Инновационный проект
методическая разработка по литературе на тему
Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту | 131.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО НИРО
Кафедра словесности и культурологии
Инновационный проект
Тема: «НА ВСЕХ СЛОВАХ – СОБЫТИЯ ПЕЧАТЬ»
Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту
Автор работы: Мухина С.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г. Сергач
г. Нижний Новгород 2014 год
Идея проекта. Актуальность проблемы.
Научить учиться. Как реализовать на практике эту формулу успешности учебного процесса? Как сделать многотрудную работу над художественным текстом интересной и увлекательной?
Разумеется, это не простая задача, требующая от педагога больших усилий по подготовке урока. К тому же, в условиях внедрения новых образовательных стандартов предусматривается необходимость максимальной самостоятельности обучающихся. То есть, учитель по установке не должен быть ментором, вещающим с кафедры прописные истины, обязательные к формальному заучиванию. Особую значимость в этих условиях приобретает умение педагога активизировать максимальное количество учащихся класса. Но как этого достичь, если проблемой для современной школы, а значит и для учителя-словесника, по- прежнему остается отсутствие у школьников интереса к чтению.
Нежелание, а порой и неумение читать (в пятый класс приходят дети, техника чтения которых не выдерживает никакой критики, с крайне ограниченным словарным запасом!) приводит к тому, что школьники зачастую не могут справиться с элементарным, казалось бы, заданием: объяснить лексическое значение широко употребляемого слова. Получается, что ребенок не понимает родную речь, не владеет родным словом! А это весьма тревожный симптом, требующий незамедлительного вмешательства и поиска выхода из создавшейся ситуации. Ведь адекватное понимание слова и текста – это не только главное условие для успешной сдачи экзамена по любому предмету, но и важнейший показатель общей культуры обучающегося, фактор, свидетельствующий о сформированности личности.
Что же может обеспечить новизну, необычность и неожиданность учебных заданий, способствующих пробуждению интереса у школьников к изучаемому материалу? На наш взгляд, таковыми являются нестандартные задания, к которым относится проектная деятельность по созданию лингвокультурологических словарей. Данный вид деятельности имеет цель повысить мотивацию участников учебно-воспитательного процесса и в конечном итоге призван стимулировать интеллектуальный рост личности, развивать творческие способности школьников.
Цель и идея замысла. Задачи.
Исходя из вышеизложенной проблемы и изучая возможности проектной деятельности по созданию лингвокультурологического словаря, мы ставим цель открыть дополнительные ресурсы слова, углубить представление о лексеме как коммуникативной эстетической единице речи, сформировать у обучающихся умение использовать изобразительно-выразительные средства языка, расширить кругозор школьников в постижении образной картины мира.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач.
Во-первых, поскольку в центре внимания филологического образования всегда находится текст, необходимо было задействовать всевозможные дидактические средства развития, обучения и воспитания для стимулирования у обучающихся необходимого – желания работать с текстом.
Во-вторых, представить систему заданий и приемов, направленных на расширение кругозора обучающихся, на формирование их речеведческой деятельности.
И, наконец, создать лингвокультурологический словарь школьника как итоговый компонент в работе над художественным произведением.
Словарь, совмещающий в себе комплексную лингвокультурологическую характеристику слова, отражающий межпредметные связи лингвистики и литературоведения, способствует повышению общефилологической культуры школьников. Как показывает практика, работа по созданию словаря позволяет успешно развивать творческие способности школьников, формировать исследовательские навыки, воспитывать культуру общения и пробуждает интерес к самому процессу обучения.
Концепция проекта.
В условиях внедрения ФГОС, предусматривающих введение новой учебной дисциплины «Русская словесность», как никогда становится актуальным приобщение обучающихся к проектно-исследовательской деятельности, связанной с анализом текста и совмещающей в себе работу лингвистическую и литературоведческую. Создание лингвокультурологического словаря, отнюдь не являясь самоцелью, может служить органичным звеном в структуре творческого процесса при работе с художественным произведением. Вглядываясь в слово, вслушиваясь в него, постигая его своеобразие и открывая богатейшие возможности, школьники учатся видеть в тексте отражение особенностей языковой картины мира. Сравнивая и сопоставляя тексты, находить либо традиционное, либо индивидуально-авторское звучание языковой единицы.
Художественный текст – это айсберг, в котором явное (малое и несущественное) всегда находится на поверхности, а тайное (главное) скрыто. Не случайно Э. Хемингуэй, давая совет своему приятелю Самуельссону по поводу писательского ремесла, указывал как на необходимое условие «не все выплескивать на бумагу». «В литературе, - говорил он, - важно то, что вы оставляете невысказанным. Девять десятых от этого остается под поверхностью». Выявить это «невысказанное» - главная задача, стоящая перед обучающимися. Решить эту задачу и помогает работа по созданию словаря.
Восприятие текста – это творческий процесс, зависящий от таких факторов, как общая культура читателя, его филологическая начитанность, индивидуально-психологические особенности и т.д.. Но вместе с тем есть в этом процессе и некоторая константа, выражающаяся в неизменных доминирующих концептах, присущих как общечеловеческому, так и национальному, русскому менталитету: любовь, верность, милосердие, жертвенность и противоположные им – ненависть, предательство, злоба, эгоизм.
Слово – концепт – это главная категория художественного текста, это слово – образ, не всегда тождественное просто слову, но всегда являющееся эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения.
«Для того чтобы достичь максимально адекватного прочтения текста с проникновением в глубинные структуры его смысла, необходимо разработать соответствующую задаче алгоритмизированную технологию, опирающуюся на комплексный анализ всех элементов текста. Практическим выражением подобной технологии является «Комплексный лингвокультурологический словарь для школьника».1
Системный метод работы по составлению культурологических словарей позволяет получить целостное представление о словах-концентрах (и вообще словах) как единицах, в которых диалектически связаны собственно языковое и внеязыковое содержание.
«Система заданий и проблемных вопросов по созданию словаря вовлекает учащихся в процесс самостоятельного поиска и открытий новых знаний, приобретаемых путем анализа, сравнения сопоставления, определения сходства и различий компонентов художественной картины мира, выраженной в тексте. Создание подобного словаря помогает учащимся воспринимать язык и литературу разносторонне, понять через концептуальный анализ текста, что такое культура, проникнуться духом творческого созидания.»2
Прежде всего, работа по созданию словаря способствует повышению общего интеллектуального уровня школьника. Этот процесс, надо сказать, довольно трудоемкий, но вместе с тем интересный, захватывающий.
При составлении словарей дети как бы заново знакомятся со словом, открывают его возможности, ведь слово в тексте наполняется порой совершенно неожиданным содержанием, и ожидание этого открытия, его поиск позволяют школьникам почуствовать себя некими «колумбами», открывающими новый материк, первопроходцами, сопричастными великой тайне и мудрости слова.
