Методические разработки по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
1) Литературный КВН - это увлекательная игра, построенная на литературном материале. Использованы произведения школьной программы XIX века, предназначена для обучающихся 10 класса.
2) Мероприятие, посвещенное юбилею ко Дню Победы в ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературный КВН XIX век | 37.92 КБ |
Методическая разработка открытого мероприятия ко Дню Победы | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный КВН – это увлекательное мероприятие, игра, построенная на литературном материале. Вопросы и задания касаются конкретных фактов из биографий литературных героев, их имен, деталей быта, историко-культурных подробностей. Цель игры – привлечь внимание обучающихс я к тем значимым «мелочам», которые часто ускользают от внимания при чтении и изучении литературного произведения на уроках. Для правильного выполнения задания важна не только память на детали и подробности – важны читательская интуиция, стилевое чутье, точное ощущение «атмосферы» произведения. Понимание художественной индивидуальности автора и способность рассуждать на его языке гарантирует верный ответ. Иногда он может показаться парадоксальным, невероятным, но тем интереснее открыть для себя что-то неизвестное в давно, казалось бы, известном.
1.Представление команд: название, девиз, знаки отличия, капитан.
2.Разминка: «На поэтической ноте» (продолжи стихи русских поэтов):
1) Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
2) У Лукоморья дуб зеленый…
3)Белеет парус одинокий…
4)Играют волны – ветер свищет…
5)Однажды в студеную зимнюю пору…
6)Я помню чудное мнгновенье...
3. Выберите правильный вариант ответа: (четные номера первой команде, нечетные – второй)
1)Под какую рифму в «Горе от ума» на сцене появляется Чацкий?
А)камчатский
Б)дурацкий
В)адский
Г)статский.
(дурацкий)
2) В каком ведомстве служил Молчалин?
А)Палата мер и весов
б)Архивы
в)Департамент финансов
г)управление богоугодных заведений.
(архивы)
3)В чем состояла суть экономических преобразований Онегина в деревне?
А)заменил барщину трудоднями
Б)заменил барщину оброком
в)заменил оброк барщиной
г)отменил крепостное право в своем имении.
(Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил)
4)Какой строчкой начинались предсмертные стихи Ленского?
А) «Любви все возрасты покорны…»
Б) «Чем меньше женщину мы любим…»
В) «Мечты, мечты! Где ваша сладость?»
Г) «Куда, куда вы удалились…»
(Стихи на случай сохранились,
Я их имею; вот они:
«Куда, куда вы удалились…»)
5) В каком возрасте няню Татьяны выдали замуж?
А) 13
Б) 16
В) 18
Г) 21
(В 13 лет.
…Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.)
6) За кого вышла замуж Ольга?
А) за Ленского
Б) за улана
В) за драгуна
Г) за Гремина.
(За улана.
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним перед алтарем…)
7) Каким вопросом Ольга встречает Ленского на следующий день после именин Татьяны?
А) «Куда, куда вы удалились?»
Б) «Зачем вечор так рано скрылись?»
В) «Зачем вы посетили нас?»
Г) «Кого ж любить? Кому же верить?»
(«Зачем вечор так рано скрылись?»
Был первый Оленькин вопрос.)
8) Какое воинское звание было у Печорина?
А) поручик
Б) Прапорщик
В) штабс-капитан
Г) юнкер.
(прапорщик)
9) Какую единственную фразу по-русски способны произнести горцы – погонщики быков ( повесть «Бэла»)?
А) Который час?
Б) Офицер, дай на водку.
В) Моя твоя не понимай.
Г) Наш дом – Россия.
10) Как звали коня Казбича?
(«Офицер, дай на водку).
12) Чем собирался угостить Плюшкин Чичикова?
А) маленькой сушеной рыбкой
Б) заплесневелым сухарем от кулича
В) слоеным пирожком, нарочно сберегаемых для проезжающей в течение нескольких дней
Г) кашей из топора.
(Реплика Плюшкина: «…Возьми ключ да отдай Мавре, чтобы пошла в кладовую: там на полке есть сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна, чтобы подали его к чаю!...»).
13) Чем моет руки жена Собакевича?
