Элективный курс по литературе "Путешествие по литературным местам Брянщины" для учащихся 9 класса
элективный курс по литературе (9 класс) на тему
Произведения поэтов и писателей древнерусской литературы, средних веков,19 века. История создания, краткий анализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_liter.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Путешествие по литературным местам Брянщины»
(для учащихся 9-го класса)
Пояснительная записка
Одной из форм литературного образования является краеведение. Изучение литературы родного края помогает школьникам осознать свою причастность к прошлому, настоящему, будущему нашей Родины.
Цель курса - Приобщение школьников к культуре разных исторических эпох, начиная с глубокой древности до наших дней. Овладение социокультурным пластом текстов, связанных с литературными местами Брянщины.
Знакомство с основными жанрами литературы различных исторических эпох.
Развитие коммуникативных умений школьников.
Данный курс практико-ориентированный. Учащиеся в ходе занятий получают практические навыки исследовательской работы с текстом художественных произведений, навыки создания текстов разных стилей и жанров в духе той или иной эпохи, развивают свои творческие возможности.
Работа по данной программе предполагает использование межпредметных связей (история- литература - русский язык- изобразительное искусство, музыка), что помогает школьников заинтересовать предметами гуманитарного профиля.
По программе предусмотрены разнообразные виды деятельности: лекции, групповая работа, просмотр видеофильмов, подготовка докладов и рефератов, написание творческих работ, викторины, конкурсы чтецов.
Данный элективный курс предполагает современный подход к подготовке и проведению занятий , включая Интернет - поиск и создание видеофильмов.
Занятие 1
ТЕМА: ВСЕВОЛОД ТРУБЧЕВСКИЙ И ЕГО ВОИНЫ - ГЕРОИ "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с содержанием, историей создания «Слова о полку Игореве», рассказать об участии брянских князей в походе князя Игоря, воспитывать чувство патриотизма.
Теоретический материал к занятиям
Лучшее создание нашей древней литературы «Слово о полку Игореве" написано в конце XII века неизвестным нам русичем. Автор поэтически рассказывает о неудачном походе Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, против половцев в 1185 году, осуждает княжеские междоусобицы, призывает воскресить "братолюбие" и защитить родную землю от внешних врагов. Вторым основным участником похода был брат Игоря Всеволод1.
Отрывки из "Слова о полку Игореве" и летописной повести о походе Игоря даны в переводе О.В. Творогова по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XII век. М, 1980.
Игорь ждет милого брата. И сказал ему Буй-Тур Всеволод: "Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, уже оседланы у Курска. А мои куряне бывалые воины: под трубами повиты (пеленаты), под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, овраги известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены. Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю ■ славы".
...Спозаранку в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и рассыпались стрелами по полю, помчали красных девушек половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие аксамиты (шелковые ткани). Покрывалами, и плащами, и всякими нарядами половецкими стали мосты мостить по болотам и топям.
...На другой день раным-рано кровавые зори рассвет возвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона великого! Тут копьям преломиться, тут саблям иступиться о шеломы половецкие, на реке на Каяле, у Дона великого.
...Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, осыпаешь воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами булатными. Куда, Тур, ни поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат головы поганых половцев, расщеплены саблями калеными шлемы аварские от твоей руки, Яр-Тур Всеволод! Какая рана удержит, братья, того, кто забыл о почестях и богатстве, забыл и города Чернигова отцовский золотой престол, и своей милой жены, прекрасной Глебовны, любовь и ласку!
...С раннего утра и до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья булатные в поле чужом среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми посеяна, а кровью полита; бедами взошли они на русской земле!
Что шумит, что звенит в этот час перед зорями? Игорь полки заворачивает, жаль ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось.
...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: "О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали (слишком вы поторопились) Половецкую землю мечами терзать, а себе искать славу. Но не по чести (для себя) одолели, не по чести кровь поганых пролили. Ваши храбрые сердца из твердого булата скованы и в дерзости закалены. Что же учинили вы моим серебряным сединам!"
- Всеволод Святославич (1160-1196) -младший брат Игоря, князь Трубчевский
и Курский. - Буй - отважный, смелый. Тур - дикий бык, зубр, символ мужества и силы.
- К месту встречи с Игорем Всеволод шел из Трубчевска через Курск, чтобы
забрать с собой и курян. - Четыре солнца - четыре князя: Игорь, Всеволод, сын Игоря Владимир, пле-
мянник Игоря и Всеволода Святослав. - Каяла - название реки не сохранилось. По гипотезе Н.В.Сибилева, Каялой в
XII веке называлась теперешняя река Макатиха, впадающая в реку Голая Долина не
далеко от города Славянска Донецкой области. - Всеволод был сыном князя Святослава Черниговского.
- Глебовна - в Древней Руси женщин часто называли по имени отца или мужа.
Глебовна - дочь Глеба Юрьевича, внучка Юрия Долгорукого. - Святослав - князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода.
ЛЕТОПИСНЫЕ ПОВЕСТИ О ПОХОДЕ ИГОРЯ ИЗ ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ
Названа по Ипатьевскому монастырю, в котором она была найдена. Повесть подробно и последовательно описывает поход Игоря.
А в это время (в год 1185) Игорь Святославич, внук Олегов1, выступил из Новгорода (Северского) месяца апреля в двадцать третий день, во вторник, позвав с собою брата Всеволода из Трубчевска, и Святослава Ольговича, племянника своего, из Рьшьска, и Владимира, сына своего, из Путивля. И у Ярослава попросил на помощь Ольстина Олексича, Прохорова внука, с ковуями2 черниговскими. И так двинулись они медленно, на раскормленных конях, собирая войско свое... (Игорь) переправился через Донец, и пришел к Осколу, и ждал там два дня брата своего Всеволода: тот шел другой дорогой из Курска...
