Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему

Предлагаемый  материал можно использовать в рамках проведения Недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_dlya_5-11_kl.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Задание 1. Укажи, какие части слова, кроме корня, есть в слове шумный (обведи № правильного ответа):

 1.Приставка и суффикс.

 2.Приставка, суффикс и окончание.

 3.Суффикс и окончание.

 4.Приставка и окончание.

Задание 2. Какое слово, сочетаясь с разными словами, может быть и именем прилагательным, и именем существительным? (Обведи № правильного ответа):

1. Осенний.

2. Столовая.

3.Дождливый.

4.Жалобный

Задание 3. Укажи имя существительное, которое в форме дательного падежа имеет окончание – е? (Обведи № правильного ответа):

1.Библиотека.

2.Морковь.

3.Дочь.

4.Мать.

 Задание 4. Какое имя существительное имеет только форму множественного числа? (Обведи № правильного ответа):

1.Перья.

2.Упражнения.

3.Метели.

4.Сутки.

Задание 5. В каком выделенном слове пропущена буква е? (Обведи № правильного ответа):

1. Об…жать слабых.

2.Сл…зать сметану.

3.Прим…рить друзей.

4. Прим…рять платье.

Задание 6. В каком выделенном глаголе в окончании пропущена буква а? (Обведи № правильного ответа):

1.Солнце выглянул…

2. Распустил…сь сирень.

3.Море  разбушевал…сь.

 4.Спортсмены прыгал…

Задание 7. Укажи слово с предлогом (обведи № правильного ответа):

1.(По)линейке.

2.(По)друга.

3.(По)забыть.

4. (По)года.

  Задание 8. Выбери верное утверждение (обведи № правильного ответа):

1.Имена существительные не изменяются по падежам.

2.Имена существительные изменяются по числам и падежам.

3.Имена существительные изменяются по родам.

4.Имена существительные не изменяются по числам

Задание 9. Укажи правильное значение выражения Держать язык за зубами. (обведи № правильного ответа):

1Лишиться дара речи.

2.Молчать, не говорить ничего лишнего.

3.Оказаться в смешном положении.

 4.Заболеть.

Задание 10. Вставь пропущенное в пословице слово, подходящее по смыслу. (Обведи № правильного ответа) Не стыдно не знать, стыдно … .

1. Обманывать

2. Не учиться.

3.Жадничать.

4 .Зазнаваться

.

Задание 11. В каком предложении нет глагола? (Обведи № правильного ответа):

1.Весь день бабушка пасёт корову на лугу.

2.Корова жуёт сочную травку.

3.К вечеру бабушка подоила корову.

4.Хорошо парное молочко!

Задание 12. Отметь вариант с ошибкой в окончании имени прилагательного (обведи № правильного ответа):

1.Ранней осенью.

2.В соседнию рощу.

3.К дремучему лесу.

4.Свежей зеленью.

Задание 13. Напиши, сколько звуков [ф] в словах предложения:

    Верблюд решил, что он жираф,

    И ходит, голову задрав.

Ответ__________________________

Задание 14. Разбери слово перевозчики по составу:

Задание 15. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.

А.  Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.

Б.  Вдруг налетел ястреб.

В.  Он схватил крикуна и унёс себе на обед.

Г.  Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д.  Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

 

 

 Олимпиада по русскому языку для 6 класса

Задание 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе: Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. Обозначьте звуки с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б,] и т. д.

Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах: статуя, призывник, магазин, ненавидеть, средства, инструмент, километр, столяр, шофер, договор, квартал, звонишь.

Задание 3. Выполните морфемный анализ следующих слов: подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась.

Задание 4. Подберите 2 группы слов (в каждой по 2-3 слова) так, чтобы у тех и других был корень вод-, но с разным значением. 

Задание 5. Объясните смысловое различие между словами: села – сёла, осел – осёл, поем – поём, смел – смёл, небо – нёбо.

Задание 6. Отгадай слова:

 1) С буквой «Д» я – время суток,                                      

      Не сочтёшь во мне минуток.

      Коль на «Т» заменишь «Д»,

      Буду я с тобой везде.

      Стану шастать по пятам,

      По дорожкам и кустам.

      Куда ты – туда и я,

      Не прогонишь ты меня.

 2) Часть первая – согреет дом,

     Есть в тепловой машине.

      Вторая – на лице мужском.

      Всё слово – в море синем…

      Хотя простое полотно,

      Но судно двигает оно.

 3) Меня разыскивают все,

      Когда дефект есть в колесе.

      Шофёру каждому в дороге

      Могу я пользу принести.

