Рабочая программа элективного курса "Сибирская литература" 10-11 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Белышева Галина Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_sibirskaya_.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Воздвиженская средняя общеобразовательная школа

Чулымского района

Новосибирской области

ПРИНЯТО:                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом школы                                Директор школы

№_____от_______________                                                                                                                                                                                                                                       _______________                                                          _____________  Е.Ю.Белышева                                                                                                                                Школьным методическим объединением      

№_____от__________________2013г.                        ________________2013г.

Рабочая программа

элективного курса

         «Сибирская литература»

в 10 - 11 (общеобразовательных) классах

на 2013- 2014 учебный год

методическое объединение гуманитарного цикла

 

                                                                    Составитель: Г.Н. Белышева

                                                                    учитель литературы

                                                                    первой квалификационной  категории

                                                                                         


Пояснительная записка

к программе

         элективного курса «Сибирская литература»

(базовый уровень)

        

Программа составлена в соответствии с «Концепцией  регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования в Новосибирской области»; книги  Горшенина А.В. Беседы о сибирской литературе. Книга для школьников.- Новосибирск: Издательский дом «Горница», 1997.;  Учебного плана МКОУ Воздвиженской СОШ на 2013 – 2014 учебный год.

   Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы, поэтому она ориентирована на изменения литературы на уровне требований к уровню подготовки выпускников и в тоже время дает возможность учащимся, интересующимся  сибирской литературой, развивать свои способности при изучении данного предмета.

Структура документа

Рабочая  программа  представляет собой целостный документ, включающий  пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

В Законе Российской Федерации «Об образовании» в ст. 14,п.1,2,5 утверждается, что содержание образования

  • «должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её реализации»;
  • «должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества»;
  • «в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно»;

в ст.29, п.5,8,15 говорится, что разработка и реализация региональных программ должна производиться « с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине  образования в Российской Федерации до 2025 года,  а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

В сборнике нормативных документов отмечается, что «во многих регионах Российской Федерации созданы курсы, связанные с литературным краеведением». В то же время мы работаем над моделью школы, в которой главной целью является «формирование личности выпускника как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций».

В соответствии с «Концепцией  регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования в Новосибирской области» «местный материал» по литературе в 10 –11 классах предлагается учащимся как элективный курс «Сибирская литература» (вариативная часть учебного плана).

Сибирская литература – неотъемлемая часть русской литературы, в силу исторических условий сложившаяся на основе фольклора как русских переселенцев из центральных областей России (казаков, раскольников, беглых крепостных), так и коренного населения края и уникально развивавшаяся из-за малонаселенности, отдаленности от центра, оторванности от него вследствие отсутствия надежных транспортных связей. Оставаясь в целом в русле общерусского литературного процесса, литература Сибири представляет собой вполне самостоятельное и самобытное явление. К тому же в разное время в Сибири жили: декабристы, Ф.М. Достоевский,

В.Г. Короленко; «сибирские страницы» есть в творчестве Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, А.В. Жигулина и др.

Цель курса - формирование компетентного творческого читателя, носителя социокультурных ценностей сибирского региона.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  • лингво – коммуникативная (обогащение устной и письменной речи учащихся путем анализа языка художественных произведений и  творческих имитаций, развитие коммуникативных способностей посредством работы в «малых группах»);
  • эстетическая (знакомство с художественным миром идей и образов, непреходящими  художественными ценностями, созданными сибирскими писателями; формирование общей культуры);
  • просветительская (приобщение к истории литературы Сибири и  социокультурным традициям «малой родины», раскрытие удивительных человеческих судеб литераторов, живших и творивших в нашем крае).

 

Сроки реализации программы – 2012-2015 уч.год.

Место предмета в базисном учебном плане: программа элективного курса «Сибирская литература» для 10-11 классов  рассчитана на 70 часов – 10кл. – 36 час., 11 кл. – 34 час.

Формы организации образовательного процесса:

нетрадиционные формы уроков,   деловые и ролевые игры, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки, беседы, лекции, семинары, выступления учащихся с сообщениями, докладами, рефератами,   составление библиографии к теме,   мультимедийные уроки и др.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образоватльном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

        

  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

Измерение достигнутых результатов – после изучения каждой темы   учащиеся или сдают зачет, или выполняют творческую работу.  Проверочные работы отличаются по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов. Результаты оцениваются в соответствии с нормами оценки качества знаний Министерства образования Российской Федерации.

        

Оборудование ноутбук, Интернет, диски, экран,  репродукции картин, портреты писателей.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся:

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять литературные термины.

При оценке ответа руководствуюсь следующими критериями:

  • Полнота и правильность ответа;
  • Степень осознанности, понимания изученного;
  • Языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • полно излагает изученный материал, даёт правильное определение литературных терминов;
  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры;
  • излагает материал последовательно с точки зрения литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает неточности, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и литературном оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в изложении своих мыслей; не умеет достаточно глубоко и основательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела, допускает ошибки в изложении текста, литературных понятий, искажает смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

 

Программа

Десятый класс (36 часов)

Введение. Цели и задачи  факультативного  курса.

Литературное краеведение как специфическая отрасль науки о литературе, связанная с  историко-культурным развитием общества, историей и теорией литературы.

Фольклористика. Обобщение сведений о сибирском фольклоре. Роль общенародного идеала в формировании сибирского менталитета.  Проблематика. Жанры. Сибирские фольклористы: А. Степанов, Е. Авдеева, С. Гуляев, М. Мельников, А.и Г. Заволокины. Современные фольклорные коллективы Новосибирска – ансамбли: «Чалдоны»,   «Рождество», «Частушка» и др.