Наутро же, в пятницу, в обеденное время, встретились с полками половецкими; успели подготовиться половицы: вежи свои (кочевые кибитки) отправили назад... И обратился Игорь к братии своей: "Братья! Этого мы искали, так дерзнем же!" И двинулись на половцев, возложив на бога надежды свои...
Передовые полки русских избивали половцев и хватали пленных. Половцы пробежали через вежи свои, а русские, достигнув веж, захватили там большой полон...
Когда же занялся рассвет: субботнего дня, то начали подходить полки половецкие, словно лес. И не знали князья русские, кому из них против кого ехать - так много было половцев. И тогда, посоветовавшись, все сошли с коней, решив, сражаясь, дойти до реки Донца, ибо говорили: "Если поскачем - спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед богом грех: предав их, уйдем, Но либо умрем, либо все вместе живы останемся". И так ожесточенно сражались весь день до вечера, и многие были ранены и убиты в русских полках.
Когда же настала ночь субботняя, все еще шли они сражаясь. На рассвете же в воскресенье вышли из повиновения ковуи и обратились в бегство... Все "бояре сражались в пешем строю, и среди них Всеволод, показавший немало мужества... И уже схваченный, Игорь видел брата своего Всеволода, ожесточенно бьющегося, и он молил у бога смерти, чтобы не увидеть гибели брата своего. Всеволод же так яростно бился, что и оружия ему не хватило.
И так в день святого воскресенья низвел на нас господь гнев свой, вместо радости обрек нас на плач и вместо веселья - на горе...
- Дед Игоря - Олег Святославич Черниговский.
- Ковуи - тюрские воины, они служили черниговскому князю, который отпра -
вил их в помощь Игорю.
ИЗ ЛАВРЕНТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ
Получила свое название по имени переписчика монаха Лаврентия. Повествование о походе Игоря в этой повести очень кратко.
В этом же году (в год 11861)1 надумали внуки Ольговы (Олеговы) пойти на половцев, так как не ходили в прошлом году со всеми князьями, но сами по себе пошли, говоря: "А что, мы разве не князья? Такую же себе славу добудем!" И встретились у Переяславля Игорь с двумя сыновьями2 из Новгорода-Северского, брат его Всеволод из Трубчевска. Святослав Ольгович из Рыльска и пришедшие на помощь к ним из Чернигова. И вошли в землю половцев... Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон.
И подошло к ним войско все, бесчисленное множество... И лютая была битва. сменили половцы коней своих, ау наших кони занемогли, и были побеждены наши гневом божьим…
Занятие 2
ТЕМА: «Кто я? Откуда пришёл? Что вижу я? И куда пойду? Гавриил Иванович Добрынин (1752 -1824)
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством брянского писателя 18 века
Теоретический материал к занятию
Два столетия отделяет нас от начала работы Добрынина над своими мемуарами1, но написанные художественно и с неподдельным юмором они и в наше время читаются с интересом.
Записки Добрынина помогут читателю открыть для" себя XVIII век на Брянщине, познакомят с человеком, который, проживая в "пятистах верстах от Москвы", стал одним из образованнейших людей своего времени.
Постоянные раздумья Добрынина о себе, о жизни, о мире позволили ему, разночинцу, поповичу, подняться до понимания ценности своей личности.
Проблема личности, ярко выраженной в человеке индивидуальности, неповторимости, стоит перед каждым вступающим в жизнь. "Не всякий человек, - писал В.Г. Белинский, - есть личность, но многие люди, по своей безличности, походят на плохо оттиснутую гравюру (оттиск рисунка), в которой, как ни бейся, не отличишь дерево от копны сена, лошади от дома, а деревянного чурбана от человека"2.
Изучение мемуаров Добрынина поможет вам сделать вывод, что нужно для того, чтобы стать личностью, чтобы раскрыть тот Дар, который вы получили от Природы,
Гавриил Иванович Добрынин родился в семье священника села Радогож Орловской губернии - ныне Радогож Брянской области.
Лишившись рано отца, он до четырнадцатилетнего возраста живет у деда-монаха: мать ушла в монастырь. Дед и научит внука читать и писать. "Народных училищ, - сообщает Добрынин в мемуарах, - тогда не было в России; из семинарий самая близкая в пятистах верстах, то есть в Москве... А университеты и гимназии не для нас".
Одиннадцать лет он будет в штате3 архиерейского4 дома в Севске -певчий, келейник (служка), секретарь архиерея.
В 1777 году - ему было уже двадцать пять лет - вместе с товарищем он уходит из родных мест, чтобы начать светскую службу. "Мы не знали, - пишет ohs - куда едем, но знали, от чего бежим и чего хотим". Вся дальнейшая его жизнь связана с Белоруссией, которая в начале 1770-х годов присоединилась к России. Чиновничью карьеру он начнет канцеляристом5 и закончит прокурором в чине коллежского советника6.
Однако обессмертит себя Добрынин "Истинным повествованием", над которым он работал с 1787 по 1823 год.
Напечатаны мемуары Добрынина были в 1871 году в журнале "Русская старина", и в этом же году они вышли отдельной книгой. К сожалению, изданные небольшим тиражом - семьсот экземпляров - они стали библиографической редкостью и не известны массовому читателю.
Отрывки из "Истинного повествования" печатаются по первому изданию.
"ИСТИННОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ, ИЛИ ЖИЗНЬ ГАВРИИЛА ДОБРЫНИНА, ИМ САМИМ ПИСАННАЯ
(отдельные главы)
Предуведомление
Нет, думаю, ни одного человека из могущих мыслить, которому бы не приходила когда-нибудь мысль: кто я? где я? откуда я пришел? что вижу я ? и куда пойду? и подобные сему задачи. Но все мыслящие так и желающие постигнуть и разрешить сию сокрытую от смертных тайну остаются по-прежнему в глубоком о ней неведении.
