Человек, на котором держится дом
классный час на тему
Разработка классного часа, посвящённого международному женскому дню 8 марта. Работа отмечена дипломом 1 степени в общероссийском конкурсе "Мой Парнас в творчестве" в номинации "Разработка классного часа", июнь 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_na_kotorom_derzhitsya_dom.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Человек, на котором держится дом»
( классный час готовит заранее подготовленная группа, приглашаются родители)
Доска: стенная газета учащихся с фотографиями мам и пожелания детей «Самая классная мама».
Эпиграф:
Везде, везде, куда ни глянь,
Твой труд, твой славный подвиг виден:
И в гордой радости труда
И красота твоя, и сила.
И пусть идут, идут года –
Ты – как весна, ты – молода!
Неважно, сколько лет пробило!
1 ведущий (читает эпиграф)
Март – начало весны. Это придаёт празднику женщин особые неповторимые черты. Сложилась традиция: в этот день петь славу женщине, её мудрости, красоте, славить женщину – мать!
2 ведущий
8 марта в Нью – Йорке был пасмурный день, моросил дождь. Но уже с утра по улицам шли демонстранты. Большинство из них – женщины. Многие несли на руках детей. Так работницы Нью – Йорка выразили свой протест против эксплуатации: 12 – 14 часового рабочего дня, ничтожной заработной платы, невыносимых условий труда.
1 ведущий
В 1910 году в Копенгагене – столице Дании – собрались женщины 12 стран Европы и Америки на II Международную конференцию женщин. Здесь, по предложению Клары Цеткин, было принято решение о ежегодном проведении Международного женского дня, который должен стать днём совместных усилий женщин для достижения равноправия и улучшения жизни.
2 ведущий
В России впервые отмечали этот день в 1913 году. С тех пор прошло более ста лет. Иной стала женщина в нашей стране. Существенно изменилось содержание женского дня 8 марта. В 1965 году было принято решение 8 марта считать красным днём календаря, всенародным праздником.
1 ведущий
Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.
Вам, самым близким и родным
Учителям, бабулям, мамам, сёстрам
Мы в этот праздник говорим:
«Без вас мы жить не можем просто!»
2 ведущий
В этот день приятно вспоминать пройденный женщиной путь, трудный и благородный. Как не почувствовать благого изумления и не преклониться перед молодыми жёнами декабристов, когда они, выросшие в атмосфере столичного большого света, порвали со своим прошлым, расстались с родными и друзьями и бросились как в пропасть, в Сибирь, чтобы разыскать своих мужей в каторжных рудниках. Эти женщины разделили с мужьями их участь, полную лишений и бесправия ссыльнокаторжных. Чтобы ещё более оценить величину подвига Трубецкой, Волконской, Муравьёвой, Нарышкиной, надо помнить, что всё это происходило в 30-х годах 19 века, когда Сибирь представлялась мрачным ледяным адом, откуда невозможен возврат.
1 ведущий
Драматург А.Н.Островский много писал о тяжёлой женской доле, о страданиях женского сердца, об унижении женщины сильными «мира сего». В пьесе «Бесприданница» рассказывается о небогатой русской девушке Ларисе Огудаловой. Она имела несчастье полюбить крупного промышленника Паратова. Но тот променял любовь Ларисы на золотые прииски – приданое богатой невесты. Иллюзии девушки быстро рассеялись. Она осталась с ненавистным ей Карандышевым, за которого собиралась выйти замуж по настоянию матери.
Звучит романс «А напоследок я скажу…»
Ученик 1
«Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери, - писал Н.А.Некрасов. Каждому из нас – от колыбельной песни до последнего вздоха – мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.
Ученик читает стихотворение Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!
Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..
Ученик 2
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею и умом.
Ещё весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нём.
Не их наряды и не профиль римский –
Нас покоряет женская душа.
И молодость её. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны моей
Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
2 ведущий
70-е годы 19 века… Вдали от родины умирает неукрощённый «Искандер» - А.И Герцен. Томится на каторге Н Г Чернышевский. Трагически обрывается жизнь Д. Писарева. Созрело и рвётся в бой новое поколение. Среди них – лучшие женщины-революционерки – семидесятники. Это Вера Засулич, Вера Фигнер, Софья Перовская.
Ученик 3
Софья Львовна Перовская… Дочь петербургского губернатора и племянница министра, из знатного аристократического рода. В 17 лет порвала с семьёй, отказалась от богатства. Сыграла выдающуюся роль в революционном движении.
Вера Николаевна Фигнер… Народовольцы вынесли смертельный приговор Александру II. Началась отчаянная схватка с правительством. Среди которых была Вера Фигнер. После исполнения приговора её арестовали. 20 лет она провела в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях.
3 ведущий
В своё время из рук в руки ходило стихотворение Полонского, посвящённое женщине. Вот отрывок из него:
Что мне она! – не жена, не любовница
И не родная мне дочь!
Так отчего же её доля проклятая
Спать не даёт мне всю ночь!
Спать не даёт, оттого что мне грезится
Молодость в душной тюрьме
Вижу я – своды ... окно за решёткою,
Койку в сырой полутьме…
1 ведущий
Нельзя сегодня не говорить о женщине в годы суровых испытаний нашей страны – в годы Великой Отечественной войны.
Война высветила их новые качества: патриотизм, умение делить с мужчинами тяготы этой страшной трагедии. В глубоком тылу женщины делали всё для фронта, всё для победы. А на фронте были и снайперами, и пулемётчицами, и лётчиками, и зенитчицами, и разведчиками. У войны не женское лицо! И выстояли наши женщины! И победили! Сотни тысяч женщин награждены орденами и медалями за боевые заслуги.
