Открытое внеклассное мероприятие по литературе 19 века
план-конспект урока по литературе на тему
Мероприятие по литературе погружает участников в 19 век, с его понятиями, обычаями и лексикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие по литературе.
Цель урока: повторить основные понятия литературы; привить любовь к литературе.
Ведущий: Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю русского быта. Для чего? Вспомните роман «Евгений Онегин» изображая день своего столичного героя, А.С. Пушкин пишет:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар…
Что такое боливар? Что надел Онегин? А у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Бородино» есть такие строчки:
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками…
А если мы хоть чуточку лучше будем знать отечественную историю, то станем разбираться в родной литературе. Тогда нам станет понятно, что боливар – это модная шляпа необычайной величины, не сняв которую трудно было пройти в узкую дверь, а уланы с пёстрыми значками – это лёгкая кавалерия с пиками, увенчанными цветными флажками, чтобы отличать отдельные уланские полки.
Смысл многих слов скрыт от нас завесой времени, а нам хочется приоткрыть её. Ведь читая произведения классиков, мы часто наталкиваемся на забытые слова, но как много они могут сказать нам! В этом вы непременно убедитесь во время сегодняшней игры. Но для начала давайте послушаем название команд и познакомимся с командирами. Отлично, а теперь перейдём к нашим заданиям. Отвечать нужно как можно быстрее.
1 раунд
1.Назовите автора данного афоризма
Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)
2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:
Футбол Баскетбол Спорт (английский)
3. Что обозначают в русском языке следующие заимствованные слова:
Дебаты – обсуждение.
Инновация – нововведение.
Консилиум – совещание врачей.
Менталитет – склад ума.
4. Блиц-конкурс (отвечают сразу)
1)Назовите грамматическую основу в следующих предложениях:
А) Встречающие вышли на перрон.
Б) На улице сыро.
В) Думаю о тебе всегда.
Г) Жить – Родине служить.
Д) Свобода – это осознанная необходимость.
Е) Рассвело.
2) Конкурс на смекалку.
Вам открыть секрет придётся,
Кто умён, тот разберётся.
Найдите в отдельных словах ответ на поставленный вопрос.
• Какой цветок вручили чемпиону? (пион)
• Как называется блюдо, которое приготовила Стряпуха? (уха)
• Куда забросили хомут? (омут)
• Как называется водный поток, у которого растёт гречка? (речка)
• На кого напали москиты? (кита)
• Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости?
2 раунд
1. Почему популярную головоломку для развития пространственного воображения у детей , изобретенную в 1975 г. преподавателем архитектуры из Будапешта назвали кубиком Рубика? (фамилия преподавателя Эрне Рубик)
2. Какая пословица сравнивает определенную единицу языка с мелкой зерноядной птицей? (слово не воробей, вылетит - не поймаешь)
3. Сколько фразеологизмов со словом «вода» в данном стихотворении В. Суслова?
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода»,
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало « воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь трубы пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди «как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал ,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай»
Работать впустую! Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
(8 фразеологизмов)
4. «Черный ящик» В этом ящике находится фрукт, который в русской пословице говорит о своем родстве. (яблоко)
5 . Вашему вниманию сценка, которая является импровизацией из современной действительности. Ваша задача: запомнить максимальное количество жаргонизмов. В данной сценке их около 20, назовите 15 в течение минуты
1 девушка: Хай, подружка!
2 девушка: Привет! Классно выглядишь! Ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь – стильная герла.
1 девушка: Это мой стилист постарался. Я такой салон отыскала! Супер-класс!
2 девушка: Где?
1 девушка: Знаешь. Возле нашего хоума паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю: в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе секьюрити, в холле дизайн супер-модный, римейки самые клевые звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка, сходи, не пожалеешь.
2 девушка: Нет, Женя, я туда не пойду.
3 раунд
- Черный ящик. В этом ящике предмет сделан из пластмассы , название которого многозначное слово, имеющее сходство по строению с небольшим зверьком (мышка)
2. Персидский ученый визирь Сахиб (он жил в середине 10 в.), будучи государственным деятелем и воином, большую часть жизни проводил в седле, вместе с собой в походы он снаряжал караван из 400 верблюдов. На этих верблюдах он перевозил свое хобби т.е.вещи без которых не мог жить. Что он перевозил на этих верблюдах? (книги)
3. Вашему вниманию представляются портреты великих русских писателей. Задание состоит в том, назвать фамилии писателей.
1. Достоевский Ф.М.
2. Крылов И.А.
3. Тургенев И.С.
4. Островский А.Н.
4. Вы пришли в гости, принесли цветы и подарок. Как правильно их нужно преподнести по этикету. Как именинник должен поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде или в красивой упаковке. Именинник должен обязательно раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)
4 раунд
«Родство»
Вопросы
- Кого называли мамкой в XIX веке?
- Мать
- Кормилицу
- Воспитательницу
Комментарий: мать называли матушкой, а вот кормилиц мамками.
«Возраст»
- Вспомните главу «Едрёно» из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Сколько было лет парню, за которого сватали девушку Аннушку?
- 10
- 12
- 14
- Няню пушкинской Татьяны из романа «Евгений Онегин» рано выдали замуж, а жених её Ваня был ещё моложе. Сколько лет было невесте?
- 12
- 13
- 14
Комментарий: по законам 19в. 13-летний возраст невесты допускался, однако жених должен быть не моложе 15 лет. Столь ранний возраст браков объяснялся тем, что средняя продолжительность жизни в 18-19вв. была невелика: у мужчин – 30 лет, у женщин – 32 года.
«Мера веса».
Вопросы:
1.В «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевский пишет: «…Письмо было большое, плотное, в два лота; два большие почтовые листа были мелко-намелко исписаны». Сколько весило письмо в два лота?
- 3 грамма
- 13 граммов
- 26 граммов
2.В романе «Война и мир» Л.Н.Толстого читаем, что в тяжёлые времена в Павлоградском полку «растягивали последние сухари: выдавали только полфунта на человека». Сколько граммов получал каждый солдат?
- 50 граммов
- 100 граммов
- 200 граммов
«Деньги и ценные бумаги»
Вопросы:
1.Акакий Акакиевич, герой гоголевской «Шинели», «имел обыкновение со всякого истраченного рубля откладывать по грошу в небольшой ящик». Сколько копеек откладывал герой?
- 2 копейки
- 1 копейку
- Полкопейки.
2.В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина у Маши Мироновой, по образному определению её матери Василисы Егоровны, приданого «частый гребень, да веник, да алтын денег ,(простит Бог!), с чем в баню сходить». Много ли денег было у Маши Мироновой?
- 3 копейки
- 5 копеек
- 50 копеек
«Армия»
Вопросы:
1.Что означало в 19 веке выражение «брить лбы»?
- Отдавать в солдаты
- Делать причёску
- Сбривать волосы спереди
КОММЕНТАРИЙ
При медицинском осмотре председатель присутствия выкрикивал: «Лоб» или «Затылок». Годным к воинской службе брили лбы, а негодным сбривали затылок. Считалось, что бритый лоб скрыть невозможно.
2.Какую форму носили гусары?
- Кивер, ментик, доломан, рейтузы, сапоги.
- Шинель, мундир, штаны, головной убор, сапоги
- Папаха из чёрного меха, мундир, сапоги.
«Финал».
«Длина».
Вопросы:
1.Можно ли считать преувеличением фразу в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина о росте царевича Гвидона: «Сына Бог им дал в аршин»? обоснуйте свой ответ. (Это преувеличение,т.к. аршин равен 71 см, а рост новорождённого редко превышал 55 см.)
2.Имение Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина находилось в трёх верстах от города. Учителя приходили к Митрофанушке пешком. Какой путь проделывали учителя? (Верста равна 1,06км. Их путь составлял более 6 км.)
«Помещики и крестьяне».
Вопросы:
- В дворянских имениях служили сенные девушки. Чем они занимались? (Такое название произошло не от слова «сено», а от слова «сени». Это были горничные, которые в ожидании поручения барина обычно находились в сенях. В обиходе их грубо называли девками.)
- Когда Евгений Онегин вступил во владение дядиным имением, то…
Ярём он барщины старинной
Оброком лёгким заменил;
И раб судьбу благословил.
Что для крестьянина легче: барщина или оброк? Облегчил ли Онегин участь крестьян? ( Да, облегчил. Отбывая барщину, крестьянин собственными орудиями труда обрабатывал помещичью землю бесплатно 3 дня в неделю. А оброк, как налог – часть заработка отдавал помещику.)
«Одежда».
- В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин пишет, что на комендантше Василисе Егоровне и на императрице Екатерине 2 были надеты душегрейки. Опишите этот предмет женской одежды. (Душегрейка – короткая тёплая кофта, обычно без рукавов.)
- Николая Ростова, героя романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, мы нередко видим в венгерке. Опишите этот наряд. (Венгерка – расшитая спереди шнурами, зауженная в талии и отделанная мехом куртка; заимствована у венгерских гусар.)
«Еда».
Вопросы:
- «Кушай, Ваня, тюрю, молочка-то нет…» - строки из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что это за блюдо – тюря? (Тюря – хлебное крошево в квасе или солёной воде).
- «Чичиков выпил бутылку кислых щей» - читаем мы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Как вы думаете, писатель ничего не перепутал? (Нет. Кислые щи – напиток, шипучий квас, который бродил так, что его можно было держать только в очень тёмной бутылке.)
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция по литературе "Литературные открытия поэтов Серебряного века
Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятел...
Презентация - Изобретения и открытия н. 20 века. 9 класс.
В презентации показаны изобретения , открытия и улучшенные образцы механизмов и приборов, использовавшихся людьми в начале 20 века....
Презентация - Изобретения и открытия в 17 веке. История. 7 класс.
В данной презентации говорится об изобретениях и открытиях в 17 веке. Изменениях в вооруженных силах стран З. Европы, вооружениях того времени....
Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема игры: «Великие географические открытия 15-16 веков».
Интеллектуальная игра предназначена для внеклассных мероприятий. Можно провести на уроках географии....
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»
Анализ открытого урока литературы в 6Б классе на тему «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А. Блок, С.А. Есенин)»...
К уроку по теме "Научные открытия 19-20 века"
Данный материал предназначен для урока английского языка по учебнику Spotlight 8....
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...