________________________
Рацибурская Л.В. «О новом комплексном лингвокультурологическом словаре для школьников»
Пушкинский альманах, Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
2 Т а м же
Вторым позитивным моментом в работе со словарем является выработка орфографической зоркости учащихся, что немаловажно в нынешней обстановке тотальной безграмотности, когда не только рекламные щиты, но и продукция средств массовой информации пестрят вопиющими орфографическими ляпсусами.
Ну и последнее, весьма важное обстоятельство, свидетельствующее о положительном влиянии работы по созданию словарей на школьников. Работая в группах, дети приобретают навыки сотрудничества, ответственности, уважительного отношения друг к другу.
Инновационный опыт.
Проектная деятельность по созданию лингвокультурологического словаря школьника, как правило, происходит по следующей схеме:
- Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта.
Постановка цели и задач.
2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта.
3. Осуществление проектной деятельности. Активная самостоятельная работа учащихся. Консультация учителя. Оформление полученных результатов.
4. Презентация результатов. Защита проекта. Итоговая рефлексия.
На первом этапе обучающимся предлагается прочитать произведение, по которому планируется создание словаря, и написать небольшой отзыв. Цель данного этапа – проверить первичное восприятие, выяснить, что было понято и что нуждается в доработке, в корректировке.
Вторым этапом является собственно проектная деятельность.
Поясним это на примере создания культурологического словаря по рассказам Т. Толстого «Соня» и С. Цвейга «Лепорелла».
Работа проходила следующим образом. Перед прочтением рассказов учащимся были даны вопросы анкеты:
- Чем интересны для вас данные рассказы?
- Что показалось необычным: герои, ситуации, манера изложения?
- Все ли было понятно? Какие вопросы возникали при чтении?
- Какие проблемы были подняты авторами?
- Что общего можно отметить в изображении главных героев?
- Какие чувства вызвали эти герои?
- Каких литературных героев напомнили вам Соня и Кресченца?
После обработки этой небольшой анкеты учащимся дается задание по группам.
1-я группа – готовит презентацию о Т.Толстой и С. Цвейге.
2-я группа – работает над составлением таблицы-сравнения Сони и Кресченцы (сами учащиеся должны найти критерии сравнения).
3-я группа – ищет ключевые слова-характеристики к образу Кресченцы по рассказу «Лепорелла» и оформляет словарь.
4-я группа - ищет ключевые слова-характеристики к образу Сони по рассказу «Соня».
5-я группа – работает над созданием иллюстраций к рассказам.
Всем группам предлагалось поработать над поиском высказываний о человеке писателями, философами применительно к темам рассказов.
В качестве названия темы урока была взята строка из стихотворения Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Это стихотворение знакомо ребятам, поскольку с творчеством Евтушенко они знакомились при изучении темы «Поэтический бум 60-х годов». Многие учили стихотворение наизусть и без труда могли воспроизводить из него наиболее важные цитаты: «он интересен был среди людей самой неинтересностью своей», «не люди умирают, а миры», «Уходят люди… их не возвратить, Их тайные миры не возродить».
Урок начался с презентации жизни и творчества С. Цвейга и Т. Толстой. Учитель заостряет внимание учащихся на таком аспекте, как разные литературные направления: Цвейг – писатель – реалист, а Толстая – представитель постмодернизма. Отмечается разница в художественном изображении мира: реалисту интересна реальность и человек в ней, а постмодернисту интересно отражение реальности в сознании.
Еще один интересный момент – открытое подражание Цвейга Достоевскому: он «мыслил Достоевским», применяя его темы к европейской действительности 1920-30-х годов. «Цвейг воспринял не только психологизм Достоевского и его поэтику, но и некоторые из важнейших его идей: «мысль о его спасительной силе страдания и сострадания».1
1 Криницын А.Б. «Достоевский и Стефан Цвейг: перекличка двух веков»
В процессе обсуждения рассказа «Соня», в определении его идеи большую помощь оказала работа с ключевыми словами, характеризующими главную героиню:
Табл
Для объяснения слова «имя» приводится выдержка из Библейской энциклопедии, в которой, в частности, говорится, что «имя всегда было
характеристикой человека».
Приводились примеры со словом имя в качестве концепта: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», «Именем Российской Федерации», «Во имя любви», «доброе имя», «порочить имя» и др..
Выводы, к которым приходят ребята, звучат следующим образом: ключевое слово в рассказе «Соня» - это имя. Если от человека остается имя, значит, остается память о нем. «Помните, Соня говорила», «… только имя осталось».
Имя и душа – это одно целое. Душа Сони чиста, и символом этой чистоты является «белый голубок», самое дорогое, что у нее есть. Любовь, которая пробуждается в сердце Сони, заставляет ее подарить это самое дорогое самому любимому человеку. А впоследствии и жизнь свою (в Священном Писании душа – синоним жизни: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Иоанн 13 гл. 15) пожертвовать ему. В любящем сердце Сони живет вечная верность. А любовь, жизнь и счастье для нее равнозначные понятия.
В рассказе «Лепорелла» ассоциативный ряд слов выглядел так:
СУДЬБА ИМЯ (Лепорелла) | КУМИР ТЕНЬ ПРЕДАННОСТЬ | СТРАСТЬ НЕНАВИСТЬ ЗВЕРЬ |
Словом-концептом учащиеся назвали слово тень, приведя в качестве примера высказывания известных философов: «Слово – тень дела» (Демокрит). «Мы лишь прах и тень» (Квинт Гораций).
Крылатые выражения «тень осла» (спорить из-за тени осла), «бежать за собственной тенью», «тень жизни», «бежать от собственной тени» и т.д.. Кресченца становится тенью своего хозяина, кумира. По воле судьбы, которая дает ей новое имя, Кресченца страстно привязывается к барону, испытывая к нему неискоренимую преданность. Страсть к барону будит в ней ненависть к баронессе и превращает ее в зверя, готового на все ради блага и покоя своего господина. Она им живет и дышит. И когда этот кумир отвергает ее (перестает «отбрасывать тень»), Кресченца исчезает: без носителя тени нет и самой тени. «… тень не может родиться и держаться сама по себе». (Петрарка)
Группа, работавшая над таблицей, в которой героини обоих рассказов сравнивались по определенным критериям, предложила такой вариант (см. таблицу сравнения). И таблица и ключевые слова проецировались на экран. В процессе урока у ребят была возможность что-то менять, исправлять, предлагать свои варианты слов, т.к. в обсуждении принимали участие все группы. Сравнивая ключевые слова рассказа «Лепорелла» и «Соня», ребята делают открытие – слова те же самые! Но наполнены они разным смыслом (см. словарь «Приложение»).
