Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_klass.docx | 78.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами:
- Федеральным законом № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе.
- авторской программой Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева, «Литература» 6 класс для общеобразовательных учреждений, среднего образования (2004 год), на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений Москва, «Русское слово» 2008год.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучая литературу в школе, обучающиеся приобщаются к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основой литературного образования является чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Цель изучения: развитие устойчивого интереса к самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии; воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания; чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Задачи изучения:
- Формирование у школьников инициативного устойчивого интереса к систематическому чтению;
- Осмысливание прочитанного материала;
- Побуждать ученика актуализировать личный читательский опыт;
- Формировать навыки анализа текста;
- Реализовать личностно ориентированный подход к бучению.
Общая характеристика учебного предмета
Яркой особенностью программы является её нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умение говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок литературы является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей, аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуется информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать тип чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к литературе, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки литературы становятся, по сути дела, уроками, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи, и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается способность оценивать эстетическую сторону литературных произведений
Учёт метапредметных связей в преподавании литературы позволяет более рационально использовать изучение нового материала путём устранения дублирования между новым и уже изученным содержанием. Метапредметные связи прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) между литературой и другими курсами. Курс литературы 6 класса опирается в большей степени на знание курса русского языка, истории. Перечисленные науки дают для литературы следующие понятия:
Русский язык
- Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
- Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
- Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
- Культура речи. Критерии культуры речи.
- Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
- Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение различными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
- Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
- Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
- Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-эстетические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
- Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации, письма, расписки, доверенности, заявления.
- Русский язык – язык русской художественной литературы.
- Слово – основная единица языка.
- Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова.
- Синонимы. Антонимы. Омонимы.
- Стилистически окрашенная лексика русского языка.
- Исконно русские и заимствованные слова.
- Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
- Фразеологизмы, их значение и употребление.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
- Основные выразительные средства фонетики.
- Основные выразительные средства словообразования.
- Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
- Основные выразительные средства морфологии.
- Основные выразительные средства синтаксиса.
- Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
- Отражение в языке культуры и истории народа.
- Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
История
- Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг.)
- Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
Компетенции
Знать:
- Круг обязательного чтения (произведения, предназначенные для чтения и изучения).
- Знания о литературе, основные признаки понятий темы и идеи художественного произведения, средства изображения литературного героя; изобразительно-выразительные средства языка; сведения об авторе.
Уметь:
- Определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова.
- Выявлять основную нравственную проблематику произведения.
- Определять тему и основную идею изученного произведения.
- Видеть в произведении автора и его отношение к героям и событиям, к читателю.
- Различать особенности построения и языка произведений, выявлять изобразительно-выразительные средства.
- Объяснять связь героев и событий, характеризовать героя произведения на основе его поступков и взаимоотношений с другими персонажами.
- Пересказывать подробно, кратко, выборочно небольшое эпическое произведение.
- Рассказывать о литературном герое, выражая своё отношение.
- Сочинять небольшие произведения фольклора: сказки, басни, небылицы, рассказы, стихи.
- Создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
- Грамотно строить монологические высказывания различных форм, жанров, владеть культурой диалогической речи.
- Ориентироваться в незнакомой речи.
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный предмет «Литература» является частью Федерального компонента предметной области «Филология». В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 28.08.2014 г. № 203 рабочая программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с расписанием учебных занятий и внеурочной деятельности МБОУ Гуляй - Борисовской СОШ на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом директора от 29.08.2014г. № 242 рабочая программа рассчитана на 71 час в год.