Формирование  рукописной литературы в Сибири в ХVII – ХVIII веках.

Демократическое  летописание: “Кунгурский летописец”, “Строгановская летопись”.

Официальное религиозное летописание. Первый сибирский архиепископ Киприан. Дьякон Савва Есипов – первый сибирский писатель. “Есиповская летопись”, “Повесть о городах Таре и Тюмени”.

С.И. Ремезов. “История Сибирская” или “Ремезовская летопись”.

Тобольск - -первый литературный центр Сибири. Конец  ХVIII века: появление в Тобольске типографии купца Василия Корнильева. Начало сибирской журналистики: «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Неофициальный редактор журнала – поэт-классицист П.П. Сумароков.  «Журнал исторический, выбранный из разных книг»,  “Библиотека учёная, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу всякого звания читателей”. Первые сибирские театры в Тобольске и Иркутске.

Начало ХIХ века. Закрытие тобольской типографии. Перемещение культурного центра из Тобольска в Иркутск. Рукописная публицистика: сатирические стихи, анекдоты, сибирский жанр “доноса”.

Романтизм.  Родоначальник сибирского исторического романа И.Т.  Калашников. Роман «Дочь купца  Жолобова»  - история сумасбродства начальника Нерчинских заводов В.В. Нарышкина.

П.П. Ершов - самая яркая фигура сибирской литературы  ХIХ столетия. Жизнь и творческая судьба. Стихотворения, эпиграммы, рассказы, письма.

Сибирь – место ссылки. Декабристы: А. Бестужев-Марлинский, А. Одоевский, В. Кюхельбекер, их «сибирские» строки.

Ф.М. Достоевский. «Записки из мёртвого дома»: реалистическое изображение мира каторжан, христианские идеи автора.

В.Г. Короленко. Сибирские рассказы. Изображение сильных и слабых сторон персонажей-сибиряков. Идея «пробуждения» народа.

Сибирская поэзия ХIХ века. Д.П. Давыдов – певец  сибирской природы и сибиряков, «сибирский баян». «Дума беглеца на Байкале» («Славное море - священный  Байкал»). Достоверность изображения события в стихотворении, ставшем народной песней, своеобразным сибирским  гимном. И.В.  Фёдоров-Омулевский «Сибирские мотивы»: воспевание суровой природы и мужественных людей.

Подъём литературной жизни в Сибири во II половине ХIХ века. Воссоздание сибирской журналистики. Издание газет и журналов в разных городах Сибири: Красноярске, Иркутске, Томске, Омске. Газета “Восточное обозрение” под редакцией Н.М.  Ядринцева, издаваемая в Петербурге.

Публицистика Н.М. Ядринцева. “Русская община в тюрьме и ссылке”,”Сибирь как колония”. Осуждение колониальной политики царского самодержавия. Сибирь как арена встречи двух цивилизаций – европейской и азиатской.

“Серебряный век русской поэзии в Сибири: Пётр Драверт, Георгий Вяткин.

Литература периода первых послереволюционных лет. Омск – культурная столица Сибири этого времени. “Король” писателей Антон Сорокин. Рассказ “Свободное слово”.

Обзор литературы о гражданской войне. В. Шишков “Ватага”. Романтизация “”партизанщины”, документализм. В.Иванов.Повесть и пьеса “Бронепоезд 14-69”. Революционный разлив крестьянской вольницы, всколыхнувшей всю Сибирь. П. Парфёнов – автор партизанского гимна “По долинам и по взгорьям…”

“Сибирские огни” (1922-1997 гг.) – историческая летопись  советской Сибири. Место издания – Новониколаевск-Новосибирск. Авторы журнала, его проблематика.

Литературная борьба  тридцатых годов Сибирского союза писателей (ССП) с Сибирской ассоциацией  пролетарских писателей (СибАПП) и литературной  группой  “Настоящее”.

Сибирская поэзия середины века.  Энтузиазм строительства социализма в лирике  Д. Алтаузена, И. Уткина,  И. Рождественского.

Поэты-фронтовики Великой Отечественной войны: Б. Богатков,Е. Березницкий, Г. Суворов, А. Смердов,Л. Решетников. Подвиг сибиряков.

Героическая летопись  военных лет в Сибири  в стихах И. Мухачёва, Е. Стюарт, В. Фёдорова, К. Лисовского.

Поэт-исследователь Л. Мартынов. Плотная метафоричность его творчества.

Многонациональная Сибирь в  литературе (обзор): В.К.  Арсеньев “Дерсу Узала”, А.Л. Коптелов  “Великое кочевье”, А.Г.  Шелудяков “Югана”.

Итог первой части факультативного курса – участие в гимназической научно-практической конференции с исследовательскими и реферативными работами  по творчеству   сибирских  писателей и поэтов.

Одиннадцатый класс (34 часа)

Сибирские  страницы” творчества известных российских писателей II половины ХХ века

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Эпизоды гражданской войны  в Сибири, образ Антипова-Стрельникова в романе. Любовь как сила, помогающая  сохранить человечность  в кризисных условиях  окружающей действительности. Б. Зайцев «Этюды о Пастернаке».

А.И. Солженицын  «Архипелаг ГУЛАГ». Особенности жанра и художественной образности. Главы истории Сиблага. В.А. Чалмаев «Александр Солженицын. Жизнь и творчество».

