Героический характер в литературе
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы с применением проблемной технологии на материале новеллы Проспера Мериме "Маттео Фальконе". "Героический характер в литературе" для учащихся 7 класса. Урок проводится после изучения повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы
по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
Героический характер в литературе
7 класс
Урок разработала
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ№5
Бахмутова Эльза Ильгизовна
Проспер Мериме "Маттео Фальконе"
Героический характер в литературе
Цели урока:
- продолжить знакомство с жанром новеллы;
- развивать умения и навыки рассуждения - размышления;
- выявить черты героического характера.
Методические приемы:
- рассказ учителя;
- тестовая работа;
- создание проблемной ситуации;
- беседа по вопросам;
- анализ текста;
- творческая работа ( создание устного сочинения - размышления)
Оборудование урока:
- книги Проспера Мериме;
- повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
- иллюстрации учащихся к новелле;
- мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Вступительная беседа.
Вы прочли произведение Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
- Что вы знаете об этом писателе?
Проспер Мериме (1803 - 1870) - один из замечательных французских писателей XIX века. ему принадлежат произведения разных жанров - пьесы, исторические романы, но наибольшую известность писателю принесли новеллы 1820-1840 -х годов.
Герои П.Мериме всегда необыкновенные люди, с исключительной судьбой. Достаточно вспомнить Кармен - имя этой героини известно всему миру. Знаменитая опера Бизе написана по мотивам новеллы Мериме.
Мериме был страстным пропагандистом русской культуры, изучал русскую историю XVII-XVIII веков, переводил произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева.
Новелла "Маттео Фальконе" была написана в 1829 году и тогда же переведена на русский язык. Одним из переводчиков был Н.В.Гоголь. Интересно будет сопоставить повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" с новеллой "Маттео Фальконе".
Обратимся к произведению Проспера Мериме "Маттео Фальконе". Передайте содержание новеллы несколькими предложениями.
Для проверки знаний учащихся по содержанию новеллы предлагается выполнить тестовую работу.
II. Тестовая работа по тексту новеллы"Маттео Фальконе"
1. Действие новеллы происходит: а) на побережье моря;
б) на крутом возвышенье; в) в долине реки.
2. Маки - это: а) цветы; б) плантация для выращивания товара контрабандистов; в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.
3. "Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвет выделанной кожи" - это портрет: а) Маттео Фальконе; б) Теодора Гамба; в) Джаннетто Санпьеро.
4. Фортунато спрятал бандита: а) в погребе; б) в доме; в) в копне сена.
5. Желтые Воротники - это: а) пастухи; б) корсиканские солдаты; в) бандиты, которые прятались в маки.
6. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил: а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат; б) в двухэтажном особняке; в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.
7. Фортунато был мальчик: а) корыстный; б) бескорыстный; в) очень трусливый.
8. Солдаты: а) сразу пристрелили пойманного бандита; б) перевязали ему рану; в) заковали его в кандалы
9. Маттео Фальконе: а) был связан с бандитами общими незаконными делами; б) он был зол на бандитов; в) уважительно относился к ним за мужество и смелость.
10. Джаннетто: а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь; б) он сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео; в) он кричал и ругался на Маттео последними словами.
11. Маттео: а) похвалил сына за полученные от сержанта часы; б) вдребезги разбил их; в) не обратил на часы внимания.
12. Маттео заставил сына перед смертью молиться: а) чтобы дать себе время остыть, простить ребенка и изменить свое страшное решение; б) чтобы дать сыну умереть христианином; в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил
13. Поступок Маттео вы объясняете: а) великой любовью к родине; б) эгоизмом; в) чувством собственного достоинства и чести.
14. В ситуации сыноубийства чей поступок вы одобряете: а) Маттео Фальконе; б) Тараса Бульбы; в) осуждаете обоих.
(После проведения тестовой работы провести проверку, выведя ключи к тесту на экран)
Ключи к тесту: 1 - а); 2 - в); 3 - а); 4 - в); 5 - б); 6 - в); 7 - а); 8 - б); 9 - в); 10- а); 11 - б;
12 - б);13 - в); 14 - в)
III. Беседа по прочитанному тексту.
1. К какому жанру можно отнести прочитанное произведение Проспера Мериме: новелле или рассказу?
