное слово. Давайте найдём его значение в толковых словарях». Класс делится на 3 группы. Каждой группе даётся по словарю: Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова, В.И.Даля. Ученики сообщают свои результаты. Учитель подводит итоги.

 Учитель: «В СРЛЯ слово «любовь» многозначно. Это и чувство привязанности людей друг к другу, «сердечного влечения»[6],  и уважение, симпатия, чувство долга, ответственности, готовность пойти на подвиг ради другого, вплоть до самоотречения, и «чувство, основанное на инстинкте»[7], например, материнская любовь.

Но всю глубину этого понятия мы не можем познать из словарей. И чтобы разобраться в нашей теме, давайте обратимся к поэзии, ведь прежде всего поэт движим чувством».

          Из «Пророка» А.С.Пушкина:

               И Бога глас ко мне воззвал:

              «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

              Исполнись волею Моей,

              И, обходя моря и земли,

              Глаголом жги сердца людей»[8].

                 

Учитель ставит проблему:  «Когда рождается любовь?

Рождается ли она вместе с человеком или она приобретается с годами, а, может быть, даруется, как награда за хорошие дела?»

Давайте разберёмся.

Родился Человек. Он ещё  ничего не знает, ничего не умеет. Мир для него – сплошная загадка. Но уже с начала жизни младенец бессознательно отвечает на ласку и заботу родителей первой своей улыбкой. Так в человеке рождается первая любовь, любовь к родителям».

  1. И.А.Бунин «Матери» (читает Петрухнова О.)

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушёпотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К её плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?[9]

1906 – 1911

  1. Л.Николаенко «В доме добрыми делами занята…» (читает Шабанова М.)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

  1. Т.Максименко «Был сон – стремительный, прозрачный…» (читает Бутенко А.)

Был сон – стремительный, прозрачный,

Как будто в прошлое прыжок, -

Я на коленях мамы плачу,

От слёз мне горько и свежо…

Ах, первый огурец на грядке –

Как вкусно им хрустела я!

Мне чёрный хлеб казался сладким

И молодою – мать моя.

Земля была живою, теплой

И золотыми петухи.

А дождь за мной по лужам топал,

И зрели первые стихи.

По вечерам – букварь,

                        зачитан,

Понятен каждой буквы мне.

И было воедино слито:

Звезда и всадник на коне,

Земля и мать, рассвет и поле,

Покой и родина моя,

… Жизнь коротка.

Не от того ли

Нас тянет в отчие края?

Где сердцем, легким, чистым, звонким,

По-детски вновь затрепетать.

Себя почувствовать ребёнком,

Во сне смеяться и летать!

  1. К.В. Рябенький «Вышивала мама, вышивала…» (читает Белогоркина А.)

Вышивала мама, вышивала,

создавая счастье и уют.

Вечерами так она певала,

Как теперь, пожалуй, не поют.

Песня тихо тянется, как нитка,

и слова слагаются в узор:

то резная звякает калитка,

и туманный виден косогор,

то свистят малиновые сани,

голубые пляшут бубенцы,

то смеются: «Сами, мол, с усами!» -

молодые, наглые купцы…

Бегает проворная иголка,

и мелькает розовая нить.

Вышивала мама долго-долго,

в песню душу силилась вложить.

Не жалела маленького сердца,

а другим прощала все грехи.

Спать пойдёт, когда на полотенца

красные проснуться петухи.

То по голове погладит дочку,

то заглянет в люльку, спит сынок!

И на песне так поставит точку,

будто бы завяжет узелок[10].  

Учитель: «Любовь к родителям остаётся у человека на всю жизнь. Мало того, с годами она усиливается и крепнет. Эта кровная связь помогает пережить  человеку самые трудные обстоятельства в жизни».

  1. А.Д. Дементьев «Баллада о матери» (читает Еделев В.)

Постарела мать за двадцать лет.

