литературно-развлекательная игра для 5 класса "Литературовед"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Дворниченко Екатерина Николаевна

Эту игру можно провести на предметной неделе.

Она подчинена следующим целям:

практическое применение школьных знаний;

развитие слухового внимания, скорости реакции, логического мышления;

проявление лидерских качеств.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-razvlekatelnaya_igra_5kl.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА

ДЛЯ 5 КЛАССА

«ЛИТЕРАТУРОВЕД»

подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Е.Н. Дворниченко

г.Новомосковск

2014

   Вопросы для отборочного тура

  1. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? все
  2. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? Под мокрым
  3. Какая птица яиц не несет, но сама с них вылупливается? Петух
  4. На каких полях не растет трава? На полях тетради, на полях шляпы
  5. Каким будет гнедой конь, если его искупать? Чистым, мокрым
  6. Что идет из города в город, но при этом не движется? Дорога
  7. Что общего между молоком и ежиком? Способность сворачиваться
  8. Что самое дефицитное в нашей жизни? Зло. Его всегда “не хватает”
  9. Из какого полотна не сшить рубашки? Из железнодорожного
  10. Какую страну мы носим на голове? Панаму
  11. Какой рукой лучше всего размешивать чай? Чай лучше размешивать ложкой
  12. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак.)
  13. Где вода стоит столбом? (В стакане.)
  14. Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты. )
  15. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестер? (Одна.)
  16. На что похожа половина яблока? (На вторую половину.)
  17. Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько страусов осталось? (Страусы не летают.)
  18. Что находится между городом и селом? (Союз "и".)
  19.  Чем оканчиваются день и ночь? (мягким знаком)
  20. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (по полу)
  21. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
  22. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, он самый короткий)
  23. Растут две березы. На каждой березе по четыре шишки. Сколько всего шишек? (на березе шишки не растут)
  24. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква "о")
  25. Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна, Алла)
  26. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
  27. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
  28. Одно яйцо варится 4 минуты, сколько минут надо варить 6 яиц? (4 минуты)
  29. Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-Марья)
  30. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

 

Литературная игра по станциям в 5 классе

   Цель: практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Цели:

  • активизация познавательной деятельности учащихся по литературе;
  • развитие творческих способностей;
  • проверка полученных знаний школьников

Слово учителя.

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по станциям литературной страны. И вы окажитесь здесь не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками необычного мероприятия.

В игре участвует 2 команды по 5-6 человек.

Выбирается жюри конкурса.

Задание для зрителей: сочинить текст, чтобы все слова начинались на одну и ту же букву («Русский», «Литература»). Например:    

Понедельник

Понедельник Прохор Попов, простой парнишка, провёл по-иному: почему-то пораньше проснулся, пошёл прогуляться по пробуждающемуся парку. По пути повстречал Петю. Прохор предложил Петюне пройтись по парковым путям, площадкам, полянкам. Пареньки поиграли, полакомились пломбиром. Потом пошли подкрепиться посущественнее: поели пирожки, пиццу, попили, попробовали привлекательные пирожные. Попутно покормили пони, пташек. После прогулки побежали покупаться. Позагорали, поплавали. Пляж привлёк приятелей песчаной просторной площадкой. Потом попробовали поймать пескарей, попотчевали пушистенького Персика.

Пошли помогать Петькиной прабабушке прополоть, полить помидорчики. Прабабушка помощь приняла, поблагодарила парней. Потом поспешили понянчить Прохорову Полиночку, поужинали, помыли по-быстрому посуду. Потемнело. Прохор побрёл провожать притомившегося Петьку. По пути полюбовались превосходной природой.

Получился пречудесный полезный понедельник.

Станция №1

Фольклорная

Игроки из 2-х команд (по 5 человек) становятся через одного и отвечают на вопросы поочерёдно. Кто ошибается или не знает ответа, выбывает. Победитель — кто остался последний и правильно ответил на заключительный вопрос.

