СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРНИРА ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Устинова Зоя Алексеевна

Турнир для учащихся 7 - 8-х классов по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район

посёлок Верхневеденеевский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №15 посёлка Верхневеденеевского

муниципального образования Белореченский район

        СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ТУРНИРА

        ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

                            (7 - 8 классы)

        

                                                                                    УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                   УСТИНОВА З.А.

Сценарий

литературного турнира по произведениям М.Ю. Лермонтова

"Мцыри", "Песня про царя Ивана Васильевича...", стихотворения.

(7 - 8 классы)

Цель: проверка знаний произведений М.Ю. Лермонтова; умений проявлять творчество; воспитывать интерес к литературному прошлому.

В турнире принимают участие 2 команды, состоящие из 8 человек. Команды заранее получают домашнее задание:

1. Подготовить костюмы;

2. Придумать название команды, зашифровать его, чтобы соперники смогли разгадать;

3. Эмблема команды;

4. Приветствие команде соперника;

5. Инсценированное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова: 7кл. - "Спор"; 8 кл. - "Дары Терека".

6. Подготовить по 3 вопроса по творчеству М.Ю. Лермонтова;

7. Инсценировка части изученного произведения:

    7 кл. - "Песня про царя...";  8 кл. - "Мцыри".

8. Выпуск литературной газеты по теме турнира.

     Турнир начинается с выхода команд под звуки старинного танца "ПА-ДЕ-ГРАС".

Команда 7 класса - "Листок"; 8 класса - "Парус".

Приветствие команды "Листок":

 - Когда волнуется душа, и зал шумит в сей час златой,

Соперникам своим мы говорим, приветливо качая головой:

"Кто б ни был ты, соперник дорогой, тебе желаем мы добра.

А если вышли семиклассники на бой с тобой,

Знать, сила наша велика!

Но задаваться нам не диво, сраженье с вами впереди.

Пусть нас жюри рассудит справедливо:

Пред нами суд и правда - всё молчи..."

Приветствие команды "Парус":

Из-под города-то Белореченска,

Из села-то Веденеевского

Пришла на конкурс команда-то лучшая

Из молодцев и красивых девушек.

А желаем мы соперникам нашим

Знания в конкурсе не растерять,

Себя умными показать.

I. Разминка. Конкурс капитанов.

1-ая команда                                                                           2-ая команда

- Как звали молодого купца Калашникова?          - Почему поэму Лермонтов

        назвал "Мцыри"?

                                                            Чей это портрет?

- "Ходит плавно, будто лебёдушка;        - "Он был, казалось, лет шести,

Смотрит сладко, как голубушка;         Как серна гор, пуглив и дик

Молвит слово - соловей поёт..."         И слаб и гибок, как тростник..."

                                                            Кто сказал и кому?

- "Хорошо тебе, детинушка,         - "Усни, постель твоя мягка,

Удалой боец, сын купеческий,          Прозрачен твой покров.

Что ответ держал ты по совести..."          Пройдут года, пройдут века

          Под говор чудных снов..."

II. Игра "Калейдоскоп".

Задание: командам розданы строки из стих. М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта". Строки перемешаны. Команды должны разложить их по порядку и процитировать.

III. Викторина по творчеству.

М.Ю. Лермонтов в произведениях уделял внимание деталям.

Задание. По представленным предметам вспомнить название произведения и, по возможности, процитировать.

1-ая команда                                                                    2-ая команда

1. Листок        1. Кувшин.

Стих "Листок"        "Мцыри".

"Дубовый листок оторвался от        "Держа кувшин над головой,

ветки родимой..."        Грузинка узкою тропой..."

2. Камень         2. Свеча.

Стих "Нищий"         Стих. "Ночь"

"Куска лишь хлеба он просил,         "Один я в тишине ночной;

И взор являл живую муку,         Свеча сгоревшая трещит,

И кто-то камень положил         Перо в тетрадке записной

В его протянутую руку..."         Головку женскую чертит..."

3. Топор.         3. Перчатка

Поэма "Песня..."         Стих. "Перчатка"

"Я топор велю наточить-навострить,         "Досады жестокой пылая в огне,

Палача велю одеть-нарядить,         Перчатку в лицо он ей кинул:

Чтобы знали все люди московские,         "Благодарности вашей не надобно

Что и ты не оставлен моей милостью..."         мне!