Содержание рабочей программы
№п/п | Наименование разделов | Содержание тем учебного курса |
1 |
Введение | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга – необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.) |
2 | Из греческой мифологии | Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времени, человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои |
3 | Из устного народного творчества | Легенды, предания, сказки «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. |
4 | Из древнерусской литературы | «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.) Теория литературы: древнерусская литература, сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой) |
5 | Из русской литературы XVIII века | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций учёного и гражданина в поэзии: «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и её реализация; независимость, гармония – основные мотивы стихотворения; идея произведения. Теория литературы: стихотворение, иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение. |
В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ. А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. Лицеист А.С.Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: роман «Дубровский» - историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи. Теория литературы: элегия, двусложные размеры стиха; строфа, типы строф; роман (первичные представления), авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел. М.Ю. Лермонтов Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа. Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза. Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приёмы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля. Теория литературы: героическая повесть, героический эпос; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры). И.С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания. Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика, позиция автора, идея произведения и художественный замысел, тропы (сравнение, метафора, эпитет) Н.А. Некрасов Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. Теория литературы: трёхсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет. Л.Н. Толстой Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство», и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого; проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть. В.Г. Короленко Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер, герой. А.П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приёмы создания комического эффекта. Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении; деталь и её художественная роль в юмористическом произведении. Из литературы ХХ века И.А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя. Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора А.И. Куприн Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель», «Тапёр». Основные темы и характеристика образов.Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия. Теория литературы: рождественский рассказ, язык героя как средство создания образа. С.А. Есенин Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песня о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворений. Одухотворённая природа – один из основных образов поэзии С.А. Есенина. Теория литературы: поэтический образ, цветообраз, эпитет, метафора, песня. М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. Теория литературы: сказка-быль, конфликт; сказочные и мифологические мотивы. Н.М. Рубцов Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй. Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция А.А. Ахматова Краткие сведения о поэте. Связь её судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории 20 века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка. Теория литературы: мотив, анафора, эпитет Из поэзии о Великой Отечественной войне Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной…», К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»,Р.Г. Гамзатов «Журавли», Д.С. Самойлов «Сороковые» Теория литературы: мотив, художественные средства. В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Теория литературы: рассказ; тема, проблема, идея. Из зарубежной литературы. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. Теория литературы: сказка, стиль. Я. И В. Гримм Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. Теория литературы: народная и литературная сказка, «бродячий» сюжет. О. Генри Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве – с улыбкой и всерьёз (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов» : жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. Теория литературы: новелла, юмор, ирония. Дж. Лондон Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. |