А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,

Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?

Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад,

Кроме мёртвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,

Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне

Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино – и стар, и мал.

Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской

Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать…

Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,

И зашёлся материнский крик:

- Алексей! Алёшенька! Сынок! –

Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.

Встала мать прикрыть его собой.

Всё боялась – вдруг он упадёт.

Но сквозь годы мчался сын вперёд.

- Алексей! – кричали земляки.

- Алексей! – просили. – Добеги…

Кадр сменился. Сын остался жить.

Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку сын бежит,

Жив-здоров, не ранен, не убит.

Дома всё ей чудилось кино.

Всё ждала – вот-вот сейчас в окно

Посреди тревожной тишины

Постучится сын её с войны[11].

Учитель: «Человек растёт, и круг его общения становится шире. В его мире кроме родителей появляются другие люди, которые с годами становятся ему дороги. Кто это? Как Вы думаете?»

Ученики: «Это друзья».

Учитель: «Правильно. Чувство дружбы, возникшее в детстве, проверяется годами. И школьные друзья могут стать настоящей опорой и поддержкой в нашей жизни».

  1. С.А.Есенин «Весна на радость не похожа…» (читает Саляр В.)

Весна на радость не похожа,

И не от солнца жёлт песок.

Твоя обветренная кожа

Лучила гречневый пушок.

У голубого водопоя

На шишкопёрой лебеде

Мы поклялись, что будем двое

И не расстанемся нигде.

Кадила темь, и вечер тощий

Свивался в огненной резьбе,

Я проводил тебя до рощи,

К твоей родительской избе.

И долго, долго в дрёме зыбкой

Я оторвать не мог лица,

Когда ты с ласковой улыбкой

Махал мне шапкою с крыльца[12].

  1. Н.П.Огарёв «Первая дружба» (читает Проданов И.)

Я помню отрока с кудрявой головой,

С большими серыми и грустными глазами…

Тропой росистою мы шли с горы крутой,

В тумане за рекой был город перед нами.

И дальний колокол кого-то звал к мольбе;

А мы, обнявшися, при утренней деннице,

Мы дружбы таинство поведали себе,

И чистая слеза блеснула на реснице.

Расстались мы детьми… Не знаю, жив ли он…

Но дружбы первый миг храню я и до ныне

В воспоминании – как мой весенний сон,

Как песнь сердечную, подобную святыне[13].

      Учитель: «Говорят: «Друг познаётся в беде». Я хочу прочитать Вам стихотворение моего ученика Поветкина Андрея. Послушайте, как шестиклассник точно сумел передать то главное, что заложено в основе дружбы»:

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нет уж сил идти!

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он

Не сможет ли помочь?

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но, если друга надо звать,

То вряд ли это друг.

Учитель: «На жизненном пути настоящие друзья выручают нас в самые  тяжёлые моменты, и иногда ценой собственной жизни».

3) В.С.Высоцкий  «Песня лётчика» (читает Скорик В.)

Их восемь - нас двое. Расклад перед боем

Не наш, но мы будем играть!

Серёжа! Держись, нам не светит с тобою,

Но козыри надо ровнять.

Я этот небесный квадрат не покину,

Мне цифры сейчас не важны, -

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит, и шансы равны.

Мне в хвост вышел «мессер», но вот задымил он,

Надсадно завыли винты.

Им даже не надо крестов на могилы,

Сойдут и на крыльях кресты!

- Я – «Первый», я – «Первый», - они под тобою,

Я вышел им наперерез.

Сбей пламя! Уйди в облака! Я прикрою!

В бою не бывает чудес!

Сергей! Ты горишь! Уповай, человече,

Теперь на надёжность строп!

Нет! Поздно – и мне вышел «мессер» навстречу.

Прощай! Я приму его в лоб.

Я знаю - другие сведут с ними счёты.

А по облакам скользя,

Взлетят наши души, как два самолёта, -

Ведь им друг без друга нельзя.