Судьба человека в тоталитарном государстве.  Повесть А.В. Жигулина «Чёрные камни».

Сибирская литература на просторах России

В.М. Шукшин «До третьих петухов». Фольклорная основа сказки, социальная и нравственная проблематика её. Образ «чудика» в рассказах. Самобытность языка. В.Ф. Горн « Василий Шукшин».

А.В. Вампилов. Пьесы: «Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота» (1 из пьес по выбору учащихся). Проблема сохранения нравственных ценностей, национальные истоки нравственности.

В.П.  Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба», цикл рассказов «Затеси». Тесная взаимосвязь  экологических и нравственных проблем. А.П. Ланщиков « Виктор Астафьев».

В.Г. Распутин. Повесть « Прощание с  Матёрой» – интерпретация мифа о конце света. Обращённость к прошлому как хранилищу идеала. Разрушительные следы современной цивилизации в природе, в обществе, в сознании человека. Повесть «Пожар»: восхождение к универсальным ценностям как трудный путь самопознания личности, следование родовым законам памяти как основа личностного самоопределения. В.Н. Шапошников « Валентин Распутин».

Новосибирская писательская организация

Н.Я. Самохин. Повесть «Так близко, так далеко» или «Сходить на войну», рассказы (по выбору). Искренняя симпатия автора к людям  честным, нетерпимым к пошлости и хамству.

М.Н. Щукин. Роман «Имя для сына».  Исследование социального явления злоупотребления властью. Активный борец за оздоровление общества журналист Андрей Агарин.

Клуб любителей фантастики « Амальтея». М.П. Михеев. «Вирус В-13», «Милые роботы».

Творчество новосибирских поэтов: А.Плитченко, А. Кухно, Н.  Созиновой, Н. Закусиной, Н. Греховой, Е. Мартышева, А.Сурнина и др.

Тематическое планирование занятий

 Программа 10-ого класса – это историко-литературный обзор сибирской литературы ХVII - I половины ХХ веков. Программа 11-ого класса - целостный анализ произведений сибирских писателей, поэтов или анализ «сибирских эпизодов» из произведений известных писателей II половины (преимущественно) ХХ века, знакомство с литературно-критическими оценками их творчества.

Кроме того, спланирована внеурочная деятельность, которая проводится в виде экскурсий в музеи, библиотеки, картинную галерею, выходов в театры, филармонию. Проблемы культурной жизни города обсуждаются в литературной  гостиной, куда приглашаются деятели культуры и искусства города Новосибирска, творческие коллективы.

Планируемые результаты сформулированы в виде отдельных дидактических единиц и привязаны непосредственно к темам курса  на основе «зуновской» (термин Е.А. Ямбурга) парадигмы образования, что позволяет оценить достижения учащихся. Эти требования лежат в когнитивной области.

Аффективные цели, имеющие более глубокий личностный характер, трудно представить как краткосрочные результаты, которых можно было бы достигнуть в ходе занятия или даже серии занятий, но некоторые результаты могут быть установлены путем наблюдения, анкетирования. Предполагаемые (желаемые) результаты обучения в этой области (по М.В. Кларину) могут быть представлены  следующими уровнями:

- проявление интереса к элективному курсу, добровольность выполнения заданий,

- участие в обсуждении вопросов на занятии,

- стремление к сотрудничеству в групповой деятельности,

- проявление устойчивого желания овладеть навыками грамотной устной и письменной речи,

- проявление убежденности в отстаивании того или иного идеала,

- проявление готовности к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов.

10 класс

Кол-во час.

Содержание,

основные понятия

Планируемые результаты обучения

Формы

организации

познавательной

деятельности

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

1ч.

 2ч

2ч.

1ч.

2ч.

2ч.

1ч.

.

.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

 Литературное краеведение как  специфическая отрасль науки о литературе.

Сибирская фольклористика: проблематика, жанры.

Формирование  рукописной литературы  в Сибири  в   ХVII – ХVIII  веках. Дьякон Савва Есипов– первый сибирский писатель.

Тобольск –

первый литературный центр Сибири. Начало сибирской журналистики.

Реакционная политика властей в области литературы в начале XIX века.

Романтизм в Сибири.

Творческая судьба П.П. Ершова – самой яркой фигуры сибирской литературы XIX века.

Реминисценции из Гоголя и Пушкина в «Осенних вечерах» Ершова

Сибирь – место ссылки. «Сибирские строки» декабристов.

Ф.М. Достоевский. «Записки из мёртвого дома»: реалистическое изображение мира каторжан, христианские идеи автора.

В.Г. Короленко. Идея «пробуждения» народа в сибирских рассказах. «Сон Макара»

   Творчество сибирских поэтов Д.П. Давыдова и И.В. Федорова-Омулевского                                                                                                                  

 Воссоздание сибирской журналистики. Публицистика Н.М. Ядринцева.

                                                     

Серебряный век русской поэзии в Сибири: Пётр  Драверт, Георгий Вяткин.

Литература периода  первых  послереволюционных лет. “Король” писателей Антон Сорокин.

Обзор литературы о гражданской войне.

«Сибирские огни» (1922-1997 гг.) – историческая летопись  советской Сибири.

Литературная борьба  тридцатых годов в Сибири.

Энтузиазм строительства социализма в лирике  Д. Алтаузена, И. Уткина,  И. Рождественского.

Героическая летопись военных лет в Сибири в стихах поэтов-сибиряков.