После сего осталось ли мне место писать на тот конец, чтобы другие читали? Намерение мое состоит в том, чтобы писать сущую правду для собственного в настоящее и будущее время приведения на память прошедших моих лет и приключений; писать так, как пишутся дневные (дневниковые) записки. Следовательно, писать небылицы или выдумки было бы то же самое, что обманывать самого себя.
Время от рождения моего до смерти отца моего, заключающее в себе пять лет
В бездне безначального и бесконечного времени, перед рассветом -уже был 20-й день марта 1752 года по старому греко-российскому счислению -, когда природа по непременному своему закону. ... терзала утробу моей матери и наградила ее таким во мне подарком, которого цена известна одним только матерям. Это значит: я родился. Все мои предки, коих глубокое начало покрыто неизвестностью - может быть, потому что они не охотники были писать собственных историй - , посвящаемы были на службу алтарю Господню1. В сем священном звании нашел я в мире двух моих дедов и отца, из коих дед мой по отцу жительствовал от Москвы в расстоянии пятисот верст Севского уезда в селе Радогож и родился, а дед по матери того же уезда в селе Неваре.
В 1756 году радогожский мой дед уехал в Москву для докончания
тяжебного дела с соперниками своими, а в 1757 году апреля 12 умер отец
мой. Мать моя столько о нем сокрушалась, сколько недоброхоты нашего
семейства радовались, потому что зло во все состояния вмешивается. А
дед, известясь в Москве о потере сына, впал в горячку и едва за ним не
последовал, и, хотя мой отец был в таком состоянии, что не мог дать сы-
ну своему лучшего счастия, нежели сам имел, однако ж то неоспоримо,
что я остался сиротою, а мать моя вдовою, да сверх того получил я в на-
следство шестой год от рождения и чувствительное сердце не по мере лет-
Я и теперь - сие пищу 1787, апреля 19, следовательно, мне теперь трид-
цать пять лет от роду - еще не забыл, как в одну пору в печальном раз
мышлении уединился в сарай и начал на свободе плакать... Мать, не видя
сына дольше обыкновенного, по многим,поискам нашед меня в сем по-
ложении, спросила о причине плача; я ответствовал: "Мне скучно, что
отец мой умер!" Она, схватив меня на руки, отвечала на это горькими
слезами. Потом стала меня утешать обещанием, что мы поедем к.деду не-
варскому, то есть к отцу ее. что и в самом деле исполнила.
Действие судьбы
По возвращении нашем из Столбова домой объявил деду моем; управляющий вотчиною графа Чернышева коллежский секретарь повеление севского архиерея Тихона Якубовского... чтобы дед представил меня к нему, поелику (поскольку) он от многих уже обо мне извещен, что я, по общему гласу и мнению, должен принадлежать к штату архиерейскому.
Такая весть тешила мое честолюбие, ибо в чувствительных честолюбие открывается очень рано. Я мечтал, не знаю почему, что мне надлежит быть при архиерее не последним лицом.
Но дивиться надобно силе привычки! Я желал быть при доме архиерейском, предузнавал или предчувствовал будущую пользу и не хотел расставаться с настоящею жизнию, с которою, расставаясь, грустил и плакал сильно, что должен быть под правилами или наукою, которые мне еще неизвестны и которые стесняют природу.
[Архиерею] мы благоговейно поклонились в ноги, а он тихим голосом сказал: "А! Это тот мальчик, о котором говорили мне многие, для чего ты давно его ко мне не привез? Я его назначил в певчие". Имя певчего поразило меня, как громом; мрак покрыл чело мое, как грозовая туча, и слезы покатились дождем. Архиерей, приметя во мне сырую погоду с метелицею, подозвал меня к себе поближе, спросил о причине плача; мой ответ был, что я ноте не учился, смалчивая плутовато о монахе Онуфрии, почему и певчим быть не гожусь, а мне бы хотелось быть,- продолжал я чистосердечно, - в консистории при пере. Тогда архиерей приказал мне на столике, стоявшем по правую его руку, написать на чистой бумаге. "Ты пишешь не худо, - сказал мне преосвященный. - Надобно теперь научиться тому, чего мы не знаем. У меня и секретарь знает ноту, и сам я по ноте петь умею; ты, обучившись партесу ноте {многоголосое пение) можешь со временем также быть. - примолвил он с улыбкою, - консисторским у меня секретарем".
На другой день последовала резолюция: "Регенту, преподобному отцу Палладию обучать подателя прошения партесу, имея его в особенном своем надзирании и попечении".
В сем архиерейском доме прожил я одиннадцать лет и один с половиною месяц.
Архиерейское "рукоположение"
Как искра в пепле, так злобная зависть б моих неприятелях тлела. Уже мой владыка, начинен будучи дурным обо мне мнением, начал громогласно гласить, что "он до меня давно добирается".
Во время оно (некогда, когда-то), когда его преосвященство священнодействовал и шествовал от престола к своей кафедре (кресло), на которой должен он был сесть и выслушивать читаемые мною благодарственные молитвы за то, что он удостоился приобщиться святых тайн, то вместо всего этого схватил он меня за волосы обеими руками весьма плотно и впился в них, как клещ в тело. Мужчина он был большой, сухощавый и сильный... Во всем пространном алтаре не осталось места ни на вершок, с которого бы мы не подняли пыли. Сослужащие и причетники рассеялись по разным местам алтаря... ожидая с благоговением, со страхом и трепетом окончания святительского на мне рукоположения. Кадм10 дракона не убивал с таким мужеством, волк ягнца (ягненка) не терзал с такой жадностью... и даже самый Дух праотцу Иакову11 не ломал ляцвии (бедра) столь безжалостно, как сей пастырь меня по алтарю Господню потаскивал. Он до тех пор меня из рук не выпустил, пока не осталось в них все то, что оными захватываемо было, кроме самой головы и шеи, по которым досталось только несколько кулачных совков и оплеух под пением концерта...
