Урок литературы по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Яремчук Надежда Васильевна

"Мир детства в рассказе Тургенева И.С. "Бежин луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezhin_lug.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (Урок-образ)

Цели: 

1)показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля);

2) развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;    

3) способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.

Оборудование урока:  презентация; портрет писателя; художественный текст; фотографии «Просторы родного края», «На родине Тургенева», «Бежин луг»; иллюстрации портретов мальчиков; таблички с номерами; таблички со словами для характеристики мальчиков и определениями мира детства; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра Чайковского

Словарь урока: образ, россказни, предания, поверья, сибарит

Оформление доски

Высказывание  

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

                                                                                                 И.С.Тургенев

     

Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков).

План урока

1. Слово учителя

- Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ.

А что такое образ?

(Вид, облик)  

В словаре Ожегова дано такое определение…. (Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова ОБРАЗ.)

- Перед вами на столах – рабочие карты урока, рассмотрите их. В течение урока вы будете делать в этих картах необходимые записи, а затем поработаете с ними и дома…

_ Давайте сделаем первую рабочую запись в карте – лексическое значение слова ОБРАЗ

- Сегодня на уроке мы заглянем в мир детства рассказа нашего великого земляка  И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Звучит музыка. Презентация. На фоне ее учитель читает:

Летний вечер. За лесами солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

Слайд. У костра.

 - Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.

У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.

-Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?                                                                                             (В ночном 5 мальчиков: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня)

Учитель:

- Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

2. Беседа  (по реализации домашнего задания)

- К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.

Слайд. Портрет Феди. Художник Пахомов.

Учитель:

- Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя(стр.177)

Учитель:

- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика?

(На лицо, на одежду).

Учитель:

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид).

 Запись первого пункта плана к раскрытию образа. Запись в рабочей карте.

Слайд. Портрет Павлуши. Художник Пахомов.

Учитель:

- Найдите и прочтите описание Павлуши(с. 178).

Учитель:

- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе?

 (Глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

Учитель:

- Почему на глаза обращает внимание писатель?

Запись 2 пункта плана: взгляд.

Учитель:

- Давайте попробуем  сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе.

Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.

Учитель

Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

3. Работа с иллюстрацией. 

 Слайд. Портрет Илюши. Художник Пахомов. 

Учитель:

- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он (стр. 178). «Тупая, болезненная заботливость…»

- Что же заботит 12-летнего мальчика?

 (Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Работа на фабрике очень тяжёлая)

Учитель:

-  Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?

- Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.

4. Узнай литературного героя.

- Я подготовила для вас задание «Узнай героя»:

«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить». Кто это?

(Костя)

- Прочитайте описание Кости(стр. 179)

Учитель:

-  Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? 

(У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать).

Учитель:

- Почему печальный взор?

Обратите внимание, писатель снова обращает наше внимание на взгляд мальчика, что ещё раз подчёркивает, взгляд – важная деталь для раскрытия образа.

Учитель:

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (стр. 179).

Учитель

- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.

 И хотя он и  показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

5. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа. СЛАЙД

Учитель

- Вы не удивились, что рассказ  Тургенев ведёт о крестьянских детях, дети – главные герои, а произведение носит название «Бежин луг» и  насыщено пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?

(Я думаю, неудивительно, что в рассказе так много описаний природы. Тургенев рассказывает о крестьянских детях,  а они очень близки к природе).

Учитель:

- Мир крестьянских детей и мир природы – единое целое.

6. Выразительное чтение описания ночи (стр. 173). (Ученица читает наизусть)

Учитель:

- Что чувствует охотник?

(Ему неуютно, немного страшно, одиноко…)

Учитель:

- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?

(Тревожную…)

Задание:

- Послушайте музыкальную композицию П.И. Чайковского. Что почувствовали вы? Соответствует ли она вашему представлению ночного пейзажа?

(Да, в этой композиции слышится тревога, даже страх, одиночество…)

Учитель:

- А когда меняется ли дальше психологическое состояние охотника?

(Психологическое состояние меняется, когда он находит мальчиков и присоединяется к ним)

Учитель

- Будет ли другое описание ночи в рассказе?

Слайд. Ночное небо. Млечный Путь.

7. Аудиозапись описания ночи (стр.190)

Учитель:

- Благодаря чему автору удалось показать торжественность, величие ночного пейзажа?

Задание:

- Выпишите понравившиеся вам средства выразительности в рабочую карту. Запись в рабочей карте.

Учитель:

- Какие же выводы мы можем сделать?

Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.

Слово учителя

- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. Давайте и мы сядем в кружок, представим, что в центре горит костёр, расскажем несколько историй…

8. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке». СЛАЙД

Учитель:

- Ребята, вы послушали страшные истории, но нам важно не столько содержание,  сколько детали, помогающие раскрыть понятие ОБРАЗ.

-А как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Можно)

Что же вы узнали?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вывод: значит, третьим элементом раскрытия образа является речь. Запись3 пункта плана. Запись в рабочей карте.

Учитель:

- Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

 

 - Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. СЛАЙД

9. Слово учителя

- Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания.

Посмотрите, что обозначают эти слова. Знакомство с определениями (учащиеся прикрепляют таблички на доску.) Запишите кратко их в рабочую карту.

- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?

(Предания)

10. Реализация индивидуального домашнего задания

Учитель

- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?

11. Истории, рассказанные мальчиками.

Учитель

- Какие истории вам запомнились, мы уже поняли…

- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?

- Кто внимательно работал с текстом?

(В рассказе звучит 13 страшных историй)

Слайд. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»

- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками.             - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным рассказчиком  каждый раз зависит от особенностей его характера.)

- Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

СЛАЙД

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше.

В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).

Запись 4 пункта плана: поступки, поведение.

Задание:

- Перед тем, как предложить вам выполнить последнее задание рабочей карты, познакомимся ещё с одним словом: сибарит. (Сделайте необходимые примечания в рабочей карте)

- Выполните последнее задание рабочей карты. Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу: поэт (Ильюша) деятель (Павлуша), сибарит (Федя), пугливый раб (Костя), дитя (Ваня). Прикрепляют таблички на доску под портретами мальчиков.

12. Выводы по теме урока

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

На доску прикрепляются таблички с определениями (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

Учитель

- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обращение к эпиграфу).

13. Подведение итогов урока

СЛАЙД

14. Домашнее задание

-  В рабочей карте вам предложены следующие задания по выбору:

1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М.Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?

2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

3) Сочините свою быличку.

15. Коллаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....