(Это новелла. Новелла - небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым, быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.
2. Почему новелла начинается с описания маки?
(Это дает возможность читателю сразу познакомиться с местом, где происходит событие. Непроходимые заросли, полуцивилизованное население, примитивный быт, суровые и простые нравы - вот место развития событий)
3. Почему мальчик неоднократно подчеркивает: "Мой отец - Маттео Фальконе?" В каких случаях от так говорит и что хочет этим подчеркнуть?
(Отец мальчика уважаемый житель маки, мужественный и отважный человек)
4. Кто виноват в смерти Фортунато? Почему?
( Мальчика погубила корысть. Отчасти виноват сержант, который посулил ему за выдачу преступника часы)
5. Почему Тарас Бульба отказался похоронить убитого им сына, а Маттео сам заботится о погребении Фортунато?
( Вспомните, как по - разному они ведут себя: "Погребут его и без нас!" - так говорит Тарас Бульба на предложение Остапа похоронить Андрия, а Маттео скажет жене: " Я сейчася похороню его". Слишком большим был позор для Тараса Бульбы, он предал не только своего отца, брата, семью, но и всех казаков, свое Отечество, веру. Маттео же не сразу убивает своего сына, он приказывает ему молиться, чтобы Фортунато умер христианином.
Сравните, как описывают авторы гибель героев: "Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова" - таков эмоциональный отклик Н.Гоголя на смерть своего героя. "Маттео выстрелил, и мальчик упал мертвый" Автор отнюдь не равнодушен к своим героям, просто оно показывает, что каждый из них действует в строгом соответствии с условиями, в которых живет: с точки зрения жителей маки Маттео Фальконе прав.
6. Как вы определяете характер Маттео - романтический или героический?
( В характере героя сочетаются черты романтического и героического характера. С точки зрения жителей маки Маттео совершил героический поступок. Образ Маттео овеян также романтическим ореолом. Сильный, мужественный характер, не боится никого.
7. Какая разница между романтическим и героическим характерами?
(Романтический герой не всегда способен на убийство, он чаще окружен орелом таинственности)
8. Вынесите приговор Маттео Фальконе с точки зрения:
а) жителей маки;
б) современного цивилизованного общества;
в) вашей совести.
( Учащиеся высказывают свою точку зрения. Их потрясла смерть мальчика. Учащиеся не разделяют точку зрения жителей маки. Детям жалко мальчика, считают, что смерть - это слишком суровая плата за проступок мальчика)
9. Какое впечатление на вас произвела новелла?
( Можно по - разному относиться к поступку Маттео, но остаться равнодушным к этому человеку нельзя)
IV. Творческая работа
Учащиеся делятся на 4 группы и готовят устно ответ на вопрос. Ответы должны быть аргументированны.
1. "Маттео Фальконе - герой или убийца?"
2. "Право ребенка на ошибку"
3. "Помого правосудию? - Предатель !"
4. "Жестокость или справедливость?"
V. Слушание и обсуждение ученических ответов.
VI. Подведение итогов.
Мы убедились, насколько сложен и неоднозначен характер героя новеллы Маттео Фальконе. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунато. Фортуна - значит удача. Фортунато "был надеждой семьи и продолжателем рода". В этом имени - трагическое несоответствие судьбы героя их первоначальным надеждам.
VII. Домашнее задание
Написать сочинение - размышление по одной из предложенных тем. Прочитать новеллу Пр.Мериме "Таманго".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презетация к уроку "Героический характер в литературе"
Эта тема - одна из наиболее важных в патриотическом воспитании школьников...
героический эпос (урок литературы в 6 классе)
Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.Цель урока – дать представление о былинном жанреЗадачи урока:Дать представление об исторической основе был...
героический эпос (урок литературы в 6 классе)
Стратегия: «Зигзаг-2», эта стратегия подходит для работы с текстами небольшого объема, она состоит в следующем: учащимся предлагается сформулировать вопросы по изучаемой теме, если с этим ...
Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»
Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...
«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».
Цели урока: знакомство с новым малым эпическим жанром, новеллой, закрепление навыков анализа художественного текста, искусство автора при создании героического характера в лите...
Презентация Героический характер в произведении Мериме "Маттео Фальконе"
5 класс к уроку внеклассного чтения...