"Ради жизни на земле....."
классный час по литературе (9 класс) по теме
В мае 2015 года народ России и все передовое человечество отмечает 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Исторические события 1941-1945 годов не просто веха в истории поколения, а годы великого смятения, борьбы, мужества и отваги советского народа. День победы приближали и жители города Гусь-Хрустальный. Наш долг помнить о тех суровых днях, героях войны, в числе которых были и гусевчане. На краеведческом материале мною подготовлен классный час о родном городе Гусь-Хрустальный в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок мужества | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»
К 70-летию Великой Победы.
Урок мужества.
«Город Гусь-Хрустальный в годы Великой Отечественной войны»
Подготовил учитель
русского языка и литературы
Погорелова М. Ю.
г. Гусь-Хрустальный
Звучит гимн РФ
Учитель: Минуло 70 лет со дня Великой победы над фашисткой Германией. Эта победа была завоевана огромной ценой советских людей. Война забрала миллионы людских жизней, сломала людские судьбы. В наше время осталось в живых очень мало, тех, кто сражался в Великой Отечественной войне. Нашим долгом является сохранить и пронести память и уважение к событиям тех лет. Сегодня мы попытаемся рассказать вам, ребята, а каким был наш город, родной Гусь-Хрустальный, в годы Великой Отечественной войны.
На сцену выходят ведущие.
1 ведущий - Звучит стихотворение Гусь-Хрустальный.
2 ведущий - Наш маленький город, родной Гусь-Хрустальный, не топтали сапоги фашистских полчищ, он не был разрушен и разгромлен. Но война есть война, и она не могла наложить на него отпечаток сурового времени.
Опустели фабрики и заводы, предприятия и учреждения. Тысячи гусевчан, их было свыше 9, ушли на фронт защищать свою Отчизну. Среди них и сотни девушек, ставших связистами, медсестрами, зенитчицами.
Пожалуй, не найдешь ни одной семьи, которая не проводила бы на войну отца или деда, сына или мужа, брата или сестру. Навсегда врезались в память жителям города минуты прощального митинга на вокзале, бодрящие звуки оркестра и горькие - горькие слезы. Разве можно забыть, как бежали женщины с детьми за уходящими туда – на войну составами. И вот они, казалось бы, слабые женщины, а вместе с ними старики и подростки, заменили мужчин у станков, заменили их на самых тяжелых участках работы. Давайте с вами хоть на несколько мгновений представим, каким был наш город в военные годы. (Презентация – 1 слайд фото город в годы войны)
3 ведущий - Тревожен и мрачен облик города, особенно в вечернее и ночное время. Окна все затемнены, белеют лишь на стеклах кресты бумажных лент. В квартирах слабо мигающие коптилки и керосиновые лампы, но и их бледный свет не должен просачиваться на улицу .Тишина. Доносятся лишь осторожные шаги ночных патрулей и дежурящих на каждой улице по очереди жителей. Иногда доносятся отдаленные звуки канонады. Да и не удивительно. Ведь враг под самой Москвой. Нередко среди ночи поднимает жителей воздушная сирена, надо срочно спускаться с детьми в бомбоубежище.
В центре города, на крыше знаменитого Георгиевского собора зенитки. День и ночь на посту зенитчики. В городе создан истребительный батальон народного ополчения, намечено подполье на случай оккупации. Осенью 1941 года, когда положение было особенно грозным, был создан городской комитет обороны, который сосредоточил в своих руках всю полноту гражданской и военной власти. За городом стали сооружаться противотанковые рвы, лесные завалы. Жили, как говориться, на пороховой бочке. Готовились ко всему, но ждали чуда. И оно свершилось! Немцы были разгромлены на подступах столицы.
(3-4 слайд Заводы).
4 ведущий - Все заводы с первых дней войны были перестроены на военный лад, особенно большую помощь оказал фронту в обеспечении боеприпасами Арматурный завод, который выпускал гранаты, авиационные мины и бомбы. Этот завод стал заводом военного ведомства за номером 802. Заводы «Хрустальный» и имени Дзержинского тоже выполняли военные заказы. Текстильная фабрика изготовляла ткань для солдатского белья и портянок, швейные мастерские шили военное обмундирование. В годы войны ожил новый завод «Стекловолокно», который выпускал стеклоткань, шедшую для самолетов, кораблей, подводных лодок. В цехах введено круглосуточное дежурство, установлен 12-ти часовой рабочий день.
