Урок – анализ с элементами исследования .
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок – анализ с элементами исследования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок – анализ с элементами исследования . | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – анализ с элементами исследования .
(работа в группах : 4 группы – по количеству стихотворений).
Тема : Гражданская лирика Н.А. Некрасова . Народные характеры и судьбы в стихотворениях.
Цели :
Образовательная .
1.Продожить изучение творчества Н.А Некрасова , расширить знания о жизни и творчестве поэта .
2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .
3.Уточнить понятия «гражданская лирика», «критический реализм».
4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова
Развивающая.
1.Развитие навыков анализа стихотворного текста , понимания идейного содержания произведения ; навыков работы с различными источниками (художественным текстом , словарями , справочниками , Интернет – источниками).
2.Развитие умения анализировать , сопоставлять , сравнивать , выделять главное , устанавливать причинно – следственные связи; формировать навыки алгоритмизации путем получения знания ( метапредметный аспект; развитие коммуникативных навыков при работе в парах .
I.Сообщение темы урока ( презентация).
II.Постановка целей детьми .
1.Продожить изучение творчества Н.А Некрасова , расширить знания о жизни и творчестве поэта .
2.Показать , как раскрывается тема судьбы народа в стихотворениях , определить авторскую позицию в динамике , отношение поэта к роли народа в своей судьбе .
3.Уточнить понятия «гражданская лирика», «критический реализм».
4. Выявить, в чем состоит «новаторский характер» лирики Н.А. Некрасова.
III.Слово учителя :
1.«Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему .
Но я ему служил – и сердцем я спокоен».
Н.А. Некрасов -один из самых любимых русских народных поэтов. С детских лет и до самой смерти он был искренним другом простого труженика , певцом его жизни , борцом за его счастье .
«Я призван был воспеть твои страдания ,
Терпеньем изумляющий народ»-
так сам поэт определял цель своей жизни и деятельности .
2.Видеопрезентация.
-Просматривая презентацию о жизни и творчестве Н.А. Некрасова , постарайтесь определить,
-какие факты из жизни поэта повлияли на тематику и идейное содержание его произведений .
-опорные слова для рассказа о жизни и творчестве .
3.Ответы на вопросы после презентации .
IV.Учитель : Мы рассмотрим сегодня 4 стихотворения и проследим в них – народные характера и судьбы , определим авторскую позицию , как поэт относится к роли народа в своей судьбе.
Рассмотрим 3 основных вопроса ( на экране)
1.Какие две России изображены в стихотворении ?
2.Как к ним относится автор?
3.Как раскрывается тема народа в стихотворениях, как меняется позиция автора , его отношение к роли народа в своей судьбе ?
На столах у вас ориентировочные вопросы .
V.«Несжатая полоса».(чтение наизусть)
-Какие картины последовательно возникают перед вами?
-Каким показан крестьянин – пахарь ? Зачитайте .
- О чем размышляет автор ? (Протеста нет, но острая боль за беспросветную жизнь )
VI. «На Волге» (отрывок наизусть)
- Перед вами текст стихотворения. Прочитаем его выборочно .
-Как раскрывается тема народа ? Главные персонажи- бурлаки. Найдите их портретную зарисовку.
-Как меняется позиция автора в этом стихотворении ?
(Поставлен вопрос : Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел ?
Ответа нет)
- Новаторский характер лирики? – ( ораторская речь, поэтическое многоголосие, патетическая речь)
-Композиционный приём ? (антитеза).
VII. «Размышления у парадного подъезда».
1.Проблемный вопрос перед чтением
-Почему стихотворение не было напечатано в год его создания ?1858
2.(Рассказ учеников о творческой истории стихотворения ), чтение наизусть.
3-Какие 2 России изображены?
-Каким чувством проникнуто стихотворение ?
-Какие художественные детали помогают определить народные характеры и судьбы ?
-Какими показаны крестьяне ? Зачитать.