«Соня» | «Лепорелла» |
имя имя
любовь страсть
верность преданность
голубок шкатулка
скрытная тайна
После анализа рассказа и знакомства с материалами таблицы и словаря, учитель задает вопрос»: поменялось ли отношение учащихся к героиням?
После первого прочтения, как показало анкетирование, школьники не совсем правильно поняли характеры героинь. Если Соня показалась им просто чудачкой, а Кресченца – злодейкой, то после работы со словами, они более глубоко начинают рассуждать об этих образах. В Соне видится не просто человек, способный на самопожертвование во имя любви, но и человек вообще не от мира сего. А Кресченца начинает вызывать жалость и сострадание.
Подводя итоги урока, учитель задает вопрос: «Как бы вы закончили фразу: «Людей неинтересных в мире нет, потому что …»?
Самые интересные были ответы, взятые из Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» и Цвейга: «В каждом человеке заложена способность к великим деяниям и великим страстям».
Итговым этапом было сочинение на тему: «Человек есть тайна» (по рассказам С.Цвейга «Лепорелла» и Т.Толстой «Соня».
Еще один проект по составлению лингвокультурологического словаря к рассказу А. Костюнина «Рукавичка».
Перед прочтением рассказа были предложены вопросы, нацеливающие на понимание его идейного содержания:
- Почему рассказ называется «Рукавичка»?
- С какой целью автор вводит цитаты из Евангелия?
- Как объяснить позицию рассказчика, выраженную фразой: «… но заглушать эту боль я почему-то не хотел»?
- Найти важные для понимания идейного смысла рассказа слова.
После ознакомления с содержанием рассказа и обмена мнениями учащиеся получают групповые задания. Это второй этап.
1-я группа выписала и объяснила слова, ассоциирующиеся со словом школа.
2-я группа работала над поиском слов, объединенных семантически со словом тюрьма, и тоже объясняла их лексическое значение по словарям и то, как они «работают» в данном тексте.
3-я группа получила задание проанализировать эпизод допроса, сравнивая описание детей и учителей: их поведение, речь, детали одежды. Обратить внимание на авторскую позицию в изображении героев.
Все группы получили еще общее задание: вспомнить содержание рассказов В.Распутина «Уроки французского» и Ю. Яковлева «Учитель».
Интересным моментом при анализе рассказа было выявление значения слова «рукавичка». При обращении к словарю ребята обратили внимание на такую деталь в толковании этого слова: «рукавица – род перчатки с отделением только для большого пальца». Сразу вспомнили детскую считалку:
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
И сделали такой вывод: Юрка Гуров подобен этому «пропавшему» пальчику. Отверженный, «отделенный» от всех, он стал изгоем. И стать когда-нибудь вровень со всеми не сможет, обреченный на одиночество (как выразились ребята) «согласно правилам пошива». Можно, конечно, не принимать во внимание этот, мягко говоря, несерьезный аргумент. Но, с другой стороны, следует отметить факт целесообразности обращения к толкованию слова, т.к. почти всегда за знакомыми, казалось бы, словами скрывается какой-то оттенок, нюанс, на который раньше просто не обращали внимания.
И еще одно открытие, сделанное школьниками. Выясняя значение слов «тюрьма» (здание для содержания лиц, лишенных свободы) и «школа» (помимо значения – «учебное заведение» имеет еще значение – «выучка, достигнутый в чем-то опыт»), ребята делают вывод о том, что это слова-синонимы в данном тексте. Школа, ставшая на долгие годы тюрьмой для Юрки Гурова, явилась такой же тюрьмой для всех учащихся, поскольку они не считались свободными людьми (обыск, допрос с пристрастием и даже приговор – это все характерно именно для преступников). А выучка от этой школы – тюрьмы сказалась позже, когда эти дети стали взрослыми и сами начали вершить свой суд и расправу.
Размышляя над финальной фразой, «… но заглушать эту боль я почему-то не хотел», ребята обращают внимание на лексическое значение слова «боль». Боль – ощущение страдания. В контексте русской литературы, особенно в творчестве Ф.М.Достоевского, это слово является определяющим. Изучая роман «Преступление и наказание», анализируя эпизод встречи Раскольникова с Соней (гл. 4, 2.3), мы останавливались на реплике Раскольникова:
- Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдания взять на себя!
Страдания проходят лейтмотивом и в «Братьях Карамазовых», и «Записках из мертвого дома». Спасительная роль страдания заключается в очищении души. Именно поэтому герой-рассказчик «Рукавички» и не хочет заглушать боль, вызванную чувством вины.
Проектная деятельность по созданию словарей дает богатый материал для размышлений, будит воображение, усиливает творческую активность учащихся.
Подытоживая результаты работы по проектно-исследовательской деятельности, можно сделать вывод, что она позволяет значительно повысить уровень речевой компетентности обучающихся, обогатить их словарный запас, активизировать потенциал уроков литературы и интегрировать темы русского языка и литературы.
11 класс
Тема: «Людей неинтересных в мире нет…»
(по рассказам Т. Толстой «Соня» и С. Цвейга «Лепорелла»)
Цель: Создание лингвокультурологического словаря
Оборудование:
Произведения С.Цвейга, Т.Толстой, компьютер, экран, компьютерная презентация по творчеству Толстой и Цвейга, словари (толковый этимологический, словари синонимов и антонимов, словарь имен)
Ход урока:
- Оргмомент
- Презентация творчества С.Цвейга, Т.Толстой.
- Усиление мотивировки перед анализом рассказов.
Вопросы учителя для обсуждения:
- Как вы понимаете выражение «неинтересный человек»?
Ответы учащихся:
- это человек заурядный, «серый»;
- человек, многого не знающий;
- не умеющий поддержать разговор в компании;
- ничем не выдающийся, «лицо в толпе».
Учитель:
- Как вы объясните выражение: «Людей неинтересных в мире нет…»
Ответ:
- Все люди, без исключения, интересны.
Учитель:
- Подберите синонимы к слову «интересный»
Ответ:
- Удивительный, загадочный, занимательный, непохожий на других, любопытный, красивый, привлекательный, неординарный и т.д.
Учитель:
- Можно ли назвать главных героинь рассказов «Соня» и «Лепорелла» интересными? Почему?
Ответ:
- Эти персонажи интересны тем, что не похожи на других, они привлекают своей неординарностью.
- Анализ рассказов. Корректировка восприятия текста.
Учитель:
- Какие общие проблемы затрагивают авторы в данных рассказах?
Ответ:
- проблему интересных (неинтересных) людей;
- проблему людей маленьких, отверженных;
- проблему любви, преданности;
- проблему верности;
- проблему одиночества, отверженности;
- проблему отношения человека к человеку.