Наконец, гнев утолился, разъяренный иерарх утрудился, настала тишина, открыта моя вина. Какая вина? Вина та, что перед кафедрою не было орлеца (орлец - коврик с вышитым изображением орла).
Пришед я в мою горницу, пустился в глубокое малодушие. Предался самой горькой печали не меньше побоев , как от стыда , не рассуждая, что сей стыд разделял со мною сам архиерей.
Вопросы и задания
- Осмыслите ваши впечатления от прочитанного: что запомнилось? что тронуло? что потрясло? что оставило равнодушным?
- Выберите из текста все сведения о круге чтения Добрынина. Запишите упоминаемые им имена и произведения отечественных и зарубежных писателей, историков, философов, ученых. С кем он полемизирует? Его любимые авторы?
В полном тексте мемуаров Добрынин называет еще Апполона, Аристотеля, Гиппократа, Гомера, Г.Р. Державина. Дон Кихота, Диогена, Евклида, А.Е. Измайлова, Колумба. Георгия Конисского. М.В. Ломоносова, Ньютона, Пилата, Соломона, Телемака, Цезаря, М.М. Щербатова и др. Все ли эти имена вам знакомы?
Какой вывод об образованности Добрынина можно сделать на основании собранного вами материала? (Не забывайте: большинство своих знаний он приобрел самообразованием).
Добрынин мог узнавать стихи Сумарокова и без подписи, "хотя их еще и не читывал". Сможете ли вы отличить стихотворения Пушкина от стихотворений Лермонтова, если они не подписаны?
Проследите трудный путь Добрынина к осознанию ценности своей личности: влияние деда, архиерея Тихона Якубовского, положительное и отрицательное влияние Флиоринского, значение поездок вместе с архиереем по епархии, бесед с капитаном Лихаревым, роль отечественных и зарубежный писателей, историков, философов.
- Покажите, используя текст, что Добрынин очень остро переживает несчасгья: он испытывает то, что называется словом "страдание" - физическую и нравственную боль, муку.
Что, по мнению Добрынина, трагичнее в жизни: страдать, мучиться и мыслить или быть равнодушным и серьезно ни о чем не задумываться? Знаете ли вы, кому принадлежит выражение: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"?
- Проанализируйте эпизоды, в которых наиболее ярко раскрыты "сражающиеся между собой внутренние движения" мемуариста.
- В каких событиях, на ваш взгляд, раскрываются лучшие качества души Добрынина?
- Какие "родимые пятна" оставила на Добрынине окружающая его среда? Оценивая "грехи" Добрынина, имейте в виду, что в то время взятки, по словам многих его современников, брали все и не видели в этом ничего предосудительного. Почему в Добрынине побеждает духовное, а не материальное?
- Как вы понимаете странные заключительные строки мемуаров? Какое трагическое чувство выражено в этом "заключении"?
- Отталкиваясь от мемуаров Добрынина, попытайтесь сделать вы
вод: что оказывает первостепенное влияние на формирование человека
как личности?
10. Согласны ли вы с утверждением Добрынина: "Сомнение - пер
вый шаг к премудрости"? Не знаете ли вы, кто свой любимый девиз вы
разил словами "Подвергай все сомнению"?
П. Осмыслите широту изображения русского общества XVIII века в мемуарах Добрынина, Охарактеризуйте наиболее яркий, на ваш взгляд, образ духовного лица, чиновника, помещика.
. 12. Используя текст мемуаров, покажите, что Добрынину доступно понимание сложности и противоречивости человеческого характера, что у него нет схематичных изображений персонажей.
- На одном-двух эпизодах раскройте мастерство Добрынина, его
умение нарисовать картину, изображая обыденное жизненное явление. - Осмыслите своеобразие "Истинного повествования".
Используя текст, покажите неподдельный юмор Добрынина. Обратите внимание на то; что автор ироничен и при описании своих несчастий.
Добрынин часто думает и пишет афористично: "Справедливость без денег спит", "Люди, которые заражают себя и атмосферу". Приведите еще примеры его образных выражений.
Смысл заглавия мемуаров? Покажите, что исповедь Добрынина отличается предельной искренностью. В каких эпизодах он рисует себя в унизительном и непривлекательном виде?
ЗАНЯТИЕ 3
тема: «Чем каждЫЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ОБЩЕСТВУ И ОБЩЕСТВО - ЧЕЛОВЕКУ?"
ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВИЧ ВИНСКИЙ (1752-1818)
К лучшим мемуарам XVIII века принадлежит и "Мое время"Винского. По словам их издателя П.Е. Щеголева, они "донесли до нас со всею тонкостью аромат бытовой жизни того времени".
Своими записками Винский утверждает право человека иметь свое время в истории. Он показывает, что и тому, кто оказался, говоря его словами, "виновен перед людьми и перед собой", не закрыт путь к возрождению, к жизни, достойной человека. Но путь этот долог, труден и возможен при условии, если в юных летах в сердце посеяны семена добра. если встретишь умных и добрых людей.
Григорий Степанович Винский родился в Почепе в дворянской семье. Четырех лет он лишился отца и воспитывался в доме отчима в Баклани, недалеко от Почепа.
Грамоте его сначала учил дьяк, потом домашние учителя. Пять лет Винский учился в Киевской духовной академии и получил хорошие знания по грамматике, поэтике, красноречию, философии и языкам. На латинском и польском он мог говорить и писать как на своем родном.