Архангел нам скажет: «В раю будет туго!»

Но только ворота – щёлк,

Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом

В какой-нибудь ангельский полк!»

И я попрошу Бога, Духа и Сына,

Чтоб выполнил волю мою:

Пусть вечно мой друг защищает мне спину,

Как в этом последнем бою

Мы крылья и стрелы попросим у Бога,

Ведь нужен им ангел – ас,

А если у них истребителей много,

Пусть пишут в хранители нас.

Хранить – это дело почётное тоже,

Удачу нести на крыле

Таким, как при жизни мы были с Серёжей

И в воздухе, и на земле[14].

         

4) А.С.Пушкин. Из «19 октября» (читает Крот А.)

                     .  .  .

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен –

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село[15].

Учитель: «Здесь появляется тема Отечества. Как её можно связать с темой  «Любовь»?

Учащиеся: «Наши родители, друзья тесно связаны с родиной. Сначала это отчий дом, улица, край, где мы выросли. С годами это понятие расширяется, и рождается большая патриотическая любовь к России».

Учитель: «Правильно, молодцы! Послушаем стихотворения на эту тему».

  1. Мария Николаевна Аввакумова «Мы ели почки сосен майских…» (читает Чалоян М.)

Мы ели почки сосен  майских –

казалась сладкою еда.

Мы пили воду из колодцев райских –

казалась мятною вода.

Мы жгли костры.

И плод костров – картошка

Вкусней всего на свете

нам была.

Всё потому, что родина окошко

открыла,

     улыбнулась,

приняла.

  1. Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» (читает Смирнов М.)

 Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона весёлая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь[16].

  1. С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная!» (читает Скорик В.)

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»[17].

Учитель: «Идёт время. Дети взрослеют. И вот она, та первая незабываемая встреча».

  1. Ольга Кузнецова  «Школьный роман» (читает Гуцул А.)

Ресницы грустно опуская,

Глядишь ты в школьную тетрадь

С косичкой девочка смешная

Тебя заставила страдать

А ты сидишь на задней парте

Не понимая, что к чему

Смешались все моря на карте

И летом выпал снег в Крыму

Молчишь, задумавшись о чём-то

А твой учитель не поймёт

Что с белым бантиком девчонка

Тебя не любит и не ждёт

В окно стучаться ветки клена,

И барабанит звонкий дождь

Ты помнишь номер телефона

Но на свиданье не зовешь

Смеётся, ведь она не знает

Кто ей цветы в портфель кладёт

Но эта преданность святая

Тебе наскучит, иль пройдет

Тебя найдет любовь иная,

Большая, взрослая любовь

Но, всё же детство вспоминая

О той девчонке вспомнишь вновь.

  1. Ярослав Смеляков «Хорошая девочка Лида» (читает Гудалова В.)

Вдоль маленьких домиков белых

акация душно цветёт.

Хорошая девочка Лида

на улице Южной живёт.

Её золотые косицы

затянуты, будто жгуты.

По платью, по синему ситцу,

как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,

что рыжий пройдоха апрель

бесшумной пыльцою веснушек

засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым

соседи глядят из окна,

когда на занятия в школу

с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,

по миру идет не спеша

хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,

что в доме напротив живёт.

Он с именем этим ложится

и с именем этим встаёт.

Недаром на каменных плитах,

где милый ботинок ступал,

"Хорошая девочка Лида",-

в отчаяньи он написал.

Не может людей не растрогать

мальчишки упрямого пыл.

Так Пушкин влюблялся, должно быть,

так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,

покинет пенаты свои.

Окажется улица тесной

для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:

смущенье и робость - враньё!

На всех перекрёстках планеты

напишет он имя её.

На полюсе Южном - огнями,

пшеницей - в кубанских степях,

на русских полянах - цветами

и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное,

все пальцы себе обожжет,

но вскоре над тихой Землёю

созвездие Лиды взойдет.