Поэт-исследователь Л. Мартынов. Плотная метафоричность его творчества.

Многонациональная Сибирь в  литературе (обзор).

Высказываться по спорным вопросам: «Существует ли сибирская литература?», «Есть ли отличие сибирского менталитета от русского?», предлагать версии о том, как исторически  складывалась сибирская литература, каков ее положительный герой.

Синтезировать все ранее полученные сведения о фольклоре Сибири, его проблематике и жанрах, рассуждать о роли общенародного идеала в формировании сибирского менталитета, узнать имена собирателей сибирского фольклора, иметь представление о творчестве современных фольклорных коллективов Новосибирска.

 Объяснять причины долгого сохранения рукописного вида литературы в Сибири, систематизировать сведения о жанре сибирской летописи и его создателях, узнать имя первого сибирского писателя и тематику его произведений.

Высказывать версии о возникновении первого литературного центра  Сибири в Тобольске (место появления первой типографии и театра в Сибири), названия первых сибирских журналов, их тематику.

Интерпретировать закрытие типографии в Тобольске как реакционную политику власть имущих в Сибири и симптом исторической неизбежности перемещения культурного центра из Тобольска; объяснять причины появления рукописной публицистики, своеобразие ее жанров.

Познакомиться с творческой судьбой И.Т. Калашникова, проблематикой его романов.

 

Систематизировать сведения о творческой биографии П.П. Ершова, интерпретировать сказку «Конек-горбунок» и поэму «Сузге» как вершины его творчества; анализировать рассказы из цикла «Осенние вечера», находить реминисценции из Гоголя и Пушкина; отыскать след сибирского писателя в творчестве К. Пруткова.

 Выявлять приёмы создания образов сибирской природы в творчестве поэтов-декабристов; выявлять черты романтизма в их творчестве, выразительно декламировать стихотворные произведения.

Иметь представление о перипетиях  судьбы Ф.М. Достоевского, приведших его на каторгу; высказывать отношение к позиции автора «Записок из мертвого дома», его христианским идеям.

Познакомиться с одним из «сибирских» рассказов Короленко, уметь характеризовать героя, видеть его сильные и слабые стороны.  

   Иметь представление о поэтическом творчестве в Сибири в XIX веке, анализировать поэтические тексты Д.П. Давыдова и И.В. Федорова- Омулевского.

Интерпретировать издание газет и журналов в разных городах Сибири, газеты «Восточное обозрение» в Петербурге как подъем краевой литературной жизни. Знать проблематику публицистики Н.М. Ядринцева, давать ей собственную оценку, участвовать в дискуссии о современности «областнических идей».

 Анализировать стихотворения поэтов-сибиряков, принадлежащих «серебряному веку», выявить признаки поэтики «серебряного века» в анализируемых художественных текстах, выразительно читать наизусть стихотворения по собственному выбору.

 Иметь представление о литературном процессе первых послереволюционных лет, называть культурную столицу Сибири этих лет, оценивать скандальную известность Антона Сорокина, интерпретировать его рассказ «Свободное слово» как гениальное предвидение судеб многих писателей.

 Иметь представление о «разливе крестьянской вольницы» в период гражданской войны в Сибири, узнать имена писателей.

 Познакомиться с историей журнала «Сибирские огни», исследовать отдельные номера журналов, обобщить сведения об авторах и проблематике последнего десятилетия.

Понимать, что литературная борьба в Сибири – отражение общей политической обстановки в стране, узнать названия и основные идеи программ ведущих литературных группировок.

 Интерпретировать поэтический процесс в Сибири середины XX века как отражение победы метода соцреализма в российской литературе, декламировать стихотворения разных авторов (по выбору учащегося).

 Обобщить все ранее известное о поэзии сибиряков периода Великой Отечественной войны; давать самостоятельную интерпретацию выбранного поэтического текста, декламировать выбранные  стихи.

Создавать самостоятельную интерпретацию одного из стихотворений.

Иметь представление об изображении в литературе судеб коренных народов Сибири, интернациональной дружбе; называть имена авторов, произведения, знать сюжет одного из произведений.  

Дискуссия,

посещение

Краеведческого

музея.

Практическое занятие:

коллективная работа

по составлению

таблицы.

Просмотр видео-

записей

фольклорных

коллективов.

Лекция с

 элементами

коллективного

обсуждения.

Заочное

путешествие

по древнему

Тобольску.

Лекция с

 элементами

коллективного

обсуждения.

Лекция с

зачитыванием

фрагментов

произведений.

Лекция с

 элементами

коллективного

обсуждения.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Лекция с

зачитыванием

фрагментов

произведения.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Лекция с

 элементами

дискуссии.

Посещение

библиотеки.

Практическое

занятие.

Лекция с

зачитыванием

произведения.

Лекция.

Посещение

Краеведческого

музея.

Работа в

читальном

зале

библиотеки

и

Лекция с

 элементами

дискуссии.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Практическое

занятие.

Лекция с

зачитыванием

фрагментов

произведений.

        

11 класс

Кол-во час.

Содержание,

основные понятия

Планируемые результаты обучения

Формы

организации

познавательной

деятельности

Дата проведения занятия

3ч.

4ч.

2ч.

1

1

1

1

4ч.

4ч.

.

 4ч.

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

2ч.

“Сибирские  страницы”  творчества  известных российских писателей  II половины ХХ века 

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Гражданская война  в Сибири.

Б. Зайцев «Этюды о Пастернаке».