Но в 1770 году его определили на военную службу в Измайловский полк; и он почувствовал себя "несчастнейшим творением". Под влиянием окружения стал вести "буйную жизнь". За намерение получить да банка две тысячи рублей, не имея для заклада нужного числа крепостных, в 1778 году Винский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. По вынесенному без суда приговору он был "лишен чинов и дворянства" и сослан "вечно на житье" в Оренбург.
В ссылку за ним отправилась и его молодая жена, Элеонора Карловна. Знание французского языка доставило ему место домашнего учителя. Начинается его нравственное возрождение. Вольтер "заохотил" его читать и рассуждать. Писателям он обязан "благодарностию вечною" за возвращение на путь "чистой нравственности". Многое сделали для его возрождения умные и добрые люди, которых он встретил в ссылке.
Свои мемуары Винский начинает писать в 1814 году.
Отдельное издание мемуаров Винского было подготовлено П.Е. Щеголевым в 1914 году - Мое время. Записки Г.С. Винского.
Отрывки из них приводятся по этому изданию.
МОЕ ВРЕМЯ
Введение
Я знаю самого себя лучше всего; так вот мой предмет: МОЕ ВРЕМЯ. Заглавие, однако, принадлежит венценосному сочинителю1... (Он) жил, имел свое время; я живу, имею мое; так. каждому свое. Я хочу писать мою жизнь и какие мне памятны важнейшие, случившиеся в течение оной происшествия. Да не подумает кто-либо, что сим маловажным занятием я хочу втиснуться (проникнуть) в лик (сонм, большая группа) творцов сочинений? Нет, нет! Я знаю, какие потребны дарования, сведения, знания, учения, витийство писателям,.. Я намериваюсь писать о себе, для себя, для своих; следовательно, я буду писать, как умею. Слог мой, подобно деяниям, будет прост, но правдив, в чем призываю на помощь мою богиню, Истину.
Мое рождение
Родился я в малороссийском городке Почепе от родителей, ежели не знаменитейших и богатейших, то от самых здоровых и молодых. "Важное преимущество!" - говорит надувшись граф. - "Гораздо важнее, ваше сиятельство, нежели вы изволите понимать".
Отец мой Степан Акимович Винский. юноша двадцати одного года, женился по взаимной сердечной склонности на матери моей, шестнадцатилетней отроковице (молодой девушке). Марфе Артемовне Пискаревской, и их счастливый союз Бог на десятом месяце благословил мною. "Что ж тут особого?" -возражает сенатор. - "Особое, граф, извольте выслушать. Родиться первенцем от неискусобрачных (не бывших до этого в браке), молодых, здоровых родителей; быть вздоену (вскормлену) матернею грудью - значит, получить с жизнью чистую кровь, здоровые соки, что все вместе доставляет человеку крепкое тело и мужественную душу, такие преимущества, которые одни делают людей истинно благородными и счастливыми".
Переселение из отеческого дома
Мать моя, приживши еще сына Осипа, на двадцатом году жизни овдовела и, обижаема будучи по имению нашими родными тетками, а может быть, и по иным видам, вторично поступила в замужество за Михаила Васильевича Губчица, в семью довольно знатную и достаточную; начала жить в имении своего второго мужа, куда и нас переселила.
Академия
Киевская академия, по назначению своему для духовенства, пеклась) наиболее образовать людей в сие звание. Посему науки, преподаваемые я ней; были: грамматика, пиитика (искусство поэзии), риторика (наука] красноречия), философия, богословие и языки латинский как основание,! польский как истолковательный, 1реческий и еврейский как нужные для] разумения церковных писателей; немецкому и французскому хотя также] обучали, но весьма недостаточно; прочие же науки там были совершенно! не известны... Если бы добрый человек не показал мне первых правил] арифметики, я бы принужден был считать по пальцам.
Пансион3
В половине 1768 года я оставил Киев и, прибывши домой, тою же осенью помещен был для французского языка в новозаведенный в Стародубе г. Карповичем пансион.
Перейти из публичного училища в частное значит быть понижену в своих собственных очах, но я, по пристрастии к французскому языку, сим не затруднился. Лета мои. знание латинского языка и правил грамматических произвели в учителе уважение ко мне, так что он, снисходя на мою просьбу, прошел для меня синтаксис. Сие одно нужно было, и я через девять месяцев оставил пансион. Сим на шестнадцатом году моей жизни| школьное мое учение совершенно закончилось.
Истину я узнал поздно
Рассматривая беспристрастно время моей юности, открывается, что оно протекло для меня весьма невыгодно. От всего моего многолетнего учения приобрел я знание латинского языка и небольшое умение писать, существенные и необходимейшие для моего благоденствия (благополучия) знания, как святая нравственность и состав людских обществ, или яснее: чем каждый человек обязан обществу и общество - человеку, - до того мне были неизвестны, что я их и в числе наук до сороку лет моей жизни не считал.
Низринутый в бездну злополучий, свиделся и познакомился я нравственностию, полюбил ее от всего сердца, прилепился к ней всей душою, но как можно было то исправить, что в продолжение сорока лет портилось? Из многих собственных опытов знаю, как трудно, ежели совершенно невозможно, быть добрым, когда в юных летах на обсеменено сердце добрым.
Правление Екатерины П
Екатерина расстроением (разрушением) Польши, победами над турками и отторжением от них Крыма довольно удачно вздумала народ свой занять, ослепить и Европе бросить несколько в глаза пыли блистательными торжествами и премудрыми, ежели не" законами, то учреждениями.
Мелодрама открылась наряднейшим императрицы выездом в Москву... Сие очаровательное явление [торжественные врата, военная музыка, колокольный звон и пушечная пальба], не взирая на лютую зиму, было бесподобно.
В марте месяце государыня при торжесгвенном заседании в Сенате пожаловала народу сорок семь милостей. Сии милости, по суждению некоторых крутых голов, не стоили ни одной дельной. Губернии названы наместничествами, губернаторы правителями, воеводы городничими...