А) керосином
Б) мылом
В) огуречным рассолом
Г) щелоком.
(«Чичиков подошел к ручке Феодулии Ивановны, которую она почти впихнула ему в губы, причем он имел случай заметить, что руки были вымыты огуречным рассолом»).
14) С чем Гоголь сравнивает лица Собакевича и его жены?
А) картофелем и репкой
Б) самоваром и чайником
В) огурцом и тыквой
Г) редькой хвостом вверх и хвостом вниз
(«Подъезжая к крыльцу, заметил Чичиков два лица: женское, в чепце, узко, длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы…).
15) Назовите любимое занятие губернатора NN. Из «мертвых душ» Гоголя:
А) распекать подчиненных
Б) писать доносы на городских чиновников
В) вышивать по тюлю
Г) готовить жаркое
(Вышивать по тюлю. Губернатор «был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю»).
15) Во что была завернута новая шинель Акакия Акакиевича?
А) в газету
Б) в портянку
В) в носовой платок
Г) в старую шинель
(В носовой платок. «Он вынул шинель из носового платка, в котором ее принес; платок был только что от прачки, он уже потом свернул его и положил в карман для употребления.»).
16) Представители какого отряда животных стали предметом биологических опытов Базарова?
А) земноводных
Б) пресмыкающихся
В) насекомых
Г) непарнокопытных
(лягушек)
17) На каком музыкальном инструменте играл Николай Петрович Кирсанов?
А) на виолончели
Б) на скрипке
В) на губной гармошке
Г) на мандолин
(на виолончеи)
18) В каком городе происходит действие пьесы Островского «Гроза»?
А) Бряхимове
Б) Костроме
В) Ярославле
Г) Калинове.
(Калинове)
19) Какой песней в исполнении Кулигина открывается «Гроза»?
А) «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»
Б) «Виновата ли я, что люблю…»
В) «Среди долины ровныя…»
Г) «Вы жертвою пали в борьбе роковой…»
(«Среди долины ровныя…»).
20) В каком учебном заведении получил образование племянник Дикого – Борис Григорьевич?
А) кадетском корпусе
Б) Коммерческой академии
В) Московском университете
Г) ремесленном училище.
(Коммерческой академии)
21) Что мечтает изобрести Кулигин?
А) велосипед
Б) двигатель внутреннего сгорания
В) вечный двигатель
Г) машину времени
(вечный двигатель)
22) На какое устройство «для общей пользы» Кулигин просит денег у Дикого?
А) громоотвод
Б) часы
В) газовый фонарь
Г) мусоропровод
(громоотвод)
23) Что, по мнению Кабанихи, должна делать хорошая жена после отъезда мужа?
А) запереться дома
Б) вышивать мужу
В) выть на крыльце
Г) читать «Домострой»
(выть на крыльце)
24) Чем по дороге в Петербург мужик двух генералов кормил?
А) киселем
Б) селедками
В) вяленой воблой
Г) булками
(селедками)
25) Какую газету читают на острове два генерала из сказки Салтыкова-Щедрина?
А) «Уединенный пошехонец»
Б) «Московские ведомости»
В) «Московский телеграф»
Г) «Московские новости».
(«Московские ведомости»)
26) Чем генералы отблагодарили мужика за верную службу?
А) дали вольную
Б) взяли в Петербург в лакеи
В) выслали рюмку водки да пятак серебра
Г) назначили пожизненную пенсию
(выслали рюмку водки да пятак серебра).
27) Чем дикий помещик из одноименной сказки Салтыкова-Щедрина угощает своих друзей-генералов?
А) ростбифом из говядины
Б) леденцами и печатными пряниками
В) брусничной водой
Г) квасом
(леденцами и печатным пряником)
28) В каком городе оказался Степа Лиходеев благодаря магической силе Воланда?
А) Гагра
Б) Ялта
В) Анапа
Г) Сочи.
(Ялте)
29) В какой валюте булгаковскому Иуде заплатили за предательство Иешуа?
А) тридцать серебренников
Б) тридцать тетрадхам
В) тридцать шекелей
Г) тридцать динаров.