Тематическое планирование.
№ п-п | Тема урока | Количество часов. | ||||||||
1 | О литературе, читателе и писателе. | 1 | ||||||||
2 | Из мифологии. «Пять веков» | 1 | ||||||||
3 | «Прометей» | 1 | ||||||||
4 | «Яблоки Гесперид». | 1 | ||||||||
5 | Из устного народного творчества. «Солдат и смерть» | 1 | ||||||||
6 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | ||||||||
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 | ||||||||
8 | Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем» | 1 | ||||||||
9 | «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | ||||||||
10-11 | Из литературы 18 века М. В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт, гражданин. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 2 | ||||||||
12 | Из литературы Х1Х века. В. А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин | 1 | ||||||||
13 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана» | 1 | ||||||||
14 | Анализ баллады «Светлана» | 1 | ||||||||
15-16 | Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина. «Деревня» | 2 | ||||||||
17 | «Редеет облаков летучая гряда…» | 1 | ||||||||
18 | «Зимнее утро» | 1 | ||||||||
19 | А. С. Пушкин «Дубровский». История создания. Прототипы. | 1 | ||||||||
20 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 | ||||||||
21 | Отец и сын. | 1 | ||||||||
22 | Владимир Дубровский- доблестный гвардейский офицер | 1 | ||||||||
23 | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | ||||||||
24 | Р.р. Письменная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | ||||||||
25 | М. Ю. Лермонтов. Краткие сведения о писателе. | 1 | ||||||||
26 | «Тучи» | 1 | ||||||||
27 | «Парус» | 1 | ||||||||
28 | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | ||||||||
29 | «Бранное, трудное время…» Степь как образ Родины. | 1 | ||||||||
30 | Андрий и Остап. | 1 | ||||||||
31 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | ||||||||
32 | И. С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции | 1 | ||||||||
33 | «Бирюк» | 1 | ||||||||
34 | «В дороге» | 1 | ||||||||
35 | Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревен-ская…», «Великое чувство! у каждых дверей…» | 1 | ||||||||
36 | Л. Н. Толстой в 30-50 годах 19-ого века. | 1 | ||||||||
37 | Анализ повести «Детство», «Что за человек был мой отец?» | 1 | ||||||||
38 | Анализ повести : «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». | 1 | ||||||||
39 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л. Н. Толстого Рассказ «Бедные люди». | 1 | ||||||||
40 | В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. | 1 | ||||||||
41 | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1 | ||||||||
42 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | 1 | ||||||||
43 | А. П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы. «Налим» | 1 | ||||||||
44 | «Толстый и тонкий» | 1 | ||||||||
45 | «Шуточка» | 1 | ||||||||
46 | Из русской литературы ХХ Мир природы в творчестве И. А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…» | 1 | ||||||||
47 | «Лапти» | 1 | ||||||||
48 | А. И. Куприн. Краткие сведения о писателе. «Белый пудель» | 1 | ||||||||
49 | «Белый пудель» | 1 | ||||||||
50 | «Тапер» | 1 | ||||||||
51 | С. А. Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». | 1 | ||||||||
52 | «Разбуди меня завтра рано…» | 1 | ||||||||
53 | М. М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. | 1 | ||||||||
54 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | ||||||||
55 | Настя и Митраша. | 1 | ||||||||
56 | Р.р. Сочинение по творчеству М.М.Пришвина «Смысл названия сказки-были.» | 1 | ||||||||
57 | Н. М. Рубцов. Краткие сведения о писателе. «Звезда полей». | 1 | ||||||||
58 | «Тихая моя Родина». | 1 | ||||||||
59 | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…» | 1 | ||||||||
60 | В. П. Астафьев Краткие сведения о писателе. «Последний поклон» | 1 | ||||||||
61 | «Конь с розовой гривой» | 1 | ||||||||
62 | Бабушка и внук | 1 | ||||||||
63 | Р.р. Письменная работа по творчеству писателей Х1Х века. | 1 | ||||||||
64 | Из зарубежной литературы «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | 1 | ||||||||
65 | Братья Гримм. Краткие сведения. | 1 | ||||||||
66 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | 1 | ||||||||
67 | «Вождь краснокожих» | 1 | ||||||||
68 | «Любовь к жизни» | 1 | ||||||||
69 | Составление устных высказываний по зарубежной литературе. | 1 | ||||||||
70 | Обобщение изученного | 1 | ||||||||
71 | Рекомендации для летнего чтения | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во час. | Дата | Вид контроля | ||||
План | Факт | Основные виды УД обучающихся | Требованя к результатам обучения. | |||||
