Публикации по методике обучения и воспитания и презентации к ним
материал на тему

Середкина Ирина Раистовна

Данные статьи представляют опыт работы по проблемно-диалогическому и балльно-рейтинговому обучению, по воспитанию читательского интереса в современных школьниках. Презентации кратко представляют основные положения некоторых статей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsii_prezentatsii.rar350.66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание талантливого читателя в процессе литературного образования в средней школе

И.Р.Середкина, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ново-Идинская СОШ»,

с.Новая Ида Иркутской области, Россия

Summary. This article considers the problem of educating talented reader in school, techniques of formation of thoughtful reading and conscious attitude to the language. The article defines the role of the teacher, helping the learner to penetrate into the essence of the words in a work of art, to develop the child language culture.

          Keywords: word, information, creativity, language culture, the reader.

          Язык, слово есть первооснова художественной литературы. Он многообразен, вбирает в себя все стили, воздействует на наши мысли и чувства. Именно встреча с удивительным словом начинает эмоциональный процесс чтения. Слово создавалось в житейском опыте предшествующих поколений через обретение присущих ему смыслов, чувств, настроений. Слово есть творчество человека, выражение человеческой мысли, «очеловечивание» окружающего мира. Слово – присущий только человеку признак (животные бессловесны, хотя и их можно научить похожим на речь звукам).

Мы знаем о том, что слово несёт в себе особую энергию. Об этом говорит народная мудрость (Слово толковое стоит целкового. Недоброе слово больней огня жжёт. Хорошее слово – половина дела.), об этом же свидетельствуют научные эксперименты с водой, растениями и воздействующими на них словами. Значит, слово несёт в себе огромную многовековую информацию, в нём сосредоточен духовный и практический опыт поколений.

Всегда ли мы об этом помним? Задумываются ли над этим школьники? У учителя русского языка и литературы есть бесценная возможность показать детям духовную сущность слова, речи.

Чувствовать все оттенки слова, его смысловую, образную и звуковую природу – одно из условий полноценного восприятия художественной литературы. Ведь, к примеру, ребёнок пяти-семи лет не потому часто не проявляет интереса к книге, что плохо читает, а потому, что не все прочитанные слова понимает. То же самое происходит и в средней школе. Читая произведение, особенно классику, ученики зачастую не воспринимают его, если в произведении встречаются неизвестные современному школьнику слова. Это напрямую зависит от того, что собственный жизненный и читательский опыт ребёнка ещё довольно мал.

Большинство людей думает, что человек, изучивший грамоту, уже умеет читать. Это далеко не так. Ведь учат же играть на музыкальных инструментах и понимать музыку, учат рисовать и понимать живопись. И хорошего читателя тоже надо воспитывать, ведь чаще всего школьник читает то, что читают его друзья, по принципу «интересно – неинтересно».

Можно рекомендовать ребятам то, что взволновало вас, взрослых, и заставило думать, вызвало какие-то ассоциации, создало живые образы в воображении. Пусть это даже не всегда соответствует возрасту ребёнка. Читайте вслух, чтобы помочь ученику услышать красоту мысли, чувства, языка художественного произведения, то есть помочь ребёнку сделать первые шаги к воспитанию у него литературного вкуса. «Толкуйте ученику то, чего он не знает, и то, что вам самим занимательно было бы узнать, если бы вы не знали», - писал Л.Н.Толстой.

Говоря об ассоциациях, не стоит забывать, что и другие науки, например, современная физика, математика, не могут быть творчески освоены без ассоциативного мышления и воображения. Выстраивая ассоциации, ученик научится сопоставлять новые знания с ранее приобретёнными, например, при чтении «Мёртвых душ» Гоголя ученик может вспомнить «Скупого рыцаря» Пушкина и «Гобсека» Бальзака.

На уроках, прежде чем читать, надо обязательно провести словарную работу. Необходимо и комментированное чтение художественной литературы, чтобы объяснить и значение слов, и смысл прочитанного. Читаем, к примеру, в 6 классе «Любовь к жизни» Джека Лондона. Ученик задаёт вопрос: «А что такое тюк? Что такое поклажа?»