А.И. Солженицын  «Архипелаг ГУЛАГ». Особенности жанра и художественной образности. Главы истории Сиблага. В.А.Чалмаев «Александр Солженицын. Жизнь и творчество».

Судьба человека в тоталитарном государстве

. Повесть А.В. Жигулина «Чёрные камни».

Сибирская литература на просторах России

В.М. Шукшин «До третьих петухов». Фольклорная основа сказки, её социальная и нравственная проблематика.

Образ «чудика» в рассказах. Самобытность языка.

В.Ф. Горн

« Василий Шукшин».

Проблематика пьес А.В. Вампилова

В.П.  Астафьев. Повествование в рассказах «Царь-рыба».

Цикл рассказов «Затеси». Тесная взаимосвязь  экологических и нравственных проблем.

А.П.  Ланщиков

« Виктор Астафьев».

В.Г. Распутин. Повесть « Прощание с  Матёрой» – интерпретация мифа о конце света.

Повесть «Пожар»: восхождение к универсальным ценностям.

В.Н. Шапошников

« Валентин Распутин».

Новосибирская писательская

организация

Н.Я. Самохин. Рассказы. Искренняя симпатия автора к людям  честным, нетерпимым к пошлости и хамству.

М.Н. Щукин. Роман «Имя для сына».  Исследование социального явления  злоупотребления властью.

Клуб любителей фантастики      «Амальтея». М.П. Михеев. «Вирус В-13», «Милые роботы».

Творчество новосибирских поэтов.

Резервные и итоговое занятия  

Узнать историю создания и опубликования романа «Доктор Живаго», иметь представление об основных сюжетных линиях в романе, анализировать части 11 – 12(повествование о гражданской войне); интерпретировать состояние войны как противопоставление жизни, доказывать авторскую мысль о неправедности и «красных», и «белых», оценивать характеры Антипова-Стрельникова и Живаго как характеры-антиподы, выявлять взгляды автора «на жизнь, любовь, человека в истории».

Видеть особое место книги «Архипелаг ГУЛАГ» в «лагерной теме». Познакомиться с историей существования сибирской каторги и ссылки (части 5 и 6); интерпретировать ведущую тему как противостояние человека силе зла, историю падения, борьбы и возрождения личности; выявлять ведущие мотивы произведения.

Понимать жизнеутверждающую силу предложенных для анализа художественных текстов.

Выделять фольклорные элементы шукшинской сказки, уметь видеть развитие и преобразование    фольклорных жанров в новых социальных условиях. Высказывать мнение о нравственных проблемах, поднятых автором.

Понимать авторское отношение к «чудикам» как «героям времени», несущим в своем сознании его коренные проблемы. Выявлять близость любимых персонажей автору.

Демонстрировать понимание режиссерской и актерской интерпретации текста пьесы, уметь задать вопросы, касающиеся интерпретации пьесы, корректно высказать свое мнение о спектакле.

Сгруппировать экологические проблемы в повести «Царь-рыба», предложить свое решение поднятых проблем; аргументированно рассказать о своем выборе рассказа для анализа, самостоятельно интерпретировать нравственную и экологическую проблематику выбранного рассказа.

Сопоставить концепции В. Астафьева и В. Распутина в обращенности к прошлому как к хранилищу идеала, осуждении потребительства как современной философии жизни. Уметь проследить трудный путь самопознания личности Ивана Петровича Егорова, героя «Пожара».

 

Аннотировать сюжеты произведений, проследить авторские «вехи» и «указатели» (М. Бахтин), позволяющие увидеть симпатии писателей к людям, нетерпимым к нездоровой нравственной атмосфере.

Иметь представление о клубе любителей фантастики «Амальтея», его авторах и создателе –

М.П. Михееве.

Подготовить сообщение об одном из новосибирских поэтов, декламировать его стихи.

 

Практическое

занятие

с элементами

лекции.

Лекция с

 элементами

коллективного

обсуждения.

Практическое

      занятие

      с элементами

  лекции.

Практическое

      занятие

      с элементами

      лекции.

Просмотр

спектаклей

лекция

Практическое

      занятие

      с элементами

      лекции.

Практическое

      занятие

      с элементами

      лекции.

Практическое

      занятие.

Практическое

      занятие.

 

Лекция.

Практическое

      занятие.

   

Тестирование.

Методические рекомендации в проведении занятий

В качестве учебной книги для учащихся используется: Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Книга для школьников. Новосибирск. – Издательский дом "Горница", -1997. –272 с.

На занятиях можно воспользоваться видеоприложением к курсу «Сибирская литература», где представлены записи выступлений сибирских фольклорных коллективов, встреч с новосибирскими поэтами и писателями, литературными критиками, журналистами.

Оптимальные возможности изучения учебного материала создаются на основе опережающих заданий. Учащимся может быть предложено составить антологию, например, фольклорных текстов, звучащих в их семье; подобрать фрагменты произведений, позволяющие выявить авторские «вехи» и «указатели» (М. Бахтин), необходимые для понимания авторской позиции, например, о характере отношений между покорителями Сибири и покоренными народами в поэме П. Ершова «Сузге»; выписать тропы и определить их роль в произведении; выявить общие и отличительные черты характеров персонажей произведения, перечислить поднятые в произведении проблемы и т.д.

