"Путешествие в Страну Сказок" ( урок - игра в 5 классе).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок -игра "Путешествие в Страну Сказок" развивает любознательность учащихся, расширяет их кругозор. Мы выбрали сказки А.С.Пушкина, А.Погорельского, В.А.Жуковского, В.Ф.Одоевского, П.П.Ершова. Для развития интереса и творчества учащихся использовала на уроке различные методические приёмы: выразительное чтение наизусть, викторины,конкурсы, мини-сценки, кроссворды, сказочные объявления, что способствует развитию как общеучебных, так и исследовательских умений и навыков учащихся. Игра пополняет знания, является средством всестороннего развития ребёнка,вызывает положительные эмоции. Во время учебных игр воспитывается уверенность в себе,коммуникативность,  происходит многократное повторение материала, что повышает качество знаний, при работе с дополнительной литературой развивается самостоятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse._puteshest.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: Путешествие «В Страну Сказок».

Цель: расширить кругозор учащихся, привить интерес к творчеству А.С.Пушкина и его современников.

Задачи.

Познавательные: закрепить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;

расширить знания учащихся по творчеству современников А.С.Пушкина.

Развивающие: развивать  лингвистическое чутьё у  учащихся, умение работать с текстом; развивать любознательность и творческие способности учащихся; учить чувствовать слово поэта.

Воспитывающие: с помощью сказки воспитывать чувства добра и справедливости.

Форма урока: внеурочная групповая игра – путешествие с элементами  исследования и концерта.

Оформление: книжная выставка, на доске иллюстрации, рисунки  ,сказочные объявления, журнальный столик, на нём стопка книг и подсвечник со свечами, музыкальная шкатулка, табакерка.

Жюри: родители, учителя, старшеклассники ( 5 человек).

Ученики – 5 команд: №1-«Чародейки», №2-«Подземные жители», №3-«Колокольчики», №4-«Царевны – несмеяны», №5-«Сказочники».

Ведущие: учитель, ученик.

Ведущий (читает эпиграф).

Эпиграф:  О ,сколько нам открытий чудных

                   Готовят просвещенья дух,

                   И опыт, сын ошибок трудных,

                   И гений, парадоксов друг,

                   И случай…-

писал Александр Сергеевич Пушкин в 1828 году в одном из своих незавершённых стихотворений. Это знаменательные  слова, ибо жизнь противоречива. Поэт всегда хотел найти истину.

Учитель.  Любезный друг! А знаете ли вы, какая великолепная библиотека была у Пушкина? 1522 книги, включая журналы и альманахи. Это 3,5 тысячи томов.

Ведущий. -И что это были за книги?

Учитель. Художественные книги, книги по истории, философии,  религии, географии, медицины, юридической литературы. Изучая библиотеку Пушкина, поражаешься широте кругозора поэта. Но самое главное – мы получаем возможность представить, как формировался неповторимый пушкинский внутренний мир. Сегодня на уроке мы окунёмся в сказку, которую любят все: и первоклассники, и пятиклассники, и взрослые. Мы отправимся в путешествие по сказочным «звёздам», которые составляют созвездие «Сказки пушкинской поры»(показываю рисунок на доске).Самая яркая звезда – это Пушкин. Александр Сергеевич не писал сказок специально для детей, но вот уже почти 216 лет дети читают его сказки. Пройдут годы, вы будете читать его сказки своим детям и откроете для себя что-то новое, незнакомое. И так бесконечно. Пушкин будет с вами всю жизнь.

А теперь – внимание! Команды, готовы? Отправляемся в путешествие по звёздам, чтобы разгадать их тайны.(Команды заранее получили задания- звёздочки и заняли свои места). 

                                     *Пушкин

*Жуковский                                           * Ершов      

             *Погорельский         *Одоевский

Посмотрите на звёзды. Наверху созвездия- Пушкин, поблизости – современники поэта.

                                              Разминка

(Представляю жюри .Ведущие задают вопросы командам, жюри фиксируют ответы, правильный ответ- 1 балл.  Ведущий. -Кто рассказывал сказки маленькому Саше в детстве? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна).Став взрослым, Пушкин написал со слов няни вот такую историю:» Царевна заблудилась в лесу.

Находит там пустой дом, убирает его. 12 братьев приезжают. Ах, говорят, тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра».           --Какая получилась сказка? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Учитель. В начале 20 века появились книги Пушкина, иллюстрации к которым сделал замечательный русский художник Иван Билибин(портрет на доске).-К каким сказкам эти иллюстрации? (Показываю иллюстрации, жюри записывает баллы).

Ведущий. -Определить,к каким сказкам сделаны ваши рисунки? Конкурс рисунков начинают «Чародейки», задают вопросы команде №2, №2--№3 и т.д.