Думаем, что любого современного педагога очень беспокоит тенденция к снижению словарного запаса учащихся. Меняется стиль общения, мало пишется писем – телефоны заменяют их, - понятие «речевой этикет» для молодого поколения становится не очень нужным. Короткие готовые фразы в SMS-сообщениях заменяют яркий образный язык. Сегодня ученик включен в информационную среду, которая стала более абстрактной, он играет в компьютерные игры. Социальная среда, в которой находится ребёнок, более рациональна, что негативно сказывается на его эмоциональной сфере и эстетическом восприятии им художественного произведения.

Чтение современным школьником классической литературы требует знаний, которые помогут ученику понимать написанное. Конечно, большую роль здесь играет и контекст. Знакомить юного читателя с богатством языка можно как в процессе игры (в средних классах), так и научив самостоятельной работе. Надо воспитать у ученика привычку при чтении выделять незнакомые слова и выражения, выяснять их значение по словарям, справочникам, дополнительной литературе, находить в Интернете. Научить делать выписки, выделять важные места в тексте, делая закладки (помним о бережном отношении к книгам!). «Кто записывает, тот читает дважды», - гласит пословица.

Составление плана прочитанного тоже помогает «идеальному читателю» выделить из текста всю заложенную в нём информацию. Надо научить школьника при чтении любого текста привлекать интегрированные знания (из истории и литературы, литературы и русского языка, литературы и живописи, архитектуры; русского языка и математики и т.д.).

Понимание литературы прошлого очень непростой процесс, требующий определённой читательской культуры. А чтобы воспитать такую культуру, необходимо «заразить» ученика ощущением красоты слова, точностью его смысла и силой выраженного в слове чувства. Школьнику необходимо понимание эпохи, о которой идёт речь в произведении, понимание психологического мира героев иных эпох (наверно, это трудно даже для взрослого читателя, ведь очень часто и взрослые, и дети судят о поступках героев с современной точки зрения).

Чтобы проникнуть в психологию героя, необходима огромная работа воображения, умение перенестись в другую эпоху, представить себе обстановку, людей, среду, нравы, определить взаимоотношения и характер поступков героев не современными мерками, а мерками того времени, о котором идёт речь в художественном произведении. И в этом процессе очень важно понимание слова. Л.Н.Толстой записал в своём дневнике: «Верная передача действительности есть камень преткновения слова. Авось воображение читателя дополнит недостаток выражения автора».

На уроке литературы в 6 классе мы читали рассказ Л.Н.Толстого «Бедные люди». Некоторые дети заплакали, читая эпизод о Жанне, которая обнаружила однажды в студёный ветреный день больную соседку мёртвой: «…И тут же, недалеко от мёртвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстошеих, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу… Видно, мать, умирая, ещё успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем».

Развитие языковой культуры – интересное занятие для ребёнка, и начинать его надо с первых дней пребывания в школе. Как образовалось слово, как его надо применять, что представляется, когда читаешь и произносишь слово – это удивительная игра для развития детского интеллекта и фантазии. Через такое занятие возникает интерес к книге и работается охотно. Ведь чтение – не только удовольствие, но и работа: работа ума и воображения. Э.Хемингуэй сравнивал литературу с айсбергом, который на одну восьмую возвышается над поверхностью воды, а остальная часть невидима. Читателю нужно проделать большую работу, чтобы почувствовать то, что под водой. Почувствовать глубину слова он сможет только тогда, когда овладеет тонкостями языка, научится мыслить, сопоставлять, воображать и переживать.

Когда в 5 классе мы прочитали лирическую прозу В.П.Астафьева «Весенняя ночь» и В.Г.Распутина «Век живи – век люби…», ребятам было предложено написать лирические миниатюры о природных явлениях. Вот что получилось у думающих, внимательных пятиклассников.

«Дождь – удивительное явление природы. Иногда он льётся маленькими капельками, похожими на бриллианты, которые, разбиваясь о землю, звонко разлетаются по сторонам. Очень красив такой дождь в лесу. Мелкие капельки ударяются о листья, о ветки деревьев, и тебя осыпает лёгкий приятный душ. В такое время сердце поёт, хочется бегать от радости по мокрой траве, резвиться». (Дима Б.)