1 | О литературе, читателе и писателе. | 1 | 02.09 | Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе), беседа, выразительное чтение. | Определять роль книги в жизни человека. | Текущий | ||
2 | Из мифологии. «Пять веков». | 1 | 04.09 | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями, терминами и учебником. | Анализировать иллюстрации, выделять главное в прослушанном сообщении. | Текущий | ||
3 | «Прометей» | 1 | 09.09 | Составление цитатного плана, выразительное чтение. | Определять роль мифов в формировании современных представлений о мире и месте человека в нём. | Текущий | ||
4 | «Яблоки Гесперид». | 1 | 11.09 | Анализ понравившегося эпизода. Составление плана легенды. | Составлять план прочитанного произведения, выразительного чтения. | Текущий | ||
5 | Из устного народного творчества. «Солдат и смерть» | 1 | 16.09 | Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. Беседа по прочитанному | Чтение по ролям художественного пересказа, иметь представление о подлинных нравственных ценностях. | Текущий | ||
6 | «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1 | 18.09. | Беседа по прочитанному. Словарно-лексическая работа. | Чтение по ролям художественного пересказа, иметь представление о подлинных нравственных ценностях. | Текущий | ||
7 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1 | 23.09 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, заполнение таблиц, сообщения учителя и учащихся, беседа. | Уметь сравнивать предания и мифы, заполнять таблицы. | Текущий | ||
8 | Из древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | 25.09 | Сообщения учителя, составление плана статьи учебника, беседа. Сообщения «историка» и «литературоведа», самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода, работа с терминами. | Уметь составлять устные высказывания по услышанному материалу. | Текущий | ||
9 | «Поучение Владимира Мономаха». | 1 | 30.09 | Лексическая работа, сообщения учителя, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа. | Уметь сравнивать нравственные ценности. | Текущий | ||
1011 | Из литературы 18 века М. В. Ломоносов – гениаль-ный учёный, теоретик лите-ратуры, поэт и гражданин. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф». | 2 | 02.10 07.10 | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, заполнение таблицы. | Составление плана статьи по учебнику. | Текущий | ||
12 | Из литературы 19 века. В. А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С.Пушкин. | 1 | 09.10 | Выразительное чтение, сообщения учащихся и учителя, экскурсия, обращение к стенду, прослушивание музыкальных коллекций, заполнение таблиц. | Уметь анализировать прослушанный материал. | Текущий | ||
13 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. «Светлана». | 1 | 14.10 | Составление ассоциативных рядов, лексическая работа, беседа, сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, чтение отрывков наизусть, работа с терминами. | Уметь выделять основные признаки баллады. | Текущий | ||
14 | Анализ баллады «Светлана». | 1 | 16.10 | Составление ассоциативных рядов, лексическая работа, беседа, сообщения учителя и учащихся, чтение отрывков наизусть. | Уметь находить выразительные средства. | Текущий | ||
1516 | Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. «Деревня» | 1 | 21.1023.10 | Комментированное чтение статьи в учебнике Рассказы о родных и близких поэта заранее подготовленных учеников. Выразительное чтение наизусть стихотворения. | Умение выделять главное в сообщении учителя и обучающихся. | Текущий | ||
17 | «Рдеет облаков летучая гряда…» | 1 | 28.10 | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, беседа. | Выявлять художественные средства языка, составлять рассказ по иллюстрациям. | Текущий | ||
18 | «Зимнее утро». | 1 | 28.10 | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, беседа, работа с таблицами, стилистический эксперимент. | Выявлять функции художест-венных средств языка в повествовании. | Текущий | ||
19 | А. С. Пушкин «Дубровский». История создания. Прототипы. | 1 | 27.10 | Сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, сравнение усадеб, лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение. | Составлять художественное описание. | Текущий | ||
20 | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. | 1 | 13.11 | Исследовательская работа с текстом, беседа, выразительное чтение. | Уметь сравнивать действия героев. | Текущий | ||
21 | Отец и сын. | 1 | 18.11 | Подбор цитат для ответа на вопрос, пересказ-анализ, беседа. | Лексическая работа с заполнением таблицы. | Текущий | ||
22 | Владимир Дубровский- доблестный гвардейский офицер | 1 | 20.11 | Краткий пересказ, выборочное чтение по ролям, лексическая работа. | Уметь составить ответ по составленному плану. | Текущий | ||