      Но поменяй местами слоги-

      И буду я в лесу расти.

 Задание 7. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет.

 Задание 8. В какой сказке А. С. Пушкин слово «лебедь» женского рода? Из чего это можно заключить?

Задание 9. Разберите по членам предложения, укажите падежи имён существительных:  Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Задание 10. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 11. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант предложений: Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки. Белый мышь умел стоять на задних лапках.

 Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Задание 1. Сколько раз звук [г] встречается при чтении предложения: На вокзале его встретил друг.

Задание 2. Замените подчёркнутые слова синонимичными фразеологическими оборотами:  прочитать книгу до конца, уехать далеко, быстро бежать по коридору, уйти ни с чем.

Задание 3. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется числительное семь.

Задание 4. Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах: испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.

Задание 5. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите 2-3 примера.

Задание 6. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 7. Расставьте ударение в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь.

Задание 8. Отгадай слова:

 1) С буквой «Д» я – время суток,                                      

      Не сочтёшь во мне минуток.

      Коль на «Т» заменишь «Д»,

      Буду я с тобой везде.

      Стану шастать по пятам,

      По дорожкам и кустам.

      Куда ты – туда и я,

      Не прогонишь ты меня.

 2) Часть первая – согреет дом,

     Есть в тепловой машине.

      Вторая – на лице мужском.

      Всё слово – в море синем…

      Хотя простое полотно,

      Но судно двигает оно.

 3) Меня разыскивают все,

      Когда дефект есть в колесе.

      Шофёру каждому в дороге

      Могу я пользу принести.

      Но поменяй местами слоги-

      И буду я в лесу расти.

Задание 9. Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните словообразовательный разбор: вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка.

Задание 10. Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы: иску..ный, иску..тво, д..ликатный, ко..екц..я, еж..вый, парч..вый, исти..ый.

Задание 12. Объясните смысл следующих фразеологизмов: бить баклуши, сесть в калошу, длинный язык, чесать язык, яблоко раздора, шить белыми нитками.

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Задание 1. Каким звуком различаются следующие пары слов: семя – семья, полёт – польёт, Коля – колья. Для чего пишется Ь во вторых словах каждой пары?

Задание 2. Выполните морфемный анализ следующих слов: соломинка, корзинка, пылинка, тычинка.

Задание 3. Объясните значение фразеологизмов: явиться как снег на голову; подняться ни свет ни заря; быть камнем преткновения; совать нос не в своё дело.

Задание 4. Составьте несколько предложений с таким расчётом, чтобы в них слово «язык» употреблялось в разных значениях.

Задание 5. Определите падеж имён существительных в следующих предложениях: По улицам слона водили. Цыплят по осени считают. Ель заслоняет клён. Музей посетили экскурсанты. Аквариум – искусственный водоём или резервуар для содержания рыб, водных животных и растений.  

Задание 6. Поставьте следующие глаголы в форму 3 лица множественного числа: строить, колыхаться, бороться, сеять, гонять, присмотреться, тащить, таять, таить, припаять, хотеть, бежать, увидеть, вытерпеть.

Задание 7. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях: На забор взлетел кочет и закричал. Скорый поезд прибыл с Крыма. В магазин привезли красивую тюль. Крыша покрыта новой толью. Учитель видел будущую перспективу дальнейшего развития ученического коллектива.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы: ране..ый боец – изране..ный солдат; сея..ая мука – посея..ое зерно; коше..ый или некоше..ый клевер; тка..ая скатерть – вытка..ый ковёр; балова..ый ребёнок – избалова..ое дитя; стриже.. ый мальчик – стриже..ые под польку волосы; гашё..ая или негашё..ая известь – погаше..ый костёр.

Задание 9. Образуйте, по возможности, формы повелительного наклонения от следующих глаголов: петь, пить, поить, вить, веять, мыть, рыть, крыть, кроить, жечь, хотеть, мочь, видеть.

Задание 10. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в состав одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое – прилагательное в той же форме. Например: приятнее – приятнее.

Задание 11. Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна.

 

 

             ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ  9 класс

Задание 1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать,   асимметрия,     краны,   пломбировать,   абонировать,   библиограф,   мещанин, отвар.

Задание 2.        Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного
числа:
дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено Поставьте ударения.

Задание 3.        Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.
       Во многословии не без ...

Учился читать да писать, а выучился петь да...

Задание 4. Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

Задание 5.        Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Задание 6.        К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

Задание 7.        Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип          каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей - очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится... (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

Задание 8.  Назовите величайший памятник древнерусской литературы. К какому времени он относится? 