«Мы с друзьями играли на улице, когда внезапно начался ветер. Белые пушистые облака стали собираться в огромную, страшную, чёрную, как ночь, тучу. Резко громыхнуло. Засверкала молния. Пошёл такой дождь, что казалось, будто кто-то там, наверху, плачет горькими слезами. Дождь лил, не переставая, совсем недолго. Неожиданно слёзы прекратились. Ярко засияло солнце, озаряя всё вокруг небесной улыбкой – радугой». (Коля Б.)

К сожалению, в обыденной речи школьников отношение к слову бывает бездумным. Неслучайно в письменных работах многих учеников можно встретить, например, одно и то же слово в каждом предложении («смотрел», «говорил», «мороз» и т.п.). Для формирования в речи школьника точности слова можно использовать хороший приём: «Скажи о том же по-своему». Стремясь к обогащению лексики, уже в 5 классе мы с ребятами договариваемся «забыть» слова «хорошо» и «плохо», ведь есть огромное количество других, более ярких и выразительных слов. Работаем над средствами выразительности.

Приём «словесного рисования» тоже помогает воспитать чуткость к слову. Он не только заставляет искать и находить нужное слово, но и воспитывает образное мышление, рождает собственный художественный образ и даёт возможность воспринять художественный образ в книге, в искусстве вообще. А собственный образ должен содержать новые краски-слова, должен отражать эмоциональный мир ребёнка.

Часто в 5-7 классах мы встречаемся с таким явлением: приходя из начальной школы, где ученик имел хорошие оценки, он вдруг начинает учиться на «тройки», отставать от одноклассников. Но это не «вдруг»! Этому есть объективное объяснение. Подобные трудности испытывает ребёнок, имеющий пробелы в языковой культуре. Небольшой запас слов вызывает речевые затруднения, прямолинейное понимание значений слов – затруднение в мысли. Таким детям трудно читать книги, предназначенные для их возраста школьной программой, следовательно, они либо вовсе не читают, либо читают более лёгкие, не требующие работы ума книги. Мысль таких детей становится ленивой, а чтение – непосильным заданием.

Но нам, педагогам, необходимо увлечь ученика чтением, показать многообразие эмоциональной сущности слова. Приведём в пример две пушкинских строки: «Печаль моя светла…» («На холмах Грузии…») и «На печальные поляны льёт печальный свет она» («Зимняя дорога»). В первой строке – красота чувства к женщине, во второй – одиночество, затерянность в холодном и безлюдном пространстве вселенной.

 Показывая это, мы стремимся расширить словарный запас школьника. Однако значение слова – это только часть дела. Важно, чтобы ученик почувствовал, что каждое слово особенное, даже если по сути выражает одно и то же. И особенно значимо оно в поэзии, так как насыщено звуками, поставлено в ритмический ряд и озвучено рифмой. Учителю важно показать, как от вдумчивого проникновения в каждое слово зависит понимание смысла целого. И без повседневного труда ученика не будет той глубины, с которой станут ученики позже вникать в произведения Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова.

Что мы видим часто в сочинениях старшеклассников? «Блок показывал индустриальное будущее России» - Блок мог предвидеть, но не показывать будущее! «В своей лирике Есенин показывает…», но лирика – это не демонстрация, а выражение чувств. Неточность слова, используемые штампы искажают мысль – надо дать понять это ученикам.

Невозможно обучить яркой речи без образцовых текстов: они должны составлять активный запас, складывающийся из заученных стихотворений классиков, прозаических отрывков. При этом читать наизусть ученик должен так, как свойственно его натуре, без искусственности (думается, человек всегда должен оставаться естественным). «Магия языка в том, что художник, произнося слово, вызывает у слушателя внутренний жест, эмоцию, идею, мысль», - писал А.Толстой в статье «Книга для детей».