23 | Дубровский и Маша Троекурова. | 1 | 15.11 | Составление сравнительной таблицы, выразительное чтение. | Уметь составить характеристику поступкам героев. | Текущий | ||
24 | Р.р. Письменная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | 27.11 | Составление плана, сбор материала, лексическая работа. | Правильно ответить на вопросы. | Текущий | ||
25 | М. Ю. Лермонтов. Краткие сведения о писателе. | 1 | 02.12. | Сообщения обучающихся, выразительное чтение, работа с иллюстрациями. | Заполнить хронологическую таблицу. | Текущий | ||
26 | «Тучи» | 1 | 04.12. | Работа с учебником, составление ряда слов, соотнесённых с ключевыми понятиями урока, беседа. | Нахождение художественных средств, выразительное чтение. | Текущий | ||
27 | «Парус» | 1 | 09.12 | Работа с учебником, составление ряда слов, соотнесённых с ключевыми понятиями урока, беседа. | Чтение стихотворения наизусть. | Текущий | ||
28 | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая основа повести. | 1 | 11.12. | Конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа. Художественный пересказ, лексическая работа. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с иллюстрациями. | Текущий | ||
29 | «Бранное, трудное время…» Степь как образ Родины. | 1 | 16.12. | Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное чтение. | Навык обобщения и полученных знаний. | Текущий | ||
30 | Андрий и Остап. | 1 | 18.12. | Художественный пересказ, дискуссия о подвигах героев повести. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с иллюстрациями | Текущий | ||
31 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | 1 | 23.12. | Выразительное чтение, конкурс планов рассказа о герое. | Анализ эпического произведения. | Текущий | ||
32 | И. С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции | 1 | 25.12. | Художественный пересказ, беседа, сообщения, лексическая работа. | Навык выразительного чтения. | Текущий | ||
33 | «Бирюк» | 1 | 30.12. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, работа с таблицами. | Текущий | ||
34 | «В дороге» | 1 | 13.01 | Анализ текста, лексическая работа. | Выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями. | Текущий | ||
35 | Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревен-ская…», «Великое чувство! у каждых дверей…» | 1 | 15.01 | Составление тезисного плана статьи учебника, беседа по вопросам. | Умение работать с иллюстра-циями и таблицей. | Текущий | ||
36 | Л. Н. Толстой в 30-50 годах 19-ого века. | 1 | 20.01. | Заполнение таблицы по материалам сообщений. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, работа с таблицами. | Текущий | ||
37 | Анализ повести «Детство», «Что за человек был мой отец?» | 1 | 22.01. | Художественный пересказ, составление устного высказывания. | Анализ текста. | Текущий | ||
38 | Анализ повести : «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания». | 1 | 27.01. | Художественный пересказ, составление устного высказывания. | Составить план, написать сочинение. | Текущий | ||
39 | Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л. Н. Толстого Рассказ «Бедные люди». | 1 | 29.01. | Художественный пересказ, составление устного высказывания. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, работа с таблицами. | Текущий | ||
40 | В. Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. | 1 | 03.02 | Работа с иллюстрациями, сравнительный анализ. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с таблицами. | Текущий | ||
41 | Дружба Васи, Валека и Маруси. | 1 | 05.02 | Составление сравнительной характеристики, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями. | Работа с учебником и текстом. | Текущий | ||
42 | Дети и взрослые в повести «В дурном обществе» | 1 | 10.02. | Работа с иллюстрациями, лексическая работа. | Художественный пересказ текста. | Текущий | ||
43 | А. П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы. «Налим» | 1 | 12.02. | Работа с иллюстрациями, беседа, заполнение таблицы. | Выразительный рассказ стихотворений. | Текущий | ||
44 | «Толстый и тонкий» | 1 | 17.02 | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстра-циями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа, сообщения | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с таблицами | Текущий | ||
45 | «Шуточка» | 1 | 19.02 | Индивидуальные сообщения обучающихся. | Навык выразительного чтения. | Текущий | ||
46 | Из русской литературы ХХ Мир природы в творчестве И. А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…» | 1 | 24.02. | Самостоятельная исследовательская работа., лексическая работа.. | . Художественный пересказ текста. | Текущий | ||
