Урок литературы. 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
тема урока: Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы по сказке "Теплый хлеб" | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Цель урока: создать условия для освоения обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла; для обеспечения обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст;формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.
- Начало урока. Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, милосердие, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Как вы думаете, что ответил старый индеец?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…
2. Как вы понимаете последние слова старого индейца?
О каких же нравственных понятиях пойдет речь на уроке?
Цель урока:Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом,и поможет нам в этом сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Откроем тетради, запишем тему урока. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста:
1. Почему конь остался в деревне? А) Его ранили.
Б) Так захотел Панкрат.
В) Конь не захотел идти дальше.
2. Какая кличка была у Фильки? А) «Ничего не знаю».
Б) «Да ну тебя!».
В) «Все вы умные».
3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А) О том, как она обидела когда-то солдата.
Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
В) О том, как закончилась война.
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег? А) Началась метель.
Б) Было наводнение.
В) Случилось землетрясение.
5. Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.
Б) Накормил всех.
В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6.О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.
Б) О том, что Филька – плохой человек.
В) О том, что она самая умная.
7. Когда заработала мельница? А) Вечером.
Б) Она сломалась навсегда.
В) Летом, когда потеплело.
8. Как Филька помирился с конем? А) Попросил у него прощения.
Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
В) Он покормил его морковкой.
9. О чем сказка «Теплый хлеб»? А) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
Б) О злых колдунах.
В) О путешествии на необитаемый остров.
10. Какая пословица соответствует содержанию сказки? А) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Б ) Язык до Киева доведет.
В) Делу – время, потехе – час.
Проверим ваши ответы. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б, 9А, 10А.
Оцените свою работу, пользуясь таблицей.
Беседа по тексту сказки.
Итак, сказка «Теплый хлеб» написана через 9 лет после победы в ВОВ. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
(Звучит музыка) Давайте встанем, образуя круг. Я приготовила для небольшой сюрприз – каравая теплого хлеба. Прикоснитесь к нему и вслушайтесь в свои чувства, поделитесь ощущениями.
- Почему сказка названа «Теплый хлеб»?
А сейчас продолжим урок на рабочих местах.
- Кто главные герои сказки?
-Где происходят события?
-Что вы можете сказать о названии деревни?
Обратимся к ключевым словам сказки и попробуем соотнеси слова и выражения
ДОБРО ЗЛО
голод река не замерзнет
мороз хлеб
вьюга холод заледеневшая река
теплая зима люди и конь конь – раненая душа
мельница будет работать
Работа в группах.
- Образ Фильки.
- Образ бабки.
- Образ коня.
- Образ мельника.
Подводя итог на данном этапе урока, давайте ответим на вопрос: «Какой же волк победил в сказке?» Очень важно для каждого человека – это умение приносить людям добро.
Поразмышляйте об этом (структура Стёзе класс)
Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..
Домашнее задание.
Сдача оценочного листа.
Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....