Клубный час "Сказка по миру летит"
классный час по литературе на тему

Задачи:

- организация занимательного досуга учащихся;

- формирование у детей чувства коллективизма, развитие творческих  способностей;

- воспитание любви к сказкам и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gulyayut_skazki_po_zemle_ershova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Клубный час "Сказка Ершова над миром летит"

Задачи:

- организация занимательного досуга учащихся;

- формирование у детей чувства коллективизма, развитие творческих  способностей;

- воспитание любви к сказкам и чтению.

На доске название мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о замечательной сказке. Этой сказке каждый рад, встречи с ней ждет - стар и млад. А расскажет нам она про приключения паренька. Этот паренёк:

Клад искал на дне морском,
И на небе был послом.
На земле поймал Жар-птицу.
В жёны выбрал Царь-девицу.
Звать его, скажите, как?

(Иван-Дурак.)  
вывешивается картинка

А вы помните,  как звали лучшего друга Ивана, конечно конёк-горбунок.

Именно так автор назвал свое произведение. Вот уже много лет скачет Конек-горбунок по белу свету. У каждого произведения обязательно есть свой автор. Попробуйте расшифровать криптограмму и вы узнаете имя и фамилию автора, написавшего эту сказку. (Петр Ершов). вывешивается портрет

Ведущий: А родился мальчик Петя в далекой, холодной Сибири. В семье чиновника, в городе Тобольске Тюменской области. Родился слабенький, болезненный. И тогда родители решили его «продать». Ну конечно не по настоящему, а так как делается по старинной русской традиции. Подходит нищий. Ему протягивают ребенка, говорят: «Купи», «А сколько возьмете?», «Грош». Нищий берет ребенка, немного подержит, а когда станет уходить,  забудет взять младенца, а болезнь с собой унесет.

Так «продали» и Петю Ершова, мальчик перестал болеть, вырос, выучился. Когда ему было всего 19 лет, написал для нас замечательную книгу. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной  игрушки. 

Гуляют сказки по земле Ершова,

Дорожки детства расстелив у ног.

И серебрится месяц, как подкова,

Которой был подкован Горбунок.

Ершов — умелец, сказочник, волшебник,

Умеющий полжизни одарить.

Он подарил мне сказку, как учебник,

Чтоб я умела чудеса творить.

А вы хорошо знаете эту сказку, давайте проверим. Начинается она словами:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

вывешивается картинка

Ведущий:        Вы помните, что у старика было три сына. Один Иван.

  1. А как звали его братьев?

(Данило, Гаврило, Ванюша)  вывешивается картинка 

  1. Чем Иван любил заниматься?

(Иван очень любил петь). Назовите некоторые из его песен.

(“Распрекрасные вы очи”, ”Ходил молодец на Пресню”)

  1. Какое горе приключилось с семьёй старика?

(Кто-то в поле стал ходить и  пшеницу шевелить.) То есть топтать, портить её.

  1. Кто же это был?

(Кобылица) Из трёх братьев только Иван сумел её поймать. Наверное, Иван был ловким, да смелым? Предлагаю вам испытать себя.

Игра «Поймай лошадку»

И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает

  1. Кого подарила Ивану кобылица?

(2-х Двух коней золотогривых коней и Конька-горбунка)

Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.  
вывешивается картинка

  1. Подсчитайте, какой рост был у Конька – Горбунка.

( вершок равен 4 см, аршин 71 см, всего 81 см)

  1. Куда братья отправились продавать коней?

(На базар) А на базаре народ веселый. Много разных зазывалок знает, шуток и прибауток.

Вам ребята, задание, нужно быстро собрать поговорки вывешиваются на доску

«Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.»

 «Как у наших у ворот

Муха песенку поет»

На базаре царь вывешивается картинка купил у братьев коней, а Ивана взял служить на конюшню.

  1. Какие три задания царь велел выполнить Ивану?

Поймать Жар-птицу, добыть Царь-девицу, достать перстень Царь-девицы.

  1. Давайте вспомним, где в сказке встречается цифра 3?

- Три десятка кораблей, проглоченных чудо-юдо рыбой-китом.

- Два коня и Конёк-Горбунок (дети кобылицы).

- Три сына у старика-отца.

- Три котла, в которых купался Иван.