47 | «Лапти» | 1 | 26.02. | Самостоятельная исследовательская и лексическая работа с текстом, выразительное чтение текста, конкурс заглавий. | Навык обобщения и полученных знаний. | Текущий | ||
48 | А. И. Куприн. Краткие сведения о писателе. «Белый пудель» | 1 | 03.03 | Лексическая работа с текстом, выразительное чтение текста. | Навык обобщения и полученных знаний, навык пересказа текста. | Текущий | ||
49 | «Белый пудель» | 1 | 05.03 | Художественный пересказ текста. | Навык работать с таблицами, лексическая работа. | Текущий | ||
50 | «Тапер» | 1 | 10.03 | Художественный пересказ текста, лексическая работа. | Выразительное чтение стихотворения. | Текущий | ||
51 | С. А. Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». | 1 | 12.03. | Беседа, чтение наизусть, работа с терминами. | Лексическая работа, работа с учебником и иллюстрациями. | Текущий | ||
52 | «Разбуди меня завтра рано…» | 1 | 17.03 | Художественный пересказ текста, лексическая работа, работа с иллюстрациями. | Выразительное чтение стихотворения. | Текущий | ||
53 | М. М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. | 1 | 19.03 | Сообщения обучающихся, заполнение таблицы. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с таблицами. | Текущий | ||
54 | «Кладова солнца» - сказка-быль. Особенности жанра. | 1 | 31.03 | Художественный пересказ текста, лексическая работа, работа с иллюстрациями | Лексическая работа, работа с учебником и иллюстрациями. | Текущий | ||
55 | Настя и Митраша. | 1 | 02.04 | Конкурс рисунков, выразительное чтение. | Навык работы с иллюстрациями и таблицами. . | Текущий | ||
56 | Р.р. Сочинение по творчеству М.М.Пришвина «Смысл названия сказки-были.» | 1 | 07.04 | Художественный пересказ и рассказ, беседа, работа с иллюстрациями, работа с учебником. | Навык обобщения и полученных знаний | Текущий | ||
57 | Н. М. Рубцов. Краткие сведения о писателе. «Звезда полей». | 1 | 09.04 | Прослушивание музыкальной композиции, работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение. | Художественный пересказ текста.. | Текущий | ||
58 | «Тихая моя Родина». | 1 | 14.04 | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с таблицами. | Текущий | ||
59 | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…» | 1 | 16.04 | Чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций, беседа, работа с учебником. | Умение выделять главное в прослушанном сообщении, навык работы с таблицами | Текущий | ||
60 | В. П. Астафьев Краткие сведения о писателе. «Последний поклон» | 1 | 21.04 | Художественный пересказ, выразительное чтение. | Навык обобщения и получен-ных знаний .Художественный пересказ текста.. | Текущий | ||
61 | «Конь с розовой гривой» | 1 | 23.04 | Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, работа с иллюс-трациями, выразит. чтение. | Уметь составлять устное высказывание по составленному плану. | Текущий | ||
62 | Бабушка и внук | 1 | 28.04 | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, выразительное чтение. | Уметь составить сравнительную характеристику | Текущий | ||
63 | Р.р. Письменная работа по творчеству писателей Х1Х века. | 1 | 30.04 | Выполнение письменной работы. | Применение материала, изученного на уроках. | Текущий | ||
64 | Из зарубежной литературы «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | 1 | 05.05 | Пересказ, беседа, выразительное чтение. | Умение пересказывать по составленному плану. | Текущий | ||
65 | Братья Гримм. Краткие сведения. | 1 | 07.05 | Составление плана статьи учебника, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами. | Составление устного высказывания по изученному материалу. | Текущий | ||
66 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | 1 | 12.05 | Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная работа, беседа, работа с терминами, заполнение таблицы. | Уметь сравнивать героев, их поступки. | Текущий | ||
67 | «Вождь краснокожих» | 1 | 14.05 | Лексическая работа, выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы. | Уметь выделять главное и второстепенное, анализи-ровать прочитанное. | Текущий | ||
68 | «Любовь к жизни» | 1 | 19.05 | Сообщения обучающихся, беседа по прочитанному, лексическая работа. | Работа с иллюстрациями, составление устного высказывания по теме. | Текущий | ||
69 | Составление устных высказываний по зарубежной литературе. | 1 | 21.05 | Работа по учебнику, иллюстрациям, обсуждение6 презентации. | Работа с иллюстрациями, составление устного высказывания по теме. | Текущий | ||
70 | Обобщение изученного | 1 | 26.05 | Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с учебником логическая работа. | Уметь анализировать изученный материал. | Текущий |
Учебно-методическое обеспечение.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 7-е изд., – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 200 с.
Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Методические пособия для учителя:
Планирование и материалы к курсу Литература. 6 класс». Из опыта работы/Авт.-сост. Меркин Г.С., Меркин Б.Г. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2011 -48 с.
Дополнительная литература для учителя:
Чехов в школе: Книга для учителя/Авт.-сост.И.Ю.Бурдина. – М.:Дрофа,2001.- 320 с.: илл.,16л.цв. вкл. – (Писатель в школе)
Тургенев в школе: Книга для учителя/Авт.-сост.Л.А.Капитанова. – М.:Дрофа,2002.- 288 с.: илл.,16л.цв. вкл. – (Писатель в школе)
Учебные диски, мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
1. Художественный фильм «Дубровский» DVD
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007г (12 CD)
3.Фильм –сказка «Снегурочка» ( по произведению Островского) DVD
4. М/ф по произведениям А.П. Чехова DVD
5. Сборник «Песни Великой Отечественной войны».CD
6. С.Есенин «Избранное.Стихотворения и поэмы». CD
7. А.С.Пушкин «Стихи». Аудиокнига. Аудио mp3
8. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Аудиокнига. Аудио mp3
Интернет-ресурсы:
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». – Режим доступа: http://lit.1september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.– Режим доступа: http://litera.edu.ru
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. – Режим доступа: http://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев. Режим доступа: http://www.likt590.ru/project/museum/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. Режим доступа: http://ruslit.ioso.ru
Русская виртуальная библиотека. - Режим доступа: http://www.rvb.ru
Гоголь Николай Васильевич. http://www.nikolaygogol.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская литература http://litera.ru/stixiya/
Виртуальный музей литературных героев. http://www.likt590.ru/project/museum/
Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru
Русский музей. http://www.rusmuseum.ru/
Эрмитаж. http://www.hermitage.ru/
Пушкинский музей изобразительных искусств. http://www.museum.ru/gmii
Музеи и галереи России. http://www.museum.ru
Карамзин Н.М. http://www.karamzin.net.ru
Результаты освоения учебного курса «Литература».
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18в., русских писателей 19-20вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/уметь:
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
- анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- владеть монологической и диалогической речью;
- письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- выявлять авторское отношение к героям;
- высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Оценка сочинений и изложений.
ОТМЕТКА «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочёт в содержании, 1-2 речевых недочёта, 1 грамматическая ошибка.
ОТМЕТКА «4» ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи недостаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочётов в содержании, не более 3-4 речевых недочётов, 2 грамматических ошибок.
ОТМЕТКА «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточна выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочётов, 4 грамматических ошибок.
ОТМЕТКА «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочётов в содержании, до 7 речевых недочётов и до 7 грамматических ошибок.
Критерии оценки письменных работ по литературе.
КЛАСС | КОЛ-ВО КЛ. СОЧИНЕНИЙ | КОЛ-ВО ДОМ. СОЧИНЕНИЙ | ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЙ | ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ | ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ ЗА ГРАМОТНОСТЬ | |
ВСЛУХ | ПРО СЕБЯ | |||||
5 кл | 3 | 1 | 0,5-1 стр | 120 слов | 140-170 | «5» - I-1, V-0; I-0, V-1; «4» - I-3, V-2; I-2, V-2; I-1, V-4; «3» - I-6, V-4; I-4, V-6. |
6 кл | 2 | 2 | 1-2 стр | 140 слов | 170-210 | |
7 кл | 2 | 3 | 2-3 стр | 150 слов | 210-250 | |
8 кл | 3 | 3 | 3-4 стр | 150 слов | 250-260 | |
9 кл | 4-5 | 3 | 5-6 стр | 150 слов | 260-280 | |
10 кл | 4-5 | 3 | 5-6 стр | |||
11 кл | 4-5 | 3 | 5-6 стр |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________/ Грекова Г.А.
МБОУ Гуляй-Борисовской СОШ
От 27.08.2014года № 6 _______________20___ года
Руководитель МС_______ / Грекова Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...