презентация к уроку по произведению Михаила Булкаты "Хромец"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Михаил Булкаты "Хромец"-живая история предков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mikhail_bulkaty_khromets.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Гаврилович Булкаты родился 14 ноября 1928 года в селе Чарекаул Ахметского района, в Кахетии. Родители его были зажиточными крестьянами. В детстве бегал в подпасках, учился в школе и одновременно работал в колхозе. В 1933 году отца Михаила Габо «раскулачили» и сослали в Казахстан, где от голода и болезней умерли глава семейства и двое его детей. Оставшихся в живых жену и четверых детей из ссылки тайно привезли домой младший брат Габо Иорам и дядя его Ила. Будучи семнадцатилетним юношей Иорам обошел окрестные села с шапкой в руках и собрал пожертвования на дорогу.
В 1948 году Михаил Булкаты окончил Дуисскую среднюю школу и сразу же поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Получив диплом инженера-эксплуатационника в 1953 году, Михаил Булкаты был направлен на Донецкую железную дорогу, где три года проработал на разных должностях.
В 1956 году Михаил Булкаты вернулся в Грузию и до 1991 года работал в Самтредском отделении Закавказской железной дороги. Трудовую карьеру начал простым диспетчером, а закончил начальником отделения пассажирского транспорта. В городе Самтредиа, где проживал Михаил Булкаты, все хорошо знали друг друга, не раз делились хлебом-солью, но после распада Советского Союза, при Звиаде Гамсахурдиа, вдруг все вспомнили, что Михаил Булкаты - осетин, и ему следует либо признать статус «гостя», либо покинуть пределы Грузии . Михаилу Булкаты пришлось бросить все, чего он добился за всю свою шестидесятилетнюю жизнь. Чудом спасся от смерти и с трудом перебрался в Северную Осетии через Азербайджан. Но и там не нашлось места писателю. В 1993 году он скончался от разрыва сердца в чужом доме в селе Октябрьское Пригородного района и ныне покоится на чужом кладбище.
Его первые рассказы: «Одна слезинка» (« Иу цæссыг »), «Песня трактора и плуга» («Трактор æмæ гутоны зарæг ») и «Раненый фандыр » (« Нæмыгдзæф фæндыр ») в журнале « Фидиуæг » были напечатаны в 1961 году. Это был дебют уже немолодого писателя. Но с помощью всемогущего художественного слова он смог раскрыть характеры своих героев, которые боролись, умирали за свободу своего народа и своей Родины во время Великой Отечественной войны и в жизненных коллизиях суровой, беспощадной действительности.
Михаил Булкаты живо интересовался историей алан, вникал в жизнь осетинской молодежи, людей старшего поколения, фронтовиков, тружеников колхозных полей и рабочих. Он много писал о них, но показывал по-своему, сообразно богатой фантазии. Михаил Булкаты оригинально решал проблемы нравственности, доброты и порядочности. Душе его были близки и переживания одинокого путника Коста, и мечта аланского оружейника Тоха , и плач коня Дзерана …
Ч ерез некоторое время свет увидел историческую дилогию «От Терека до Турции» (« Теркæй - Туркмæ », 1970, 1979), которая принесла автору известность как настоящего масштабного писателя. Спустя три года, вышел в свет второй исторический роман Михаила Булкаты «Честь предкам твоим» (« Дæ фыдæлтæ рухсаг », 1982). В новом произведении писателя с большой исторической достоверностью воссоздана борьба алан против татаро-монгольских захватчиков. В центре внимания писателя – жизнь осетинской молодежи и людей старшего поколения. Булкаты поднимает проблемы нравственности, порядочности, доброты. Часть произведений писателя носит исторический характер, где автор обращается к прошлому. Наполненные внутренним драматизмом, произведения Михаила Булкаты свидетельствуют о нерасторжимой связи поколений, преемственности духовных ценностей, непримиримости к бездушию и лжи.
Беседа по содержанию 1. Какие исторические имена встречаются нам уже в первых строчках произведения?
В 1359—1380 годах в Золотой Орде была, выражаясь словами русских летописей, « великая замятня »: на золотоордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. В 1370-х годах возвысился хан Сырдарьинского улуса Урус-хан . Пришедший в это время к власти в Чагатайском улусе эмир Тимур , опасаясь усиления Урус-хана , в пику ему поддержал другого претендента — Тохтамыша . Урус несколько раз полностью разбивал Тохтамыша , но тому каждый раз удавалось бежать к Тимуру, который вновь давал ему армию. Однако Урус неожиданно умер, и после Куликовской битвы Тохтамыш , при помощи Тимура, наконец овладел престолом объединённой Золотой Орды. В 1382 году Тохтамыш разорил Русь , после чего счёл себя достаточно сильным для того, чтобы выступить против своего бывшего покровителя . После того, как Ургенч , Сарай и Тана были уничтожены, северная ветвь Великого шёлкового пути прекратила своё существование, перестав приносить доходы Тохтамышу . Караваны двинулись по южному маршруту через территорию Тимура, и богатство, которое ранее поступало к Тохтамышу , оседало теперь в казне Тимура. Тохтамыш остался в разорённой и нищей стране и вскоре потерял престол. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
СКОЛЬКО ГЛАВ В ПРОИЗВЕДЕНИИ? ПОЧЕМУ ОНО НАЗЫВАЕТСЯ «ХРОМЕЦ», А НЕ КАК-ТО ИНАЧЕ?
