Урок литературы в 7 классе по очерку И. С. Тургенева "Бежин луг"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Петрова Ольга Викторовна

Сценарий урока  литературы в 6 классе  по очерку И. С Тургенева «Бежин луг»

                     Светлое и тёмное в крестьянских детях

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений проводить содержательно-композиционный анализ текста

Задачи урока:

Отработка умений

- находить в тексте необходимый материал

- характеризовать литературного героя

- размышлять над прочитанным  текстом и анализировать его

- сравнивать героев произведения

- работать в группах

Планируемые результаты:

Предметные: проводят содержательно-композиционный анализ текста; дают характеристику героям очерка.

Метапредметные:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; формировать ценностное отношение к человеку.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют знания: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественного текста; строят рассуждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку товарищей; корректируют действие после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёров; формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока – комбинированный.  Форма работы на уроке групповая.

                                                                    

                                                                                  Мрак боролся со светом

                                                                                                И. С. Тургенев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bezhin_lug.rar1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока  литературы в 6 классе  по очерку И. С Тургенева «Бежин луг»

                     Светлое и тёмное в крестьянских детях

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений проводить содержательно-композиционный анализ текста

Задачи урока:

Отработка умений

- находить в тексте необходимый материал

- характеризовать литературного героя

- размышлять над прочитанным  текстом и анализировать его

- сравнивать героев произведения

- работать в группах

Планируемые результаты:

Предметные: проводят содержательно-композиционный анализ текста; дают характеристику героям очерка.

Метапредметные:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; формировать ценностное отношение к человеку.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; структурируют знания: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественного текста; строят рассуждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку товарищей; корректируют действие после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные: умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёров; формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока – комбинированный.  Форма работы на уроке групповая.

                                                                     

                                                                                  Мрак боролся со светом

                                                                                                И. С. Тургенев

  Предварительное домашнее задание. Прочитать очерк И. С Тургенева «Бежин луг

                                Ход урока

№1Организационный момент.                                                                                                            - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.  Проверьте вашу готовность к уроку.

- Какие учебные  цели вы для себя  сегодня ставите? (запишите) ( например, давать полный ответ, контролировать свою работу, слушать товарища…) Кто хочет поделиться своими целями?

Дома вы все прочитали очерк И. С. Тургенева «Бежин луг».(слайд)

- Вы обратили внимание, что повествование начинается и заканчивается описанием прекрасного июльского утра. А в центре рассказа - ночь, где небольшой огонёк костра выхватывает из темноты лица крестьянских ребят. И здесь И. С. Тургенев обращает внимание на то, что:  «Мрак боролся со светом».  (слайд)

. Как вы понимаете эти слова? Можно ли эти слова отнести  к человеку?

-  Что  вы, ребята, понимаете под словами: светлое  и тёмное в человеке?

 (учащиеся высказываются)

- Давайте подытожим:

Тёмное в человеке – это не только невежество, но и зло, жадность, трусость, высокомерие,  лень – словом всё, что вызывает отрицательные эмоции.

А светлое – это доброта, смелость,  природный ум,  щедрость, трудолюбие, в общем  то, что называют богатым внутренним миром.

Современник И. С. Тургенева, литературный критик  и педагог Стоюнин под словом мрак подразумевал не столько темноту ночи, сколько невежество и неграмотность крестьянских мальчиков, которые искренне верили в былички о нечистой силе. А вы согласны с его мнением?

№2    Проблемный вопрос

- Давайте сегодня на уроке поразмышляем  над проблемой  (на слайде)

-Чего же  больше в крестьянских детях: темного невежественного  или светлого жизнеутверждающего?

Прочитав дома очерк, вы познакомились с героями. Что вы можете о них сказать?

- Сколько их?  Как описывает Тургенев героев?

- Чтобы поговорить обо всех мальчиках,  как нам лучше построить работу?

Ответ учащихся:  разделиться на группы.

 - Верно, каждая группа будет рассказывать об одном из мальчиков.  Что вы будете говорить о них?

Ответ учащихся: как они выглядят, о чём говорят? Наверное, надо составить план сообщения, чтобы легче было подготовиться к ответу.

