Открытое мероприятие, посвящённое 150-летию А.П. Чехова "Чехов - враг мира пошлости и раболепия"
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме

Руднева Наталия Александровна

Мероприятие проходило в рамках проекта "Дружим школами, дружим классами" совместно с учениками 8 классов гимназий №5 и №3 г. Юбилейного. Изюминкой мероприятия явились две инсценировки по рассказам "Пересолил" и "Лошадиная фамилия", а также  фрагменты видеофильма о жизни Чехова в Таганроге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_scenariy_urokaviktorina.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЁННОЕ  150-ЛЕТИЮ

А.П. ЧЕХОВА

ТЕМА: «ЧЕХОВ – ВРАГ МИРА ПОШЛОСТИ И РАБОЛЕПИЯ».

Звучит музыка.1 слайд  (Тема мероприятия)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

     Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы, конечно, знаете, что в этом году знаменитому русскому писателю А.П. Чехову исполнилось 150 лет. Именно этому событию и посвящено наше мероприятие. Сегодня у нас в гостях находятся  ученики 8 г класса гимназии № 3. Мы уже не в первый раз проводим вместе мероприятия в рамках проекта «Дружим школами, дружим классами».

      Высокую оценку творчеству А.П. Чехова дали многие известные русские и зарубежные писатели. (Чтение высказываний, оформленных на плакатах.) Рассказывая сегодня о писателе, мы, конечно, коснёмся его биографии, творчества, но главная наша задача состоит в том, чтобы обратить ваше внимание на некоторые очень важные для формирования характера человека качества, которые Чехов воспитывал в себе.

2 слайд (Портрет Чехова).

1 вед. : А.П. Чехов – один из любимейших писателей нашего народа, наша национальная гордость и слава.

Родился Чехов в 1860 году в городе Таганроге. Отец его был владельцем бакалейной лавочки. Когда будущему писателю, Антоше Чехову, было 16 лет, его отец разорился. Большая семья Чеховых из обеспеченной превратилась почти в нищую, и Антоша должен был не только содержать себя и оплачивать своё учение в гимназии, но и помогать родным.

2 вед.: Уже в эти годы духовный облик Чехова отличался большой глубиной, мужественностью, моральной ясностью. Чехов очень рано стал сознавать ответственность за свои слова и поступки, начал работать над самовоспитанием, противопоставляя мещанской, тяжёлой среде, с её грубостью, неуважением к человеку, свой идеал воспитанного  человека.

УЧИТЕЛЬ. Предлагаем вашему вниманию фрагмент фотофильма.

1 фрагмент фильма Чеховский домик. 3 минуты.

3 вед.: Одной из характерных черт Чехова-подростка и юноши было глубокое чувство человеческого достоинства. В 19 лет он писал своему брату Михаилу:

- Ничтожество своё сознаёшь? Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество.

4 вед.:  Уже в юношеские годы Чехов не извинял некультурности, невоспитанности, отказывал в уважении тем,  кто не стремился к развитию своих способностей, пренебрегал ими. В письме к другому своему брату, Николаю, он подробно раскрыл свой кодекс воспитанности.

5 вед.:  Воспитанные люди,- писал Чехов,- уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.  Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братии.  Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пикквика и вызубрить монолог из Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час.

6 вед.: Чехов с юношеских лет упорно работал над собой, над своим характером. В одном из писем  он писал о том, что привык сдерживать свой от природы резкий, вспыльчивый характер, «ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

УЧИТЕЛЬ. Ещё один фрагмент фотофильма поможет вам почувствовать, в какой обстановке жил писатель.

2 фрагмент «Лавка Чехова». 3 мин. 40 сек.

(Снова включается презентация, на экране портрет Чехова.)

7 вед.: Когда, окончив таганрогскую гимназию, Чехов переселился в Москву, где в это время жила семья, и стал студентом медицинского факультета, ему пришлось взять на себя всю заботу о семье. Он начал сотрудничать в юмористических журналах, печатая в них маленькие рассказы. Начав свой писательский путь как юморист и сатирик, Чехов на первых порах ещё не придавал серьёзного значения своему литературному труду, считая себя будущим врачом.

8 вед.: Но уже тогда его рассказы отличались поразительной глубиной и силой художественного обобщения. Чехов научился передавать в маленьком рассказике всю жизнь человека. А так как героями его рассказов были обыкновенные люди, одни из многих, то чеховский маленький рассказ передаёт течение самого потока жизни. Так Чехов стал творцом нового вида литературы – маленького рассказа.

УЧИТЕЛЬ. Вашему вниманию предлагается инсценировка рассказа «Пересолил».

Инсценировка рассказа «Пересолил».

