КТП уроков русской литературы в 7 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Тип урока | Содержание учебного материала | Виды работ | Результаты образования | Способы и нормы оценки достижения результатов | Учебно-метод. и информационное обеспечение | |
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | Комбин-ный | Слово учителя об изображении человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Лекция, беседа, работа с книгой, | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа | - | ||||
Устное народное творчество | ||||||||||
Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях | 1 | Комбин-ный | О предании как поэтической автобиографии народа. Исторические события в преданиях | Лекция, беседа, работа с книгой, | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | - | ||||
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | 1 | Комбин-ный | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда. | Лекция, беседа, работа с книгой, | - Работа по анализу текста | Видео запись былины | ||||
Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка, своеобразие былины. «Калевала»-карело-финский эпос. | 1 | Урок изложения нов. мат. | Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи. Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка, своеобразие былины. «Калевала»-карело-финский эпос. | Ответы на вопросы | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин. | |||||
Пословицы и поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | 1 | Урок изложения нов. мат. | Пословицы и поговорки народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. | Лекция, беседа, работа с книгой, Творч. работа по пословице | Знать: образную природу словесного искусства. | Пословицы и поговорки и их значения | ||||
Древнерусская литература | ||||||||||
. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге | 1 | Комбин-ный | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать: основы христианской морали Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст.
| Индивидуальная творческая работа | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл. | |||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | 1 | Комбин-ный | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать: основы христианской морали Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст. | |||||
Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1 . Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. | 1 | Урок развития речи | Работа по подготовке к сочинению | - Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением | .Уметь самостоятельно делать выводы , строить рассуждения на нравственно-этические темы | Индивидуальная творческая работа | Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, думаем, спорим» | |||
Литература XVIII века | ||||||||||
М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской 1науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению | 1 | Урок изложения нов. мат. | М. В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Чтение наизусть произведения | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, думаем, спорим» | |||
Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | 1 | Комбин-ный | Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание _ | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | |||||
Русская литература XIX века | ||||||||||
А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению | 1 | Комбин-ный | А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению | Подготовка презентации Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: самостоятельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | ||||
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы | 1 | Комбин-ный | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы | Лекция, беседа, работа с книгой, проблемные задания | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Чтение наизусть произведения | ||||
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов | 1 | Комбин-ный | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов | Индив-ые сообщения | Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: самостоя тельно делать вы воды, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Работа по анализу текста | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | 1 | Комбин-ный Развития речи | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина» | Аналитическая беседа, проблемные вопросы Самостоятельная работа над сочинением | - Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. | Работа по анализу текста | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). | |||
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | 1 | Комбин-ный | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести | Знание текста повести Сочинение | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). | |||||
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | 1 | Комбин-ный | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы | Лекция, беседа , проблемные задания | Знать: содержание поэмы; нравственную проблем тику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению Уметь: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. Обучение выразительному чтению | |||||
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора | 1 | Урок изложения нов. мат. | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича...». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. | Подготовка презентации Творческое задание | Работа по анализу текста | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, думаем, спорим» | ||||
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению | 1 | Комбин-ный | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. | Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Обучение выразительному чтению | Чтение наизусть произведения | ||||
Контрольная работа по творчс ству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование) | 1 | Урок-контроль знаний | Контрольная работа | Самостоятельная работа над заданиями | Индивидуальная контрольная работа | |||||
Н. В. Гоголь. Слово о писате ле. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик I Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность | боевому товариществу и подвигам во имя родной земли | 1 | Урок изложения нов. мат. | Н. В. Гоголь. Слово о писате ле. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик I Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность | боевому товариществу и подвигам во имя родной земли | Индив. сообщения Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое | 1 | Комбин-ный | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое | Лекция ,беседа,работа скнигой,знание текста | Работа по анализу образа героя произведения | |||||
Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя „Тарас Бульба"». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба")» | | 1 | Развитие речи | | Работа по подготовке к сочинению | Самостоятельная работа над сочинением | Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. | Индивидуальная творческая работа | ||||