Составим  план: (слайд с планом) (Приложение)

 1.Внешность и манера поведения

2.Речь и особенности характера

3. Отношение  И. С. Тургенева к своему герою

4.Чего же  больше в крестьянских детях: темного невежественного  или светлого жизнеутверждающего.

- Что нужно сделать, чтобы работать по этому плану?

1) Распределить задания . 2) Работая в группе, составьте  связный рассказ по плану?  

В результате у вас должна получиться характеристика литературного героя.

- Что вам нужно сделать, чтобы  выполнить задания ? Запишите план работы в тетрадь.

     1) Перечитать текст

  1. Выбрать необходимое  о каждом из мальчиков
  2. Найти в тексте предложения, которые даны в раздатках, о каждом из мальчиков, закончив высказывание о  внешности ребят  (Приложение)
  3. Ответить на 4 вопрос
  4.  Написать синквейн о каждом из мальчиков

Правила синквейна в приложении

Синквейн ( слайд с синквейном) (Приложение)

          1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

         В ходе выполнения работы не забывайте, что  ваш ответ будет оцениваться  вашими товарищами

Вспомните  критерии оценки.

Критерии оценки  (на слайде) (Приложение)

     1) Полнота характеристики

2)Связанность речи

3)Грамотность речи

    4)Слаженность ответа

По ходу обсуждения мы будем заполнять таблицу, в которой будем записывать ключевые слова, характеризующие каждого из ребят. (на слайде) (Приложение)

Мальчики

            Светлое

Тёмное

Павлуша

Ильюша

Костя

Федя

Ваня

- Сколько нужно времени, чтобы подготовить ответы на вопросы плана и составить синквейн? 15минут

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕКСТУ В ГРУППАХ

Представлять героев предлагаю в следующем порядке: Павлуша, Ильюша, Костя, Федя, Ваня.

    №3  Обсуждение по группам Учитель ходит по классу, наблюдая за работой учащихся, помогает в случае необходимости; напоминает о том, чтобы они не забывали оценивать работу друг друга

Обсуждение закончилось, давайте поговорим о героях.

    -  Представьте тихую росистую летнюю ночь, рядом плещется река, потрескивают дрова в костре, неподалёку фыркают лошади и щиплют траву. Тихо, уютно. У костра лежат крестьянские дети и, коротая время, рассказывают страшные истории.(Слайд. У костра..)

А) Выступление 1 группы о Павлуше. ( слайд Рисунок Павлуши)

-  Ребята, какое мнение у вас сложилось о Павлуше? Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

« У Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов»

Павлуша самый заботливый (следил за котелком. В котором варилась картошка, ходил за водой), смелый (не побоялся волков, успокаивал ребят, объясняя причины странных звуков), сильный, умный.

Тёмным можно считать в Павлуше то, что иногда поддаётся суеверию: голос утонувшего Васи из воды заставляет задуматься и пугает : « Своей судьбы не минуешь». Возмущается он и всей «нечистью»: «И зачем эта погань в свете развелась?»

В основном же в Павле  светлое,  жизнеутверждающее одерживает победу над тёмным: в каждой истории он пытается разобраться сам. Все (3) истории он рассказывает как очевидец. Он не боится всего того, что так пугает всех остальных мальчишек, оттого что чаще всего знает, что это такое. Он старательно пытается разобраться в том, чего не понимает (голос из бучила). Стремительно мчится за волками. «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него».

Добавляет учитель. Его любят собаки, а они-то чувствуют хорошего человека. «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».

Итак,  Что же мы запишем о Павлуше в таблицу?  ( ключевые слова) ?

(Отвечают те, кто слушал, учащиеся из других групп).

Суеверен, но смел, любознателен  и заботлив.           Как вы оценили ответ ребят?

      Б) Выступление 2 группы  про Ильюшу (Слайд. Рисунок Ильюши) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

«Лицо Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он, словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет». 

Тёмное в Ильюше заключается в том, что он верит всем россказням, не пытается даже объяснить их, как Павлуша. Только одна история произошла с ним самим. Все остальные истории он пересказывает, веря, «что всё так было». Он все страшилки запоминает, слушая взрослых, и с интересом рассказывает потом ребятам. Он живёт в народных поверьях. Это его мир.  