Учреждение совестного суда, с важным преимуществом решать дела без переносу, в решениях придерживаться более совести, нежели закона, заставили во всей Европе пропеть и вострубить Екатеринину мудрость. Но мы, россияне, скоро узнали, что они были одна кукольная игра.
Буйная почепская жизнь
[В 1776 году Винский возвращается в Почеп.
Мать моя для выкупа меня из магистрата принуждена была не только все скопленное издержать, но многое продать или заложить. Другой на моем месте старался бы сие исправить, но моя буйная голова придумала со всеми ссориться, бороться... Часто пьяные, не воспрещаемые ни в каких шалостях [Винский с компанией] стали страшны всему городу.
Я сам себе удивляюсь, когда подумаю, как мог я тогда сделаться столько жестокосердым. По природе моей не только бить самому, но и видеть наказания было всегда и есть теперь тягчайшее для моей души.
Буйная моя почепская жизнь истощила окончательно все средства к моему существованию. Дом, мельница и вся худоба (вещи, хозяйство, скот) перешли к другим. Я решился ехать в Санкт-Петербург. Бедная мать моя, терпевшая много от моих беспутств, согласилась на мое бедственное предприятие, поверив моим лживым обещаниям, что я еду точно для определения себя в службу.
Занятие 4-5
Тема: «Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовется…»
Экскурсия в Овстуг.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева.
Отец и мать
Мать поэта, Екатерина Львовна, играла ведущую роль в семье. Она родилась 16 октября 1776 г. Её отцом был Лев Васильевич Толстой – потомок в 17 колене легендарного литовского выходца Индриса, жившего в XIV веке. Фёдор Иванович был дальним родственником Льва Николаевича и Алексея Константиновича Толстых. Первый биограф Ф. И. Тютчева, его зять Иван Аксаков характеризует Екатерину Львовну как «женщину замечательного ума, с фантазией, развитой до болезненности. Екатерина Львовна отличалась консерватизмом взглядов, присущим многим московским дворянам, а её сыновья, Николай и Фёдор, даже во взрослом возрасте, казались ей большими либералами.
Несмотря на постоянные опасения за свою жизнь и здоровье, Екатерина Львовна дожила до преклонных лет: скончалась она в мае 1866 г., несколько месяцев не дожив до 90 лет. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
О годе рождения отца Фёдора Ивановича нет точных данных. По словам Аксакова, Иван Николаевич отличался необыкновенным благодушием, мягкостью, редкой чистотой нравов и пользовался всеобщим уважением. Получил образование в Петербурге, в Греческом корпусе. Иван Николаевич дослужился до гвардии поручика на 22 году жизни женился на Екатерине Львовне Толстой. Он спокойно прожил всю жизнь, заполненную семейными и хозяйственными заботами, умер весной 1846 года. Иван Николаевич был первым из Тютчевых, похороненных в Овстуге.
«Где мыслил я и чувствовал впервые…»
На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из тысяч сёл и деревень, входящих в состав Российской империи. Здесь в родовом гнезде, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 23 ноября 1803 года роился сын Фёдор.
До 1812 г. Тютчевы не раз на лето приезжали в Овстуг, а зиму проводили в Москве.
С четырехлетнего возраста к Феденьке был приставлен воспитатель – Николай Афанасьевич Хлопов.
Он прослужил в этом качестве почти 20 лет, и Фёдор Иванович был привязан к нему как к одному из самых родных и близких людей.
Зимой 1813 года в доме появляется первый учитель Феденьки – двадцатилетний Семён Егорович Раич. Он говорил: «Из дома Н.Н. Шереметьевой я поступил в дом И.Н. Тютчева, родного её брата: здесь Провидению было угодно вверить моему руководству Ф.И.Тютчева, поступившего в десятый год жизни».За несколько месяцев обучения Раичем Тютчев мог многое усвоить и сочинять свои первые стихи.
Много лет Ф.И.Тютчев провёл за границей, но, пребывая в Мюнхене или в Турине, Федор Иванович не раз вспоминал об Овстуге. В его написанных по-французски письмах из-за границы слово «Овстуг» пишется всегда по-русски. Это доказывает его отеческую любовь к родному краю.
Пребывание в Овстуге в 1849 г. было самым продолжительным. Родная земля напоила поэта новыми силами, возродила в его душе поэзию и любовь.
С весны по осень 1851 г. семья Тютчева опять находится в Овстуге. Душа Фёдора Ивановича стремится к близким, но Петербург и страсть к Денисьевой удерживают его.
1852 год можно назвать овстугским годом в жизни Тютчева: он пробыл здесь с семьёй с 27 мая до конца июня. В последний день старого года под впечатлением чудесной картины деревьев, покрытых инеем, Фёдор Иванович пишет одно из немногих своих зимних стихотворений: «Чародейкою зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Подвиг любви
Из всех членов семьи Тютчевых особое отношение к Овстугу имеет его четвёртая дочь Мария. Это был первый ребёнок Тютчева и его второй жены Эрнестины Фёдоровны. Маленькая Мария была общей любимицей семьи. Образование Марии было домашним.
Безмятежное пребывание в Овстуге Мария Фёдоровна прерывала с сожалением.
Большие изменения в жизнь Марии Фёдоровны внесло знакомство с героем Крымской войны, капитаном первого ранга, флигель-адъютантом императорской свиты Николаем Александровичем Бирелёвым. Увлечение Марии Фёдоровны этим человеком было искренним. В тоже время она знала о последствиях контузии, проявившихся в приступах эпилепсии.
В отношении брака Марии с Бирилевым мнения в семье Тютчевых разделились. Фёдор Иванович и Эрнестина Фёдоровна были против. В итоге Эрнестина и Фёдор Иванович согласились на брак «в немой ярости».