1. Самый популярный русский богатырь (Илья Муромец)

2. Колыбельные песни, частушки, скороговорки, загадки, пословицы, былины. Что это? (Жанры фольклора)

3. Что такое фольклор? (Устное народное творчество, народная мудрость)

4. Кто написал картину «Богатыри»? (В.М. Васнецов)

5. Жанр произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (былина)

6. Как располагаются богатыри на картине Васнецова? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

7. Из какого языка заимствовано слово фольклор? (из английского)

8. Кто является автором фольклорных произведений? (народ)

9. Краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости (пословицы)

10. Назови пословицу (Век живи — век учись. Ученье — свет, а неученье — тьма)

11. Продолжи пословицу: «Не плюй в колодец - ...» («... пригодится воды напиться»)

12. Что это: «Лёгок на помине»? (поговорка)

13. Лежал, лежал да и в речку побежал. Что это? (Снег)

14. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой (Анекдот)

15. Как ещё называли по-другому частушки? (припевка, побаска, частуха, прибаутка)

16. Вспомни частушку (Стоит парень у ворот, широко разинул рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот)

Станция №2

Сказочная. “Что за прелесть эти сказки!”

1. Продолжи фразу: «Сказка ложь, да в ней намёк: ...» («... добрым молодцам урок»)

2. Назовите типы сказок. (Волшебные, бытовые, сказки о животных).

3. Какая связь между словами «сказка» и «фольклор» (сказка — жанр фольклора, народная мудрость)

4. Короткие истории фантастического характера (сказки)

5. Кто говорил такие волшебные слова: «Симсим, открой дверь!» (Али-Баба. Арабская сказка. «Али-Баба и 40 разбойников»)

6. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? («12 месяцев» С.Я.Маршак)

7. Какими словами обыкновенно начинаются русские сказки? (В некотором царстве, в некотором государстве жили-были).

8. На чём или на ком совершили необыкновенное путешествие с железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Фёдор и его друзья? (На тракторе. Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот» ).

9. Какая из перечисленных сказок не является литературной: «Аленький цветочек», «Кот в сапогах», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна»? («Царевна-лягушка»)

10. Назовите сказочного персонажа, который знал 1001 сказку. (дочь визиря Шахразада)

11. Кто такой бахарь? (сказитель, рассказчик)

12. Что это: «И я там был, мёд-пиво пил...» (концовка сказки)

13. Как звали царевну-лягушку? (Василиса Премудрая)

14. Какая из перечисленных сказок волшебная: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Теремок»? («Царевна-лягушка»)

Станция №3

Сказочный поединок

Приглашаются по одному участнику от команды на каждый поединок. Они поочерёдно отвечают, не повторяясь. Кто правильно даёт ответ последним — тот победитель.

1. Назовите сказочников. (Г.Х.Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро, Астрид Линдгрен, А.С.Пушкин, Н.Носов, А.Милн, С.Т. Аксаков, В.А. Жуковский, П.П. Бажов, П.П. Ершов и др.)                                            

2. Отрицательные сказочные герои (Баба Яга, Кощей Бессмерный, леший, Змей Горыныч, колдунья, ведьма)    

3. Какие волшебные диковинки из сказок вы знаете? (Сапоги-скороходы, скатерть самобранка, говорящее зеркальце, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, волшебная палочка, ступа).  

Станция №4  

Литературоведческая

1. Что такое эпитет? (художественное определение)

2. Назовите тропы (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола)

3. Приведите пример сравнения (словно пух, как солнце, будто тень)

4. Какое художественное средство: лес рук? (метафора)

5. Приведите пример эпитета (грозное море, лакомый кусочек)

6. Назовите постоянные эпитеты (добрый молодец, трава зелёная, красна девица)

7. Что такое автобиография (описание своей жизни)

8. Синоним к термину гипербола (преувеличение)

9. Как по-другому зачин? (начало)

10. Что такое монолог? (высказывание одного лица)

11. Пример олицетворения (ночевала тучка, ветер уснул, речка бежит)

12. Вводная часть в поэме «Руслан и Людмила» (пролог)

13. Размеры стиха (ямб, хорей — двусложные)

14. Сколько строчек обычно в частушках? (4)

15. Жанр произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (поэма)

16. Обязательный элемент басни (мораль — вывод, нравоучение)

Станция №5

Литературная

1. Наина, Людмила, Владимир Красное Солнышко - герои какого произведения, кто написал? (А.С. Пушкин "Руслан и Людмила").