4 Конкурс пародий
“На меня написана пародия – значит, популярен стал в народе я. Да, истинная пародия не
должна быть зла, это не издевка и отрицание, а комическое научное литературоведческое
исследование, поэтому уважающему себя пародисту необходимо, как говорил Пушкин, уметь
“подделываться под слог известных писателей”, “обладать всеми слогами”, владеть техникой
Пародируемого материала, тонко воспроизводя чужой стиль. Была предложена тема серенького
козлика. Попробуйте отгадать, кто из поэтов так бы написал:
1 Одна, в глуши лесов сосновых
Старушка дряхлая жила,
И другом днем своих суровых
Имела серого козла.
Козел, томим духовной жаждой,
В дремучий лес ушел однажды;
И растерзал его там волк.
Козлиный глас навек умолк.
Остались бабушке лишь ножки
Утехою минувших дней,
И память о козле больней,
Лишь поглядит на козьи рожки.
Одна, одна в лесной глуши
Тоскует о козле в тиши.
(А.C.Пушкин.)
2 Я у бога просила, старая:
Сохрани мне козлик, Господи!
За здоровье его много слез пади
Пропила я ночами, старая.
Но ушел от меня мой старенький,
Не взглянул даже, как я плакала.
Лишь цепочка на шейке звякала,
Когда в лес убегал мой старенький.
А ведь чуяло сердце вещее,
Что печаль мне от Бога завещана –
Видеть рожки его ветвистые
Да копытца, когда-то быстрые.
(А.Ахматова)
3 Скрипела старуха,
Телега словно,
кха,
кхо,
кхе,
кхи.
Великолепно мною уловлены
Старухины все грехи.
Дрянной старухиной
Хаты возле
Разрушенный
Был
Хлев.
Маленький, миленький серенький козлик
Валялся там на земле.
Вздумалось козлику в лес погуляти –
Какое же дело мне?
Но я, старуха,
Аккумулятор
Загубленных козьих дней.
А мне козлы, те, кого обидели,
Всего родней и ближе.
Видели,
Как собака бьющую руку лижет?
(В.Маяковский)
4 Рязанские лощины,
коломенская грусть.
Одна теперь в долине
Живу я и томлюсь.
Козел мой златорогий
Гулять умчался в лес.
И свечкой четверговой
Горел окрай небес.
Рычали гневно тучи,
Мотали головой,
Уступы тьмы дремучей
Глотали тучей вой.
Я проклинаю Китеж
и тьму его дорог,
восстал бездонный вытяж,
разорван козий бог.
Стучали волчий зубы
в тарелки языков,
Опять распят, погублен
Козлиный Саваоф.
О, лебедь гнутых рожек
и ножек серый гусь.
Рязанские дорожки,
Коломенская грусть.
(С.Есенин)
5 В каком краю-неведомо,
в каком году-не сказано,
в деревне Пустоголодно
жил был расстрига-поп
Жила с попом собачечка
По имени Жужжеточка,
собой умну, красоточка,
да и честна притом.
Но голод штуку скверную
Сыграл с Жужжеткой верною,
и дичь украв превкусную,
собачка съела всю.
Узнав про кражу злостную,
взял поп секиру острую,
и ту Жужжетку верную
в саду он зарубил.
И, слезы проливаючи,
купил плитку чугунную
и буквами словенскими
велел Вавиле-слесарю
там надпись написать:
“В каком краю-неведомо…
И т.д (Н.Некрасов.)
5 Перевертыши.
Заключается в следующем: в качестве исходного материала берется известная
классическая цитата, пословица, и все слова заменяются контекстуальными антонимами. Пример: “Живет моя отрада в высоком терему” – “ Умирает твое горе в низком подвале” Разгадывание таких перевертышей позволяет проверить эрудицию
игроков, знание текстов, способность к логическому рассуждению и ассоциативному
мышлению
1. Сову забывают в глаза.
2. С леностью достанешь птицу с дерева.
3. На стоячее железо земля останавливается.
4. Начал развлечение – робко работай.
5. Отдых- ягненок, поля прибежит.
6. Располагай одной копейкой и не располагай одним врагом
Ответы
1. Осла узнают по ушам
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3. Под лежачий камень вода не течет.
