Эпический театр Бертольда Брехта
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Хочу предложить вам урок внеклассного чтения в старших классах.
Тема урока: » Эпический театр Бертольда Брехта»
Цель урока: познакомить учащихся с биографией Бертольда Брехта; с теорией эпического театра.
Задача: на примере двух произведений проследить: действительно ли Б.Брехт заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого?
Технологии: использование ИКТ, групповая работа; проблемное обучение.
Воспитательная цель: воспитание активной жизненной позиции; неприятие зла насилия, войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по знакомству детей с историей театра (урок внеклассного чтения в старших классах) | 41.5 КБ |
Сравнительная таблица | 14.43 КБ |
Презентация | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по знакомству детей с историей театра
(урок внеклассного чтения в старших классах)
Тема урока: Эпический театр Бертольда Брехта.
Цель урока: познакомить учащихся с биографией Бертольда Брехта; с теорией эпического театра.
Задача: на примере двух произведений проследить: действительно ли Б.Брехт заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого?
Технологии: использование ИКТ, групповая работа;
Воспитательная цель: воспитание активной жизненной позиции; неприятие зла насилия, войны.
Оборудование: презентация биографии Б.Брехта, сравнительная таблица «аристотелевского театра» и «эпического», эпизод художественного фильма «Мамаша Кураж и её дети», тексты пьес «Человек есть человек» и «Мамаша Кураж и её дети».
Ход урока.
На доске написан эпиграф к уроку: »То, что я слышу, я забываю;
то, что я вижу, я запоминаю;
то, что я делаю, я понимаю»
(Конфуций)
Слово учителя: На уроке мы будем не только слушать и воспринимать информацию, но и попробуем оценивать поступки героев. Работая в группах над проблемными вопросами, используя текст ранее прочитанных вами пьес Б.Брехта, попытаемся понять, в чём же заключается эта теория.
I. Давайте познакомимся с биографией Б.Брехта.1-я группа детей подготовила презентацию.
(просмотр презентации)
II. 2-я группа детей познакомит нас с теорией эпического театра:
1-й ученик: От актёра Б.Брехт требовал не перевоплощения, а суда над героем. Задача актёра не в том, чтобы, растворившись в образе, добиться жизненности. Вызвать критическое, активное отношение к действительности, пробудить мысль, дойти до сердца зрителя через разум – вот цель актёра и «эпического театра» вообще.
2-й ученик: Брехт, опираясь на свои идеи, пришёл к отрицанию многих черт традиционного «аристотелевского театра». Он считал, что «аристотелевский театр» - это театр развлечения, погружающий зрителя в стихию страстей и там же его оставляющий. По мнению Брехта театр должен изменить свои цели и задачи. Театр не должен вызывать смех или слёзы, так как в состоянии эмоционального подъёма разум отключается. В минуту катарсиса зритель может проглотить любую глупость. Эмоции бывают разные: гуманные и не очень. Ведь зритель может захотеть быть похожим на злодея? А значит нужно научить его различать добро и зло.
Слово учителя: знает ли кто-нибудь, что такое катарсис?
Работа с толковым словарём: КАТАРСИС — (греческое katharsis очищение),
1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи «страха и сострадания» как цель трагедии.
3-й ученик: Брехт понимал, что зритель не захочет прийти в театр, чтобы его учили и заставляли думать. Он приходит, чтобы отдохнуть, развлечься. Поэтому Брехт принял установку заставить работать не только интеллект, но и разум.
4-й ученик: Чтобы дать представление о том, что отделяет «эпический театр» от обычного, Брехт составил сравнительный перечень их качеств. Давайте познакомимся с ними.
(Ученики знакомятся с таблицей. Таблица прилагается)
IY. Работа в группах: на примере двух произведений проследите: действительно ли Б.Брехт заставляет читателя и зрителя не просто сопереживать герою, а анализировать его поступки. Как он добивается этого? (на обсуждение в группах даётся 15 минут)
1-я группа докажет это, используя содержание пьесы «Человек есть человек».
2-я группа – на материале пьесы «Мамаша Кураж и её дети».
Отчитывается 1-я группа:
1-й ученик: Пьеса «Человек есть человек» считается переходной к «эпическому театру». Она была написана в1926 году. В ней повествуется о превращении совершенно безобидного упаковщика Гейли Гая, человека, не умеющего сказать «нет» в винтик механизма смерти, в солдата наёмной армии, готового без всяких рассуждений на убийство.
2-й ученик: Каждый солдат обязан выполнять приказы командира. И Гейли Гай, такой же исполнительный, становится массовым убийцей, хорошо стреляет. В конце пьесы «человек-танк» из орудия стирает с лица земли село (7000 человек). Все сослуживцы в восторге от его меткости.