Задание 9.. С какими литературными направлениями в основном связано творчество

   Г.Р. Державина……..

   Н М. Карамзина………

   В.А. Жуковского……..

Задание10. Назовите жанр произведений.

    а) Н.В. Гоголь «Ревизор».

   б) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»».

   в) В.А. Жуковский «Кубок».

   г )М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

   д) Н.М. Карамзин «Наталья боярская дочь».

Задание 11.. Определите размер стихотворения.

    Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от весёлых подруг?

    Знать, забило сердечко тревогу –

    Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.  

   

  Олимпиада по русскому языку и литературе 10 класс

Задание 1. Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

Задание 2. Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.

2. Скажи, который час?

3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.

4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Задание 3. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Столовая – стая

 Портной – герой

 Рыбачий – рабочий

 Лекторий - лисий

Задание 4. В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа  его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним.

 1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

 2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

Задание 5. В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

Задание 6. Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

Задание 7. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье

Задание 8  Запишите одним словом: 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие

Задание 9. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать


Задание 10

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

А)

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Б)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…

(По Ю. Лотману)

В)

Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…

(по Т. Орнатской)

Задание 11

Установите соответствие:

        1. М.Ю.Лермонтов "Маскарад"                                        1. Поэма

        2. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка»                            2. Повесть

        3. И. А. Крылов «Волк на псарне»                                    3. Сказка

        4. «Повесть временных лет»                                4. Летопись

        5. А. П. Чехов «Хирургия»                                            5. Драма

        6. Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»                            6. Баллада

        7. Н.В. Гоголь  «Тарас Бульба»                                    7. Басня

        8. В. А. Жуковский «Людмила»                                        8. Рассказ

                                       Олимпиада по русскому языку и литературе 11класс

   

Задание 1. Расставьте ударение в словах: сливовый, усугубить, бармен, эксперт, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, еретик.  (5 баллов)

   

Задание 2.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

Крыжовник, четвёрка, фасоль, вьюга,  чувство, юность ,якорь ,лекция   (4балла)

Задание 3.   Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, покрасневший,  перестройка, вынуть, здание,  напряжённость, залив, намекать, натуральный, наушник, сражение  (3б)

Задание 4.   Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.         (5баллов)

   

Задание 5 Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.  (4 балла)

Задание 6. Выберите верные определения.

Конфуз – неловкость. Постамент – подставка. Концепция – система взглядов. Гротеск – неглубокая пещера. Водевиль – короткая комическая пьеса. Пролог – заключительная часть. Риторика – учение о ритме.      

Задание 7. . Напишите словами цифры, раскройте скобки.

 1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2   (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)   5баллов)

Задание 8  Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

       1)  Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

       2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

       3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

       4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

       5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

       6)Слышу голос из прекрасного далёка.

      7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.  (5 баллов

Задание 9. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает?       (2 балла)

Задание 10

 Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

Задание 11  Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого произведения:

а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, доходный, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный;

б) художник, любовь, место, фонтан, гость, люди, история, заяц.

Задание 12 . Откуда эти строки:

а) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,                                   б). У лукоморья дуб зеленый,

    На дровнях обновляет путь:                                                 Златая цепь на дубе том:

    Его лошадка, снег почуя,                                                      И днем и ночью кот ученый

    Плетется рысью как-нибудь.                                                Все ходит по цепи кругом…

в) Была та смутная пора,                                                          г) Любви, надежды, тихой славы

   Когда Россия молодая,                                                            Недолго нежил нас обман,

  В бореньях силы напрягая,                                                      Исчезли юные забавы

  Мужала с гением Петра.                                                          Как сон, как утренний туман.

д) Его убийца хладнокровно,                                                    е) Мы долго молча отступали,

   Навел удар… спасенья нет:                                                        Досадно было, боя ждали,

   Пустое сердце бьется ровно,                                                       Ворчали старики:

   В руке не дрогнул пистолет.                                                      «Что ж мы? На зимние квартиры?...»

 

       

                                                                                     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Материал рассчитан для учащихся 6 классов....

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Выполнение нестандартных, творческих, практических языковых заданий формирует  сознательный интерес ребенка к предмету, активизирует познавательную деятельности, развивает самостоятельность, что ...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе 5-11 кл

Михайлова Алла Александровнаhttp://nsportal.ru/mikhaylova-alla...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 5 класс

Олимпиадные задания разработаны в соответствии с методическими рекомендациями для составления 1 тура Всероссийской олимпиады школьников...