Рабочая программа по литературе (общеобразовательный уровень) 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Сидорова Людмила Валентиновна

Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина и др. и программе В.Я. Коровиной и рассчитано на 102 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

                     Рабочая программа по литературе

(общеобразовательный уровень)

11  класс

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина и др. и программе В.Я. Коровиной и рассчитано на 102 часа. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе  и  человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Запланировано использование различных видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, сравнительный анализ произведений.

Основное содержание программы.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.  Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

 Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

 Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.  

Виды контроля.

-промежуточный: пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, тесты, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование (лекции учителя, статьи учебника), подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы, презентация проектов ;

- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос

 

 Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11-ого класса.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

 основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

 воспроизводить содержание литературного произведения;

 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

 определять род и жанр произведения;

 сопоставлять литературные произведения;

 выявлять авторскую позицию;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

 аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

 участия в диалоге или дискуссии;

 самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

* определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

* определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Дополнительная литература

1.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2010 г.

2.  Программа по литературе. 5-11 классы. – 10-е изд. (Базовый уровень)//Программы общеобразоват. учреждений.

Литература/Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. – С.3 – 100 (В соавторстве с В.Я. Коровиной, В.И. Коровиным, И.С. Збарским, В.П.  Полухиной). Допущено Министерством образования и науки.

3.  Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2003

4.  Уроки литературы в 11 классе/ В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская и др.- М.: Просвещение, 2000

5.  Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс: Серебряный век русской поэзии: В 2ч./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. М.: ВЛАДОС,2000

6.  Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,1996

7.  Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа,1996

8.  Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград

      9.  Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина        и др. - М.: Дрофа, 2005
 

Всего часов: 102 часа (3 часа в неделю).

На развитие речи: 5 часов.

Внеклассное чтение: 12 часов.

                       Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Наименования разделов, тем 

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

                             Введение (1 ч., 3 ч. в неделю)

1.

 Судьба России в ХХ веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы ХХ века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

                       Т.1. Проза ХХ века.  (14+1 ч., 3 ч. в неделю)

2.

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или другие стихотворения.

3.

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

4.

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.

5.

Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник».

6.

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

7.

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской  прозы

8.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

9.

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

10.

Развитие речи №1. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина И.А. и Куприна А.И.

11.

М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические  рассказы.

12.

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности рассказа

13.

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

14.

Три правды в пьесе «На дне».

15.

Социальная и нравственно-философская проблематика.

Смысл названия пьесы «На дне».

16.

Письменная работа по творчеству

М. Горького.

          Т.2. Поэзия Серебряного века  (17+1 ч., 3 ч. в неделю)

17.

Русский символизм и его истоки.

18.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.

19.

Внеклассное чтение. Лирика поэтов-символистов. К.Д. Бальмонт, А. Белый и др.

20.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

21-22.

Н.С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.

23.

Развитие речи №2. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Подготовка к домашнему сочинению  по поэзии Серебряного века.

24.

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики «Стихи о Прекрасной Даме».

25.

Тема страшного мира в лирике А. Блока.  «Незнакомка»,  «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

26.

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…»,  «На железной дороге».

27-28.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

29.

Внеклассное чтение. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество.

30.

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.  «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери».

31.

Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» и др.

32.

Любовная тема в лирике С.А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.

33.

Тема быстротечности человеческого бытия  в лирике С.А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.  «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».

34.

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

         Т.3. Литература 20-х годов ХХ века  (7+1ч., 3 ч. в неделю)

35.

Литературный процесс 20-х годов ХХ века

36-37.

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

38.

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

39-40.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

41.

Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

42.

Развитие речи №3. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение  по лирике А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского.

      Т.4. Литература 30-х годов ХХ века  (25 ч., 3 ч. в неделю)

43.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских  судеб в 30-е годы.

44.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество.  М.А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

45-46.

История создания, проблемы и герои  романа «Мастер и Маргарита».

47-48.

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

Развитие речи №4. Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А. Булгакова.

49.

Зачётная работа за 1 полугодие.

50-51.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П. Платонова «Котлован»: обзор.

52.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала под темной вуалью…»

53.

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения.

54-55.

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

Особенности жанра и композиции поэмы.

56-57.

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» и другие стихотворения.

58-59.

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Развитие речи №5. Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или О.Э. Мандельштама.

60.

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

61-62.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Проблемы и герои романа.

63-64.

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

65.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

66.

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон».

67.

Письменная работа по творчеству М.А. Шолохова.

  Т.5. Литература периода Великой Отечественной войны (14 ч., 3 ч. в неделю)

68.

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

69-70.

Литература второй половины XX века (обзор).

Поэзия 60-х годов.

71.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев (произведения по выбору учителя)

72-73.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины.

Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» и другие стихотворения.

74-75.

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики.

Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения.

76-77.

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.

78-79.

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

80.

Внеклассное чтение. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

81.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

      Т.6. Русская проза 50-90-х годов   (8 ч., 3 ч. в неделю)

82-83.

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор).

84-85.

В.Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок»,  «Прощание с Матерой», «Живи и помни»  (по выбору учителя)

86.

И.А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») или другие стихотворения.

87.

Б.Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта.  «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…». Искренность и глубина поэтических интонаций.  «Когда мне невмочь пересилить беду…».

88.

Внеклассное чтение. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные  проблемы в повести «Обмен».

89.

Внеклассное чтение. Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин,  А. Арбузов, В. Розов). А.В. Вампилов. Слово о писателе.  «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

     Т.7. Из литературы народов России  (4 ч., 3 ч. в неделю)

90.

Внеклассное чтение. Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…»

91.

 «Птиц выпускаю…». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

92-93.

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия.

Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

     Т.8. Из зарубежной литературы  (2 ч., 3 ч. в неделю)

94-95.

Внеклассное чтение. Д.Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя)

96.

Внеклассное чтение. Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

97.

Внеклассное чтение. Э. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

98.

Внеклассное чтение. Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

99.

Проблемы и уроки литературы XX века.

100-102.

Консультации по подготовке к экзаменам.

                                Итого       102 ч.                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая программа по литературе на уровень основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе(базовый уровень) 5-9 классы

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе (Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы», М.,»Рус...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 5 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной образовательной программы ...

Рабочая программа по литературе (базовый уровень) для 6 класса

Рабочая программа по предмету «Литература» для 6 класса  составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта   с учетом  авторской программы по литератур...

Рабочая программа по математике (углубленный уровень) 11класс

Это программа написана в соответствии с примерной программой курса математики средней общеобразовательной школы, на изучение которого отводится 6 часов в неделю (примерная пропорция: 6 ч на изучение к...