Жюри подводит  итоги  1-го конкурса «Разминка», которые выбранный ученик записывает на доске итогов.

                                    Конкурс команд

Учитель. Начинаем зажигать звёзды. Зажигается первая звёздочка «Чародейки», а разгадывает тайны этой звезды команда №2 «Подземные жители». Если команда не отвечает на вопрос, могут ответить другие команды за вознаграждение-сюрприз.

                                    Команда №1»Чародейки»

1.Литературный монтаж.(Учащиеся по очереди читают наизусть)

Вот царём Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир весёлый тот

Царь 11 зовёт

Чародеек молодых;

Было ж всех 12 их;

Но 12-ой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя 12 блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А 12-го нет.

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать?»- царь сказал,-

Так и быть!» И не послал

Он на пир старуху звать.

Собралися пировать

Гостьи, званные царём;

Пили, ели, а потом,

Хлебосольного царя

За приём благодаря,

Стали дочь его дарить:

«Будешь в золоте ходить;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца-жениха

Я тебе, моё дитя;

Словом, 10 молодых

Чародеек, одарив

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черёд

И последняя идёт;

Но ещё она сказать

Не успела слова – глядь!

А незваная стоит

Над царевной и ворчит…

2.Вопросы команде №2.(задаёт капитан команды №1)

-Что за сказка? Кто автор? ( Жуковский»Спящая царевна»)

-Какие сказки с таким сюжетом вы знаете? Назовите автора.(Ш.Перро»Спяшая царевна», братья Гримм «Царевна-шиповник», Пушкин»Сказка о мёртвой царевне»)

Ведущий.-Знал ли эти сказки Жуковский? (вопрос «Чародейкам»)

(ответ) Василий Андреевич Жуковский , старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. Одно время он служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом наставником будущего царя Александра 2. С Пушкиным  Жуковского связывали дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, часто собирались вместе. У них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский перевёл с немецкого сказку братьев Гримм «Царевна-шиповник» и создал свой вариант, очень русский, с элементами юмора. Делаю вывод, что Жуковский знал эти сказки.

Ведущий.(вопрос «Чародейкам»). Какие сказки Жуковского вы знаете?

(ответ)»Кот в сапогах», «Сказка об Иване – царевиче и Сером Волке», «Война мышей и лягушек».

Учитель. Близким другом Александра Сергеевича Пушкина был Алексей Алексеевич Перовский, который подписывался под своими книгами как Антоний Погорельский .Зажигается вторая звёздочка и задаёт вопросы 3-ей команде «Колокольчики».

                        Команда №2 «Подземные жители»

1.Мини – сценка

Король. Мне давно было известно, что ты добрый мальчик, но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. Мой  главный министр донёс мне. что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.

Алёша. Когда?

Король. Третьего дня на дворе. Вот тот , который обязан тебе жизнью.

Алёша. Господин король! Я не могу принять на свой счёт того, чего никогда не делал. Третьего дня я имел счастье избавить от смерти не министра вашего, а чёрную  нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца.

Король. Что ты говоришь? Мой министр не курица, а заслуженный чиновник!. Скажи мне, что ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твоё требование.

Чернушка. Говори смело, Алёша.

Алёша. Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задавали.

Король. Не думал я, что ты такой ленивец. Но делать нечего: я должен исполнить своё обещание.

2.Вопросы команде №3.(задаёт капитан команды №2)

-Как называется эта сказка?  Кто автор? (Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»).

-Как король исполнил своё обещание? (Дал волшебное семечко)

-Помогло ли оно Алёше? Принесло ли ему счастье? (вопрос капитану №2)

(ответ капитана №2).Эту сказку Алексей Алексеевич Перовский писал для своего любимого племянника Алёши Толстого – будущего знаменитого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Своего героя Перовский назвал Алёшей. Это в некотором роде воспоминания о своём не очень счастливом детстве. Как-то его отец разгневался по пустякам и отправил сына в закрытый пансион. Там Алёше было очень грустно, и он даже совершил побег, не совсем удачный, и до конца дней прихрамывал. Помните, в сказке есть такие строчки: «Когда наставала суббота и все товарищи спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его  было чтение книг». Всем содержанием книги Перовский обращался к своему племяннику, словно предостерегая его от неправильных поступков.

Учитель. Близким другом Пушкина и Жуковского был Владимир Фёдорович Одоевский – писатель, педагог, учёный, издатель многих журналов, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге.

                           

                              Команда №3 «Колокольчики»

1.Мини – сценка.

Миша. Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?

Колокольчик. Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь.

Миша. Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живёте. Век бы с вами остался.  Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков. Ни учителей, да ещё и музыка целый день.