4. Кончил дело – гуляй смело.
5. Работа не волк – в лес не убежит.
6. Не имей стой рублей, а имей сто друзей
6 Шуточные вопросы
Главное условие победы в конкурсе – быстрая реакция и, конечно же, чувство юмора
1 В каком чине состоял отец капитанской дочки?
2 Кем был по профессии доктор Живаго?
3 Откуда дровишки?
4 В каком городе происходит детство “Петербургских повестей” Гоголя?
5 В каких родственных отношениях состояли графиня бабушка и графиня внучка?
6 Кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору?
7 Назовите воинское звание унтера Пришибеева.
8 Кто по профессий станционный смотритель?
9 В каких родственных отношениях находятся братья Карамазовы?
10 Назовите отчество главного героя Дмитрия Старцева в рассказе А.Чехова “Ионыч”?
11 Сколько красногвардейцев в поэме А.Блока “Двенадцать”?
12 В какого насекомого превращается герой пьесы В.Маяковского “Клоп”?
13 Какая русская река упоминается в романе М.Шолохова “Тихий дон”?
14 Название какого природного явления стало заглавием пьесы А.Островского “Гроза”?
15 В течений какого времени происходит действие повести А.Солженицына “Один день Ивана Денисовича”?
16 Какое ювелирное изделие дарит своей любимой герой романа А.Куприна” Гранатовый браслет”?
17 Какую известную русскую поговорку использует А.Островский в заглавий пьесы “Не все коту
Масленицу”
18 Кто и где послал вороне кусочек сыра?
7.Ниже дан список блюд, которыми угощали Чичикова в домах помещиков. Составьте из этих блюд меню обеда в доме: а)Ноздрева, б)Собакевича, в)Плюшкина. Кратко поясните свой выбор.
_ варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода;
- бутылка, которая была и бургоньон и шампиньон вместе;
- бальзам, носивший такое имя, которое даже было трудно припомнить;
- сухарь из кулича, который произвела Александра Степановна;
- индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем;
- лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха;
- славный ликерчик; козявки и всякая дрянь напичкались было туда… но теперь чистенькая;
- мадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал;
- няня (известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками);
- ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки.
ОТВЕТ:
НОЗДРЕВ бутылка, которая была и бургоньон и шампиньон вместе; бальзам, носивший такое имя, которое даже было трудно припомнить; мадера, лучше которой не пивал сам фельдмаршал; варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода;
СОБАКЕВИЧ индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем; няня(известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками); ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки; сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна; лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха;
ПЛЮШКИН славный ликерчик; козявки и всякая дрянь напичкались было туда… но теперь чистенькая.
8.Перечислить литературные произведения, в названиях которых упоминаются имена собственные. Т а команда, на которой список закончится, считается проигравшей.
9.Конкурс пантомим. Каждая команда предлагает свою сценическую версию заданного литературного произведения ( «Красная шапочка» и «Теремок»). Основной критерий оценки – степень «узнаваемости» произведения, точность деталей и сохранение стилистики оригинала.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
по теме: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым…»
Методическая разработка тематического урока литературы:
Тема: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым…»
Аудитория: обучающиеся 1 и 2 курса.
Автор: преподаватель русского языка и литературы Тимофеева Н.В.
Место работы: ВПМП «Уралмашевец»
Тема урока: «Ах, война, что ж ты подлая, сделала…»
Цели:
- расширить знания, полученные на уроках истории и литературы о ВОВ;
- создать условия для более глубокого ознакомления подростков с историческими этапами и событиями ВОВ;
- расширить понимание роли победы Советского союза в ВОВ, ее значение и влияние на формирование национального самосознания российских граждан;
- анализировать и интерпретировать поэтическое произведение;
- формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества;
- формировать неприятие к любым проявлениям фашизма, толерантность, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцида.
Задачи:
- учить анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
- учить проводить поисковую работу тематического поэтического текста;
- учить высказывать свое мнение;
- выразительно читать поэтический текст, соблюдая нормы литературного произношения;
- соотносить художественную литературу с общественной и исторической жизнью и культурой страны, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание выбранного литературного произведения.