Учитель:
- У Толстой есть высказывание: «Мне интересны люди «с отшиба». Объясните, как вы понимаете эту фразу. Можно ли утверждать, что Цвейга тоже интересуют люди «с отшиба»?
Ответ:
- Толстую интересуют люди «с обочины», «со стороны», те, которых мир не понимает и не воспринимает. То же самое можно сказать в отношении Цвейга.
Учитель:
Что общего у героинь Толстой и Цвейга, и какая между ними разница?
Ответы:
- их сближает одиночество, некрасивая внешность;
- неадекватность поведения;
- враждебное и насмешливое отношение окружающих;
- их постоянный труд.
- разница – в их отношении к людям. Соня вообще не замечает насмешек, она очень любит детей, а влюбившись в Николая, она готова пожертвовать для него жизнью. А Кресченца может дать отпор своим обидчикам (сцена на кухне). Ради своего хозяина, в которого по-своему влюблена, готова даже на преступление.
Учитель:
- Имя Соня, Софья означает мудрость. Почему же в рассказе «Соня была дура»?
Ответы:
- В этимологическом словаре слово «дурак» образовано от древнерусского «дурый» - «глупый». С точки зрения окружающих, прежде всего Ады Адольфовны, Соня глупа, у нее «бараньи мозги». Она глупо ведет себя за столом, ожидая «перцу», невпопад произносит речи. Но «дурость» Сони – это проявление мудрости, которая не от мира сего. Соней «все пользуются», она никому не может отказать в помощи, например, приглядеть за детьми и за квартирой.
- Соня напоминает блаженную. А слово «блаженный» этимологически связано со словом «глуповатый» и «чудаковатый».
- «Блаженный» означает «юродивый», от одного корня с существительным «урод». Кстати, в русском языке слово «урод» - это некрасивый, а в польском «uroda» - это «красота». Таким образом, слово «дура» по отношению к Соне имеет совсем другое значение – «мудрость, не доступная другим», не понятная обывателям.
- Эта фраза – лишь мнение о Соне людей безнравственных, а вовсе не ее характеристика.
Учитель:
- Почему Кресченца стала Лепореллой? Как это имя характеризует героиню?
Ответы:
- Лепорелло – это мужское имя. Так звали слугу Дон Жуана. Он помогал хозяину в его любовных похождениях. Кресченца тоже «помогает» барону Ф. в его любовных интригах. Одна из любовниц барона дала ей это прозвище в «женском» варианте – Лепорелла. Это новое имя пришлось ей по вкусу. Она приняла его «с гордостью, словно ей пожаловали почетное звание».
- Новое имя поразительно точно «определяло это странное создание, ибо не знавшая любви, высохшая старая дева, подобно наперснику Дон Жуана, находила какую-то непонятную прелесть в похождениях своего господина».
- Кресченца, став Лепореллой, превращается в существо бойкое, расторопное, сметливое, а раньше была угрюмой, молчаливой, туго соображавшей.
Учитель:
- Как взаимосвязаны понятия «судьба» и «случай»? Какую роль играет случай в судьбах героинь?
Ответы:
- «Случай» - это происшествие. Другое значение – обстоятельство. «Судьба» - «адский планчик» - меняет Сонину спокойную жизнь. И если бы не этот случай, наверное, невозможно было бы узнать, как верно и преданно может любить Соня, насколько глубок ее внутренний мир.
- «Случай работает алмазным буравом, а судьба знает сотни уловок и нередко с самой неожиданной стороны открывает себе доступ к твердокаменным, казалось бы натурам и потрясает их до основания». Это одинаково правомерно по отношению и к Соне и к Кресченце. Случай с переписью буквально переворачивает сознание Кресченцы: «… в ее внутренний мир … внезапно вторглось нечто новое, что властно потребовало своего места, а все старое отодвинуло в сторону…».
«В загнанной, измотанной тяжелым трудом кляче пробудился человек, но человек темный, замкнутый, хитрый и опасный, полный коварных замыслов и готовый на любые козни».
- Формирование навыков переноса
Учитель:
- Образ «загнанной клячи» где-то еще вам встречался? (При изучении романа «Преступление и наказание» обращалось внимание на образ лошади: сон Раскольникова; Катерина Ивановна : «Уездили клячу!..»)
Ответы:
- Кресченца не просто работает из последних сил, она «надрывается на работе», «привычно тянула лямку».
- «Лошадиные» черты во внешности героинь – это не только их некрасивость, но и в то же время ассоциация с рабочей лошадью, безропотно тянущей свой воз.
Учитель:
- У Достоевского в романе «Преступление и наказание» есть афоризм, связанный с образом Сони. Что это за афоризм, и какую связь можно обнаружить между героинями Достоевского и Толстой?
Ответы:
- «Вечная Сонечка, пока мир стоит». Соня Мармеладова – это символ самопожертвования во имя ближнего. Соня у Толстой тоже жертвует собой, спасая «Николая» (на самом деле Аду), когда приносит «ему» баночку с соком, которого «было ровно на одну жизнь».
Учитель:
- Кого из литературных героев напоминает вам Кресченца? Что у них общего?
Ответы:
- Екатерину Измайлову из рассказа Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Из-за любви к Сергею Катерина совершает ряд преступлений: лишает жизни свекра, мужа, племянника. Отверженная затем своим любовником, она, как и Кресченца, тоже бросается в воду, кончая жизнь самоубийством.
- Далее слово представляется группам, работавшим с ключевыми словами.
Учитель:
- Почему в качестве слова-концепта вы выбрали «имя»? (в рассказе «Соня»).
Ответы:
- Рассказ начинается с упоминания имени Сони «… имя осталось – Соня». У человека имя – это главное. В имени заключается весь человек: его поступки, характер, образ, память о нем. Пока помнят имя человека, даже уже ушедшего в мир иной, он жив. Имя его как бы увековечивает.
- Есть такой фильм «Помни имя свое» о судьбе узников фашистского концлагеря. Там мать маленькому сыну завещает помнить имя, когда их разлучают. Имя – это еще связь с Родиной, со своим народом.
- Соня продолжает жить в воспоминаниях тех, кто ее знал, в частности, в памяти рассказчицы.
Учитель:
Как вы понимаете финальную фразу «… голубков огонь не берет»?
Ответы:
- Это метафора. Голубь – символ чистоты и кротости. Это духовный мир Сони, ее чистая, верная, любящая душа. А душа бессмертна.
- Это память о Соне, которую невозможно уничтожить.
- В виде белого голубя Дух Святой сходил на Иисуса Христа во время его Крещения в Иордане, т.е. голубь – символ святости.
Учитель:
- Где еще встречался этот образ?
