Проблематика рассказа "Ясным ли днём" В. Астафьева
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Тема человек и природа, назначение таланта, любви, влияние войны на человека, проблема отцов и детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yasnym_li_dnem.pptx | 97.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Война калечит человека Баба, наша русская баба, не может бросить мужа в увечье. Здорового - может , сгульнуть , если невтерпеж,- может, а калеку и сироту спокинуть - нет ! Потому как баба наша во веки веков - человек! (Из разговора с призывниками)
Влияние искусства на человека Ясным ли днем, Или ночью угрюмою... Все о тебе я мечтаю и думаю ... Кто-то тебя приласкает? Кто-то тебя приголубит? М-милой своей назовет?..
Пение героя В голосе его, без пьяной мужицкой дикости, но и без лощености , угадывался весь характер, вся его душа - приветная и уступчивая. Он давал рассмотреть всего себя оттого, что не было в нем хлама, темени, потайных закоулков . Полуприщуренный взгляд его, смягченный временем, усталостью и тем пониманием жизни, которое дается людям, познавшим ожесточение и смерть , пробуждал в людях светлую печаль, снимал с сердца горькую накипь житейских будней . Слушая Сергея Митрофановича, человек переставал быть одиноким , ощущал потребность в братстве, хотел, чтоб его любили и он бы любил кого-то .
О таланте Никто не разбрасывается своими талантами так, как русские люди. Сколько их , наших соловьев, испелось на ямщицком облучке, в солдатском строю, в пьяном застолье, в таежном одиночестве позатерялось в российской глухомани ? Кто сочтет?! Только случай, только слепая удача зачерпнет иной раз из моря русских талантов одну-другую каплю...
Война ранит душу …в обеденный перерыв на площади возле церкви вешали человека - тайного агента гестапо, как было оповещено с алтаря тем же лейтенантом с бакенбардами. …Груша дрогнула, сук изогнулся, и все поймали взглядом этот сук. Он выдержал. Только сыпанулись сверху плоды. Ударяясь о ствол дерева и о голову дергающегося человека, упали груши на старый булыжник и разбились кляксами...
Возвращение с войны Ему в радость была каждая травинка, каждый куст, каждая птичка, каждый жучок и муравьишка . Год провалявшись на койке с отшибленными памятью, языком и слухом, он наглядеться не мог на тот мир, который ему сызнова открывался .
После контузии Увидел в зарослях опушки бодяк, долго стоял, вспоминая его, колючий , нахально цветущий, и не вспомнил, огорчился. Ястребинку, козлобородник, осот, бородавник , пуговичник, крестовник, яковку , череду - не вспомнил . - Кульбаба ! Кульбаба ! - и ринулся на костылях в чащу, запутался, упал. Лежа на брюхе, сорвал худой, сорный цветок, нюхать его взялся.
Тема природы Он мял в руках сено , нюхал . И взгляд его оживлялся.
Тема природы Всякий раз, когда приходилось идти от Пихтовки в поселок одному, Сергей Митрофанович заново переживал свое возвращение с войны. Меж листовника темнели таившиеся до времени ели, пихты, насеянные сосны и лиственницы. Они уже начинали давить собой густой и хилый осинник и березник . Только липы не давали угнетать себя. Вперегонки с хвойником настойчиво тянулись они ввысь, скручивали ветви, извертывались черными стволами, но места своего не уступали.
Чем люди живы? Оттого, что у Сергея Митрофановича не было детей, он всех ребят чувствовал своими, и постоянная тревога за них не покидала его. Скорей всего получалось так потому, что на фронте он уверил себя, будто война эта последняя и его увечья и муки тоже последние. Не может быть, думалось ему , чтобы после такого побоища и самоистребления люди не поумнели. Он верил, и вера эта прибавляла ему и всем окопникам сил - тем, кого они нарожают, неведомо будет чувство страха, злобы и ненависти. Жизнь свою употреблять они будут только на добрые, разумные дела. Ведь она такая короткая , человеческая жизнь .
Проблема отцов и детей По радио однажды выступал какой-то заслуженный старичок. Чего он нес! И не ценит-то молодежь ничего, и старших-то не уважает, и забыла-то она, неблагодарная, чем ее обеспечили , чего ей понастроили... "Но что ж ты, старый хрен, хотел, чтоб и они тоже голышом ходили? Чтоб недоедали , недосыпали, кормили бы по баракам вшей и клопов? Почему делаешь вид . будто все хорошее дал детям ты, а худое к ним с неба свалилось? И честишь молодняк таким манером, ровно не твои они дети, а какие-то подкидыши ?.."
Проблема отцов и детей Вот если б все люди - от поселка, где делают фанеру, до тех мест, где сотворяют атомные бомбы,- всех детей на земле считали родными , да говорили бы с ними честно и прямо, не куражась, тогда и молодые не выламывались бы , глядишь , чтили бы как надо старших за правду и честность, а не за одни только раны, страдания и прокорм.
Тема любви Я ведь так вроде бы и не сказал ни разу, что люблю тебя ? Вот так вот проживешь жизнь, а главного-то и не сделаешь.
О таланте Воевать и робить каждый человек может . А талан богом даден. Зачем он даден? Для дела даден. На утешенье страждущих ...
Тема памяти о войне Такие звезды бывают лишь осенями, вызревшие, еще не остывшие от лета. Покой был на земле. Спал поселок. Спали люди. И где-то в чужой стороне вечным сном спал орудийный расчет, много орудийных расчетов. Из тлеющих солдатских тел выпадывали осколки и, звякая по костям, скатывались они в темное нутро земли. Отяжеленная металлом и кровью многих войн, земля безропотно принимала осколки, глушила отзвуки битв собою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Философско-этическая проблематика пьесы "На дне"
Проблематика пьесы М.Горького "На дне". Правда мечты и правда реальности. Спор о человеке....
« Капитанская дочка». История создания. Проблематика.
Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ) Предмет : литература Тема урока: « Капитанская дочка». История создания. Проблематика. Тип урока: урок новых знаний ( урок пр...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Проблематика повести В.Распутина "Прощание с Матерой"
Данный урок разработан для учащихся 11 класса. Занятие прекрасно зарекомендовало себя в формате подготовки к ЕГЭ по русскому языку: внимание учащихся останавливается на проблемах, затронутых автором, ...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Нравственная проблематика повести В.П.Астафьева "Уроки французского"
Маршрутный лист дистанционного урока...