      Большая  роль отводится заданиям  межпредметного характера  в соответствии  с принципом целостности знаний.  Школьник должен учиться не просто количественному усвоению учебного знания, но и способности оперировать самыми различными знаковыми системами, переносить знания и способы работы из одного предмета в другой, поэтому необходима связь между всеми предметами регионального компонента. Например,  при изучении публицистики Н.М. Ядринцева необходимо вспомнить «областнические идеи», владевшие умами сибирской интеллигенции во II половине XIX века, а разговор об экологических проблемах, поднятых В.П. Астафьевым, В.Г. Распутиным, надо связать с общей экологической ситуацией в современной Сибири (помогут знания курсов истории, экологии и валеологии) и т. п.

Занятия проходят в форме лекций и семинаров. Семинары организуются по методу «малых групп», которые состоят из 4 – 5 учащихся, выбравших друг друга на основе личностного предпочтения. Каждая группа – самостоятельный учебно-исследовательский коллектив, решающий учебные задачи. Как единицы учебного процесса «малые группы» представляют собой модель отработки эталонов демократического общения, так как «на смену иерархическим межличностным отношениям, отражающим особенности тоталитарного общества и закрепленным в господствующих принципах процесса обучения, должна прийти новая модель взаимоотношения учителя и ученика – модель сотрудничества и партнерства, сотворчества наставника и обучающегося, где задачей наставника является создание благоприятных условий для самореализации личности ученика»

Организованы занятия могут быть по-разному: коллективное комментирование текста, игровая пресс-конференция, «круглый стол», «регламентированная дискуссия», урок-диалог,  полилог, эвристическая беседа, «соревнование знатоков» и т.п. При этом важны: постановка «открытых» вопросов (то есть таких, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» – ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме); определение собственной позиции учителя во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащимся возможность во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.п.; ведение всевозможных заметок, отслеживающих ход занятия, его результативность. По системе ценностей метод «малых групп» в принципе отличается от традиционного. Самым значимым в нем является не ответ преподавателю, а работа в группе, когда идет подготовка и обсуждение вопросов. Именно в группе осуществляется самообучение: учащиеся сами приходят к тем или иным выводам, объясняют друг другу содержание и логику учебного материала, поэтому не «доложить» преподавателю о своих знаниях, а обменяться знаниями в процессе подготовки, выработать свою собственную (групповую и личную) точку зрения – в этом смысл занятия.

Этапность проведения:

 

получение группой задания от преподавателя или от другой группы,

«мозговой штурм» (фиксируются все мысли, пришедшие в голову обсуждающим),

группировка (критический разбор высказываний, уточнение формулировок, исключаются дублирования),

систематизация (выстраивание ответа в виде тезис-плана или схемы),

публичное выступление,

подведение итогов,

само – и взаимооценка.

Итоговый контроль осуществляется на основе специальных измерителей в форме разноуровневого теста, включающего вопросы со свободными ответами, элементами творчества и личностного самовыражения. После проверки теста проводится занятие-коррекция, в ходе которого ученик имеет право дополнить или полностью изменить ответы на вопросы, чем достигается повышение уровня овладения материалом, перенос акцента с преподавания на учение.

Кроме того, в течение работы элективного курса ученик имеет право (по желанию) создать исследовательскую работу для участия в НПК.

Таким образом реализуется педагогическая идея « свободы выбора»: тема исследования участником элективного курса выбирается самостоятельно, так же как и произведение для рецензирования.

Желаемые результаты

Учащиеся могут продемонстрировать знание:

- основных фактов творческой биографии сибирских авторов, произведения которых рассматривались на занятиях;

- истории сибирской журналистики;

- сюжетов, особенностей композиции, системы персонажей текстов изучаемых фольклорных и литературных  произведений;

- отличительных признаков стихотворной речи;

- текстов литературно-критических статей, включенных в программу;

основных признаков жанров, о которых велась речь на занятиях.

Учащиеся могут уметь:

- рассуждать об особенностях сибирского фольклора и литературы;

- характеризовать место писателя в сибирском и российском литературном процессе;

- выявлять основную проблематику произведений, обосновывать свою оценку прочитанного;

- определять роль элементов сюжета композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве;

- характеризовать героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- выразительно читать, в том числе наизусть, отрывки художественных произведений;

- самостоятельно аннотировать художественные тексты, готовить краткое сообщение об авторе;

- создавать исследовательскую или реферативную работу по самостоятельно выбранной теме;

- создавать рецензию на самостоятельно выбранное произведение современного сибирского автора;

- преобразовывать сведения о жанровой специфике текстов в схему-конспект.

Итоговые контрольные и тестовые задания к элективному курсу «Сибирская литература» 

I уровень

1. Фольклор - это

а) устное народное поэтическое творчество,

б) устное поэтическое, изобразительное и музыкальное творчество народа,

в) устное творчество людей дописьменной эпохи.

2. Сибирский фольклор - это

а) фольклор русских переселенцев,

б) фольклор  коренных народов Сибири,

в) свой ответ.

3. Первым сибирским писателем называют

а) Василия Корнильева,

б) Савву Есипова,

в) Семёна  Ремезова.

4. Первым памятником официального сибирского летописания

считается

а) «История Сибирская» или «Ремезовская летопись»,

б) «Есиповская летопись»,

в) «Кунгурский летописец».

5. Самый популярный жанр сибирской литературы в начале  

ХVIII века

а) житие,

б) летопись,

в) сказание.

6. "Иртыш, превращающийся в Ипокрену" (1789-1791годы) -

а) единственный в  Сибири журнал этого периода,

б) единственный провинциальный журнал в России в эти

годы.

7. Перечислите известные вам произведения П.П. Ершова.

