Развитие творческих способностей учащихся
статья по литературе на тему

Федчун Светлана Владимировна

Стаья С.В.Федчун

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. (ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ).

С.В. Федчун,

МБОУ лицей имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова

В статье раскрываются особенности метода проекта на уроках литературы и во внеклассной работе. Использование данного метода способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.

                                                           

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. И одно из приоритетных направлений реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие творческих способностей учащихся. Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные  педагогические технологии. Использование на уроках литературы и во внеклассной работе проектного метода востребовано в сегодняшней школе. Обладая признаками технологии, то есть способностью к повторению, воспроизведению, метод может быть применен в любой школе и в любом классе.

Метод проекта – это «педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность» [1].

Проект как метод позволяет развить уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами и из монопредметного (литература) переходит в межпредметный (русский язык и литература) и даже в надпредметный.

Проект в обучении – это специальным образом оформленные детальные разработки определенной проблемы, предусматривающие поиск условий и способов достижения реального практического результата, это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроке уже на новом поисковом уровне. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования, а не пассивных статистов. И верно отметил Колмогоров: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые рождаются в результате активного участия хотя бы в малой поисковой деятельности» [2].

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий, исследовательский.

Информационный проект направлен  на сбор информации о каком-то объекте, явлении («Деятельность Ломоносова как филолога», «Образ учителя в литературе 20 века»).

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей («Языковая выразительность басни Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»).

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы учащихся. Итогом может стать составление словаря («Проект «Живой словарь», «Энциклопедия одного слова»).

Творческие  проекты предполагают соответствующее оформление результатов: газета, спектакль, литературная гостиная.

Исследовательский  проект требует аргументации актуальности взятой для исследования темы, формулирования проблемы исследования, его предмета и объекта, определения методов исследования, выдвижения гипотез решения проблемы, оформления результатов исследования.

Таблица 1 - Поэтапная работа над проектом

Действие учителя

Действие ученика

 1. .«Погружение» в проект - постановка проблемы                    

Выбор проблемы, вживание в ситуацию, цели и задачи исследования.

2.Организация групп, распределение ролей,   планирование деятельности по решению задач.  

Разбивка на группы, распределение  ролей, планирование работы.

3. Осуществление деятельности. Консультация и контроль.

Самостоятельная деятельность в соответствии с намеченным планом.

4.Презентация. Итог. Обобщение.

Демонстрация результатов.  Исследования.

5.Оценка умений исследователей.

Взаимооценка

Мы разработали смешанный тип проекта, на котором учащиеся исследуют образцы эпистолярного жанра и доказывают, что в письмах можно найти не только отражение души, но и получить нравственные уроки.

Трудно  представить современную жизнь без общения.

Потребность в общении – сложное социально – психологическое явление.  Мы  живем в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации:  SMS, ISQ, Электронная почта. Сейчас можно  позвонить, отправить  SMS. Но с развитием информационных технологий мы меньше времени уделяем просто человеческому общению, в том числе общению через расстояние в форме письма. И тема проекта «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений» является актуальной в наше время.

Проект «Богатство мыслей и чувств писем и однообразие смс-сообщений».

1. Работа  учеников-лингвистов со словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля.

Определение писем в книге Н.И.Греч «Учебная книга Российской  словесности».

2. Деятельность учащихся в группах.

Тематика писем Чехова разнообразна: события личной жизни, переписка с писателями, редакторами, издателями, советы начинающим авторам. Это письма деловые и личные, дружеские и любовные. Адресатами деловых писем Чехова были Н.А.Лейкин, издатель журнала «Осколки» (известно 160 писем к нему), А.Ф.Маркс, издатель журнала «Нива» (60 писем) и А.С.Суворин, издатель газеты «Новое время» (250 писем).

Каким предстает Чехов в этих письмах? Корректным, деловым, остроумным, знающим, глубоко разбирающимся в литературе, чутким к собратьям по перу.

3. Создание синквейна. Письма Чехова. Какие они?

4. Литературоведческий анализ повести В.Кондратьева «Привет с фронта». Повесть В.Л.Кондратьева  «Привет с фронта!» выделяется тонким лиризмом и особой пронзительностью. Эта повесть написана так просто, доступно, искреннее ее читают с большим интересом. Эта повесть о любви, нежности,  верности. На  страницах повести нет ни одного выстрела, она все равно о войне. Она вторгается в жизнь действующих лиц, сводит и разводит, меняет их и формирует их личность. А действующие лица повести – это медсестры и «ранбольные» одного московского госпиталя.