Ответы:
- В балладе Жуковского «Светлана».
Учитель:
- В каком соотношении находятся «имя» и «душа»? Какая между ними прослеживается связь?
Ответы:
- Душа – это сознание человека, свойство его характера. Имя – личное название человека. Получается, что имя и душа – это одно целое.
- Есть такое мнение, что имя влияет на сознание человека. Соня – София – Премудрость Божия, т.е. не от мира сего, мудрость, которую обычный греховный мир постичь не может.
Учитель:
- Какую роль в объяснении образа Кресченцы играет шкатулка?
Ответы:
- Шкатулка – «самая сокровенная ее тайна, смысл всей ее жизни». В шкатулке она хранит деньги, ее заветная цель – накопить тысячу крон, чтоб обеспечить себе безбедную старость.
- Шкатулка, ключ от которой Кресченца прятала так, что «ни одна живая душа не знала», где он лежит – это и есть сама Кресченца. Она как запертая шкатулка, хранит в себе тайну, разгадать которую не может никто, даже барон Ф.. И хотя именно ему удалось подобрать «ключ» к ее душе, «содержание этой души» барона не тронуло. Он ее просто не понял, потому что занят собой. Окружающие, а тем более Кресченца, для него лишь исполнители его желаний. (В этом проявляется обличение Цвейгом буржуазного мира, обесчеловечивающего людей, одних превращающего в идолов, а других в их жертвы. Не случайно в рассказе барон – кумир Кресченцы. Кумир – это статуя языческого божества. А язычники приносили своим богам жертвы. Вот Кресченца и становится невольной жертвой своего кумира.)
- Далее слово представляется группе, работавшей над словами-концептами и ассоциативными словами-образами.
Учитель:
- Почему Кресченца оставила шкатулку открытой в письменном столе барона, когда ушла от него навсегда?
Ответы:
- В шкатулке кроме денег были скудные подарки от барона: письма, простенькое колечко. Все это было набожно хранимыми священными реликвиями. Когда барон отказывается от услуг Кресченцы, избавляется от нее, она теряет смысл жизни. Теперь деньги ей не нужны, ей вообще больше ничего не нужно, даже сама жизнь.
- Открытая шкатулка означает, что все покровы сдернуты, тайны раскрыты. Кресченца, вероятно, хотела таким способом объяснить свою искреннюю преданность барону и даже любовь, если это слово возможно употребить по отношению к ней.
Учитель:
- В рассказе Толстой неоднократно употребляются слова «любовь», «влюбилась» (о Соне), а у Цвейга по отношению к Кресченце употребляется слово «страсть». Почему?
Ответы:
- Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Соня любит одухотворенно, романтично. Проявление этой любви – письма, в которых она клянется в верности до гроба (так и происходит), засушенные цветы в конвертах, эмалевый голубок, «улетевший» к любимому, взгляд, устремленный на звезду одновременно с любимым. Все это свидетельствует о чистоте помыслов Сони, о возвышенном чувстве.
- Страсть у Кресченцы – это преобладание чувственного влияния. Вольность жеста хозяина («развязное хлопанье по заду, которое, согласно правилам сельской галантности, означает молчаливый призыв и выражение нежных чувств») разбудила в Кресченце «какие-то смутные мечтания».
- Страсть «замуровывает» Кресченцу, делает ее «одержимой одним желанием – угождать своему господину».
Любовь делает Соню свободной.
Страсть толкает Кресченцу на преступление.
Любовь подвигает Соню на самопожертвование.
Учитель:
- Сопоставляя Соню и Кресченцу, вы обратили внимание на такое сходство их характера, как «верность» - у Сони и «преданность» у Кресченцы. Есть ли разница между этими понятиями?
Ответы:
- Верность Сони связана с ее чистой душой. Она верна и в словах и в делах. Ее верность связана неразрывно с жертвенностью. И эта жертвенность приносит ей настоящее счастье. Не случайно Соня в финале рассказа благодарит судьбу за выпавший ей жребий.
- Кресченца своей преданностью напоминает охотничью собаку (в рассказе она сравнивается с бездомным псом), которая принесла хозяину добычу и не понимает, почему он не доволен. Особенно поражает то, что она, хладнокровно совершив убийство баронессы, может спокойно жить дальше, готовить обеды, убирать дом. Так может себя вести хищный зверь, а не разумное существо.
Учитель:
- «Хищный зверь», «бешеный зверь», «смертельно раненный зверь». Какое из этих выражений наиболее точно характеризует Кресченцу?
Ответы:
- Более точно выражение «раненый зверь», потому что эта характеристика, которую дает Кресченце автор. Эта оценка объективна. А «хищным» и «бешеным» зверем называет Кресченцу камердинер. Он не знает Кресченцу. Не может понять, что творится в ее душе, поскольку недавно появился в доме барона, и в нем говорит чувство слуги-соперника.
Учитель:
- Какую роль играют в рассказах второстепенные персонажи?
Ответы:
- В рассказе «Соня» - это, прежде всего, Ада Адольфовна. Она антипод Сони.
Ада красива внешне и безобразна душой.
Ада умна – Соня – «дура».
У Ады множество поклонников – у Сони ни одного.
Даже такие безделушки, как брошь Сони в виде голубка и камелия Ады, на которой кто-то кого-то убивает, совершенно противоположны.
Ада пытается отомстить Соне за некую неделикатность, совершенную той (конечно же, безо всякого умысла), а по сути нравственно убить ее, а Соня спасает ее от голодной смерти.
Ада становится жертвой своей «шутки» (какого адского труда стоило ей изображать любовь вымышленного Николая!), а Соня умирает счастливой.
- Окружение Ады, ее брат, «миляга» и негодяй, – это фон, на котором отчетливее проявляется кристалл Сониной души.
- В «Лепорелле» второстепенные персонажи – барон, его жена, слуги. Барон фон Ф. тоже своеобразный антипод Кресченцы: богат, красив, умен. Образован, наслаждается жизнью, ни к чему по настоящему не привязан. Кресченца – безродное существо, наделенное более инстинктами, чем разумом, надрывается на непосильной работе ради обеспечения безбедной старости, страстно привязана к хозяину.
Учитель:
- В качестве слова-концепта в рассказе «Лепорелла» вы выбрали «тень». Обоснуйте свой выбор.
Ответы:
- Пробудившаяся в Кресченце страсть, делает с ней чудо. «Бесчувственный истукан» преображается «в подобие живого человека». А барон, виновник этого преображения, даже не замечает перемену в Кресченце, «ибо кто же оглядывается на свою тень?». «… она бесшумно идет за тобой по пятам, будто твое еще не осознанное желание, но как редко присматриваешься к ней, пытаясь узнать самого себя в этом нелепо искаженном обличье!» Кресченца – «тень» барона. Она выполняет его «не осознанное желание» - избавиться от жены. Тень – это лишь отражение, неотчетливое очертание. Значит барон более чудовищен, чем Кресченца! Именно он порождает эту тень!