         И гордую тотчас покинул..."

IV. Игра "Угадай-ка"

Задание. Командам даются вопросы и варианты ответов.

1-ая команда                                                                  2-ая команда

1.Из какой семьи родом Кирибеевич?        1. Каково имя старой работницы

а) Сигизмунда         в семье Калашниковых?

б) Бориса Годунова        а) Елисеевна

в) Малюты Скуратова        б) Еремеевна

г) Василия Шуйского        в) Евгеньевна

                                                                                                            г) Елизаровна

2. Какой перстень вручил царь                               2. Какая вещь Алёны Дмитриевны

Кирибеевичу?        оказалась у Кирибеевича?

а) с алмазом        а) кольцо

б) с яшмой        б) фата

в) с яхонтом        в) серьга

г) с жемчугом        г) кулон

3. Какую беду молодого опричника        3. Чего больше всего боялась

не предполагал царь?        Алёна Дмитриевна?

а) кончились деньги        а) царского суда

б) конь захромал        б) людской молвы

в) любовь приключилась        в) лютой смерти

г) заболел        г) немилости мужа

4. Какой особый знак принадлежал        4. Какой крест поставили на

опричникам?         могиле Калашникова?

а) чёрная лента         а) кленовый

б) знак ястреба         б) осиновый

в) метла и собачья голова                                           в) дубовый

г) шапка с изображением волка         г) еловый

V. Викторина.

Задание. Командам даются вопросы. Ответы пишут на листах бумаги одновременно, затем сдаются жюри.

а) Какими видами искусства увлекался М.Ю. Лермонтов?

б) Какими западноевропейскими языками в совершенстве владел М.Ю. Лермонтов?

в) Из какого стихотворения эти строки?

"Одинок я - нет отрады:

Стены голые кругом..." ("Узник")

г) Какое стихотворение было передано царю с надписью "воззвание к революции"? ("Смерть поэта")

д) Из какого стихотворения эти строки?

"И ныне всё дико и пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом..." ("Три пальмы")

VI. Инсценированное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова

 (1-ая команда инсценирует стих. "Дары Терека", другая - "Спор")

VII. Викторина "Знатоки"

(Вопросы обеим командам задаются одновременно.)

а) Участникам раздаются листки, на которых записаны слоги, составляющие название стихотворения.

Задание. Составить название стих. Лермонтова.

1-ая команда                                                                       2-ая команда

"За-ве-ща-ни-е"                                                                     "Оп-рав-да-ни-е"

б) Кто из лермонтовских героев был из "роду Скуратовых"?

в) Какими словами завершается "Песня..."?

г) В каком произведении и кому "поднёс чарку мёду пенного боярин Матвей Ромадановский"?

д) Какие произведения М.Ю. Лермонтова так начинаются:

- "Ночевала тучка золотая..."

- "Ох ты гой еси..."

- "Дубовый листок оторвался от ветки родимой..."

- "В минуту жизни трудную..."

VIII. Игра.

 Маленький Лермонтов любил в детстве разбивать варёные яйца.

Задание. Разбить яйцо противника.

XI. Домашнее задание.

Инсценирование отрывка изученного произведения.

1-ая команда представляет сцену "Кулачного боя" из "Песни про...", 2-ая команда  исполняет "Танец рыбок" из поэмы "Мцыри".

Итоговое слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

"Любовь пусть сердце не покинет" Сценарий литературно--музыкального вечера, посвящённого творчеству М .Ю. Лермонтова.

Интегрированный театрализованный проект.( МХК, литература, музыка). Задействованы учащиеся с 5--11 класс....

«Мятежный гений вдохновенья…»: Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова.

«Мятежный гений вдохновенья…» Литературный сценарий по творчеству М.Ю. Лермонтова....

Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов

Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть  стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству М.Ю. Лермонтова "Такой разный Лермонтов"

Литературно-музыкальная гостиная по теме "Такой разный Лермонтов" предназначена для учащихся всех возрастов. Данная разработка может быть проведена как своеобразный итог предметной недели в школе или ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю. Лермонтова «И жизнь, и слёзы, и любовь

   Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Данное мероприятие рассчитано на обучающихся  5-9 классов. Основная цель — привити...