Пусть будут ночами светиться

Над снами твоими, Москва,

На синих небесных страницах

Красивые эти слова[18].

  1. Н.М.Рубцов «Букет» (читает Галкин В.)

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю,

Нарву цветов и подарю букет

Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу: С другим наедине

О наших встречах позабыла ты.

И потому, на память обо мне,

Возьми вот эти скромные цветы.

Она возьмет, но снова в поздний час,

Когда туман сгущается и грусть,

Она пройдет, не поднимая глаз,

Не улыбнётся даже – ну и пусть!

Я буду долго гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю,

Я лишь хочу, чтобы взяла букет

Та девушка, которую люблю[19].

  1. Николай Гумилёв «Мы в аллеях светлых пролетали…» (читает Степанов А)

Мы в аллеях светлых пролетали,

Мы летели около воды,

Золотые листья опадали

В синие и сонные пруды.

И причуды, и мечты, и думы

Поверяла мне она свои,

Всё, что может девушка придумать

О ещё неведомой любви.

Говорила: «Да, любовь свободна,

И в любви свободен человек,

Только то лишь сердце благородно,

Что умеет полюбить навек».

Я смотрел в глаза её большие,

И я видел милое лицо

В рамке, где деревья золотые

С водами слились в одно кольцо.

И я думал: «Нет, любовь не это!

Как пожар в лесу, любовь – в судьбе,

Потому что даже без ответа

Я отныне обречен тебе»[20].

5) В.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне» (читают Семашко А., Букин Р.)

- Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

Не зарастёт на сердце рана,

Прольётся чистыми слезами,

Не зарастёт на сердце рана -

Прольётся пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -

Душа и кровь нераздвоимы,-

Пока жива, с тобой я буду -

Любовь и смерть всегда вдвоём.

Ты понесёшь с собой повсюду -

Ты понесёшь с собой, любимый,-

Ты понесёшь с собой повсюду

Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

- За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернёмся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану

За звёздный пояс, в млечный дым?

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колёса оторвал.

Нечеловеческая сила,

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них,-

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

  1. Ольга Ивановна Высотская «Любовь, она бывает разной» (читает Веденеева О.В.)

Любовь, она бывает разной,

Бывает отблеском на льду,

Бывает болью неотвязной,

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полётом,

Бывает цепью и тюрьмой.

Мы ей покоем и работой,

И жизнью жертвуем самой.

Но есть любовь ещё такая,

Что незаметно подойдёт.

И, поднимая, помогая,

Тебя по жизни поведёт.

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей.

Учитель: «Ребята, о какой любви говорится в последних строках этого стихотворении? Что это за чувство, которое поведет вас по жизни «И будет до последних дней» вашей душой и совестью?»

Ученики: «О любви к Богу».

Учитель: «А как мы можем любить того, кого никогда не видели?»

Ученики: «Через любовь к ближнему». «Ближний – это посторонний человек, которому ты готов помочь, когда это требуется» (вспоминают притчу о милосердном самарянине).

Учитель: «Правильно. А кто пребывает в любви к ближнему, как сказано в Библии, пребывает в Боге, потому что «Бог есть любовь»[21].

  1. С.А. Есенин «Шёл Господь пытать людей в любови…» (читает Комиссарова А.)

Шёл господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать от голода качается, болезный».

Подошёл господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй…маленько крепче будешь»[22].

  1. С.А.Есенин «Не ветры осыпают пущи…» (читает Аникина А.)

Не ветры осыпают пущи,

Не листопад златит холмы.

С голубизны незримой кущи

Струятся звёздные псалмы.

Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идёт возлюбленная мати

С пречистым сыном на руках.

Она несёт для мира снова

Распять воскресшего Христа:

«Ходи, мой сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом

Я вызнавать пойду с тоской,

Не помазуемый ли богом

Стучит берестяной клюкой.