Учитель:
- Почему барон рассчитывает Кресченцу? Как этот поступок его характеризует?
Ответы:
- Он боится ее. Ведь он не знает, что Кресченца убивает баронессу из жалости к нему, чтоб освободить его от скандалов. Он видит в ней чудовище, «зловещий призрак».
- Барон боится не Кресченцы, а того, что Кресченца своим присутствием напоминает ему о том, что именно он главный виновник этого преступления. Не случайно он «трусливо отводит взгляд» от двери в спальню и его неотступно терзает какая-то мысль. Убийца – он, а Кресченца лишь орудие в его руках. Эта мысль для него непереносима, потому он и избавляется от Кресченцы.
- Барон – трус. Он не может сам разобраться в своих отношениях с женой, не хочет принимать окончательного решения, предпочитая все пустить на самотек. Но он же не мог не понимать, чем может закончиться его очередной скандал с женой. Недаром зловещие слова Кресченцы отдались в его ушах «точно смертоносный выстрел», однако он остается в «тени».
- У А. Сент-Экзюпери есть фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эту фразу можно адресовать барону. Он «приручил» Кресченцу. Но он же ее и погубил. Если б он был более терпим к своей жене, не жаловался на нее, наверное, и Кресченце не пришло в голову ненавидеть ее, а тем более убивать.
- Барон – двойной убийца. Смерть Кресченцы на его совести.
- На экране демонстрируется таблица-сравнение:
Учитель:
- Какие чувства вызывают у вас эти героини? Соня? Кресченца?
(Ответы даются письменно, некоторые из них приводятся ниже.)
О Соне:
- Мне ее жаль. Она так одинока среди этих самодовольных негодяев, которые ею «пользуются» как какой-то вещью. Соня – объект насмешек, хотя сама она этого, к счастью, не понимает.
- Я восхищаюсь этим человеком. Сколько в ней нерастраченной любви! Мне тоже ее жаль, но эта жалость к ее «нескладной» внешности. Если б она была красивой не только душой!
- Образ Сони не может оставить равнодушным. «Кристалл Сониной души» просто покоряет. На фоне людской безнравственности он сверкает еще ярче. Она выше этой толпы, которая осыпает ее насмешками. Прав был Гейне, когда утверждал: «Чем выше человек – тем легче попадает в него стрела насмешки; в карликов попадать труднее».
- Соня вызывает чувство гордости за человека. Пусть она не красива, не очень умна (хотя вопрос этот спорный, ведь Соня работает в музее и, следовательно разбирается в искусстве), зато какая чистая ее душа.
- У меня Соня вызывает чувство вины перед ней. Она мне напоминает героиню А.Солженицына, Матрену, ту праведницу, без которой «не стоит село» и которую не поняли, не разглядели. Вот и Соню не разглядели окружающие.
- Соня очень естественна, в ней нет притворства, лицемерия. Это вызывает уважение. Мы иногда прибегаем к притворству и лжи, т.к. боимся прослыть глупыми, а Соня этого не боится. Не помню, кто автор этого изречения, но сказано, будто про Соню: «Самый непобедимый человек – это тот, кому не страшно быть глупым». Она оказалась непобедимой для пошлости и зла.
О Кресченце:
- Кресченца вызывает чувство жалости. Конечно, преступление ее чудовищно и не подлежит оправданию. Но ее страдание, отверженность пробуждает невольное сочувствие. Она несчастный человек, не знавший в жизни ни ласки, ни любви. Незаконнорожденная, никем не понятая и никому не нужная. Но ведь она – человек! И по-человечески ее жаль.
- Мне жаль Кресченцу. В финале рассказа мы видим ее страдание, страдание отвергнутого существа. Что может быть тяжелее, когда тебя отвергает тот, ради которого не жаль и жизнь отдать.
- Кресченца вызывает двойное чувство: с одной стороны – чувство ужаса, гадливости от ее поступка. С другой – жалости, когда читаешь о ее «затравленном и горестном взгляде», о ее терзаниях, «что ее господин, ее бог отвернулся от нее, прогнал от себя», а она даже не понимает за что. Но главное чувство – это недоумение: почему она такая? Почему не может различить добро и зло? Кто виноват в том, что она «зверь»?
После того как ученики зачитали свои ответы и обсудили их, учитель предлагает сравнить творческую манеру Толстой и Цвейга. Задание это достаточно сложно, поскольку ребята только еще начинают входить в художественный мир данных писателей. Но мы и не рассчитываем пока на исчерпывающие ответы. Достаточно того, что на первых порах школьники сделают выводы о тех факторах, которые сближают творчество Толстой и Цвейга, на примере рассматриваемых произведений.
Среди этих факторов отмечаются следующие:
- поднимаются «вечные темы смысла жизни, памяти, одиночества»;
- отрицается насилие и проповедуется любовь к человеку;
- утверждается ценность и неповторимость любого, даже самого нелепого человека, т.к. он представляет собой маленькую вселенную;
- поэтизируется тонко и глубоко сложность внутреннего мира человека;
- обилие ярких метафор.
Учитель:
- Творческий метод С.Цвейга принадлежит к так называемой «венской школе». Принцип этой «школы» - изображение не самих вещей, а их отражение в психике действующих лиц. Метод Цвейга – «техника рефлексов в психике героя».
Цвейг – писатель гуманист, и потому в его творчестве всегда прослеживается бунт против бесчеловечного буржуазного общества. Будучи представителем критического реализма, Цвейг выдвигает, по замечанию Г. Лукача, «романтический протест обесчеловечивания людей в капиталистическом обществе». Цвейг был убежден, что в каждом человеке заложена способность к великим деяниям и великим страстям. Раскрыть условия, при которых возможное реализуется, задатки превращаются в способности и поступки, человек преображается в неповторимую личность, - это и значило, в понимании Цвейга, служить делу нравственного, духовного, идейного перевоспитания человечества.
Т. Толстая – яркий представитель постмодернизма. И как постмодернисту, ей интересна не реальность, а ее отражение в сознании. Важнейшие художественные приемы постмодернизма: гротеск, ирония, оксюморон. «Толстая видит своей задачей доказать, что жизнь прекрасна и жестока одновременно, и смысл жизни человеческой в борьбе за свою судьбу». (Алгунова Ю.В.)
Толстая считает, что каждый человек достоин остаться в нашей памяти, поэтому необходимо увековечить след человека на земле.