Главное в этом произведении - это письма с фронта лейтенанта Юрия Ведерникова к медсестре Нине.

5. Инсценирование эпизода из книги  В.Л.Кондратьева  «Привет с фронта!»

6. Песня «Письмо из 1941 года»

7. Стихотворения о войне, жанр – письмо.

8. Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху (Письма наших земляков Газета «Кубанские новости»).  

9. Поисковая деятельность. Музей агрофирмы «Победа».Знакомство с письмом, написанным 3 октября 1943 года Павлом Ивановичем Марченко своей жене Ксении Федотовне. Там, на фронте, под прицелом вражеских орудий, солдат думал о том, есть ли дома продукты, корм для коровы. За три года войны не ослабели крепкие нити духовной связи солдата с семьей, если от истопленной женой печи теплее становилось солдату в окопе…

10. Творческая работа. Письма лицеистов ветеранам.            

«Здравствуй, дорогой ветеран! Я пишу письмо человеку удивительной судьбы, чья молодость совпала со временем великого всенародного испытания войной с фашистскими захватчиками. Прошли десятилетия. Наша Родина не знает войны. В мае колышется сирень, пьяняще цветет акация, полыхают тюльпаны и пионы. И дышится миром, весной, счастьем, юностью.

Отчего же 9 мая, дорогой ветеран, ты сурово смотришь вдаль потемневшими глазами? Отчего на глазах многих женщин слезы? Оттого, что на белом мраморе у Великого огня мы читаем золотом выбитые, имена скорбного списка станичников».

11. Работа с эпистолярным жанром в стихотворной форме. Лингвистический и литературоведческий анализ стихотворения С.Есенина «Письмо  матери».

Главный мотив стихотворения – мотив возвращения. Жанр стихотворения – послание.  В стихотворение введены обращения («ты жива еще, моя старушка?); призывы («и молиться не учи меня. Не надо!»); восклицания («ничего, родная! Успокойся»). Эти приемы создают впечатление безыскусственного разговора.

Вместе с тем в стихотворении присутствуют синтаксис и фразеология высокого книжного стиля. Анафорический повтор («ты одна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит еще более печально.

В стихотворении «Письмо матери» выражена надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречий возможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом, материнской любовью, красотой природы.

12.Творческая работа «Письмо маме». Письма лицеистов.

13. Исследования учащихся. Анкетирование учащихся.

14. Примеры переписки смс-сообщений.

Отход от эпистолярного жанра к  SMS  - сообщениям не способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли общающихся между собой людей при помощи SMS остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, превращается в осколки – мысли, даже скорее не мысли, а какой – то набор формальных вопросов и таких же формальных ответов. Невольно ощущаешь, что втягиваешься в некую игру регулярных вопросов: «Как дела?» и таких же ответов: «Нормально».

Настораживает то, что SMS – сообщения многими пользователями воспринимаются как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Глаза образованного человека не хотят воспринимать орфографических и пунктуационных ошибок, которыми пестрят SMS – сообщения. Отказ от эпистолярного жанра отрицательно сказывается на межличностных отношениях и ведет к снижению языковой грамотности, как устной, так и письменной.

Сделаем несколько выводов.

Письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нем образ времени, они характеризует человека, написавшего его.

Письмо – это урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное. Письма – это связь между людьми, между прошлым и будущим.

Таким образом, применение данного педагогического опыта способствует положительной динамике результатов конкурсов в жанре письмо, личностному росту учащихся, привитию им коммуникативных навыков, повышению познавательной активности, развитию навыков исследования. Использование разработок мероприятий такого типа способствует вовлечению учащихся в интересную интеллектуальную деятельность, развитию творческого потенциала детей, создает условия для проявления компетентности учащихся.

                                        Литература:

1. Русский  язык в школе,№ 6, 2011 год.

2.  Литература в школе № 7, 2002 г.                              

3. Сайт:  http://webreading.ru .

4. Фогельсон И.А. «Литература учит», М., «Просвещение», 2005г.

5.Формановская Н.И. «Речевой этикет и культура общения», М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...