- Три недели давал царь Иванушке, чтобы он достал Жар-птицу и Царь-девицу.

- Три дня, чтобы достать Перстень царицы из Окияна.    

И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы.

  1. Чем он приманивал Жар – птицу? Картинка

(Пшеном, смешанным с вином)    Игра «Перенеси пшено»

Следующим задание было – добыть Царь-девицу.  

вывешивается картинка

  1. На каком музыкальном инструменте она играла? 

(Гусли) звучит фонограмма, вывешивается картинка

Третьим заданием нужно было достать перстень Царь-девицы

  1.  Где он хранился?

(на дне моря, в сундуке) задание собрать пазл - сундук  на доске

  1. Какие рыбы помогали Ивану достать со дня морского сундук?  

задание – в конверте набор картинок с изображением рыб и животных моря, нужно выбрать Рыба-кит, белые осетры, ёрш, лещ, сом, черный рак, два дельфина, сельди.                             вывешиваются картинки

Иван выполнил все задания царя.

  1.  Что велела царь-девица сделать царь? Что с ним приключилось?

вывешивается картинка - три котла с надписями

  1. Почему царь сварился в котле, а Иван нет? 

(Ивану помогал Конек – Горбунок)

  1. В какой последовательности советовал конек-горбунок нырять Ивану в котлы?              вывешивается картинка

( В молоко сперва ныряй, Тут в котел с водой вареной, А оттудова в студеной.)

  1. Чем закончилась сказка?  

Сердцу  мило! Я там был; мёд, вино и пиво  пил.                                       По усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало.

А.С.Пушкин, прочитав сказку “Конек-горбунок”, сказал Ершову: “Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка”. 

  1. Что же это за “сокровища”?  

Автор использовал пословицы, поговорки, загадки, приемы народных сказок – это все и есть сокровища русского языка. Другими словами герои сказки очень интересно разговаривают.

  1. Какому герою сказки принадлежат эти слова:

Всю я ноченьку не спал;
На моё ж притом несчастье
Было страшное ненастье!
Дождь вот так ливмя и лил…
(Старшему брату Даниле.)

Ну, Иван, - ему сказала -
Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
(Кобылице.)

“Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Коньку-Горбуноку)

Я с повинной головою,
Царь, явился пред тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.
(Спальнику.)

Будьте милостивы, братцы,
Дайте чуточку подраться.
(Ершу.)

“Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царю)

“Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыбе-киту)

Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
(Царь - девице.)

Ведущий: Главный герой  этой волшебной сказки не только умел говорить, и как выяснилось, умел писать. И вам, ребята от него посылка с письмом.

Я – Конечек-горбуночек,

И Иванушке дружочек

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою служу.

Проехали мы по базару,

Купили для вас ребята сладкого товару.

Пряники печатные,

Вкусные, ароматные.

Подходите, угощайтесь,

Не робейте, не стесняйтесь!

Всех ребят угощают пряниками.

Наш клубный час заканчивать пора. До свидания детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие, посвящённое 150-летию А.П. Чехова "Чехов - враг мира пошлости и раболепия"

Мероприятие проходило в рамках проекта "Дружим школами, дружим классами" совместно с учениками 8 классов гимназий №5 и №3 г. Юбилейного. Изюминкой мероприятия явились две инсценировки по рассказам "Пе...

Методическая разработка клубного часа в группе продлённого дня: «Голубь мира», приуроченного к празднованию 70-летия Великой Победы советсткого народа в ВОВ

Цель: Формировать у детей гражданскую принадлежность и патриотические чувства.Задачи:Социально - коммуникативное развитие1. Расширять представления детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земл...

Статья: "Человек двух миров" (к 185-летию со дня рождения А.П. Бородина)

В статье говорится о двух основных гранях  таланта А.П. Бородина  -  композитора и ученого-химика....

Районный фестиваль-конкурс гражданско-патриотической песни «Новокузнецк – нет краше тебя в целом мире», посвященный 400- летию города Новокузнецка

Положение о проведении районного  фестиваля-конкурса «Новокузнецк – нет краше тебя в целом мире», посвященного 400- летию города Новокузнецка    Общие п...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Клубный час ГПД "Рассказы о лете"

Клубный час ГПД "Рассказы о лете"...