9 вед.: Чехов был вдохновенным поэтом труда. Труд  для него – основа человечности, основа всей морали и эстетики. Чехов был великим другом маленьких людей, людей труда, и врагом их врагов – паразитов всех видов и обличий. Пошлость, ничтожество, пустота, собственничество – вот  главные враги Чехова.

10 вед.: Чехов был любимым писателем таких людей, как Л. Толстой, М. Горький, К. Э. Циолковский. К.Э. Циолковский  считал Чехова своим собратом по оружию в борьбе с косностью, рутиной, глупостью, невежеством во всех отраслях жизни.

«Хочу быть Чеховым от науки»,- не раз повторяет Циолковский в своих рукописях.

УЧИТЕЛЬ. Наши гости подготовили информацию о А.П. Чехове, которую представят сейчас под рубрикой «Интересные факты из жизни Чехова».

Выступление учеников 8 класса гимназии № 3 «Интересные факты из жизни А.П. Чехова».  Исполнение романса.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите ещё одну инсценировку рассказа «Лошадиная фамилия».

Инсценировка «Лошадиная фамилия».

11 вед. Произведения Чехова учат многому читателя. Они учат отличать правду от лжи, презирать и ненавидеть ложь.

12 вед.:  Они воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству, учат уважать человека, в себе и в других, учат человеческому достоинству. Они воспитывают понимание красоты труда, творчества, созидания.

УЧИТЕЛЬ. А теперь проверим наши знания о Чехове. Предлагаем Вашему вниманию викторину.

ВИКТОРИНА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Проводит учитель.

13 вед.: Гениальные произведения Чехова воспитывают культуру человеческих чувств. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью, что жизнь без высокой, захватывающей цели – не настоящая жизнь. Произведения Чехова учат любви к родине.

14 вед.: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли,- говорит доктор Астров в пьесе «Дядя Ваня»». Таков завет Чехова.

УЧИТЕЛЬ. Этими мудрыми, очень важными словами мы заканчиваем нашу встречу. Спасибо за внимание! До новых встреч!

МУЗЫКА.

Высказывания о Чехове (плакаты).

1.Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…

М. Пришвин

2. Чехов – это Пушкин в прозе.

Л.Н. Толстой

3. Трудно говорить о Чехове – он слишком велик, слишком многогранен, чтобы его можно было измерить.

О Кейси Шон, ирландский писатель

4. Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый…

А.М. Горький

     5.Чехов – неисчерпаем…он говорит о Человеческом с большой буквы.

К.С. Станиславский

 6. …Хотя Чехов стихов не писал, всё же он – подлинный поэт…

Го Мо- Жо, китайский писатель  

 ВИКТОРИНА. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА

  1. Какой из данных рассказов написал А.П. Чехов?

А) «Маленькая»          в) «Хамелеон»

Б) «Воробей»                г) «Бирюк»

  1. Кто из героев Чехова просил неоднократно то надеть, то снять с него шинель?

А) Пришибеев                 в) Булдеев

Б) Смирнов                        г) Очумелов

        3.  Какую рыбу с большим увлечением ловили герои рассказа Чехова?

              А) налим                           в) окунь

               Б) щука                              г) лещ

         4. В каком рассказе Чехова герой для рыбной ловли отвинчивал гайки?

              А) «Беглец»                      в) «Ванька»

              Б) «Злоумышленник»     г) «Детвора»

          5.  Какой  из  псевдонимов не является псевдонимом Чехова?

                А) Прозаический поэт           В) Брат моего брата

                 Б)Человек без селезёнки      г) Человек в футляре

           6. В каком из этих журналов Чехов не печатался?

                  А) «Отечественные записки»       в) «Стрекоза»

                   Б) «Будильник»                               г) «Осколки»      

30 ноября 2010 г.

Учитель Руднева Н.А.                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина

Внеклассное мероприятие  ожизни и реформах П.А. Столыпина....

Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.

Данное мероприятие  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....

Открытое мероприятие, посвящённое 200-летию Ч. Диккенса

            Тема мероприятия: Жизнь и творчество великого английского писателя  Чарльза Диккенса.              Цели:...

Всероссийский открытый урок, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации в 9-м классе

Презентация для проведения урока знаний в 8 и 9 классах. Материал для презентации выбран с учетом рекомендаций министерства образования и науки Российской Федерации.  Для проведения всероссийског...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Открытый урок посвящённый 220 летию Селенгинского пехотного полка и Обобщение тем «Квадратные корни и квадратные уравнения» презентация

Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач по теме и умение применять их при решении реальных жизненных задач Личностные результаты: умение работать, слушать собеседника ...

Открытый урок посвящённый 220 летию Селенгинского пехотного полка и Обобщение тем «Квадратные корни и квадратные уравнения»

Цель: совершенствование практических навыков решения основных задач по теме и умение применять их при решении реальных жизненных задач Личностные результаты: умение работать, слушать собеседника ...