И, может быть, пройду я мимо

И не замечу в тайный час,

Что в елях крылья херувима,

А под пеньком – голодный Спас[23].

  1. А.Н.Плещеев «Он шёл безропотно тернистою дорогой…» (читает Кондратьева А.)

Он шёл безропотно тернистою дорогой,

Он встретил радостно и гибель, и позор;

Уста, вещавшие ученье правды строгой,

Не изрекли толпе глумящейся укор.

Он шёл безропотно и, на кресте распятый,

Народам завещал и братство, и любовь;

За этот грешный мир, порока тьмой объятый,

За ближнего лилась его Святая Кровь.

О дети слабые скептического века!

Иль вам не говорит могучий образ тот

О назначении великом человека

И волю спящую на подвиг не зовёт?

О, нет! не верю я! не вовсе заглушили

В вас голос истины, корысть и суета:

Ещё настанет день… Вдохнёт и жизнь, и силу

В наш обветшалый мир учение Христа.

  1. Константин Рыленков «Любовь вечна» (читает Долотова Н.)

Любовью ль сердце разгорится,

О, не гаси её огня!

Не им ли жизнь твоя живится,

Как светом солнца яркость дня.

Люби безмерно, беззаветно,

Всей полнотой душевных сил,

Хотя б любовию ответной

Тебе б никто не отплатил.

Пусть говорят: «Как всё в творенье

С тобой умрёт твоя любовь».

Не верь в неправое ученье!

Истлеет плоть, остынет кровь.

Угаснет в срок определённый

Наш мир. Угаснут тьмы миров.

Но пламень тот, Творцом возжжённый,

Пребудет в вечности веков.

Учитель: «Мои хорошие, помните: «Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча»

III Этап

Учитель: «Ребята, давайте подведём итоги.  Какие выводы Вы можете сделать из сегодняшней проделанной работы?»

 Ученики: «Сегодня на уроке прозвучали стихотворения многих поэтов разных эпох: 19, 20 веков и наших современников. Но всех их объединяет тема любви, которая по-разному ими раскрывается в зависимости от того, что они вкладывают в понятие «любовь» (обсуждение).

Учитель: Скажите, а помогла ли вам лучше пережить лирические сюжеты, прочувствовать лирических героев подготовленная презентация? (обсуждение)

IV Этап

Учитель: Эту тему, конечно, не раскрыть на одном уроке. Для этого понадобиться целая жизнь. Но мы с вами попытались приоткрыть эту завесу, заглянуть в необъятный и загадочный мир любви. И, я думаю, это у нас получилось. А вы, как думаете? (обсуждение) Я предлагаю вам написать сочинение на тему: «Любовь, она бывает разной…» в жанре эссе. Это и будет вашим домашним заданием.


[1] Фёдоров С.В. О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты // Мир русского слова. – 2004. - №1. – С. 86.

[2] Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! – СПб.: Симпозиум, 2010. – С.43.

[3] Цит. по: Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. – М.: Просвещение, 2012. С. 48.

[4] Цит. по: Ээльмаа Ю.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Ю.В. Ээльмаа, С.В. Федоров. – М.: Просвещение, 2012. С. 50.

[5] Ушаков Д.Н. Большой словарь современного русского языка. – М.: «Альта-Принт», 2007. - С.772.

[6] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН; Российский фонд культуры – 2 изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1995. – С.329.

[7] Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007. – С.418-419.

[8] Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М.: Художественная литература, 1985. – Т. 1. – С.385.

[9] Бунин И.А. Стихотворения и переводы. – М.: Современник, 1985. – С.277.

[10] Рябенький К.В. Снегириная ветка. Стихи. – М.: Современник, 1980. – С.81.

[11] Дементьев А.Д. Я живу открыто. – М.: Эксмо, 2007. – С.С. 82-83.