Колокольчик. Динь-динь-динь! Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялись. Вся наша беда именно в том, что у нас никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день, играй да играй, а ведь это, Миша, очень-очень скучно.

2. Вопросы команде №4.

-Где находится этот замечательный городок? («Городок в табакерке»)

-Какую ещё сказку Одоевского вы знаете? («Мороз Иванович»)

(Капитан команды №3) «Мороз Иванович»- это переложение русской народной сказки. «Городок в табакерке» - городская сказка на современную тему для детей. (показывает музыкальную шкатулку и табакерку)

                                     Команда №4-«Царевны – несмеяны»

Учитель. Следующая  звёздочка – Пётр Павлович Ершов ,а  отгадывает тайны звезды наша последняя команда №5-«Сказочники». Ершов и Пушкин были едва знакомы. Ершов приехал из далёкого Тобольска учиться в Петербургский университет. Студентом он написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Показал её Пушкину, но не сохранились

записи той беседы. Друзья говорили, что Пушкин сказал, прочтя сказку: ему, Пушкину, теперь уже можно не писать сказок. Так ему понравилась сказка, что принёс Ершов.

-О какой сказке идёт речь? ((«Конёк – горбунок»)

                               1.Викторина (отвечает команда №5)

-Какие задания выполнял Иван? (Ловил Жар-птицу, привёз Царь – девицу, доставил кольцо, освободил Кита, купался в котлах)

-Кто искал кольцо? (Искали осетры, Лещ писал указ, сом его подписывал, Рак приложил печать, Дельфины искали Ерша, Ёрш нашёл сундучок. Сельди несли сундук.

Узнай героя по портрету.

-И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не описать

(Иван после купания)

Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

А ножонка-то,ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

(Царь-девица)

-Как Ершов описывает главного героя всех волшебных превращений – Конька-горбунка?

(Ростом только в 3 вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами)

-Это какой же величины был Конёк-горбунок?

(Вершок – 4,4 см., аршин – 71 см.

Учитель. Последняя самая яркая звезда в этом созвездии –Пушкин, которому и посвящается остальная часть урока. Жюри подводит итог конкурса команд и разминки.

                                Команда №5 – «Сказочники»

Капитан команды. Ребята! Давайте немного отдохнём и вспомним,

-Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (отвечают  и представители команд, и болельщики без запинки)

( 30 лет и 3 года

(Представители команды по очереди задают вопросы)

-Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства-государства нет?

(Кири-ку-ку

Царствуй, лёжа на боку)

-Какими словами бранила старуха своего старика?

(Дурачина ты, простофиля)

           -Откуда эти строчки?

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущий. Слово жюри. Ребята! Мы узнали результаты конкурсов , а впереди у нас…(Стук в дверь, и появляется почтальон Печкин)

Печкин  Здравствуйте, ребята! Это я, почтальон Печкин. Принёс… Ах, а куда я попал? (Все хором: «В школу!»)

Печкин (раздумывая, читает надпись на конверте) Куда: Школа №20. Кому: Любителям пушкинских сказок. Обратный адрес: Царь Дадон.(раскрывает конверт) Ребята! И чего только тут для вас нет! Газета »Волшебные известия»,2 письма от царя Дадона. Хочу прочитать вам одно письмо, уж очень мне тоже

интересно. Был я у него, надоело ему царствовать лёжа на боку и решил он  послать вам свой пламенный привет в виде вопросов .А вопросы не простые, а мудрёные. Разгадаете?  (Все хором:»Разгадаем!»)

Печкин (читает).

В дорогой собольей душегрейке,                                                

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Узнаёте, кто это? (Старуха из « Сказки о рыбаке и рыбке»)

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

О каком фрукте идёт речь и из какой сказки? (Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне») Жюри, не забывайте подсчитывать баллы!

Печкин Недавно, ребята, детская библиотека подписалась на газету «Волшебные известия», и первый её номер посвящается сказочным объявлениям. Прочитают их «Сказочники», а отвечают все, подняв руку.

                                         Сказочные объявления (читают по очереди «Сказочники», которые подготовили их и сказочно оформили).

1.Предлагаю свои услуги. Работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. Мой адрес: «Сказка о попе и работнике его Балде»

Что за работник? (Балда)

2.На работу в лесопункт требуются: повар, конюх, плотник. По результатам работы выплачиваются премиальные.

В какую сказку требуются работники? («Сказка о попе и работнике его Балде»)

Печкин. Уважаемое жюри! Не забудьте выдать премиальные «Сказочникам» в сумме-1 балл за одно объявление. И ,конечно же, не обижайте команды. Сумма та же-1 балл за один ответ.

3.Торговая фирма «Пальмира» предлагает вам заграничные товары:             Соболя –                      10 руб.

Чёрно-бурые лисы – 5 руб.

Донские жеребцы – 20 руб.