Светлым в Ильюше является то, что у него хорошая память. Он интересно рассказывает свои истории,  к тому же искренне жалеет тех, с кем эти истории происходят. Ильюша смиренен, он не обращает внимания на высокомерное отношение к нему Феди.Итак, что же вы можете, исходя из наблюдений, сказать о внутреннем мире Ильюши?Добавляет учитель.  Заботится он и о Павлуше, который идёт за водой, не боясь водяных.  Любознательный, добрый и искренний мальчик 

Итак,  Что же мы запишем о Ильюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп). Тёмное. Всему верит, не разбираясь. Светлое. Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен.                                Как вы оценили ответ ребят?

        В) Выступление 3 группы о Косте (слайд с рисунком Кости) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

«Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно»  У него писклявый голос. Костя трусишка. «Не праведная ли это душа улетела на небо?» - Костя вздрогнул.

Тёмное в Косте то, что он труслив, запуган тяжёлой жизнью. Он не знает никаких страшных историй и только слушает ребят. Внутренний мир его беден. По словам Тургенева, на языке его не было слов, чтобы сказать то, что его волнует.

Светлого в нём много. Например, рассказывая о том, как утонул Вася, он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами :

«Уж какой же мальчик был! и-их, какой мальчик был!,  «Вернись, мой светик! ох, вернись, соколик!». Играл на бережку; … а только уж одна Васина шапонька по воде плывет». 

В его душе есть сострадание к чужой беде. Он добрый. Наверное, сам намучился от жестокости окружающих. Зато Костя любознателен: его интересует всё, о чём говорят ребята.

Итог. Не просто было говорить о Косте, но к какому выводу мы можем прийти , анализируя поведение этого мальчика?

Добавляет учитель. Он жалок, но если бы его больше любили, дали бы возможность учиться, кормили, (вон он какой худенький, тщедушный) он не боялся бы так всего окружающего, был бы более смелым и уверенным в себе.

Итак,  Что же мы запишем о Косте в таблицу?  (Отвечают учащиеся из других групп).

Тёмное. Труслив, запуган, речь не развита. Добр, умеет сострадать, любознателен

-  Как вы оценили ответ ребят?

№5 Физминутка. Давайте встанем, немного разомнёмся, все вместе потянемся к солнышку, к свету, о котором говорили. Улыбнулись, посмотрели друг на друга, похлопали в ладоши, глубоко вдохнули, выдохнули

       Г) Выступление 4 группа про Федю? (слайд с рисунком Феди) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

«Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские»

Федя лежал, опершись на локоть, раскинув полы своего армяка. По отношению к Ильюше у него покровительствующий, насмешливый тон: «Ну, слушаем», он перебивает разговор, но ведёт себя, как запевало.

Тёмное в Феде то, что он высокомерный, подчёркивает своё превосходство выходца из богатой семьи. Насмешлив, перебивает Ильюшу, когда тот рассказывает былички.

Светлым является то, что он, хоть и богатый, но пошёл в ночное, не спит всю ночь, терпит голод, холод, общается с бедными ребятами, обо всём у них спрашивает, любознателен.  Его умение вести себя с крестьянскими мальчишками говорит о том, что он чувствует людей: С Ваней он говорит ласково, С Павлушей уважительно.

Добавляет учитель. Рассказывать что-либо считает унизительным, а скорее не знает подобных историй.

Итак,  Что же мы запишем о Феде в таблицу?  (Отвечают учащиеся из других групп).

Тёмное. Высокомерный. Светлое: сильный, терпеливый, любознательный мальчика

- Как вы оценили ответ ребят?

       Д) Выступление 5 группы про Ваню (слайд с рисунком Вани) Выступает вся группа, каждый говорит по своему пункту плана.

«Ваня лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Слушая былички ребят, Ваня не вмешивается в их разговоры, но чувствует, что творится вокруг. Когда Павлуша побежал на лай собак, Ваня выбрался из-под  рогожки. Когда мальчики замолкают, переживая услышанное, Ваня вдруг закричал:
— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!

Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.

С любовью Ваня относится и к сестре. Он отказывается от гостинца, предложенного Федей  ради сестрёнки, хотя сам голоден, да ещё к тому же и младше её. «Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая». Да и Федя, хоть и высокомерен, с Ваней говорит ласково, есть за что его уважать.

Итак, Ваня самый светлый персонаж в очерке. Он как маленький ангелочек, внимательно наблюдающий за миром.