Здоровье Марии Фёдоровны было подорвано заботами о муже и общественными делами. У неё обостряется туберкулёз. Лечение у Боткина и на липецких водах в курортном баварском городке Рейхенгалле не дают эффекта. 2 июня 1872 г. Мария Фёдоровна скончалась а Рейхенгалле. Её смерть ускорила кончину Фёдора Ивановича.
Эрнестина Федоровна в Овстуге
С 1850 года частой обитательницей и настоящей хозяйкой Овстуга становится вторая жена Тютчева, Эрнестина Фёдоровна, урождённая баронесса Пфеффель. Зиму Эрнестина Фёдоровна проводит в Овстуге. 14 мая Эрнестина вернулась в Петербург. Сразу же по приезде она заявила, что лето проведёт в Овстуге. Это было вызвано не только экономическими интересами, но и отношениями мужа с Е.А. Денисьевой.
Последние годы её пребывания в Овстуг был заняты тем, как получить деньги. Заботы Эрнестины , казалось, весьма далеки от поэзии, но нужно было содержать семью. Только после смерти Фёдора Ивановича она покидает Овстуг и поселятся в Муранове...
Остаток своих дней она посвятила служению памяти супруга: при участии Аполлона Майкова подготовила издание стихов в 1886 году и собирала материалы для нового издания. Наконец, в 1894 г. она воссоединилась со своим мужем, сыном и дочерью на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.
Жизненный путь Ф. И. Тютчева
Иван Фёдорович родился 30 мая 1846 г. и был наречён по русскому обычаю именем дедушки – Иваном. Воспитанием Ивана, как и других своих детей, занималась Эрнестина Фёдоровна. В детские годы вместе с матерью, братом Дмитрием и сестрой Марией маленький Ваня неоднократно проводил летнее время в Овстуге. В овстугском доме у каждого из детей была отдельная комната.
В 1864 году, к вящей радости отца и матери, Иван успешно сдал экзамены в третий класс императорского училища правоведения в Петербурге. 2 июня, как бы в поощрение за успехи в учёбе, он отправил Ваню в путешествие по Европе. В 1867 году Иван Фёдорович закончил училище правоведения и был удостоен чина титулярного советника.
Память жива
О Тютчеве в Овстуге помнили всегда. Одним из хранителей памяти о великом поэте был молодой учитель, уроженец этих мест Владимир Данилович Гамолин. По его инициативе и при непосредственном участии в одной из классных комнат школы, построенной Марией Фёдоровной Бирилёвой, был открыт в 1957 году первый музей поэта, а в 1970 году уже всё здание школы было передано под музей.
В 1961 году по предложению Гамолина к 175-летнему юбилею поэта в Тютчевском парке был установлен бронзовый памятник. В 1985 году было завершено восстановление усадебного дома Тютчевых, в котором открыт литературно-мемориальный музей.
Вопреки разрушающему ходу времени наши современники не удаляются, а приближаются к Тютчеву, и не только через его стихи, но и через живое соприкосновение с его реликвиями и природой родных мест, взрастившей великого поэта.
Занятие 6-7
Тема: В гостях у Козьмы Пруткова
Цель: знакомство с жизнью и творчеством А. К. Толстого
С картины Карла Брюллова на нас смотрит красивый безмятежный юноша с нежным цветом лица и стройной атлетической фигурой. Большинство современников вспоминали молодого А. К. Толстого именно таким: «...Красивый молодой человек с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку. Нежность и деликатность настолько проникали его фигуру, что он похож был на красную девицу» (В. А. Инсаров).
Но «красная девица» перебрасывает двухпудовую гирю через одноэтажный дом, пальцем вгоняет гвоздь в стену, легко разгибает подкову и узлом завязывает кочергу...
Фамильная галерея
Род Толстых (по отцовской линии) ведет свое начало от полулегендарного литовца Индроса, появившегося в России при Иване III и получившего прозвище «Толстый», которое стало фамилией.
Прежде чем начать разговор о матери Толстого, Анне Алексеевне Перовской, необходимо вновь бросить взгляд на историю. Императрица Елизавета Петровна, очарованная красотой и голосом певчего Алексея Розума, делает его своим фаворитом и тайно венчается с ним. Так возникает дворянский род Разумовских, брат Алексея - Кирилл - становится гетманом Украины и президентом Российской Академии наук, его сын Алексей Кириллович – сенатором при Екатерине II и министром народного просвещения при Александре I. Его незаконнорожденные дети, среди которых и Анна Алексеевна, получают дворянское достоинство и фамилию Перовские (по названию подмосковного имения).
Жизненный путь А. К. Толстого
Линии Толстых и Перовских пересеклись 24 августа 1817 года, когда в Петербурге появился на свет Алексей Константинович. Константин Петрович, служащий Ассигнационного банка, был мягким и добрым человеком, Анна Алексеевна же – наоборот, унаследовала от отца жесткий характер и не терпела компромиссов.
Детство Толстого прошло среди живописной природы Малороссии, позднее вдохновившей его на множество замечательных стихотворений.
Главный воспитатель маленького Толстого -дядя Алексей Перовский. Он приобщил Толстого к мировой культуре, приохотил к чтению, был первым слушателем, редактором и цензором детских опытов Алеши в стихах. Своему любимому племяннику Погорельский посвятил нравоучительную фантастическую повесть «Черная курица, или Подземные жители». Широко известный в писательских кругах, он в какой-то степени подготовил и облегчил путь Толстого в литературу, показывал его произведения Жуковскому, но до первой публикации своего воспитанника не дожил (умер в 1836 году).
Писать Толстой начал рано, по собственным воспоминаниям, с шести лет. Правда, еще раньше он начал читать и мечтать – и это отразилось в его первых стихотворных опытах.
