Урок литературы. 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Прокашева Любовь Николаевна

тема урока:  Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Цель урока: создать условия для освоения обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий  «добра» и «зла; для обеспечения обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста, составляющими основу умения учиться понимать текст;формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, умение выбирать индивидуальную образовательную траекторию,  формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции.

  1. Начало урока. Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло —
зависть, ревность,  эгоизм,  ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, милосердие, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Как вы думаете, что ответил старый индеец?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

2. Как вы понимаете последние слова старого индейца?

О каких же нравственных понятиях пойдет речь на уроке?

Цель урока:Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом,и поможет нам в этом сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Откроем тетради, запишем тему урока. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста:

1. Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               А)   Его ранили.

Б)    Так захотел Панкрат.

В)   Конь не захотел идти дальше.

2. Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   А)   «Ничего не знаю».

 Б)    «Да ну тебя!».        

 В)   «Все вы умные».

3. Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А)   О том, как она обидела когда-то солдата.  

 Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.                        

  В)   О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             А)   Началась метель.          

 Б)    Было наводнение.        

В)   Случилось землетрясение.

5. Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   А)  Он не хотел меняться.              

Б)  Накормил всех.        

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6.О чем рассказывала сорока над плотиной?                                                                                                                                       А)   О том, что она разбудила летний ветер.  

 Б)    О том, что Филька – плохой человек.                                                          

 В)   О том, что она самая умная.

7. Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              А)  Вечером.  

 Б) Она сломалась навсегда.  

 В) Летом, когда потеплело.

8. Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             А)  Попросил у него прощения.    

  Б)  Он принес   ему свежего хлеба с солью.        

В)   Он покормил его морковкой.                      

9. О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               А)  О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.

 Б) О злых колдунах.                                                                                  

 В) О путешествии на необитаемый остров.

10. Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.    

Б ) Язык до Киева доведет.

 В)   Делу – время, потехе – час.

Проверим ваши ответы.   Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.

Оцените свою работу, пользуясь таблицей.

Беседа по тексту сказки.

Итак, сказка «Теплый хлеб» написана через 9 лет после победы в ВОВ. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

(Звучит музыка) Давайте встанем, образуя круг. Я приготовила для небольшой сюрприз – каравая теплого хлеба. Прикоснитесь к нему и вслушайтесь в свои чувства, поделитесь ощущениями.

- Почему сказка названа «Теплый хлеб»?

А сейчас продолжим урок на рабочих местах.

- Кто главные герои сказки?

-Где происходят события?

-Что вы можете сказать о названии деревни?

Обратимся к ключевым словам сказки и попробуем соотнеси слова и  выражения

ДОБРО                                           ЗЛО

голод                  река не замерзнет        

             мороз                                         хлеб    

 вьюга                      холод            заледеневшая река

теплая зима         люди и конь       конь – раненая душа

                   мельница будет работать

Работа в группах.

  1. Образ Фильки.
  2. Образ бабки.
  3. Образ коня.
  4. Образ мельника.

Подводя итог на данном этапе урока, давайте ответим на вопрос: «Какой же волк победил в сказке?» Очень важно для каждого человека – это умение приносить людям добро.

Поразмышляйте об этом (структура Стёзе  класс)

Закончите предложение:  Приносить людям добро – это значит …..

Домашнее задание.

Сдача оценочного листа.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....