В центре внимания в творчестве С. Цвейга и Т. Толстой – человек. А «человек – это процесс поступков»1. И процесс этот зависит порой от какого-то
внешнего фактора, под влиянием которого в человеке может пробудиться любовь и ненависть, жертвенность и злодейство. Почему это происходит? Как понять душу человека? Объяснить это, наверное, невозможно. Но увидеть в человеке человека необходимо. Об этом, в сущности, и пытаются сказать нам авторы. И наверное, не случайно даже «злодеи», подобные Кресченце, вызывают у нас чувство жалости и сострадания. Они, как лакмусовая бумага, проверяют и нашу человечность. Вот поэтому творчество С. Цвейга и Т. Толтой так интересно современному читателю.
Домашнее задание – сочинение на тему: «Человек есть тайна».
____________________________
1 А. Грамши
10 класс
Тема: «Не хочу заглушать эту боль …»
(по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)
«Для того, кто живет еще в этом мире,
никакое покаяние не поздно.»
Киприан Карфагенский
Оборудование:
Словари толковые: Ожегова, Даля, Ушинского, словарь синонимов, этимологический словарь; компьютер, иллюстрация Рембрандта «Возвращение блудного сына».
Цель: Составление лингвокультурологического словаря как часть
работы над углубленным восприятием текста.
Ход урока:
- Оргмомент
- Слово учителя о творчестве А. Костюнина и международном конкурсе «Купель». Учитель обращает внимание на название конкурса. Купель – сосуд, в котором совершается обряд крещения. Отцы церкви пишут, что крещение омывает прародительский грех. Из купели выходит обновленный человек, зачастую с новым именем.
- Анализ рассказа.
- Почему рассказ называется «Рукавичка»? - Все дело в рукавичке, которую украл Юрка Гуров.
- С чем ассоциируется это слово?
(тепло, уют, что-то нежное, маленькое, пушистое; в то же время
отторжение – один палец с другими врозь)
- Почему рассказ начинается и заканчивается выдержками из Евангелия? Как это связано с содержанием рассказа?
- - В эпиграфе и в заключении рассказа идет речь о покаянии: «Иуда раскаялся», «на небе больше радости об одном покаявшемся грешнике».
- Что такое покаяние?
- - Добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке.
(словарь Ожегова)
- Какие образы всплывают в вашем сознании, когда речь заходит о покаянии (из художественной литературы, живописи)?
- Сцена покаяния Катерины («Гроза»); Раскольников на площади целует оскверненную преступлением землю («Преступление и наказание»); картина Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Как связаны вина и покаяние?
- Вина – проступок, преступление. Покаяние – признание вины, готовность ее искупить. Покаяние предполагает наличие вины.
- Почему рассказчик признается в том, что он редко вспоминал школу? Какой ассоциативный ряд слов из рассказа «выстраивает» это слово? (Группа, работавшая над семантическим полем слова «школа», демонстрирует свой вариант:
ШКОЛА
УЧИТЕЛЬ УРОК УЧЕНИКИ
СЕМЬЯ
ЗВОНОК ДЕТСТВО
- Школа оставила в душе рассказчика неприятный осадок, поэтому он избегал воспоминаний о ней. Урок, который преподала ему первая учительница, слишком негативен, а свойство человеческой памяти – «задвигать в дальний ящик» все то, что ей неприятно. Слово «школа» имеет еще значение – выучка, опыт. В своей школе рассказчик приобрел опыт жестокости и равнодушия.
8. Как рисуется быт карельской деревни? Случайно ли автор употребляет неправильные, с точки зрения грамматики, словоформы: «одёжа», «бедовали»?
- Деревенский быт чрезвычайно беден: «Жили все тогда – лишь бы», т.е. выживали, как могли. Дети «донашивают от старших» вещи, одежду своего размера не купить, в отдельных семьях процветает пьянство. Общая необразованность и отсутствие культуры, искаженная мораль.
9. Почему альбомы с детскими работами воспринимаются школьниками как «чудо», «диковинка»?
- Дети впервые увидели красоту искусства, созданную такими же детьми. Эмоциональная лексика в описании предметов домоводства помогает почувствовать восторг детей, их восхищение.
10. Случайно ли именно Юра Гуров присвоил рукавичку?
- Мальчик жил в семье, где все друг другу безразличны: пьющий отец, равнодушные братья. В этой семье нет главного – любви и тепла. Рукавичка для Юрки – символ недосягаемого счастья, которое хочется спрятать, ощутить осязаемо. Может быть, поэтому он прячет рукавичку не в портфель, а под рубашку.
11. С какой целью автор прибегает к приему парцелляции в предложении: «Звонок прогремел резко. Нежданно.»?
- Тем самым усиливается ощущение внезапного перехода из мира сказки и волшебства в реальный мир, в котором «бедуют» и «донашивают от старших».
12. Почему, изображая сцену допроса, автор употребляет лексику с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «башмачки», «пальчик», «панталончики», «шейка», «ножки»?
- Он хочет подчеркнуть хрупкость и беззащитность детей, ставших жертвами жестокости взрослых. «Иезуитский тон» Аллы Ивановны вызывает в памяти образ средневековой инквизиции с ее беспощадным аутодафе.
Ребята демонстрируют таблицу сцены допроса.
Учителя | Ученики |
Учительница домоводства: «вбегает»; «прическа сбита набок», «на лице красные пятна»; «выпалила»; «брезгливо перебрала нехитрый скарб». Алла Ивановна: «цепким взглядом оценила каждого»; «иезуитским тоном процедила»; «резко перевернула портфель»; «хлестко скомандовала». «Как совершать преступление, так вы герои. Умейте отвечать». «Это что еще такое? – тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. – Чтобы не смела это в школу носить». «Обыскивая по очереди учеников, женщины лишь изредка отдавали порывистые команды». «… трясли Юрку Гурова». «Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки»; «… тыкая рукавичкой в лицо, зло допытывалась». «Ты украл ее. Вор!» | Светка Кондроева: «… не мигая, уставившись прямо в глаза, безвольно стала приближаться к учительнице»; «опустив голову, молча плакала»; «безропотно начала стягивать штопаную кофтенку», «слезы крупными каплями скатывались из ее опухших глаз»; «стояла босая… перед всем классом»; «торопливо сложила в портфель учебники … пошла на цыпочках к своей парте». «Нательный … крестик … маятником покачивался на ее детской шейке». «Ребят раздевали до трусов … Все затравленно молчали». Юрка Гуров: « … неожиданно разревелся во весь голос». «Миня энтыйе … - лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык». «Юркины губы мелко дрожали». |
- Эта бесчеловечная садистская сцена страшна тем, что растаптывая детские души, так называемые «учители-мучители», как ударами хлыста вколачивают в них звериный закон – право сильного. Не случайно в 90-е годы эти бывшие запуганные школьники, получившие прививку жестокости, станут «грызться как крысы в бочке». Страшно и то, что ребенка приговорили к пожизненному сроку «заключения».