Итак,  Что же мы запишем о Ванюше в таблицу? (Отвечают учащиеся из других групп).

 Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим.     Как вы оценили ответ ребят?

- Давайте проверим заполнение вами таблицы ( слайд с заполненной таблицей)

Мальчики

            Светлое

Тёмное

Павлуша

Смел, добр, любознателен, заботлив; тонко чувствует красоту природы и знает приметы

Суеверен

Ильюша

Хорошая память, развита речь, добр, заботлив, смиренен

Всему верит, не разбираясь

Костя

Добр, умеет сострадать, любознателен.

Труслив, запуган, речь не развита.

Федя

Сильный, терпеливый, любознательный мальчик

Высокомерный. Мало знает

Ваня

Добрый, смелый, светлый. Уважителен к старшим

 Я благодарю всех вас, ребята, за то, что вы так подробно познакомили нас с героями очерка И. С. Тургенева и смогли увидеть в них столько доброго и светлого.

№4  Вернёмся к проблемному вопросу урока  

- Теперь предлагаю вернуться к спору  литературоведов 19 века, о котором мы говорили в начале урока.

-Как вы думаете, что, по мнению И. С. Тургенева, побеждает в очерке, свет или мрак? Не торопитесь отвечать, а вспомните, чем заканчивается очерк.

-Да, рассказ заканчивается гибелью Павлуши.  ( слайд с Павлушей) Но раз такой светлый человек погибает, то по Тургеневу, выходит, что мрак побеждает?

Предполагаемый ответ. Я думаю, что Тургенев верил во всякие приметы, он думал, что «своей судьбы не минуешь». Но о смерти Павлуши автор говорит с сожалением: «Жаль, славный был парень!»

-Можно ли предположить, что Тургенев на 1-й план выставляет невежество, безграмотность детей и что он смеётся над их суеверием?

Предполагаемый ответ. Пусть даже Тургенев  и был суеверным, но он от всей души любит этих крестьянских мальчиков, поэтому в очерке побеждает свет. ( слайд с утром)

Слова учителя.

-Да, Тургенев действительно сочувствовал этим детям. В подтверждение мысли можно привести слова исследователя творчества Тургенева Якушкина: «С любовью рисует И. С. Тургенев в рассказе « Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой»

Итог урока

- Какая цель стояла перед нами? Ответили ли мы на проблемный вопрос урока?

 – Что было интересным?

  -  А какую цель вы ставили для себя?  Кто достиг своей цели? Поделитесь.

- Как оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте себе оценки в тетради, я их соберу.

    А мне понравилось, ребята, как вы сегодня работали. Чувствуется, что вы вместе с автором полюбили крестьянских ребятишек – своих сверстников, сумели увидеть в каждом доброе и светлое. Как бы хотелось, чтобы и в жизни вы видели только светлое во всех людях, которые вас окружают

Домашнее задание (слайд) Написать сочинение-эссе «Кого из мальчиков я хотел бы видеть своим товарищем и почему?»  Нарисовать рисунки мальчиков в соответствии с вашими представлениями о светлом и тёмном в них.

Приложение (5экземпляров)

  1. Незаконченные предложения с характеристикой одного из мальчиков. Раздаются группам вместе с планом –характеристикой, таблицей, синквейном.
  1. « У Павлуши, волосы были…, …, глаза…., скулы…, лицо ….
  2. «Лицо Ильюши, было … оно выражало …………….       …;
  3. «Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим …. и….взором; глаза, казалось, хотели что-то …
  4. Федя был …. мальчик, с…. и …., ….. чертами лица,  ….  …. волосами, … глазами и   …, …. улыбкой.
  5. «Ваня лежал на земле, … прикорнув под угловатую рогожу. — Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на … звездочки, — что… !

2. План-характеристика

1.Внешность и манера поведения

2.Речь и особенности характера

3. Отношение  И. С. Тургенева к своему герою

4.Чего же  больше в крестьянских детях: темного невежественного  или светлого жизнеутверждающего.

3. Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  4. Критерии оценки 

    1) Полнота характеристики

2)Связанность речи

3)Грамотность речи

    4)Слаженность ответа

                                       

 5.   Таблица

Мальчики

            Светлое

Тёмное

Павлуша

Ильюша

Костя

Федя

Ваня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....