3-й ученик: Место действия в пьесе – Индия, такая же условная, как и обстоятельства, заставившие Гейли стать убийцей. Но для Брехта дело не в натуралистической точности внешних деталей, а во внутренней логике превращения покорного обывателя в преступника.
4-й ученик: Брехт доказывает, что человек, неспособный сопротивляться насилию, становится не только пассивным орудием но и активным участником насилия. Зритель должен был задуматься, должен ли он восхищаться поступком героя.
5-й ученик: Таким образом система Брехта – эффект отчуждения – охватывает всё: события поворачиваются в ином развороте, сам спектакль не должен пробуждать сопереживания. Всё должно исходить из этого эффекта: и игра актёров, в том числе и язык, речь героев и актёров.
2-я группа высказывается по вопросу:
1-й ученик: »Мамаша Кураж и её дети» написана в 1939 году и посвящена событиям второй мировой войны. Это история матери. Тема – мать и война. Писатели всегда показывали мать и войну как врагов. Новаторство Брехта в том, что мать и война у него - это союзники.
2-й ученик: Пьеса начинается с ситуации, когда войны нет. Анна Фирлинг – маркитанка, продавала солдатам вещи. Ей нужны солдаты, война, чтобы жить. Год за годом, десятилетия тащится она по пятам за войной, торгуя всем и со всеми: с протестантами и католиками, поляками и шведами. Кружка пива да небольшая компания, и никаких высших стремлений – вот суть философии её жизни. Единственное, во что верит мамаша Кураж, это продажность. Пока существует этот порок, судьи будут выносить мягкие приговоры, и даже невиновному суд не так уж страшен.
3-й ученик: Эта философия приспособления привела к тому, что Кураж возненавидела мир и полюбила войну, приносящую ей прибыль. Она не мыслит своей жизни без войны. В начале пьесы она тащит фургон вместе с тремя детьми: воинственным Эйлифом, честным Швейцарцем и доброй Катрин. Кажется, что ради детей она ввязалась в опасную добычу денег. Но оказывается, что её не страшит война. Не боится она опасности, а боится, что война кончится. Друг за другом погибают её сыновья. Немая дочь, пытаясь предупредить людей в окружённом городе барабанным боем, расстреляна.
4-й ученик: В конце пьесы, измученная, измождённая, одинокая, совершенно обессиленная мамаша Кураж, согнувшись в три погибели по-прежнему тащит свой фургон. Казалось бы. Зачем ей теперь деньги.
Y. Слово учителя: Давайте посмотрим фрагмент из художественного фильма «Мамаша Кураж и её дети», в котором главную роль великолепно сыграла народная артистка Людмила Касаткина.( просмотр эпизода)
- Прокомментируйте поступок героини. Вызывает ли её одиночество сочувствие? Над чем заставил задуматься финал пьесы?
YI. Послушайте инсценировку монолога Мамаши Кураж.
Выводы учеников:
- Уникальность Б.Брехта и его «эпического театра» в том, что он его пьсы застают читателя (зрителя) врасплох, заставляя анализировать поступки героев и происходящее.
- Лично меня удивило поведение матери, потерявшей всех детей. Она в конце пьесы пытается найти виноватого в своих бедах, не понимая, что именно она погубила их. Никакие деньги, а тем более заработанные такой ценой, не могут заставить мать пойти вместе с детьми туда, где льётся кровь.
Слово учителя: Я ждала от мамаши Кураж обвинительной речи в адрес войны, сделавшей её несчастной. Мне казалось, что она должна была раскаяться в том, что ввязала детей в войну. Она должна была почувствовать горе, утрату, боль. Она должна была вопить на весь мир, что война – это ужас. А она вместо этого неожиданно говорит: «Ну, что ж, надо налаживать торговлю». И после этих слов впрягается в свой фургон и тащит его по пустынной дороге вслед за ушедшим полком, окликая забывших её солдат.
На мой взгляд, лучший финал вряд ли придумаешь. В этом величие Брехта. Думаю, автору удалось заставить нас о многом задуматься и сделать правильные выводы.