Ученик 4
Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Рубила, возила, копала…
Да разве всего перечесть
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь.
2 ведущий
Мы помним женщин, погибших в битве с фашизмом, погибших в расцвете юности. И всё же чувствуешь их живыми. Ведь память нельзя убить. Мы вечно будем помнить и Зою Космодемьянскую, и Любу Шевцову, Таню Савичеву, и Женю Рудневу и многих-многих других, отдавших свою жизнь для мирного будущего. Каждая из них живёт среди нас. Они в улыбках детей, в подвиге первых женщин-космонавтов – Валентины Терешковой и Светланы Савицкой.
Теплота женских сердец, женская любовь давали солдатам силы, чтобы жить, воевать, побеждать.
Ученик 5
Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
3 ведущий
Далеко не все ждавшие своих близких увидели любимые лица после войны. Всем матерям, дождавшимся и не дождавшимся своих сыновей и дочерей, Р.Рождественский посвятил стихотворение «Реквием»
Ученик 6
Ученик читает стихотворение (отрывок)
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,—
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,—
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,—
заклинаю,—
помните!
1 ведущий
Великое, святое слово – мать. О ней – вечно живые, прекрасные слова из романа А.Фадеева «Молодая гвардия» (часть 1, глава 5)
«...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были еще так малы, что походили на пеленки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщенными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «ба — ба, ба-ба». Я вижу, как сильной рукой своею ты подводишь серп под жито, сломленное жменью другой руки, прямо на серп, вижу неуловимое сверканье серпа и потом это мгновенное плавное, такое женственное движение рук и серпа, откидывающее колосья в пучке так, чтобы не поломать сжатых стеблей.
Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала белье, когда мы жили одни, — казалось, совсем одни на свете,— и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как
они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим пометом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывающую из шелка, с кольцом на пальце, когда ты подняла стакан с красным молдаванским вином. А с какой покорной нежностью полная и белая выше локтя рука твоя обвилась вокруг шеи отчима, когда он, играя с тобой, поднял тебя на руки, — отчим, которого ты научила любить меня и которого я чтил, как родного, уже заодно то, что ты любила его.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Ты проводила на войну сыновей, — если не ты, так другая, такая же, как ты, — иных ты уже не дождешься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, —. все это сделали руки матери моей — моей, и его, и его.
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...»
2 ведущий
Женщина свободного мира. Это мать, которая с нами, это работница, врач, педагог, ветеринар, бухгалтер. Это человек, чью заботу мы чувствуем ежеминутно, в чьих руках мы нуждаемся каждый день.
Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать её тем же – любовью, вниманием, заботой.
Ученик 7
Читает отрывок из поэмы « Слово о матери» (Расул Гамзатов)
Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать!
3 ведущий
Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем!
Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое чувство. Вспомним Ромео и Джульетту, А.С.Пушкина и Н.Н.Гончарову, И.С.Тургенева и П. Виардо.
Поэты, показывая величие, могущество любви, её радости и муки, как никто другой учат нас понимать и ценить это чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным. Всё, что нам свято, дорого названо именем Матери.
Ученик 8
Читает стихотворение Е.Горбовской «Берегите мам!»
Хранит тепло и радость отчий дом.
Но как, друзья, мы в юности беспечны.
Нам кажется, что мамы будут вечно
И чувства оставляем на «потом».
Всё – на «потом»!
Ведь жизнь, она большая!
Несутся в суете часы и дни.
И мя себя ругаем и казним,
Когда однажды мам своих теряем.
И в отчем доме станет пусто нам,
И душу боль жестокая заснежит,
Пока не поздно, берегите мам!
Дарите им любовь свою и нежность.
Почаще улыбайтесь по утрам,
Любые расстоянья сокращая.
Поверьте, тяжелее нет утрат и горше дня,
Когда мы мам … теряем.
Ученик 9
Читает стихотворение П.Градова «Человек, на котором держится дом»
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порой грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть тридцать ей иль семьдесят три-
Сколько б ни было ей, возраст тут ни причем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном,
Потому, что она, потому что она-
Человек, на котором держится дом.
Нас куда- то уносит стремительный век.
В суете мы порой забываем о том,
Что она- не фундамент, она- человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Все исполняют песню «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети».
Далее демонстрация презентаций учащихся о своих мамах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
человек есть дробь,в которой...
В своей работе при прохождении темы дробь в 6 классе детям предлагаю написать эссе на тему "Человек есть дробь".Учащиеся удивляются. Как? По математике написать эссе.Заодно даю это задание и ст...
"Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".
Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...
"Нравственный закон, которым держится жизнь" (по повести В.Распутина "Живи и помни")
Конспект урока для внеклассного чтения с индивидуальной работой в опорных картах учащихся....
Сценарий "Человек, на котором держится дом"
Сценарий празднлвания Дня матери...
Метапредметное внеклассное мероприятие: физико-математическая конференция "Числа, на которых держится мир".
Почему наш мир устроен так, а не иначе? Потому что в нём действуют определённые физические законы. Но что лежит в основе этих физических законов, благодаря которым существует наш мир и мы в нём? Как ф...
Сочинение Васильева Айала «Человек, на котором я хочу равняться»
Каждый из нас, бесспорно, имеет свой собственный идеал, фигура, на которую при любых жизненных обстоятельствах старается быть похожим. Для меня таким человеком является Нина Прокопьев...