8. Кому из сибирских поэтов принадлежат строки:

          1) Славное море – священный Байкал!

           Славный корабль – омулёвая бочка.

           Эй, баргузин, пошевеливай вал,

            Молодцу плыть недалечко.

            2) Вот полночною порой

            Свет разлился над горой,-

            Будто полдни наступают;

            Стали бегать и кричать

            И пшено с вином клевать…

          3) Люби свою страну не той пустой любовью,

            Что с звуками речей уносится, как дым,

            Ты жертвуй для неё и плотию и кровью,

            Делися с ней трудом и разумом своим.

а) П.П. Ершов,

б) И.В. Фёдоров – Омулевский,

в) Д.П. Давыдов.

9. Улица Ядринцевская в Новосибирске названа в честь Н.М.

Ядринцева. Кто он такой?

а) видный общественный деятель,

б) поэт,

в) публицист.

10. Соотнесите авторов и следующие произведения сибирской

тематики: рассказ «Сон Макара», цикл очерков «Карандашом

с натуры», книгу «Сибирь как колония»:

а) Н.М. Ядринцев,

б) Н.Г. Гарин – Михайловский,

в) В.Г. Короленко.

11. Закончите строчку Л.  Мартынова, вспомнив имя сибир-

ского писателя начала ХХ века, называвшего себя «королём

писателей».

        Вы знаете, что в Омске жил король,

        Король писателей - …………………..,

        И пламенно играл он эту роль,

        И были помыслы его высоки…

12.Кому принадлежат роман « Два мира» и повесть « Щепка»?

а) В.Шишкову,

б) В. Зазубрину,

в) Вс. Иванову.

13. Перечислите известные  вам фамилии сибирских поэтов-

фронтовиков.

14. Кто автор книги о коренном сибиряке охотнике-следопыте

Дерсу Узала?

а) А.Л. Коптелов,

б) В.К. Арсеньев,

в) М.И. Ошаров.

15. Напишите названия известных вам сибирских журналов

XIX-XX веков.

16. Какой сибирской поэтессе последней  четверти ХХ века

 посвящены  строки  Е. Стюарт:

    Я разглядеть секрета не  могу:

    Внимательно стихи её читаю

    И в них не всё порою понимаю,

    Но я себя её волненьем жгу?..

О ней же А. Горшенин говорит: «В её поэзии есть нечто колдовское, русалочье». А та же Е. Стюарт в одном из интервью признавалась: «Голос её завораживает, как флейта, гипнотизирует, как у Беллы Ахмадулиной, хотя природа таланта другая».

II уровень

17. Прокомментируйте с современной точки зрения фрагмент книги  Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония»:

 « В настоящее время много говорят о  вывозе  сибирских богатств, о сбыте их  вне  её пределов путём  улучшения  путей сообщения, но не  мешает подумать и о том, к чему  послужит этот вывоз при нерациональных и хищнических  способах  эксплуатации – к чему, как не к  окончательному расхищению, истреблению и истощению последних  запасов и произведений  природы. Истощение это замечается на  каждом шагу: это видно в выгорании лесов, в истреблении зверя, в вывозе сырья и  в  истощении почвы.»

18. Отграничьте романтические произведения от реалистических:

а) В.Г. Короленко «Сон Макара»

б) П.П. Ершов «Сузге»

в) И.Т. Калашников «Дочь купца Жолобова»

г) В.Г. Распутин «Пожар»

д) М.Н. Щукин «Имя для сына»

19. Определите, каким размером написано:

     Василий Фёдоров

И давней битвы рваный след

Спокойно обведя рукою,

Он скажет:

В дни народных бед

Сибирь стояла под Москвою.

     Борис Богатков

Впереди -  города пустые,

Нераспаханные поля.

Тяжко знать, что моя Россия –

От того леска не моя…

   Леонид Мартынов

Лети же в то рыло, тяжёлый снаряд,

Отсюда, из дальнего тыла,

Сибирь в тот снаряд смертоносный заряд

Рукою могучей вложила.

20. Расставьте в хронологической последовательности появление жанров сибирской литературы: донос, летопись, рассказ, повесть.

21. Объясните причины появления самобытного сибирского жанра доносов.

22. В книге «Сибирь как колония», приуроченной к 300-летию присоединения Сибири к России, Н.М. Ядринцев рассуждает об «областном типе» русской народности на Востоке ( в современной интерпретации – сибирском менталитете).

Какие черты характера, по- вашему, его отличают?

Благодаря чему  сформировались характерные черты сибирского  менталитета?

23.Попытайтесь объяснить причину огромной популярности в начале 70-х песни сибиряка Г. Карпунина «Синильга», проанализировав поэтический текст:

         Росу голубую склевала синица.

         Над Южным болотом дымится рассвет.

         Мы снова уходим и снова Синильга

         Берёзовой веточкой машет вослед.

        Куда ж мы уходим, и что же нас гонит?

        Какая по свету ведёт нас судьба?

        Мы встретимся завтра в пустынном вагоне,

        И ты улыбнёшься: привет, старина!

        А помнишь, как вместе с тобою мы жили

        И слали проклятья бродячей судьбе?

        Мы станем иными, мы  станем чужими,

        Изменим друг другу и сами себе.

        Ребята, ребята, мы будем бессильны

        Вернуть удивительный этот рассвет,

        Ведь только однажды, однажды Синильга

        Берёзовой веточкой машет вослед.

24.В фильме «Москва слезам не верит» в частной беседе были перечислены 3 самых талантливых поэта, с точки зрения говорившего: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский. Предложите свой список из 3 современных сибирских поэтов.