Чистое серебро –      15 руб.

Злато -                         30 руб.

И всё по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! В какой сказке находится эта торговая фирма?( В сказке о царе Салтане).

4.Тем, кто интересуется жилплощадью. Всего за 5 рублей сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеются: лавки, крытые ковром; под святыми стол дубовый; печь с лежанкой изразцовой. Где эта горница сдаётся?  «Сказке о мёртвой царевне..»

5.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы по излечиванию таких заболеваний, как укусы правого и левого глаза, волдыри на носу . Начало занятий в какой сказке? (В »Сказке о царе Салтане»)

Печкин . Хорошо вы знаете сказки Пушкина. Мне даже захотелось остаться с вами, а почту я потом разнесу. Можно остаться, ребята? (хором-Можно!)( Печкин усаживается среди ребят).

Ведущий. Жюри подводит результаты общения Печкина с ребятами и сообщит нам общий счёт, и мы заполним таблицу результатов на доске. (У каждого члена жюри своя таблица).Следующий конкурс – кроссворд. Время – 3 мин.

                                               Конкурс «Кроссворд». По горизонтали

1.Как звали находчивого работника?  (Балда)

2.Злой, сварливый персонаж из «Сказки о рыбаке и рыбке». (старуха)

3.Исполнитель песни »Во саду ли, в огороде».(белка)

4.Место встречи попа с Балдой.(базар)

5.Чем отравилась молодая царевна?( яблоко)

По вертикали

1.Кличка собаки из »Сказки о мёртвой царевне..» (Соколко)

2.Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. (Буян)

3.Как звали няню Пушкина? (Арина)

4.Имя жениха в «Сказке о мёртвой царевне».( Елисей)

(Ведущий раздаёт задания каждой команде)

Учитель Ребята, к нам в гости приплыла золотая рыбка и предложила свои услуги. Она хочет побеседовать с болельщиками, пока команды будут разгадывать кроссворд. Болельщики свои баллы могут отдать команде, за которую болеют.

                                                Вопросы болельщикам

1.Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

2.С чем пришёл невод эти 3 раза? (1 раз-с тиной, 2- с травою морскою, 3 – с золотою рыбкой).

3.О каком времени года идёт речь в начале »Сказки о мёртвой царевне»?(зима)

4.Что приготовил царь-отец в приданое молодой царевне в «Сказке о мёртвой царевне»? (7 торговых городов да 140 теремов)

5.Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? Ответить словами  текста. (Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам)

(Жюри подводит итоги)

Ведущий .Золотая рыбка захотела пообщаться и с командой, но прежде она даёт задание командам: выловить её из моря. (На  полу лежит лист бумаги, на  котором находятся рыбки с  номером на  хвостике .По порядку подходят капитаны команд и удочкой ловят рыбку с номером. Идут к столу и находят там карточку с этим номером, зачитывают вопрос и отвечают . 1 вопрос-1 балл. В оставшееся время могут подойти и остальные члены команды.

                                          Вопросы командам

1.Какие чудесные дары получил от царевны-Лебедя  Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с  дядькой Черномором, жену)

2.С каких слов начинается «Сказка о попе и его работнике Балде»? (Жил-был

поп толоконный лоб)

3.Каким было последнее желание старухи? (быть владычицей морскою)

4.В кого поочерёдно  превращалась старуха? (в столбовую дворянку ,вольную царицу, владычицу морскую)

5.Каким ремеслом занимались старик со старухой? (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу)

6.Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах? (заморскими винами и печатными пряниками)

7.Изделие из золотых скорлупок,  которое пускалось в ход по свету. (монета)

8.Кто верный сторож царя Дадона? (петушок)

9.В кого поочерёдно превращался князь Гвидон, пока летал в царство славное Салтана?( В комара, муху, шмеля)

10.С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (« Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»)

Учитель  Закончилась наша сказка, закончилось наше путешествие по звёздам. Сейчас жюри подведёт итоги ,мы узнаем имя победителя.

Своё звёздное путешествие мы посвятили человеку-гению, поэту-пророку Александру Сергеевичу Пушкину.

Жюри подводит итоги, награждение победителей.

                           

                                                                 

                                     

 

 

                                           

                     

                   

                     

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"

обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Квест-игра "Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина", посвященная Году Литературы

Квест - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, в...

Разработка урока литературы для учеников 5 класса "Путешествие в страну сказок"

Подробная разработка открытого урока литературы для учеников 5 класс на этапе систематиции и обобщения изученного материала....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Открытый урок "Путешествие по стране LearningApps" (интерактивные игры). 4 класс.

Открытый урок "Путешествие по стране LearningApps" (интерактивные игры). 4 класс, на Региональном семинаре  «Метапредметное содержание английского языка», МБОУ СОШ № 1,...