И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | 1 | Комбин-ный | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | Аналитическая беседа, проблемные вопросы Пересказ текста | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, думаем, спорим» | |||
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | 1 | Развития речи | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе | Аналитическая беседа, проблемные вопросы Выразит. чтение стих-ия наизусть | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический Текст, выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. | Чтение наизусть произведения | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, думаем, спорим» | |||
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | Урок изложения нов. мат. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Подготовка презентации Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Обучение выразительному чтению | Работа по анализу текста | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению | 1 | Комбин-ный | Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Чтение наизусть произведения | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). | |||
А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | 1 | Комбин-ный | А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | Аналитическая беседа, Творческое задание | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику, уметь делать выводы по прочитанному | Работа по анализу текста | ||||
М. Е. Салтыков -Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности | 1 | Комбин-ный | М. Е. Салтыков -Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Проблемные индивидуальные задания | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста, вопросы и задания | - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» | 1 | Комбин-ный | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина» | Творческое задание | Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных мира сего | Работа по анализу текста | М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. (М., 2000). Аудио запись сказок | |||
Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова- Щедрина» | 1 | Урок-игра | Литературный ринг-игра | Творческое задание анализ эпизода | Знать: нравственную проблематик упроизведений; владеть различными видами пересказа, Уметь: сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | |||||
Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | 1 | Урок изложения нов. мат. | Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста | - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | 1 | Комбин-ный | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | Проблемные индивидуальные задания | Работа по анализу текста, образа главного героя | |||||
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | 1 | Урок изложения нов. мат. | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику, уметь делать выводы по прочитанному | Работа по анализу текста | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
И. А, Бунин, «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н„ Толстого и И, А. Бунина» | 1 | Комбин-ный | И. А, Бунин, «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина — прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «„Золотая пора детства" в произведениях Л. Н„ Толстого и И, А. Бунина» | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание | Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. | Работа по анализу текста, проблемные задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
А. П. Ч е х о в. Слово о писателе» «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа | 1 | Комбин-ный | А. П. Ч е х о в. Слово о писателе» «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Аналитическая беседа по произведению | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | 1 | Комбин-ный | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире | Проблемные индивидуальные задания Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Работа по анализу текста, проблемные задания | |||||
Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» | 1 | Комбин-ный | Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику | Работа по анализу текста, проблемные задания | |||||
Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | 1 | Комбин-ный | Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | Проблемные индивидуальные задания | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику | Аналитическая беседа по произведению | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о и. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Б у н и н. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века | 1 | Комбин-ный Урок-концерт | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Т о л с т о и. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И. А. Б у н и н. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века | Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. . | Чтение наизусть произведения | Аудио запись произведений | |||
Литература XX века | ||||||||||
М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | 1 | Комбин-ный | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Изображение быта и характеров | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста, проблемные задания | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | 1 | Комбин-ный | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | Аналитическая беседа, Творческое задание | ||||||
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя | 1 | Урок-практикум | Обучение анализу эпизода | Проблемные индивидуальные задания | Уметь: выбрать жанр, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Индивидуальная творческая работа | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | 1 | Комбин-ный | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | Проблемные индивидуальные задания | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику | Анализ образа | ||||
В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Урок изложения нов. мат. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. Обучение выразительному чтению | вопросы и задания | Аудио запись произведений Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | 1 | Комбин-ный | Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и \ тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм ] и сочувствие ко всему | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. . Обучение выразительному чтению | вопросы и задания | ||||
Л. Н. А н д р е е в. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и * бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения \ | 1 | Комбин-ный Урок | Сострадание и * бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику | Работа по анализу текста, проблемные задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку ! | 1 | Урок изложения нов. мат. | «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Портрет, иллюстрации к произведениям | ||||
А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова | 1 | Комбин-ный | А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова | Проблемные индивидуальные задания | вопросы и задания | |||||
Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | 1 | Развитие речи | Работа по подготовке к сочинению | Аналитическая беседа Самостоятельная работа над сочинением | Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать на писанное. | Индивидуальная творческая работа | ||||
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | . Обучение выразительному чтению | Чтение наизусть произведения | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения | 1 | Урок - контроль | Контрольная работа. | Контрольное задание: анализ эпизода | контрольная работа | |||||
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | 1 | Комбин-ный Урок-концерт | Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др. | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Индивидуальная творческая работа | Аудио запись произведений | |||
Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «0 чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» | 1 | Урок изложения нов. мат. | Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «0 чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, Уметь: выделять смысловые части художественного текста, | Работа по анализу текста, проблемные задания | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | ||||
Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | 1 | Комбин-ный | Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | вопросы и задания | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | 1 | Комбин-ный Урок-концерт | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. . Обучение выразительному чтению | Чтение наизусть произведения | ||||
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | . Обучение выразительному чтению | Аудио запись произведений | ||||
Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику | Работа по анализу текста, проблемные задания | Портрет, иллюстрации к произведениям | |||
М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и * грустное в рассказах писателя | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и * грустное в рассказах писателя | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста Творческое задание | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь:сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | вопросы и задания | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .лит.7 кл | |||
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности | 1 | Урок-концерт | Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, времени и вечности | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Чтение наизусть произведения | Аудио запись произведений | |||
Зарубежная литература | ||||||||||
Из литературы народов России. Расул Гамзатов.» Опять за спиною родная земля…»,» Я вновь пришел сюда и сам не верю…». Особенности произведений поэта. | 1 | Комбин-ный | Из литературы народов России. Расул Гамзатов.» Опять за спиною родная земля…»,» Я вновь пришел сюда и сам не верю…». Особенности произведений поэта. | Выразительное чтение, аналитическая беседа, творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Чтение наизусть произведения | Аудио запись произведений | |||
Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса | 1 | Урок изложения нов. мат. | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Знать: нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, | Работа по анализу текста, проблемные задания | ||||
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | 1 | Комбин-ный Урок изложения нов. мат. | Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Портрет, иллюстрации к произведениям | ||||
Японские хокку (хайку). Особенности жанра | 1 | Комбин-ный | Японские хокку (хайку). Особенности жанра | Выразительное чтение, , творческое задание | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||||
Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | 1 | Комбин-ный | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри.. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви | Аналитическая беседа, Творческое задание | Знать: содержание рассказа; нравственную проблематику; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Работа по анализу текста, проблемные задания | ||||
Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра | 1 | Комбин-ный | Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра | Лекция ,беседа, работа с книгой, знание текста | вопросы и задания | |||||
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето | 1 | Комбин-ный | Обобщение изученного за год. Итоги года и задание на лето | Обобщить изученное | ||||||
Обобщение , подведение итогов | Комбин. |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2008).
Программа разработана для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в2ч. – М.:Просвещение, 2008.
План рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Срок реализации 2013-2014 учебный год
.
Цель изучения предмета литературы- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной лит-ры, ознакомление учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие
нравственные чувства.
Результатом обучения лит-ре является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои
суждения в процессе анализа.
Виды контроля:
-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
-итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося., теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление0; мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
-комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
-различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
-определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведений;
-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
-выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
-осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
Видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
-находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
-выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
-сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
-редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Список литературы:
Для учащихся:
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 7 класс: Учебник в2ч. – М.:Просвещение, 2008.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 7 класс: Дидактические материалы по литературе. – М.:Просвещение, 2006.
- Литература: 7 класс: Фонохрестоматия на CD-ROM/ Сост.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.:Просвещение, 2003.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2008.
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Коровина В.Я., Збарский И.С.. Коровин В.И. Литература6 7 класс: Методические советы. – М.: Прсвещение, 2008.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.
- Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2008.
- Турьянская Б.И. и д. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...
Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"
Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 11 класс.II полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....
Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
Русская литература 10 класс.I полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....