Форма урока: тематический урок.
Методические приемы: индивидуальные беседы с анализом поэтического и прозаического текстов, музыкальное и видеосопровождение, использование документального фильма, фотографий ВОВ.
Гипотеза:
- если активизировать читательский интерес учащихся, то они смогут осознанно воспринимать поэтическое произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
-интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- осознавать опасность увлечения молодежи идеями фашизма и национализма, видеть прямую связь с мировым терроризмом.
Оборудование: документальный фильм «Обыкновенный фашизм», презентация фотографий о ВОВ, видеосюжеты военной хроники. Стихи, музыка и песни о ВОВ советских и русских поэтов и композиторов.
Предварительная подготовка к уроку:
- индивидуальная подборка стихов, отработка навыков выразительного чтения;
- презентация фотографий о ВОВ;
- подборка видеосюжетов.
Ход урока
Слова учителя: Все дальше от нас Великая Отечественная война, уходят в прошлое события военных лет. Но для меня лично тема войны в русской литературе самая болезненная и трепетная.
Почему? Может быть, перефразировав, я скажу словами Н. Дмитриева.
В шестидесятые рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой — то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны
Чтец. «22июня 1941 года», Степан Щипачев.
Муз. « Синий платочек »
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрыли люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
Слова учителя: «Жестокость является благом для будущего... Войну против России нельзя вести по рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью... Ты должен со знанием своего достоинства проводить самые жестокие и беспощадные мероприятия , которые требует от тебя германия».
Чтец: « Над убитым ребенком». Михаил Голодный.
Муз. «Священная война»
Стих, Лебедева - Кумача
Муз. Александрова
Над убитым ребенком
В траве некошеной – замученный ребенок.
Смерть не дала ему больших ресниц смежить.
И светлые глаза глядят как бы спросонок
На этот мир в цвету, где я остался жить.
А солнце высоко; не зная преступленья,
Щебечут птицы, сердце полонив.
И, словно в пьяном сне, над жертвою глумленья
Рой синих мух жужжит среди цветущих нив!
И, вспомни в друг о том, что за поселком где – то
Мать жаркую слезу смахнет с лица тайком,
Не жду я от друзей ни вздоха, ни ответа,-
Хочу я одного – врага найти штыком!...
Слова учителя: Первого сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, Началась Вторая Мировая война. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из них – это кровь, смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.
Живая память о бессмертном народном подвиге – стихи советских поэтов, участников грозовых событий ВОВ. Набатным колоколом зазывали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя свой народ на борьбу, на победу.
Чтец: «Две строчки». Александр Твардовский.
Две строчки
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце – парнишке,
Что был в сороковом году
Лежало как – кто неумело
По детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далёко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал…
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
Слова учителя: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай...» Это была памятка каждому фашистскому солдату.
Чтец: «Майор привез мальчишку на лафете». Константин Симонов.
Майор привез мальчишку на лафете. Песня «Эх, дороги»,
Майор привез мальчишку на лафете. Авт. Лев Ошанин
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой придти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы, во что бы то не стало
В конце концов, увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву как солдата.
Прощаясь с ним меня ты помяни.
Слова учителя: Гитлер заявил: « Дайте мне десять лет, и вы не узнаете Германию. И точно, немцы не узнали свою страну в гитлеровском рейхе, она вся была опутана колючей проволокой. Тысяча сто концентрационных лагерей было на территории фашистского государства.
Чтец: «Они с детьми погнали матерей» Муз. «Бухенвальдский набат»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, куча дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет. Этого я не забуду дня,
Я незабудку никогда, в веки!
Я видел: плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать — земля...
Я слышал мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук...
Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен, плачь , и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
Слова учителя: В концлагерях, созданных гитлеровцами, совершались различные насилия и истязания над людьми. Например, комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Патом передавал автомат жене, и она тоже также стреляла. Иногда для того чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух четырех и двух летних детей и давал по ним очередь из автоматов. Дочь в ответ аплодировала и кричала: «Пап, еще» . В 1943 году в день рождения Гитлера ( ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из числа заключенных 54 человека и расстрелял их. А однажды сотрудник гестапо с руководителями лагеря поспорил, что он одним ударом секиры разрубит мальчика. В доказательство он поймал в лагере 10 — летнего мальчишку , поставил его на колени, заставил сложить руки ладонями вместе т пригнуть к ним голову, примерился и ударом секиры разрубил мальчика вдоль туловища.