2. Какой дуб в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? (зелёный)

3. Что делает леший у лукоморья? («Там леший бродит»)

4. Сколько витязей выходит из вод? (30)

5. Что делает царь Кащей («Над златом чахнет»)

6. С кем бредёт ступа? (С Бабою Ягой)

7. Что делает кот учёный, когда идёт направо? («Песнь заводит»)

8. Чего нет в избушке у лукоморья? («Избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей»)

9. Кто служит царевне? (Бурый волк)

10. Когда ходит кот учёный по цепи? («И днём, и ночью»)

11. Кого несёт колдун через леса, через моря? (богатыря)

12. Как зовут главного героя рассказа И.С. Тургенева “Муму”? (Герасим)

13. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? (сравнивает его с русским богатырем)

14. Как звали девушку из рассказа И. Тургенева "Муму", которую полюбил Герасим? (Татьяна)

15. Как Петя Ростов связан с русским языком? (Слово Ростов - исключение к правилу "Раст-рос")

16. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку, застрелил шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на Луне? (Мюнхаузен. Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»).

Станция №6

Загадочная

1. Человек, лечащий животных по сказке К.Чуковского (Айболит)

2. Самая маленькая сказочная девочка (Дюймовочка)

3. Зелёная царевна (лягушка)

4. Слабоумный паренёк из сказки (Иванушка-дурачок)

5. Дружит со щукой (Емеля)

6. Собеседница вороны, укравшая у неё сыр (лиса)

7. Отчество у Мороза (Иваныч)

8. Название сказки обо всех временах года (12 месяцев)

9. Деревянный сказочный мальчишка (Буратино)

10. Сколько было богатырей у мёртвой царевны? (7)

11. Где хранится смерть Кощея? (в яйце)

12. Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки (лиса)

13. Мальчик, превратившийся в козлёнка (Иванушка)

14. Как звали его сестрёнку (Алёнушка)

15. Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

16. Кто развалил теремок? (медведь)

17. Папа Буратино (Карло)

18. Самый маленький мальчишка (с пальчик)

19. Девочка с голубыми волосами (Мальвина)

20. Подружка семи гномов (Белоснежка)

21. Волшебная избушка (на курьих ножках)

22. Злая старуха, укравшая Иванушку (Баба Яга)

23. Отчество медведя         (Потапыч)

24. Девушка, потерявшая башмачок (Золушка)

25. Девочка в ярком головном уборе         (Красная шапочка)

26. Сколько козлят съел волк? (6)

27. Волшебные слова Емели (по-шучьему веленью)

28. Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

29. Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки? (журавля)

30. Старухино изделие из муки (Колобок)

31. Волшебный конёк Иванушки (Горбунок)

32. Сколько сыновей у батюшки царя? (3)

Станция № 7 “Весёлые художники”

От каждой команды участвует по 5 человек. Задача команды – нарисовать Бабу Ягу.

Баба Яга рисуется поочерёдно: 1-е номера рисуют голову, 2-е номера — туловище, 3-и номера – ноги, руки, 4-е номера – метлу, 5-е номера – ступу.

Станция №8 «Чёрный ящик»

Нужно отгадать, что в чёрном ящике, задавая наводящие вопросы. Ведущий отвечает только “да” или “нет”. Кто отгадает, какой сказочный герой находится в коробке, получит приз.

  1. Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас? Сказочный путеводитель (Клубок указывает Ивану-царевичу дорогу к Василисе Премудрой в сказке «Царевна-лягушка» и царевичу путь к нужному царству в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Литературно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» к 23 февраля по теме «Певцы во стане русских воинов» (5-9 класс)

ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о великих отечественных писателях-военных, о героических страницах отечественной истории, связанных с ними; проверка усвоения фактов биографии изученн...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...