Урок русского языка в 9 классе_Изложение с творческим заданием
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе Тема: Изложение с творческим заданием (урок с использованием технологий РКМЧП)
На данном уроке учащиеся работают в группах. Текст для изложения взята сказка «Полуправда».
Проводится работа над заголовком, составлением плана, выписываем ключевые слова, повторяем приемы сжатия текста.
Цели:
-развивать умение анализировать текст, выделять ключевые слова, составлять план, писать сжатое изложение, включать в изложение элементы сочинения;
-развивать речь учащихся, умение последовательно и логично излагать свои мысли;
-отрабатывать навыки правописания;
-учить работать в группах, быть активными, смелыми, тактичными, целеустремлёнными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_izlozhenie_s_tvorcheskim_zadaniem_.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Изложение с творческим заданием
(урок с использованием технологий РКМЧП)
На данном уроке учащиеся работают в группах. Текст для изложения взята сказка «Полуправда».
Проводится работа над заголовком, составлением плана, выписываем ключевые слова, повторяем приемы сжатия текста.
Цели:
-развивать умение анализировать текст, выделять ключевые слова, составлять план, писать сжатое изложение, включать в изложение элементы сочинения;
-развивать речь учащихся, умение последовательно и логично излагать свои мысли;
-отрабатывать навыки правописания;
-учить работать в группах, быть активными, смелыми, тактичными, целеустремлёнными.
Оборудование: листы А3, маркеры по количеству групп, доска, сборник текстов для изложений в 9 классе (Ф. Кривин «Полуправда»)
^ Класс разделён на три группы (4,4,5). У каждой группы на столе лист А3 и маркер для записи коллективного плана, который будет составляться в течение урока.
Побуждение. (5 мин)
-объявление целей урока, темы, запись в тетрадях;
-перед началом работы предлагаю вспомнить правила работы в группе.
Активно участвовать в работе.
Выслушивать друг друга, не перебивая.
Не высмеивать друг друга.
Быть взаимовежливыми.
Уважать мнение собеседника.
Объективно оценивать себя и других.
-Для написания изложения сегодня я выбрала сказку. Какие ассоциации возникают у вас со словом СКАЗКА? (выслушиваются ответы, составляется кластер).
-Значение слова по толковому словарю. (можно найти в толковом словаре Ожегова или проецировать статью на экран)
СКАЗКА, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.
Осмысление. Направленное слушание.(10 мин)
Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь.
Как вы думаете, за сколько он купил Правду?
^ Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил и — пошёл.
Но легко сказать — пошёл! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал , тот знает, какая она. (Какая Правда? Опишите устно) Большая она, Правда, тяжёлая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесёшь?
^ Тащит Дурак свою правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за неё заплачено.
Посовещайтесь в группе, запишите ключевые слова в тетрадях, озаглавите эту часть текста, запишите маркером на листе (примерно: Купил Дурак Правду)
-предположите, что произошло дальше.
-послушайте следующую часть.
^ Добрался домой еле живой.
Ты где, Дурак, пропадал? - набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак всё, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.
Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как её приспособить в хозяйстве.
^ Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать — некуда Правду деть!
Озаглавите эту часть текста, запишите ключевые слова. (Некуда Правду деть)
Что вы посоветуете Дураку с женой? Как следует поступить с Правдой?
Как вы думаете, как решили поступить Дурак и его жена?
Иди, - говорит жена Дураку, - продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Всё равно от неё толку никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
Правда! Правда! Кому Правду — налетай!
Но никто на него не налетает.
Эй, народ! - кричит Дурак. - Бери Правду — дёшево отдам!
Да нет, - отвечает народ. - Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя Правда, не купленная.
Озаглавите эту часть текста и запишите ключевые слова.(Решил Дурак продать Правду)
-Как вы думаете, почему народ не хочет покупать Правду? Почему она такая непривлекательная?Предположите, чем увенчалась торговля?
^ Но вот к Дураку один Умник подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
-Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?
Немного, совсем немного, - обрадовался Дурак. - Отдам за спасибо!
За спасибо? - стал прикидывать Умник. - Нет, это для меня дороговато.
^ Но тут подоспел ещё один Умник и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
-Озаглавите часть, запишите ключевые слова. (Два Умника)
-Как поступили с Правдой Умники? Предположите, как они станут ею пользоваться.
^ Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.
Идут Умники по базару, и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе такие полуправды мастерить.
^ Режут Умники правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» - можно сказать: «У вас трудный характер».
-эвристическое задание. Предположите, как стали называть такие Умники НАХАЛА, ОБМАНЩИКА, ЛЬСТЕЦА, ВЗЯТОЧНИКА, БАНДИТА, ДУРАКА и тд.
^ Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.
О Дураке скажут: « Человек, по-своему мыслящий».
Вот как режут Правду!
-Озаглавите последнюю часть текста, запишите ключевые слова.(Вот как режут Правду)
-Вернёмся к началу урока, мы говорили о сказке. Конечно, жанр этого произведения — сказка. Но вот автор писатель Ф. Кривин назвал её полусказкой. Почему?
-Как вы понимаете смысл этой полусказки?
-Подберите заглавие к тексту. (в группах)
^ Представление планов группами (листы с планами вывешиваются на доску. Корректировка: сначала группы сами корректируют свои планы, затем других групп. (5 мин)
сегодня мы напишем сжатое изложение с творческим заданием; расскажите о существующих приёмах сжатия текста.
задание: в следующем отрывке из текста использовать один из приёмов сжатия текста: перевод прямой речи в косвенную.
Но вот к Дураку один Умник подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
- Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?
^ Немного, совсем немного! - обрадовался Дурак. - Отдам за спасибо!
За спасибо? - стал прикидывать Умник. - Нет, это для меня дороговато.
(группам раздаются листочки с написанным отрывком или текст проецируется на экран, даётся время на обсуждение, заслушиваются ответы)
-словарная работа: Дурак, Умник, Правда, полуправда.
-задание : написать изложение от имени Дурака (жены Дурака, Умника), заменяя прямую речь косвенной, подобрать заглавие.
-вторичное чтение текста.
Рефлексия: написание изложения, оценки за работу в группах по оценочным листам, итоги.
^ Оценочный лист
|
|
|
^ Оценочный лист
|
|
|
^ Оценочный лист
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение
• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка при помощи тестов и тестовых заданий у учащихся старших классов
Концепция по теме самообразования...
Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"
Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...
разработка урока русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" 11 класс
урок русского языка по теме "Ведение дискуссии на заданную тему" (11 класс) и презентационный материал к уроку...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
Методическая разработка " Фрагмент урока русского языка " Анализ текста. Подготовка к ОГЭ . Задания 9.1, 9.2, 9.3"
Разработка фрагмента занятия по анализу текста в 2 частях. Часть 1...
Методическая разработка " Фрагмент урока русского языка . Анализ текста. Подготовка к ОГЭ . Задания 9.1, 9.2, 9.3"
Разработка фрагмента занятия по анализу текста в 2 частях. Часть 2...