13. Как вы понимаете смысл фразы: «Человек хуже животного, когда он становится животным»?
- Животные не способны на подлость. Их жестокость продиктована инстинктом выживания. Человеческая подлость жестока сама по себе, потому что ничем не может быть оправдана.
Над Юркой издевались изощренно: его убивали нравственно. «Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород – считалось подвигом».
- Чем стала школа для Юрки?
- Школа стала для него тюрьмой.
(Ребята из 2-й группы демонстрируют на экране ассоциативный ряд со словом «тюрьма»).
ТЮРЬМА ШКОЛА
ДОПРОС ВОР ИЗГОЙ
СУД ПРЕСТУПЛЕНИЕ
САМОСУД УКРАЛ
- В чем разница между судом и самосудом?
- Суд – государственный орган, ведающий разрешение гражданских споров и рассмотрением уголовных дел. Самосуд – самочинная расправа без ведома властей. В рассказе самосуд над Юркой происходит дважды. Первый раз его осуждают за кражу рукавички и выносят приговор: «вор» наказывается всеобщим презрением и нравственным унижением. Второй раз судят уже взрослого Юру за кражу продуктов у односельчан. Но есть и третий – это его собственный «самосуд», когда он приговаривает себя к смерти.
- Почему Юра стал настоящим вором? Могла ли его судьба сложиться иначе?
- Отверженный и семьей, и школой, и всем селом, Юрка имел единственный шанс вырваться из этой «тюрьмы», если бы куда-нибудь уехал. Почему он этого не сделал, трудно сказать. Возможно, этому мешала его забитость, сознание неполноценности. Возможно, потому, что начались годы перестройки, разрухи, когда люди «зверели, вырывая пайку друг у друга», и у Юры просто не было средств, чтоб куда-то уехать.
17. «Учитель», «урок», «ученики». В каких еще произведениях встречается эта цепочка слов? В чем ее особенность?
- Учителем называли Христа апостолы. Своих учеников он учил добру, милосердию, покаянию. В рассказе Ю. Яковлева «Учитель» речь идет об уроках нравственности, которые не может забыть благодарный ученик. Валентин Распутин в «Уроках французского» пишет об уроках доброты. На «кон» ставится репутация учительницы, готовой пожертвовать этой репутацией ради ученика.
В школе, где учился Юра Гуров, учительница преподала урок жестокости, возведенной в норму. Наверное, поэтому и выросли ее ученики такими скорыми на расправу. Сцена второго самосуда – это усвоенный в школе урок глумления. О прощении и милосердии нет и речи. Одно лишь бахвальство: «Мы пили за победу над злом».
18. В рассказе дважды упоминается «звонок». Что означает это слово в контексте?
- 1). Школьный звонок возвещает конец урока.
2). Звонок о смерти Юры Гурова.
(Есть выражение «от звонка до звонка», т.е. весь срок. В школе есть такие понятия, как «первый звонок» и «последний звонок». Для Юры Гурова звонок ассоциируется с тюремным сроком. А для рассказчика – это сигнал проснувшейся совести, чувство вины.
Звон ассоциируется с колоколом. У Э. Хемингуэя есть роман «По ком звонит колокол». Эпиграф к роману взят из проповеди священника и писателя Д. Донна: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Смысл этого выражения заключается в предложении задуматься о своем месте в мире, об общности человеческих судеб.)
19. Как вы объясните финальную фразу рассказа? Как она связана с эпиграфом урока?
- В финале рассказа боль, которую испытывает рассказчик – это покаяние. Лексическое значение слова «боль» - это ощущение страдания. Только страданием искупается вина.
- Рассказчик не хочет заглушать эту боль, вызванную чувством вины. А вина его в соучастии с теми, кто глумился над Юрой. Боль в данном случае – это синоним совести (ср. выражение «заглушать совесть»). Совесть – это голос Бога в душе человека, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
- Боль свидетельствует о покаянии. Если душа не болит о совершенном проступке, значит человек не раскаивается. А в христианстве одним из главных постулатов является покаяние, потому что без него нет спасения.
- Подведение итогов. Слово учителя.
- Вечный евангельский сюжет о возвращении блудного сына. О совершении ошибок, их осознании, о покаянии и надежде на прощение.
У Юры Гурова не было этой надежды. И возвращаться ему было некуда. Рядом с ним не оказалось не только милосердного отца, готового открыть свои объятья, но и вообще никого, кто бы мог его пожалеть или хотя бы понять. А Закон Божий – Закон жизни – требует: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». И нарушение этого Закона дает знать о себе чувством вины, боли. Причем тем большей, когда исправить уже ничего нельзя. Разве только смягчить. Покаянием.
- Домашнее задание: «Как помогла мне работа по составлению словаря разобраться в понимании идеи рассказа «Рукавичка».
P.S. Одна из учениц (Ступакова Жанна) принимала участие в Международном литературном конкурсе «Купель» по произведениям А. Костюнина в номинации «Проза» и награждена Дипломом за работу по рассказу «Рукавичка».
Литература.
- Алгунова Ю.В. Малая проза Т. Толстой: Проблематика и поэтика, 2006 год (научная электронная библиотека)
- Воробьев В.В. Лингвокультурология. Москва. Издательство Российского университета дружбы народов. 2006
- Георг Лукач Новеллы С. Цвейга. Литературное обозрение. 1937г. № 8 с. 22 – 27
- Гром К.Н. «Роман – биография в творчестве Стефана Цвейга». 1983 (научная электронная библиотека)
- Кажигалиева Г.А. «О системе текстовых лингвокультурем» Вестник ТГГПУ 2009г. № 1(16)
- Криницын А.Б. «Достоевский и Стефан Цвейг: перекличка двух веков». Литература XIX века. Филология. 2012
- Маслова В.М. «Лингвокультурология». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва 2001
- Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов под редакцией Л.В. Шамрей. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр. 2006
- Рацибурская Л.В. «О новом комплексном лингвокультурологическом словаре для школьников. Пушкинский альманах. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2006
- Степанов Ю.С. Русское культурное пространство. Лингвокультурологический словарь.
- Сучков Б.Л. Стефан Цвейг. – В книге: Лики времени. М., 1969
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "В большой мир вместе с мамой", ставший победителем (1 степени) во Всероссийском конкурсе "Проектная деятельность: новые идеи" в номинации: "Практико-ориентированные проекты"
Данный проект нацелен на социализацию, художественно-эстетическое и гармоничное развитие детей раннего возраста...
Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"
Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»
Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки
План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...
Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"
Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...
Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»
План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...