Предварительный просмотр:
Драматический театр | Эпический театр
|
Представляет собой действие, вовлекает зрителя в действие, изнашивает активность зрителя, пробуждает у зрителя эмоции, переносит зрителя в другую обстановку, ставит зрителя в центр события, заставляет его сопереживать и заставляет его изучать, к развязке, действия, обращается к разуму зрителя
|
Представляет собой рассказ, ставит зрителя в положение наблюдателя, стимулирует активность зрителя, заставляет зрителя принимать решения, показывает зрителю другую обстановку, противопоставляет зрителя событиям, возбуждает у зрителя интерес к ходу действия, обращается к разуму зрителя. От актёра Б.Брехт требовал не перевоплощения, а суда над героем. Вызвать критическое, активное отношение к действительности, пробудить мысль, дойти до сердца зрителя через разум – вот цель актёра и «эпического театра» вообще. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немецкий драматург, поэт и прозаик, киносценарист, автор теоретических трудов, посвященных проблемам театра, режиссер. В истории литературы Он вошел как художник, открывший новую эпоху в западной драматургии.
Бертольт Брехт (полное имя Ойген Бертольд Фридрих Брехт) родился 10 февраля 1898 г. в городе Аугсбург в семье преуспевающего торгового служащего.
Четыре года учился в народной школе, после чего поступил в гимназию. Уже в гимназические годы появилась первая его публикация в местной газете был напечатан стих, подписанный "Бертхольд Ойген".
Бертольд избрал своей профессией медицину, которую учился в Мюнхенском университете. Летом 1918 г. Брехт был мобилизован в армию. Впрочем, из-за серьезного заболевания почек, комиссия врачей отказалась послать его на фронт. Так студент-медик Брехт стал санитаром военного госпиталя в Ауґсбурзі. Свой тогдашний опыт познания Первой мировой войны он обобщил в стихи. "Легенда о мертвом солдате" Это произведение стал популярным далеко за пределами родного города автора .
В конце 10-х годов появляются и первые драматические попытки Брехта: драмы "Ваал", "Барабаны ночью". Вскоре молодой художник был награжден престижной Кляйстівською премией.
Вскоре он перебрался из тесноватого для него Мюнхена в Берлин, где начал плодотворно работать как драматург, режиссер и постановщик пьес. 1924 г. Б. Брехт познакомился с талантливой актрисой Хеленой Вайгель, которая стала его женой и ближайшим помощником.
Начиная со второй половины 20-х годов в творческом развитии Брехта намечается перелом. Он охватывает все уровни его духовной жизни. Он сближается с коммунистическим движением и привлекается к его пропаганды. В это время художник разрабатывает концепцию новаторской драмы и успешно пробует ее в ряде пьес. Б. Брехт и Г. Вайгель, что блестяще играла ведущие роли в его драмах, становятся знаменитостями.
1933 г. заставил художника покинуть "коричневую" родину. Начался период эмиграции, который длился долгих пятнадцать лет.
По завершении войны Он переехал в Берлин и в конце концов он и его жена впервые в жизни получили собственный театр - "Берлинер ансамбль", быстро завоевал славу новаторского.
В последний период творчества признание Брехта стремительно растет. Однако на фоне интенсивной режиссерской труда резко ухудшается здоровье писателя. Врачи свидетельствуют, что его больное сердце может остановиться в любую минуту. Брехт до последних дней работает. 10 августа 1956 г. он еще посещает репетицию в Берлинском ансамбли. Впрочем, плохое самочувствие заставляет его покинуть зал. Еще несколько дней он проводит дома, просматривая свои рукописи. 14 августа Брехт ушел из жизни.
Новаторство Брехта: 1. Основатель эпического театра 2. Применение приема “очуження”, цель которого вызвать критическое восприятие изображаемого 3. Использование “зонгов”(песен), которые зачастую не связаны с сюжетом, персонажами, которые выполняют их, а отражают мнения автора 4. Применение стихотворных заставок, где кратко изложено содержание следующей сцены 5. Минимум декораций 6. Действие переносится в экзотические страны, нереальные обстоятельства 7. финал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений
С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...
Обучение лиро-эпическому произведению. М. Лермонтов "Бородино"
Данный материал рассматривается в 5 классе при знакомстве с балладой М. Лермонтова "Бородино". Изучение данного произведения направлено на знакомство учащихся с лиро-эпическим произведением, помогает ...
презентация к уроку МХК "Бертольд Брехт и его "эпический театр"
Данная презентация используется на уроке МХК в 11 классе при изучении нового материала по теме "Художественная культура Западной Европы I половины XX века"...
Урок немецкого языка в 11классе "Бертольт Брехт-немецкий режиссёр"
Урок «Немецкий режиссёр -Бертольт Брехт» относится к большому разделу «Театр и киноискусство . Как они обогащают нашу жизнь?" в 11 классе по УМК И.Л.Бим, на изучение которого отводится 25 часов....
Биография Бертольда Брехта
Биография Брехта...
исследовательская работа "Бертольд Брехт"
по немецкрму языку....
Сценарий к диспут-клубу «Читаем Б. Брехта»
Интегрированный урок литература -немецкий язык "Читаем Брехта"...