-Как показана покорность и забитость крестьян ?
-Определите композиционный прием .
- В каких поэтических деталях выражено сострадание ?
Учитель : «Новаторство- в языке , введение сатиры, ораторская речь, сарказм, ирония. Приведите примеры .Последняя часть звучит трагично, передает тяжесть народного горя , но и отношение Некрасова».
- Как меняется позиция автора ?(Гнев , протест, возмущение домотерпением, покорностью народа).
-Почему стихотворение заканчивается вопросами ?
Учитель : «Стихотворение кончается вопросом , на который нет пока ответа . Но произведение достигло цели : запрещенное цензурой , оно стало известно всей России .
Герцен напечатал в «Колоколе»- сопроводив примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи , но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».
VIII.«Железная дорога».
1.Творческая история .
2.Одно из самых сильных стихотворений о народе , оно отразило широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа .
3.Чтение наизусть .
-В каких строках показано величие народного труда ? Трагизм народной судьбы ?
- Как меняется отношение автора к народу ?
Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу, протяженностью в сотни верст – свидетельство неиссякаемых духовных сил .
4.Концовка «Светлая жизнь» - сатира
Тягостное зрелище – рабское ликование !!!
Поэт восстает против покорности , которая мешает им завоевать свои права .
Сам этот гнев ,выражающий чувства лучших людей России, помогает современникам Некрасова понять , что близится время ,когда мужик разогнет свою спину горбатую и скинет всех, кто уселся на ней .
5.О влиянии на молодое поколение «Железной дороги» (Мнение Плеханова)
Учитель: « Н.А. Некрасов – представитель литературного стиля – критический реализм .Сторонники «чистого искусства» пытались убедить поэта в том ,что поэзия заключается не в реальности , а в «изящности как формы стиха , так и предмета стихотворения».
Но поэт твердо стоял на своем :
«Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русских мужиков , от холода , голода и всяких жестокостей , то мотивы для своих стихов я беру из их среды …».
И он приветствовал будущее революционное изменение в России.
Рать подымается –неисчислимая !
Сила в ней скажется несокрушимая.»
IX. Итоги анализа (критический реализм, новаторство Н.А. Некрасова). Стихотворения Н.А. Некрасова содержат призыв к социальным преобразованиям , к борьбе против всех форм эксплуатации . Любовь к народу порождает ненависть к его угнетателям .
Стихи содержат веру в народ, в его силы, в прекрасное будущее , но поэт видел темноту, забитость , покорность простых людей .
X. Викторина «Узнай стихотворение по иллюстрации»(Презентация)
XI. Работа в группах «Творческая мастерская поэта» (Заполнить таблицу примерами из стихотворений: средства художественной выразительности).
XII. Тест. (работа в парах).
XIII. Итог урока.
XIIIV.Домашнее задание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие с элементами исследования. Уравнение состояния идеального газа.
Урок проводится в 10 классе, после изучения темы основное уравнение МКТ. (рассчитан на профильный уровень)Цели урока:Образовательные. Определить математическую зависимость между тремя макроскопическим...
Урок закрепления с элементами исследования по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
План урока закрепления изученного материала с элементами исследования....
, урок английского языка с элементами исследования в 7 классе, «Английский в фокусе», модуль 7, урок 5 по теме «Culture Corner. The National Sport of England and Russia»
Цели урока: обучающие: научиться писать короткую статью о самом популярном виде спорта,...
урок английского языка с элементами исследования в 6 классе, «Английский в фокусе», модуль 7, урок 5 по теме «Famous firsts»
Цели урока: обучающие: освоить образование и использование во всех видах речевой деятельности форм прошедшего времени (Past Simple), давать и запрашивать информацию биографического характера,...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Проектная работа по теме нетрадиционного урока - конференции с элементами исследования: "Ядерная энергия"
Разработка проекта по теме нетрадиционного урока-конференции с элементами исследования....
Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"
Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке...