ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. «ГОРОД ПОЛУСУМАСШЕДШИХ».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО. «ГОРОД ПОЛУСУМАСШЕДШИХ».
ЦЕЛЬ: познакомиться с эпохой творчества Ф.М.Достоевского, с историей создания романа «Преступление и наказание»; показать, как создан образ тупика, в котором оказались герои; как изображаются писателем «униженные и оскорблённые»; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Оборудование: презентация слайдов.
Х о д у р о к а
1. Проверка домашнего задания.
3 группа (воспроизводящий уровень) – тест по биографии писателя, составленный учащимися 2-й группы (конструктивный уровень).
2-я группа – викторина по биографии.
1-я группа (творческий уровень) – задание: вы редактор издательства серии книг «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). Какие аргументы и факты биографии писателя вы бы привели, чтобы убедить редакционный совет издать книгу серии о Ф.М.Достоевском.
2. Объяснение нового материала.
- Смысл названия романа.
- Эпиграфы к уроку.
Эпиграфы:
В сегодняшнем мире… тревожный
набат Достоевского годит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
Ч. Айтматов
Толстой и Достоевский – два величайших
гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,
они обратили на Россию изумлённое внимание всей
Европы, и оба встали как равные в великие ряды людей,
чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гёте.
М. Горький
Он даёт мне больше, чем любой мыслитель.
Альберт Эйнштейн
Гениальность Достоевского неоспорима,
по силе изобразительности его талант равен,
быть может, только Шекспиру.
М. Горький
3. История создания романа «Преступление и наказание». –
Индивидуальное сообщение учащегося конструктивного уровня.
4. Вступительное слово учителя.
- Ф.М.Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него всё своё, очень отличное от других классиков русской литературы: открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретации, композиционное и словное выражение.
5. Беседа по первичному восприятию текста.
? – Что открыл этот роман для вас?
? - Чем он отличается от уже изученных произведений?
? - Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?
? – Современник Ф.М.Достоевского Н.М. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
? - Каково ваше отношение к героям романа?
6. Проверка домашнего задания для учащихся творческого уровня.
? – Кто, читая роман «Преступление и наказание», хотел бы, чтобы Раскольникова разоблачили? Давайте проголосуем. (Голосуют).
? - Как Ф.М. Достоевский добивается такого читательского слияния с героем?
7. Работа с текстом в форме беседы.
Есть в «Преступлении и наказании»
гениальные страницы. Роман, точно вылит,
так он строен. При ограниченном числе
действующих лиц кажется, что в нём тысячи
и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый
Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.
Много нагнетено «ужасов», до неестественности…
Но – силён, бес!
А. Фадеев
- Действительно, в романе более 90 персон, около 10 – центральные. В центре – один герой, который находится в центре действия.
? - На какой роман похож? Обратите внимание на название романа: «Преступление и наказание». Что в этом «И»? Какое произведение напоминает? Что в основе заглавия? («Отцы и дети)
? - Антитеза – или?
8. Определение жанра романа.
- Странный роман в жанровом отношении. Если судить по названию и сюжетному материалу – вроде бы детектив.
? - Всё ли соответствует жанру детектива? (Нет, если в детективе ищут преступника, то здесь преступник сразу известен, большая часть романа – разоблачение; из 6 частей только 1-я часть о подготовке и самом преступлении, остальные – наказание, но наказание необычное: не столько суд, сколько самонаказание, т.е. признание).
? - Каков же жанр романа?
Роман
- семейно-бытовой
- социально-психологический
- исторический
- философский
- роман-утопия
- роман воспитания
- любовный роман
- авантюрный роман
- роман-путешествие
? – Нам надо разобраться в чем причина преступления и каково наказание?
9. Петербург Достоевского.
- Место действия романа – Петербург. Тема Петербурга не нова в русской литературе.
? – У каких авторов Петербург как бы является действующим героем произведения?
- - А.С.Пушкин «Медный всадник» - «Люблю тебя, Петра творенье…»
- «Город пышный, город бедный…»
- В.Г.Белинский в письмах признавался, как ему ненавистен Питер, где тяжело и мучительно жить.
- Н.В.Гоголь «Петербургские повести» - Петербург – оборотень с двойным лицом, за парадным лицом скрыта бедная и убогая жизнь. Загадочный, таинственный, фантастический.
? – Каков же он у Достоевского?
? – Каким вы увидели этот город, бродя вместе с героем Раскольниковым?