Воспитание сознательного отношения к языку как к кладезю духовного, практического опыта, ответственного отношения к слову – одна из насущных задач современного учителя. Шаг за шагом с помощью внимательного отношения к слову должно идти проникновение ребят в тайны мира, человеческих отношений, природы. Ценностно-смысловая сфера изучения связывает сознание и личность, что очень важно для литературного развития учащегося. Иначе это называется «внутренний мир человека».

Считаем, что нельзя педагогу, да и любому взрослому, являющемуся посредником между художественной книгой и ребёнком, сразу пытаться извлечь из чтения поучение, мораль, логическое заключение. Это может разрушить эмоциональное восприятие текста и собственные эмоциональные переживания по поводу прочитанного. Поэтому, делая установку на восприятие (только не «Сейчас мы прочитаем весёлый (грустный) рассказ…»), учитель должен понимать: здесь не может быть шаблонов. Что хорошо для одного ученика, не может быть пригодным для другого (дети индивидуальны!). Ещё одна не совсем верная установка: «Чему учит этот рассказ (книга)?» По сути своей, любое произведение художественной литературы – классической, современной образцовой – учит нравственным ценностям. А что поразило? что заставило задуматься? заставило заплакать, может быть, - об этом надо спросить ученика! Надо, чтобы школьник потрудился над пониманием прочитанного!

        Есть общее необходимое условие при воспитании внимательного читателя: учителю надо прежде всего самому хорошо чувствовать природу художественного произведения и его воздействие на самого себя, затем и на ученика. Учителю самому надо тонко воспринимать все оттенки языка, потому что нельзя научить другого человека мастерству, если сам им не владеешь. И, конечно же, не надо самому давать оценку книге, ведь даже произведения на одну тематику могут быть совершенно непохожи друг на друга. Сравните две повести о детстве: «Детство» М.Горького и «Детство Никиты» А.Толстого. У первого автора это довольно мрачные картины, а второй рисует яркие, радостные, счастливые.

В процессе чтения думающий читатель вступает в диалог с героем, автором произведения, осмысливает написанное. Значит, в процессе литературного развития учащихся активизируется их сознание, наполняется новыми смыслами, расширяется. Современному ученику очень важно дать увидеть связь жизненного и литературного ряда, то есть показать, что художественные произведения неотрывны от жизни (параллели с современностью, считаем, проводить просто необходимо).

Сегодня, когда дети интеллектуально развиваются быстрее, необходимо научить их читать. Но это всегда – и раньше, и теперь – было и остаётся сложным – научить читать вдумчиво, глубоко вживаясь в образный, эмоциональный строй художественного произведения. Педагог, воспитывая «идеального читателя», должен учить школьника управлять мыслительным процессом до тех пор, пока это не станет для ребёнка необходимой привычкой и потребностью.

         «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели» (С.Я.Маршак).

Библиографический список

1. Преловская И.С. Уроки словесности – М.: Просвещение, 1981.

2. Сосновская И.В. Критерии литературного развития учащихся средних классов//Современные проблемы изучения и преподавания литературы: сборник научных и методических трудов, выпуск 8. – Иркутск, 2007.

3. Толстой Л.Н.. Полное собрание сочинений. Т.3 – Ресурс: http://www.litres.ru/lev-tolstoy/polnoe-sobranie-sochineniy-tom-3

4. Троицкий В. О духовной сущности слова и языковом образовании школьников/ ж. Воспитание школьников - №4, 1998.

5.  Чернявская И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры

Уважаемые коллеги, в статье "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)", опубликованной ранее, я поделилась своим...

Методика обучения и воспитания на уроках химии.

Методические рекомендации для учителей химии по организации учебной деятельности с использованием ФГОС...

Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике

Как  известно, чтобы стать сильным, красивым и уверенным в себе гимнастом, надо много и упорно тренировать свое тело, тогда оно станет гармоничным, а гимнаст достигнет вершины в спорте. Выпускник...

Инновационный подход к внедрению современных методик обучения и воспитания

Инновация в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...

Методика обучения и воспитания - анализ детского рисунка

Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир. Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках...

Традиции и инновации в методике обучения и воспитания в преподавании тувинской литературы.

Через  тувинские народные традиции , передаваемые из поколения в    поколение  мы – потомки     и духовные наследники людей, заложившие их основу вел...