Литературный дебют писателя состоялся в мае 1841 года, когда в Петербурге отдельным изданием вышла его фантастическая повесть «Упырь». Псевдоним Толстой выбрал по названию родного села, подписавшись Краснорогский.
Каким же предстает перед читателями автор «Упыря»? В. Г. Белинский, к примеру, увидел его талантливым молодым человеком, пылкая фантазия которого «еще не успела умериться опытом жизни». Однако невероятные фантастические события, описанные в повести, не только удивляют, но и заставляют задуматься о таинственных законах мироздания. Ничего на земле не проходит бесследно, за каждый поступок, слово, мысль человек должен нести ответственность. По сути, перед нами не пустой фантазер, а глубокий мистик, уверенный в нравственной закономерности любого чуда. Именно этот человек впоследствии напишет драматическую поэму «Дон Жуан» (1862 год).
Природа для поэта – источник почти неуловимых душевных движений, просветлений, открытий.
В толстовской лирике создана философия любви. Она делает человека Человеком, открывая лучшее, что есть в его душе.
Кстати сказать, А. К. Толстой – пожалуй, самый музыкальный из всех русских поэтов: более ста его произведений стали песнями и романсами. В балладе «Алеша Попович» (1871 год) проникновенно показано чудесное воссоединение поэтического слова и музыки.
Толстой - патриот своей дальней отчизны. К нему приходят вечные образы, «неземные рыдания», «невидимые формы». Он не творит их, а лишь попытается воссоздать. В своей лучшей поэме « Иоанн Дамаскин» (1858 г.) Алексей Константинович рисует образ истинного художника – певца, призвание которого несовместимо с «богатством, силой, славой, честью».
Козьма Прутков
Возвышенный лирик сменяется блестящим юмористом. О юношеских проделках Алексея Константиновича и его двоюродных братьев Жемчужниковых по Петербургу ходили легенды. К примеру, такая: один из шутников, переодевшись во флигель-адъютантский мундир, объехал ночью всех главных петербургских архитекторов с известием, что провалился Исаакиевский собор и рано утром им всем надлежит явиться к императору.
Так рождается самая знаменитая литературная мистификация XIX столетия – Козьма Прутков. А. К. Толстой и братья В. М. и А. М. Жемчужниковы постарались максимально отделить от себя собственное творение, наделить его самостоятельным характером, даже придумали биографию и родословную своему герою.
Личная жизнь
Личная жизнь А. К. Толстого полна внутреннего драматизма, который добавляет к портрету новые черты.
В 1836 году его любовь к княжне Елене Мещерской вызывает ревнивое недовольство матери; как послушный сын, он совершает свой выбор и подчиняется воле Анне Алексеевне, которая срочно определяет сына в русскую миссию при германском сейме, действуя по принципу «с глаз долой – из сердца вон».
Позднее у нее появится более грозная соперница.
С Софьей Андреевной Миллер Толстой встретился «средь шумного бала, случайно» в январе 1851 года. Встретились они навсегда: незаурядная женщина пленила графа своим обаятельным умом, широкой образованностью, тонким чувством прекрасного. Отныне ей посвящены все помыслы Толстого, его душа, страсть и любовная лирика.
Но Софья Андреевна замужем. Ее муж, полковник-кавалергард Л. Ф. Миллер, с которым она давно не живет, не дает развода. Естественно, и мать Толстого против такого увлечения, тем более брака. Алексею Константиновичу тяжело, ведь ему нужно выбирать между самыми дорогими ему людьми, и выбора он так и не сделает. Смерть матери освобождает Толстого от нравственных мучений, а согласие Л. Ф. Миллера на развод – от церковных препятствий. Влюбленные венчаются 3 апреля 1863 года в православной церкви Дрездена: Алексей Константинович и Софья Андреевна ждали друг друга 12 лет.
Очень сложно составить определенное мнение о личности графини С. Т. Толстой и о ее влиянии на судьбу мужа. Некоторые видят в ней музу и преданного друга Алексея Константиновича, другие же подчеркивают в ней черты мучительницы и злого гения поэта. Как бы то ни было, Софья Андреевна до конца жизни оставалась для своего мужа не только объектом вдохновения, но и самым авторитетным критиком.
Последние годы жизни поэта
Дар-это всегда ответственность, за него рано или поздно приходится расплачиваться. Особенно остро почувствовал это Алексей Константинович к концу жизни, когда пошатнулось его богатырское здоровье. Мучительные невралгические боли, долгое и безуспешное лечение за границей добавляют в автопортрет Толстого страдальческие черты. Жизнь его превращается в борьбу с болью, смерть кажется избавлением... И хоть Господь не дает выбора – где родиться, каждый человек волен решать – где умирать. А. К. Толстой умер в России, в своем любимом имении Красный Рог. Бессмертие началось 28 сентября 1875 года.
Толстой всегда уверен в себе – и это главное. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатства своей души, а его лира органически неспособна издавать фальшивые звуки – слишком верный камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше. Полезно, не правда ли?
А. В. Федоров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса
Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его основная цель познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...
Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"
Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...
Авторская программа элективного курса «Аранжировка цветов в дизайне интерьера» для учащихся 9 класса
Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по аранжировке цветов в дизайне интерьера....
Элективный курс "Мой отчий край - долина Баргузина!" для учащихся 10 - 11 классов
Индивидуальная программа представляет собой элективный курс «Мой отчий край – долина Баргузина!» и предназначена для учащихся 10 – 11 классов средних общеобразовательных шк...
Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...
Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов: «Виды и жанры сочинений на литературную тему».
Элективный курс по русскому языку составлен на основе программы среднего (общего) образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004...
Программа элективного курса «Практикум по научно- техническому переводу» для учащихся 10-11 класса или студентов 1 курса информационно-технологического профиля.
Данный элективный курс составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования, Федерального базисного учебного плана общеобразовательного учрежднен...