Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе
статья по литературе на тему
Небольшая статья и презентация, которые были представлены на конференции "Московские методические чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antipova_igra_kak_sredstvo.doc | 51 КБ |
igra_kak_sredstvo_povysheniya_interesa.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе
Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит.
Ханс Георг Гадамер
К сожалению, в последнее время Интернет и телевидение вытесняют книги, и, как следствие, наблюдается снижение читательского интереса. С этой проблемой сталкиваются педагоги не только в 10-11 классах: часто учеников пугает объем произведений, но и в 5 классах. И поэтому задача учителя литературы – заинтересовать учащихся, доказать им необходимость личного знакомства с литературным произведением.
Как это можно сделать?
В этом нам на помощь приходят игровые технологии.
Функции игры
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Но мы должны понимать, что каждый урок быть игрой не может, так как необходимо, чтобы игра соответствовала учебно-воспитательным целям и задачам урока.
Виды игр:
- ролевые игры (инсценировка);
- КВН;
- путешествие;
- урок-соревнование;
- урок-конкурс и др.
Также можно использовать игры, в основе которых лежат телевизионные шоу:
- «Звездный час»;
- «Кто хочет стать миллионером»;
- «Самый умный»;
- «Своя игра» и др.
Примеры использования игры на уроках и внеклассных мероприятиях
Урок-соревнование
Тема: «Басни И.А. Крылова» (фрагмент урока, 8 класс).
Данный фрагмент урока может использоваться и в 5 классе, если изменить ряд заданий.
Цель: проверить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи: развитие читательского интереса, формирование умения работать в команде, развитие внимания, памяти, логического мышления.
Подготовка: учащиеся в качестве домашнего задания должны прочитать как можно больше басен (список раздается учащимся заранее).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
2. Знатоки теории литературы | Дайте определение понятиям: сатира, юмор, басня, мораль, «эзопов язык», аллегория, афоризм, фразеологизм, олицетворение, метафора. | |
3. Угадайте басню по ее морали | 1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2. Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я даже видел то вчера: Что Климыч на руку нечист, все это знают; Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. 3. Случается нередко нам И труд, и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. 4. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. 5. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. 6. Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. | «Ворона и Лисица» «Зеркало и Обезьяна» «Ларчик» «Лебедь, Щука и Рак» «Мартышка и очки» «Свинья под дубом» |
4. Знатоки басен | Назовите как можно больше басен, в которых встречаются: 1 команда – лиса 2 команда – медведь | |
5. Знатоки аллегорий | Аллегориями чего или кого являются такие образы: стрекоза, муравей, ворона, лисица, волк, ягненок, свинья, заяц, осел, мартышка. | |
6. Блиц-опрос | 1. Какое количество очков использовала мартышка? 2. Кто сказал Стрекозе: «Ты все пела?» 3. На кого лаяла Моська? 4. Кто так и не смог втроем сдвинуть воз? 5. Назовите участников квартета. 6. Что означает фразеологизм «ходить на задних лапках»? | Полдюжины Муравей Слон Мартышка, Осел, Козел, Медведь Угодничать, прислуживаться |
«Своя игра»
Тема: «В мире сказок» (5 класс).
Цель: проверить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи: развитие читательского интереса, формирование умения работать в команде, развитие внимания, памяти.
Подготовка: учащиеся в качестве домашнего задания должны прочитать как можно больше сказок (список раздается учащимся заранее).
Описание игры: все учащиеся класса делятся на три команды. На доске создается поле:
Герои волшебных сказок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сказочные злодеи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Волшебные предметы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В данном случае оно разделяется на три тематические области. Команда выбирает тему и номер вопроса, соответствующий уровню его сложности. За каждый правильный ответ учащиеся получают то количество баллов, которое заявлено в номере вопроса.
«Карта сокровищ»
В качестве внеклассного мероприятия (например, в рамках недели русского языка и литературы) можно использовать культурологическую игру «Карта сокровищ», в которой могут соревноваться как разные классы (с 5 по 11) , так и команды одного класса или параллелей.
Описание игры: каждой команде выдается карта, на ней отмечены станции, которые необходимо пройти. На станциях учащимся задаются вопросы (от 3 до 5) разного уровня сложности. За правильные ответы начисляются баллы. Выигрывает та команда, которая, пройдя все станции, наберет большее количество баллов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра - основной элемент нашей жизни. Неизвестный автор Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры. Готфрид Вильгельм Лейбниц Игра привлекает игрока, вовлекает его и держит. Ханс Георг Гадамер
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы: 1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Герои волшебных сказок 1 2 3 4 5 Сказочные злодеи 1 2 3 4 5 Волшебные предметы 1 2 3 4 5
Чтобы стать женой принца, она потеряла туфельку .
Его нельзя убить, потому что он спрятал свою смерть в яйце .
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Угадайте басню по ее морали 1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 2. Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. «Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» 4. Знатоки басен Назовите как можно больше басен, в которых встречаются: 1 команда – лиса 2 команда – медведь 5. Пантомима Изобразите животных ( стрекоза, муравей, ворона, лисица, волк, ягненок, свинья, заяц, осел, мартышка) , аллегорией чего или кого они являются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"
В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....
Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.
Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...
Игра как средство повышения интереса к русскому языку
Зачет по теме " Имя числительное" . Систематизация знаний о сложной части речи - имени числительном.Внеклассная работа по русскому языку. Игра как средство повышения интереса к русскому языку....
Урок – игра как средство повышения интереса к предмету.
Урок – игра как средство повышения интереса к предмету....
Сообщение на методическом объединении учителей русского языка по теме "Роль игры как средства повышения мотвации учащихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы"
Предназначено для учителей русского языка, работающих с учащимися ОВЗ (ЗПР)....
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам русского языка и литературы"...