А.П.Чехов Рассказ "Хирургия" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа "Хирургия". Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями.  Введение понятий "юмор" и "сатира". Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chekhov_khirurgiya.rar2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Уваровщинской СОШ в селе Вячка

Урок литературы в 5-м классе

« А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»

Учитель русского языка и литературы Квитко А.С.

 Эпиграф:                                                                       Хорошо вспоминать о таком человеке,

 тотчас в жизнь твою возвращается бодрость,

                                                              снова входит в нее ясный смысл…

М.Горький

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:  познакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова на примере рассказа «Хирургия»; 

Задачи:

  1. Развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
  2. Введение понятий «юмор», «сатира».
  3. Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;
  4. Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Оборудование:

  1. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»
  2. Карточки-задания для работы в группе.
  3. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».
  4. Портрет А.П.Чехова

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

Ребята, у вас 5 урок, вы немного подустали, поэтому предлагаю начать урок с игры, которая называется « Четвертый лишний».

Перед вами четыре произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами знакомились на наших уроках, а сегодня
познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями.

3. Объяснение нового материала.

Прочитаем эпиграф к главе о Чехове: «Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня» (Л.Н.Толстой).

 - Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы понимаете это выражение?

Прежде чем вчитаться в Чехова, давайте познакомимся с биографией А.П.Чехова.

1) Между А.П.Чеховым и Н.В. Гоголем существует связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба родились на Украине.

4.Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»   (Приложение 1)

 Вопросы для беседы после просмотра презентации:

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Каким человеком представляется вам  Чехов?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

- Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?

Антон Чехов и его брат Иван увлекались театром, у них был талант артистов. Чехов легко перевоплощался в героев различных пьес. Старший брат Александр стал писателем, Николай – художником. У брата Михаила тоже был литературный талант, у Ивана - талант педагога, у Марии – художественные способности.

- Как относился Чехов к чтению, книгам?

К чтению А. П. Чехов относился с увлечением. Особенно он любил книги о приключениях и путешествиях, читал юмористические журналы.

-  Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?

- Как Чехов подписывал свои произведения?

- Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

5.Прослушивание аудиозапись рассказа «Хирургия»

Предлагаю прослушать рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста, обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в Санкт-Петербурге – Марата Рави. (Это хороший пример сценического чтения литературного произведения). При этом говорю, что когда-то артиста аналогичного жанра называли « человек-оркестр».

- А почему? Вы должны будете мне ответить на этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого замечательного артиста.

(Прослушивание аудиозаписи).

- Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно назвать « человеком-оркестром»?

(Человек и голос, богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр).

6. Беседа по содержанию рассказа «Хирургия».

- Понравился рассказ Чехова?

- Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?

- Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

-  Каким перед вами предстает больной дьячок?

- Кто вызывает больше смеха или сочувствия дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?

- Что же  смешного  в таком рассказе?

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом.

- Как выглядела земская больница? Кто её пациенты?

Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими,  часто в них работал только один доктор.  В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.

- О чем нам говорит фамилия фельдшера – Курятин?

Фельдшер Курятин курит зловонную сигарету. Фамилия фельдшера автором выбрана специально. Она говорит о том, что герой много курит. Может быть, фамилия связана со словом «курятина». Есть такое обидное прозвище «курицын сын», то есть глупый и трусливый человек.

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной?

И фельдшер, и больной предстают людьми невежественными, невоспитанными.

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

7. Выводы

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

8. Итоги урока.

9. Оценки.

10. Д/з. Перечитать рассказ «Хирургия». Ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)

Урок русского языка «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема истрепанная». (А.П.Чехов)    проведен для учащихся 11 класса в системе уроков изучения и обобщения мате...

Тест по литературе 6 класс А.П.Чехов

Тест о жизни А.П.Чехова  представлен в виде презентации...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Викторина к презентации "А.П. Чехов." 5 класс

Викторина к презентации "А.П. Чехов." 5 класс...

Технологическая карта урока литературы на тему "Хамелеон" А.П. Чехов 7 класс

Урок литературы в 7 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроке использовано фонозапись текста рассказа Антона Павловича Чехова "Хамелеон"...

«ПУСТЬ НА СЦЕНЕ ВСЕ БУДЕТ... КАК В ЖИЗНИ» (А. П. ЧЕХОВ) (ЧЕХОВ – ДРАМАТУРГ)

Цели: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенностях чеховской драматургии; выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».Ход урокаI. Вступительное...