Известны такие случаи когда фашисты, работавшие в лагере смерти, сами душили женщин и детей. А мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; протыкали тело заключенных куском железа, плоскогубцами вырывали у женщин ногти, а затем подвешивали их за волосы, раскачивали и стреляли по движущейся мишени».
Чтец: « Родился мальчик в дни войны», Александр Твардовский
Родился мальчик в дни войны
Родился мальчик в дни войны,
Да не в отцовском доме,
Под шум чужой порскай волны,
В бараке на соломе.
Зачем ты, горестный такой,
Слеза моя росиночка
На свет явился в час лихой,
Краса моя кровиночка?
Зачем в такой недобрый срок
Зазеленела веточка?
Зачем случился ты сынок,
Моя родная деточка?
Зачем ты тянешься к груди
Озябшими ручонками
Не чуя горя впереди,
В тряпье сучишь ножонками?
Живым родился ты на свет,
А в мире зло несытое.
Живым - беда, а мертвым — нет,
У смерти по защитою.
Целуя зябкий кулачок,
На сына мать глядела:
А я причем, - скажи, сынок,-
А мне какое дело?
Скажи: какое дело мне,
Что ты в беде , родная?
Ни о беде, ни о войне,
Ни о родимой стороне,
Ни о немецкой чужбине
Я, мама, знать не знаю.
Слова учителя: В соответствии с планом Барбаросса предусматривалось захватить город Ленинград и уничтожить балтийский флот. И с 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 900дней и ночей. Люди падали от голода прямо на улице — замерзали, умирали. Покойники были страшными : кости, обтянутые кожей, не закрывающиеся рты... Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники, подростки и мужчины. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2млн. 887 тыс. человек.
Чтец «Отец и сын», А.Твардовский
«Отец и сын»
Быть может, все несчастье
От почты полевой:
Его считали мертвым,
А он пришел живой.
Живой, покрытый славой,
Порадуйся, семья!
Глядит - кругом чужие.
- А где жена моя?
- Она ждала так долго,
Так велика война.
С твоим бывалым другом
Сошлась твоя жена.
- Так где он? С ним по-свойски
Поговорить бы мне.
Но люди отвечают:
- Погибнул на войне.
Жена второго горя
Не вынесла. Она
Лежит в больнице. Память
Ее темным-темна.
И словно у солдата
Уже не стало сил.
Он шепотом чуть слышно:
- А дочь моя?- спросил.
И люди не посмели,
Солгав, беде помочь:
- Зимой за партой в школе
Убита бомбой дочь.
О, лучше б ты не ездил,
Солдат, с войны домой!
Но он еще собрался
Спросить:- А мальчик мой?
- Твой сын живой, здоровый,
Он ждал тебя один.
И обнялись, как братья,
Отец и мальчик-сын.
Как братья боевые,
Как горькие друзья.
- Не плачь,- кричит мальчишка,
Не смей,- тебе нельзя!
А сам припал головкой
К отцовскому плечу.
- Возьми меня с собою,
Я жить с тобой хочу.
Слова учителя: С каждым годом становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, но никогда мы не должны забывать о том, какой ценой досталась нам победа.
Чтец: « Реквием», Роберт Рождественский
« Реквием»,
Помните!
Через века,
Через года,-
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда,-
помните!
Не плачьте
В горле
Сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье,-
пожалуйста,
помните!
Песню свою
Отправляя в полет,-
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,-
помните!
Детям своим
Расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
Детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,-
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди земли.
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну,
Люди земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!...
Но о тех,
Кто уже не придет
никогда,-
заклинаю,-
помните!
Чтец: « Моё поколение», Семен Гудзенко
МОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.
Слова учителя: Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась все ближе, все нужнее. Катюша провожала милого на войну, а потом и сама отправлялась в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)
Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...