КАКИМ ИЗОБРАЖАЕТ ХРОМЦА АВТОР? ЗАЧИТАЙТЕ .
*Что означает фраза: «плохо, когда муха заставляет льва делать круг длиной в четыре дня?» *кому адресовано это высказывание? *Кого хромец в данном случае считает этой «мухой»? *КАКУЮ ПРИТЧУ ВСПОМНИЛ ХРОМЕЦ? ДЛЯ ЧЕГО АВТОР ВВОДИТ ЕЕ В СВОЁ ПОВЕСТВОВАНИЕ?
Как автор изображает защитников Аланских ворот? Назовите самых смелых из них
Что обещал Тохтамыш Еухору? Сдержал ли он свое обещание?
КТО ТАКОЙ ТОХ? НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ОПИСАНИЕ. РАССКАЖИТЕ О НЕМ.
КОГДА ТОХ ПОЛУЧАЕТ ОТЦОВСКИЕ ДОСПЕХИ? КАК ОН ПОНИМАЕТ ФРАЗУ МАТЕРИ: «ЗЕМЛЯ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ И СИЛУ , И ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ»? ПОЧЕМУ ОН УДИВЛЯЕТСЯ,КОГДА СЛЫШИТ СЛОВА МАТЕРИ? (СТР.193)
КАК ТОХ СТАНОВИТСЯ МАСТЕРОМ? КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ИМЕЮТ ИДОЛЫ? НЕУЖЕЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ОПОРОЙ ОЧАГОВ АЛАНСКИХ ВОИНОВ?
РАССКАЖИТЕ О БОРЬБЕ АЛАНСКИХ ВОИНОВ С ЗАХВАТЧИКАМИ. КАК АЛАНЫ НАЗЫВАЮТ ЗАХВАТЧИКОВ? КАКИМИ СРЕДСТВАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОР,ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЬ МОГ ПРОЧУВСТВОВАТЬ ,ЧТО ИСПЫТАЛИ ХРАБРЫЕ ВОИНЫ. (ГЛАВА 6)
КАК ПОПАДАЕТ ТОХ В ПЛЕН К ТИМУРУ? ПОЧЕМУ ХРОМЕЦ НЕ УБИВАЕТ ЕГО СРАЗУ?
СКОЛЬКО ДНЕЙ ПРОБЫЛ ТОХ В ПЛЕНУ? ВЫПОЛНИЛ ЛИ ОН ЖЕЛАНИЕ ТИМУРА?
КАКОЙ ВЫЗОВ БРОСАЕТ ТОХ ВЕЛИКОМУ ТИМУРУ? КАК ВЕДЕТ СЕБЯ ХРОМЕЦ? ЧТО ПРОИСХОДИТ С АЛАНСКИМИ ВОИНАМИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ТОХ ПОПАДАЕТ В ПЛЕН?
ОПИШИТЕ СОСТОЯНИЕ ХРОМЦА ПОСЛЕ ВСТРЕЧ С ТОХОМ, ПОСЛЕ БЕСЕД. КАКИМИ ЭПИТЕТАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОР ИЗОБРАЖАЯ ВЕЛИКОГО ПОЛКОВОДЦА? ЧТО ЕГО УДИВИЛО, КОГДА ОН УВИДЕЛ ИЗВАЯНИЕ,СОЗДАННОЕ ТОХОМ?
КАК ПОПАДАЮТ В ТЕМНИЦУ КОДЗЫР, МУРТУ, БИРАКАН? КАК РЕАГИРУЕТ НА ИХ ПОЯВЛЕНИЕ ТОХ? (СТР.211)
ЧТО УВИДЕЛИ ОДНОРУКИЕ ВОИНЫ В ТЕМНИЦЕ, КОГДА «СВЕТ ПРОГНАЛ ИЗ КАМЕННОГО МЕШКА ТЕМНОТУ»? КАК ОТРЕАГИРОВАЛ НА ЭТО ХРОМЕЦ? ЧЕМУ ОН НЕ ПЕРЕСТАВАЛ УДИВЛЯТЬСЯ?
КАК ТИМУР ВОЗВРАЩАЕТ МАСТЕРУ ЕГО НОЖ? ПОЧЕМУ АВТОР ПРИДАЕТ ЗНАЧЕНИЕ , КАЗАЛОСЬ БЫ, ТАКОЙ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ, ПО СРАВНЕНИЮ С ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНЬЮ ВЕЩИ, КАК НОЖ? В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЫ ВСТРЕЧАЛИСЬ С СИТУАЦИЕЙ, КОГДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ИГРАЛА ТАКУЮ ЖЕ ВАЖНУЮ РОЛЬ, КАК И В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ?
ПОЧЕМУ ТОХ УМИРАЕТ С УЛЫБКОЙ НА УСТАХ?
В ЧЕМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?
Д/З: ДОСТОЕВСКИЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ» (СОДЕРЖАНИЕ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по произведению С.Т. Аксакова "Буран"
Презентация используется на уроке: "Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова "Буран"....
презентация к уроку по произведению Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
презентация содержит материал к уроку по произведению Ф.Достоевского "Белые ночи"...
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Презентация к уроку по произведению Фета "Чудная картина"
Презентация содержит вопросы к анализу стихотворения....
Презентация к уроку по произведению А.Н. Островского "Гроза"
Тест на знание текста А.Н. Островского "Гроза"...
Презентация к уроку изучения произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 8 класс
Является интересным наглядным дополнением к теме урока....
Презентации к урокам по произведению Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Презентации к системе уроков по философской сказке Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...