[12] Есенин С.А. Собрание сочинений в трёх томах/ Под общей ред. Е.А.Есениной, А.А.Есениной и др. – М.: Библиотека «Огонёк». Изд. «Правда», 1970. – Т.1. – С.96.

[13] Огарёв Н.П. Первая дружба. Из сборника «Воспоминания детства». Избранное. – М.: Художественная литература, 1977. – С.170.

[14] Высоцкий В.С. Избранное. М.: Советский писатель, 1988. – С.С. 106-107.

[15] Пушкин А.С. Цит. соч. – Т.1. – С.355.

[16] Рубцов Н.М. Стихотворения/ Составитель, автор вступительной статьи и примечаний В.В. Кожинов. – М. Профиздат, 2000. – С. С. 50-51

[17] Есенин С.А. Цит. соч. – Т. 1. – С.64.

[18] Смеляков Ярослав. Хорошая девочка Лида. Русские советские поэты. Киев: Днiпр, 1977. Вып. второй. – С.С. 216-218.

[19] Рубцов Н.М. Цит. соч. – С. 261.

[20] Гумилёв Н.С. Сочинения в трёх томах. М.: Художественная литература, 1991. – Т. 1. – С. 383.

[21] Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. Гл.4, ст.7,8. – Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство «Протестант», 1991. – С. 182.

[22] Есенин С.А. Цит. соч. – Т. 1. – С.58.

[23] Есенин С.А. Цит. соч. – Т. 1. – С. 60.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема любви в поэтических текстах русской литературы « Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И.С.Тургенев

Слайд 2

«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!..» И.А.Бунин

Слайд 3

«В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта. ... Я тебе отвечу прямо: Это – мама, мама, мама!» Л.Николаенко

Слайд 4

«…Земля была живою, теплой И золотыми петухи. А дождь за мной по лужам топал, И зрели первые стихи…» Т. Максименко

Слайд 5

«Земля и мать, Рассвет и поле, Покой и Родина моя, … Жизнь коротка. Не оттого ли Нас тянет в отчие края ? ..» Т.Максименко

Слайд 6

«Он рванулся из траншеи в бой, Встала мать прикрыть его собой. Всё боялась – вдруг он упадёт, Но сквозь годы мчался сын вперёд…» А.Д.Дементьев

Слайд 7

«Мы поклялись, что будем двое И не расстанемся нигде…» С.А.Есенин

Слайд 8

«Их восемь – нас двое. Расклад перед боем не наш, Но мы будем играть!..» В.С.Высоцкий

Слайд 9

« Мне в хвост вышел «мессер», Но вот задымил он, Надсадно завыли винты. Им даже не надо крестов на могилы, Сойдут и на крыльях кресты!..» В.С.Высоцкий

Слайд 10

«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз…» А.С.Пушкин

Слайд 13

«Тебя найдёт любовь иная, Большая, взрослая любовь, Но всё же, детство вспоминая, О той девчонке вспомнишь вновь» О.Кузнецова

Слайд 14

«Он в небо залезет ночное, Все пальцы себе обожжёт, Но вскоре над тихой Землёю Созвездие Лиды взойдёт…» Я.Смеляков

Слайд 15

«Нарву цветов и подарю букет Той девушке, которую люблю…» Н.М.Рубцов

Слайд 19

«Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку…» С.А.Есенин

Слайд 20

«Идёт возлюбленная мати С пречистым сыном на руках» С.А.Есенин

Слайд 21

«Он шёл безропотно тернистою дорогой…» А.Н.Плещеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в организации внеклассной деятельности учащихся. Проект "Школьная газета"

Проект "Школьная газета" подготовлен в рамках программы "Детская инициатива". Идея проекта укладывается в известное высказывание В.И.Ленина "Газета - это не только коллективный агитатор, но и коллекти...

использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеклассной работе.

а уроках английского языка с помощью компьютера можно решать ряд конкретных задач........

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...