1 урок в 8 классе по литературе
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Экскурсия» по учебнику
Повторение изученного в 5-7 классах. Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих классах. Постараемся сгруппировать их по времени написания и по авторам.
Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо »); предания. Былины, произведения обрядового фольклора, загадки, пословицы, поговорки. Произведения УНТ
Древнерусская л итература «Повесть временных лет», «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича », «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Литература Χ VІІІ века Произведения М.В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
Литература ΧІΧ века
Произведения писателей XX века В.Г.Короленко «В дурном обществе», М.Горький «Старуха Изергиль » ( легенда о Данко ), П.П. Бажов «Медной горы хозяйка», К. Г.Пауст овский «Тёплый хлеб», М. М. Пришвин «Кладовая солнца».
Зарубежная литература Мифы Древней Греции, Гомер «Одис сея », Р. Бёрнс « Честная бедность», О Генри « Дары волхвов».
Литература всегда отражала историю народа, историю страны, обращалась к важнейшим историческим событиям, вдохновляла народ на подвиги во славу родины, прославляла героев, обличала несправедливость («Как один мужик …», «Левша»), прививала любовь к Отечеству. Классики русской литературы XIX в. и русские писатели ХХ в., представляющие собой гордость русской литературы, связаны своим творчеством с самыми значительными страницами русской истории ..
Главной темой курса 8 класса является более подробное рассмотрение взаимосвязи литературы и истории.
Рассмотрим учебник: посмотрите оглавление (обе части) и скажите, какие писатели знакомы вам, какие встречаются впервые . Расскажите о рисунках на обложке, форзаце . Работаем с учебником литературы
Работа с учебником литературы Познакомимся мы и с журналом « Сатирикон », в котором история человечества – от древнейших времен до начала ХIX века – рассказана не учеными мужами, черпающими знания из старинных книг, изучающими письмена и манускрипты, а веселыми и остроумными людьми – писателями-сатириками. Обращение к давно ушедшим событиям и людям для авторов было лишь поводом, чтобы с юмором взглянуть на современную жизнь. Тэффи, Аверченко, Зощенко... Лучшая часть обширного наследия этих писателей-юмористов принадлежит к литературной классике.
Имя Александра Трифоновича Твардовского вам уже хорошо известно. В новом учебном году мы познакомимся с поэмой про бойца, знаменитым «Василием Теркиным», пройдем вместе с солдатом трудную дорогу войны, узнаем о тех немногих радостях, которые выпали на его долю в военные будни.
Встреча с Андреем Платоновичем Платоновым напомнит об уже любимых произведениях: «Юшка», «Неизвестный цветок», «Корова», познакомит с новым рассказом «Возвращение», рассказом, которым А. Платонов восполнял урон, нанесенный душам людей в войну. Ведь война не только отстаивала сокровенно-человеческое, но и вносила огрубелость в сердца. Требовалось возобновление частей души, которые обгорели на поле боя. В этом так нуждается и капитан Иванов, герой рассказа Платонова «Возвращение».
Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжкое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению звучат песни военных лет , грустные, задушевные, а иногда даже веселые. Чаще всего ветераны или люди, чья память сохранила картины военного лихолетья, слушают их, эти песни, со слезами на глазах... Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдания. Послушаем их, напоем, прочитаем…
Не менее интересной будет встреча с героями астафьевских рассказов. Мы прочитаем главу из книги « Последний поклон ». В. П. Астафьев убежден, что дружба имеет решающее значение в формировании характера человека. Мягкая, задушевная интонация героя-рассказчика высвечивает не столько суровую, часто жестокую действительность предвоенных лет, сколько добрые поступки людей, которые окружали героя рассказа « Фотография, на которой меня нет », их взаимное уважение, их трогательную заботу друг о друге.
В чем выражалась любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце, греют душу? Ответить на эти и многие другие вопросы мы сможем, изучая раздел « Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе ». Читая стихи мы постараемся понять настроение поэтов, услышать музыку, преобладающую в стихотворениях разных , поговорим о том, почему так « трудно без России » поэтам-эмигрантам, что они вспоминают на чужбине.
А завершит наше литературное образование в 8 классе творчество У. Шекспира, Дж. Свифта, В. Скотта – классиков зарубежной литературы.
ФОРЗАЦ часть 2 Краткий словарь литературоведческих терминов
часть 2 Словарь имен
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А.Блок
Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги… Юрий Бондарев
«Памятка читателю» Выбирайте подходящую окружающую среду для чтения. Если вы начали читать, то не бросайте. Сосредоточьтесь. Практикуйте ежедневное чтение.
Домашнее задание: П одготовить пересказ вступительной статьи (с. 3–4 учебника), сопроводив его примерами из прочитанных стихотворений. Задание по рядам : подгот овить выраз ительное чтение хороводных (1), лирических ( 2), исторических песен (3).
Спасибо за внимание! Удачи в новом учебном году!
Интернет- ресурсы: Блок: http://brs-lk3.ucoz.ru/index/blok_a_a/0-203 Сухомлинский: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/615/64615891_Suhomlinskiy_VasilAleksandr.jpg Ю.Бондарев: http://gorod.tomsk.ru/uploads/30470/1260434310/1237680622_aab30da0ab17e8fa37910ac3ef5d69c4_big.jpg К. Федин: http://museum.ru/imgB.asp?1255 Шарль Блан: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a5/Charles_Blanc.jpg А.Франс: http://www.epwr.ru/quotauthor/411/8.jpg Дж.Б. Шоу: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/64/57064103_shou5.JPG Н. Рубакин: http://knigian.ru/images/639_rubakin._locman_knignogo_morya.jpg Гоголь: http://900igr.net/datai/literatura/Gogol-6/0022-023-N.V.Gogol-1809-1852-g.jpg Книга «Тарас Бульба ": h http://www.livelib.ru/book/1000420427/selections ttp://www.livelib.ru/book/1000420427/selections Маршак: http://www.s-marshak.ru/art/portraits/portraits17.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе " Секреты литературы: лирика, стихи, ритм."
урок пробы пера....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Конспект урока мастер-класс по литературе в 5 классе
Родимый край, воспетый в стихах Сергея Есенина ...
Интегрированный урок. 5 класс по литературе и природоведению. Сезонные изменения в природе. Весна
Обобщение и расширение знаний о сезонных изменениях в природе весной. Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о живой природе весной. Развитие бережного отношения к пр...
Урок 5 класс алтайская литература Д.Каинчин "Куранак ла Кызычак"
Данный материал предназнчена для учителя алтайской литературы...