25. Восстановите названия известных произведений сибирских писателей: В.М. Шукшин «Я пришёл дать вам …», В.П. Астафьев «… детектив», М.Н. Щукин «Встречь…»

26. В разные периоды культурными центрами Сибири становились Тобольск, Иркутск, Омск…  Приведите доказательства того, что современный Новосибирск имеет право претендовать на звание культурной столицы Сибири.      


Ключ к итоговым контрольным и тестовым заданиям

по сибирской литературе

1. б

2. в

3. б

4. б

5. б

6. б

7. свободный ответ

8. 1)в 2)а 3)б

9. а, в

10. а – "Сибирь как колония", б – "Карандашом с натуры", в – "Сон Макара"

11. Антон Сорокин

12. б

13. свободный ответ

14. б

15. свободный ответ

16. Нина Грехова

17. свободный ответ

18. б, в – а, г, д

19. ямб, анапест, амфибрахий

20. летопись, повесть, донос, рассказ

21. свободный ответ

22. свободный ответ

23. свободный ответ

24. свободный ответ

25. "Я пришёл дать вам волю", "Печальный детектив", "Встречь солнцу"

26. свободный ответ

Вопросы для входного  контроля  к  факультативному курсу

« Сибирская литература »

1. Сибирская литература. Есть ли она вообще и что это такое?

2. Известны ли вам особенности сибирского фольклора? Какие?

3. Какие черты сибирского менталитета вы считаете главными, основными?

4. Выберите фамилии писателей-классиков  XIX века, которые писали о Сибири, назовите произведения: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н.  Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко.

5. Какого сибирского автора XIX века, написавшего популярную сказку, современники называли « жар-птицей из холодных краёв»?

6. Перечислите имена поэтов-декабристов, сосланных в Сибирь.

7. В честь кого получила название улица Ядринцевская?

8. Что вы знаете о литературной деятельности основателя Новониколаевска  Н.Г. Гарина-Михайловского?

9. Назовите имена писателей ХХ века, связавших свою творческую судьбу с Сибирью.

10. С творчеством кого из сибирских поэтов  ХХ века вы знакомы?

Ответы на большинство вопросов свободные.   

5. – П.П. Ершов.

7. – общественный деятель, писатель-публицист Н.М. Ядринцев.  

Список литературы

Горшенин А.В. Беседы о сибирской литературе. Книга для школьников.- Новосибирск: Издательский дом «Горница», 1997

Горшенин А.В. Чем живем (литературно-критические статьи о творчестве современных сибирских писателей). – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989

Очерки литературной критики Сибири. – Новосибирск: СО изд-ва «Наука», 1987

Очерки русской литературы Сибири. – Новосибирск: СО изд-ва «Наука», 1982

Проблемы литературы Сибири XVII – XX вв. – Новосибирск, 1974

Традиции и тенденции развития литературной критики  Сибири. – Новосибирск: СО изд-ва «Наука»,1989

Якимова Л.П. Литература и литераторы Сибири: Литературные очерки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988

Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. – Новосибирск: СО изд-ва «Наука», 1982

Яновский Н. Писатели Сибири - М.: Современник, 1988

        

Прогнозируемый результат:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Ведущая технология: методы проблемного обучения на уроках  «Сибирская литература»

Цель: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта
  • Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс
  • Обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями.
  • Выявить и создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы (разработка проблемных заданий с различными способами подачи нового материала, уроков с элементами проблемного обучения, систему тренингов для учащихся по решению проблемных задач) для трансляции педагогического опыта
  1. Методы и формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

а) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации. (Беседа. Рассказ. Лекция. Дискуссия. Доклад ученика. Инструктаж)

б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (Иллюстрация. Демонстрация опыта. Видеофильм. Экспериментальная задача. Наблюдение)

в) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического ее восприятия (Практические упражнения. Работа с книгой: Реферирование. Составление плана. Конспектирование. Анализ таблиц, схем и т. п. Лабораторный опыт. Дидактическая игра. Трудовая деятельность)

         2. Методы стимулирования и мотивации учащихся

а) эмоциональные (Поощрения. Порицания. Создание ситуации успеха. Свободный выбор заданий)

б) познавательные (Создание проблемной ситуации. Побуждение к поиску альтернативных решений. Выполнение творческих заданий. Выполнение заданий на смекалку

в)волевые (Предъявление учебных требований. Информация об обязательных результатах обучения. Прогнозирование будущей деятельности)

г)социальные (Создание ситуации взаимопомощи. Демонстрация заинтересованности результатами своей работы, работы ученика)

         3. Методы контроля и самоконтроля

а) устные (Индивидуальный опрос. Взаимоопрос (ученик опрашивает ученика). Фронтальный опрос.   «Тихий» опрос (беседа с одним-тремя учениками, в то время как класс занимается другой работой)

б) письменные (Контрольная работа. Тест.)

в) самоконтроль (Полный самоконтроль. Самоконтроль по образцу)

Постановке проблемы побуждает:

  1. определять свое личностное отношение к проблеме
  2. выражать свои взгляды при решении проблемы

Проблемное обучение позволяет учащимся определять свое личностное отношение к проблеме, выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему они приобретают умение самостоятельно анализировать морально – этические ситуации, осмысливать морально – этические противоречия и принимать правильные собственные решения.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

рабочая программа элективного курса 7 класс

рабочая программа элективного курса для 7 класса...