1 ведущий – (слайд Женщина и война) Невыносимо трудные условия работы, ведь на хрупкие плечи женщин лег нелегкий труд мужчин, а потом, после работы – рытье траншей, заготовка дров для школ и детских садов, работы на подсобных хозяйствах и на своих скудных огородах (ведь надо кормить семью). Они же, женщины, расчищают пути и дороги, строят узкоколейку. А дома их ждут дети, которых надо накормить и обогреть. А хлеба по продовольственной карточке всего 300 граммов на сутки и по 500 граммов для тех, кто трудится на заводах. Все было: голод, холод, утраты. Дома, валясь от усталости, они с замиранием сердца слушают сводку советского информбюро. Ждали с нетерпением писем с фронта, радуясь им и боясь их. Добрая весть удесятеряла силы, а похоронка подкашивала ноги и разрывала на части сердце. Но женщина, солдатская мать или жена, поднималась, она знала - нельзя поддаваться горю, не одну ее оно постигло – надо растить детей, надо гнать ненавистного врага с родной земли и она, выпрямив плечи, спрятав на самое дно души свое горе, поднималась и снова шла в бой, на трудовую вахту, приближая День победы. А те, которым не под силу стоять у станков, работали для фронта дома: шили солдатское белье, вязали варежки и теплые носки, пришивали пуговицы к шинелям и гимнастеркам, ухаживали за ранеными, стирали белье, шили сумки для фронтовых фляжек и многое другое.
(4 слайд – госпиталь).
2 ведущий - Каждый день привозили раненых бойцов с полей сражений. День и ночь врачи и санитары несли свою напряженную вахту у постели и операционного стола в госпиталях. А их было много в городе. Они расположились в зданиях администрации города, стекольного колледжа и всех средних школах (12,13,15). Горожане помогали выхаживать защитников родины, многих заново учили ходить и своим гуманизмом и оптимизмом поднимали их дух. Всем, чем мог, город наш приближал желанный День победы.
Сколько семей беженцев и эвакуированных, кому пришлось покинуть родные места, где зверствовали фашисты, приютил наш город у себя. Здесь они обрели второй дом, почувствовали поддержу и доброту и вместе с нашими земляками вставали на трудовую вахту, ковали в тылу победу. С большим энтузиазмом жители города и района откликнулись на призыв трудящихся области по сбору средств для строительства танковой колонны эскадрилий самолетов имени Фрунзе.
(5 слайд – Дети и война)
3 ведущий - Вместе со взрослыми переживали тягости войны и дети, которые стремились внести посильный вклад в разгром врага. Война отняла у них счастливое безоблачное детство. Рано они поняли, что такое боль, голод, утраты. Рано они стали не по - детски серьезными. Учились в трудных условиях. Школы были заняты под госпитали. Остались только начальные. Это здание нынешнего Управления образования, здание краеведческого музея. Занимались в 4 смены. Классы даже располагались в коридорах, бумаги не было, учебники передавались из класса в класс, как великая драгоценность. Писали на газетах. Потом дзержинцы изобрели «вечные тетради» (лист бумаги внутри целлулоида, на котором писали карандашом, потом стирали влажной тряпочкой и снова писали). И в такое суровое время страна не забывала детей: им оказалась материальная помощь, выдавали брезентовые ботиночки, одежду особенно остро нуждающимся, выдавали, правда очень понемногу, тетради, школьники дополнительно получали по 50 гр. хлеба в школе. Чтобы дети учились в тепле, каждая семья должна была отработать на лесозаготовке.
4 ведущий - Школьники старались жить полнокровной жизнью, не только учились, но и проводили утренники и сборы, помогали ухаживать за ранеными в госпиталях – выступали там с концертами, помогали писать тяжелораненым письма домой, собирали посылки на фронт, вышивали и шили для бойцов кисеты, носовые платки, посылали бодрые письма со своими рисунками, собирали хвою для лекарств, ездили на заготовку торфа, помогали семьям, погибших воинов, собирали средства в фонд обороны и многое - многое другое.
(6 слайд День победы)
1 ведущий - Вот так и стар и мал, все до единого, стояли на трудовой вахте и приближали, как могли, день Великой победы. Давно отгремели бои, давно стянула свои раны страна, а память о тех суровых днях никогда не изгладится из памяти народной. Шумят березы над братской могилой, где захоронено много бойцов, погибших здесь в госпиталях. И идут - идут к ним люди в россыпях тепла, несут им цветы и благодарные сердца свои!
Песня «День победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"
Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...
Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы
Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...
Программа коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"
Программа проведения коммунарского сбора: "Ради жизни на Земле"...
Ради жизни на Земле...
Сценарий проводится перед праздником Победы. Идет тщательная подготовка учащихся: заучиваются наизусть стихотворения, песни. Кабинет, где проходит мероприятие, оформляпется плакатами...
Устный журнал «Ради жизни на земле» (для 6-7 классов)
Воспитывать у учеников чувство гордости за лучших сынов Отчизны и желание быть похожими на них. В журнале 4 страницы1. «Бой идёт не ради славы»2. «...
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"
Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...