Л.Н.Толстой
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.
Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.
Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
В любом художественном произведении цели жизни героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя авторским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этический кодекс Л.Н.Толстого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Зонального района по образованию
МОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Л.Н.Толстой
Игнатьева Елена Константиновна,
учитель русского языка и литературы
с. Зональное
2014г.
Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.
Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.
Вообще русская классическая литература потому и великая, что она в полной мере удовлетворяет человеческую потребность в идеале. «Всякая ценность или сполна идеальна, или, по крайней мере, заключает в себе идеальный аспект». Читая одного только Толстого, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
В любом художественном произведении цели жизни героев, стремления, решения, поступки определяются их личной иерархией ценностей, а симпатии и антипатии автора обусловлены соответствием или несоответствием ценностей героя авторским представлениям об истинных и ложных ценностях. «Война и мир», «Анна Каренина» — это художественно-этический кодекс Л.Н.Толстого. Вспомним, с какой иронией пишет автор о правилах Вронского: «Правила эти, несомненно, определяли, — что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, — что лгать не надо мужчинам, но женщинам можно, - что обманывать нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д. Все эти правила могли быть неразумны, нехороши, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову». Анна Каренина любовь плотскую, физическую, бездуховную предпочла всему: семье, сыну, обществу. Этой ложной ценности в романе противостоит любовь Левина и Кити, тоже чувственная, земная, но исполненная гармонии и одухотворенная. Это любовь-семья. И в романе «Война и мир» семья — понятие ценностного ряда. Почему автор привел Наташу Ростову к материнству? У многих молодых читателей такой конец романтической героини вызывает разочарование. Но в том-то и дело, что женщина-мать, как и семейный очаг, — это высшие ценности для Л.Толстого (что подтверждается фактами биографии писателя — Софья Андреевна Толстая родила 13 детей).
Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению литературы с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очевиден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется но принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине» (Бердяев Н.А.)
Это всеобщее нравственное помрачение отразилось и в современной литературе, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. Не случайно современный поэт Тимур Кибиров сказал: «Сейчас гораздо легче описать историю кровосмешения, чем любовь матери к ребенку». Значит, вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения — их находить.
Ценностный подход в изучении литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении авторских ценностей высшего порядка в разных сферах человеческой жизни (духовной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.
Идеал для Толстого – это итоговое совершенство человеческого рода. Идеал – высшая, последняя цель постепенного нравственного совершенствования.
Творчество Толстого стало выражением реального движения, с необходимостью ведущего к установлению социально справедливого общественного строя, обеспечивающего всестороннее гармоническое состояние каждого человека.
Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл -человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.
Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла:
- исповедальный – “Исповедь” (1879–1881), “В чем моя вера?”(1884);
- теоретический – “Что такое религия и в чем сущность ее?” (1884), “Царство Божие внутри вас” (1890–1893), “Закон насилия и закон любви” (1908);
- публицистический – “Не убий” (1900), “Не могу молчать” (1908);
- художественный – “Смерть Ивана Ильича” (1886), “Крейцерова соната” (1887–1879), “Воскресение” (1889–1899), “Отец Сергий” (1898).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".
Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....
Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"
Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого
Тест по творчеству А.К. Толстого и Л.Н. Толстого...
Урок литературы в 10 классе «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
Урок знакомит учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя и поэта, направлен на формирование у учащихся представления о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого....
Презентация "Моя Ясная" - заочная экскурсия по музею-усадьбе Л.Н.Толстого для урока Биография Л.Н.Толстого
Презентацию удобно использовать на уроках знакомства с биографией Л.Н.Толстого...
Русский язык и литература. Литература. конспект урока «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
конспект по литературе для СПО 1 курс...
"Философия истории Л. Н. Толстого" (Презентация к уроку анализа эпизода из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" (том 3, часть 1, глава 1)
Для понимания точки зрения Л. Н.Толстого как историка следует остановиться на глубоком смысловом анализе предлагаемого эпизода. Тогда учащимся будет понятен образ М. И. Кутузова и Багратиона, Наполена...