? – Что автор выделяет в своём изображении?
? – Давайте вспомним, каким вообще может быть пейзаж в художественном произведении?
По объекту изображения
По функциональности
- необходимый для развития действия;
- необходимый для характеристики персонажа;
- лирический;
- вымышленный.
? – С какими видами пейзажей мы встречаемся в романе «Преступление и наказание»?
? – В какие моменты мы встречаемся в романе с пейзажем и как он раскрывает характер главного героя?
Пейзажи:
- ч.1 гл.1(«отвратительный и грустный колорит» городского дня»);
- ч. 2 гл.1 (повторение предыдущей картины);
- ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);
- ч.2 гл.6 (вечерний Петербург);
- ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
- ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Вывод.
- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас? Почему?
Сцены уличной жизни
- ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми);
- ч.2 гл.2 (сцена на Никольском мосту, удар бича и подаяние);
- ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту);
- ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны).
Вывод.
- Что такое интерьер? Какую роль он играет в романе «Преступление и наказание»
Интерьер (обстановка, место действия) раскрывает:
Предназначение интерьера:
- влияет на развитие действия;
- самоценный;
- вымышленный;
- для создания исторического колорита.
- Да, действительно, Петербург становится действующим лицом романа.
? – какое произведение русской литературы напомнил этот роман? ( «Медный всадник»).
? – Какова тема «Медного всадника»? (Петербург и «маленький человек»).
? – «Маленький ли человек» Раскольников?
Задание:
- Сделайте вывод по уроку и запишите его в тетрадь.
Домашнее задание.
- 3 группа (воспроизводящий уровень) – Сравнить истории семей Мармеладовых и Раскольниковых Что общего?
- 2 группа (конструктивный уровень) – Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия?
- 1 группа (творческий уровень) – вы преступления Раскольникова?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая человечности и гуманизму. Ч.Айтматов В Петербурге Достоевского
А.С.Пушкин: Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой стройный, строгий вид. Невы державное теченье, Береговой её гранит.
Человек есть тайна. Ф.М.Достоевский Он даёт мне больше, чем любой мыслитель … А.Эйнштейн Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобрази- тельности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький
А.С.Пушкин: Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно – бледный, Сказка, холод и гранит…
Петербург Достоевского Петербург Достоевского Пейзажи Сцены уличной жизни Интерьеры
Пейзаж природный городской деревенский Пейзаж по объекту изображения
Пейзаж о функциональности необходимый для развития действия; необходимый для характеристики персонажа; лирический; вымышленный.
Петербург Достоевского – «город, котором невозможно жить» Пейзажи: ч.1 гл.1(«отвратительный и грустный колорит» городского дня»); ч. 2 гл.1 (повторение предыдущей картины); ч.2 гл.2 («великолепная панорама Петербурга»); ч.2 гл.6 (вечерний Петербург); ч.4 гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4 гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).
Сцены уличной жизни: ч.1 гл.1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч.2 гл.2 (сцена на Никольском мосту, удар бича и подаяние); ч.2 гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту); ч.5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны).
Интерьер (обстановка, место действия) раскрывает: Интерьер социальный статус черты характера героя сферу интересов и взглядов
Предназначение интерьера : влияет на развитие действия; самоценный; вымышленный; для создания исторического колорита .
Интерьеры: ч.1 гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1 гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1 гл.2 и ч.2 гл.7 (комната – «проходной угол» Мармеладовых); ч.4 гл.3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4 гл.4 (комната – «сарай» Сони.
Петербург Достоевского Петербург Раскольникова (тема духоты, жары) Петербург Свидригайлова (тема воды, мокроты) Тема зла, преступления, стихия греха Предельное внешнее сближение (тема тесноты, петербургские углы) Предельное внутреннее разобщение
Домашнее задание: 3 группа (воспроизводящий уровень) – Сравнить истории семей Мармеладовых и Раскольниковых Что общего? 2 группа (конструктивный уровень) – Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти противоречия? 1 группа (творческий уровень) – вы преступления Раскольникова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
В презентации представлена таблица, где по-разному описывают Петербург Пушкин, Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...
Урок по литературе в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
урок литературы в 10 классе " Петербург Достоевского"...
«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок-путешествие с элементами исследовательской работы с текстом....
Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке. За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...
Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...
Петербург Достоевского (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
В материале говорится об образе города-хищника, уродующего жизни бедных людей, толкающего их на преступления....