КОС по дисциплине БД.02 Литература
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Контрольно-оценочные средства по ФГОС СПО для дисциплины БД.02 Литература включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме  выполнения самостоятельных работ, практических и проектных заданий, рубежного контроля, дифференцированного зачёта в 1 и 2 семестрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kos_bd.02_literatura.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Литература.                  

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме[1] выполнения лабораторных и практических работ, практических и проектных заданий, тестирования.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме  выполнения самостоятельных работ, практических и проектных заданий, рубежного контроля, дифференцированного зачёта в 1 и 2 семестрах.

КОС разработаны КОС разработаны:

в  соответствии  с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, приказ от 9 марта 2004г.№1312.(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010г.№889,  03.06.20111№1994, от 01.02.2012г.№74)

и на основе программы учебной дисциплины «Литература», утверждённой на заседании Методического совета колледжа

Протокол №         1         от « 30  »          08           2013 г.  

Председатель Методического совета ГОУ СПО НГТК  _______/С.В.Рыленко/

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)[2]

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи;                                                          
  • определять род и жанр произведения, выявлять авторскую позицию; сопоставлять литературные произведения;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

знать/понимать:

  • содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

оценка по результатам тестирования

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

оценка по результатам тестирования;

экспертная оценка выполнения индивидуальных проектных заданий

Защита проектного задания (зачёт)

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

оценка по результатам тестирования;

экспертная оценка выполнения индивидуальных проектных заданий

Защита проектного задания (зачёт)

У4. Определять род и жанр произведения.

оценка по результатам тестирования

Тестирование (зачёт)

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

экспертная оценка выполнения индивидуальных проектных заданий

Защита проектного задания (зачёт)

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

оценка по результатам чтения наизусть

У7. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

оценка по результатам выполнения задания

Защита проектного задания (зачёт)

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

оценка по результатам тестирования

Тестирование (зачёт)

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

экспертная оценка выполнения индивидуальных проектных заданий

Защита проектного задания (зачёт)

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

оценка по результатам тестирования

Тестирование (зачёт)

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.

Содержание

учебного материала

по программе УД

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

З1

З2

З3

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

тест

Раздел 1.ЛИТЕРАТУРА Х1Х века. Русская литература первой половины 19 века.

Раздел 1.

Тема 1.1.Литературная борьба. Романтизм.

сюжетный план

сюжетный план

сообщение

тест

сюжетный план

устный опрос по теме

устный опрос по теме

Тема 1.2. А.С.Пушкин.

сообщение

сообщение

устный опрос по теме

чтение наизусть

тест

устный опрос по теме

тест

Раздел1 Тема 1.3.

М.Ю.Лермонтов

устный опрос по теме

чтение наизусть

устный опрос по теме

конспект

Раздел1 Тема 1.4.

 Н.В.Гоголь.

устный опрос по теме

устный опрос по теме

эссэ

устный опрос по теме

тест

тест

Раздел 2. Тема 2.1             Культурно-историческое развитие России середины Х1Х века. А.Н.Островский «Гроза».

устный опрос по теме

устный опрос по теме

сочинение-рассуждение

сочинение-характеристика

устный опрос по теме

устный опрос по теме

тест

Раздел 2. Тема 2.2.

И.А.Гончаров «Обломов».

конспект

устный опрос по теме

конспект

Раздел 2. Тема 2.3.

И.С.Тургенев «Отцы и дети».

проект

устный опрос по теме

сочинение-характеристика

устный опрос по теме

устный опрос по теме

тест

Раздел 2. Тема 2.4.                 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет,,      

 А. К.Толстой.   

конспект

устный ответ

тест

чтение наизусть

СР

конспект

Раздел 2. Тема 2.5                Н.А.Некрасов.

конспект

сообщение

сообщение

сообщение

проект

чтение наизусть

устный ответ

доклад

сообщение

Раздел 2. Тема 2.6              Н.С.Лесков «Очарованный странник».

СР

проект

сообщение

конспект

Раздел 2. Тема 2.7         М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».

устный ответ

устный ответ

СР

устный ответ

СР

сообщение

тест

Раздел 2. Тема 2.8     Ф.М.Достоевский.

устный ответ

сообщение

сообщение

устный ответ

устный ответ

выразительное чтение эпизода

сочинение-характеристика

СР

анализ эпизода

тест

Раздел 2. Тема 2.9               Л.Н.Толстой.

устный ответ

сообщение

сообщение

устный ответ

устный ответ

выразительное чтение эпизода

сочинение-характеристика

анализ эпизода

тест

Раздел 2. Тема 2.10         А.П.Чехов.

доклад

СР

сообщение

анализ произведения

СР

Раздел 3. Тема 3.1.

Русская литература на рубеже веков.

сообщение

тест

Раздел 3. Тема 3.2.

И.А.Бунин.

чтение наизусть

проект

тест

Раздел 3. Тема 3.3              А.И.Куприн.

проект (презентация)

устный ответ

тест

устный ответ

Раздел 4. Тема 4.1.

Поэзия начала ХХ века.

сообщение

сообщение

Раздел 4. Тема 4.2

М.Горький.

устный ответ

тест

тест

Раздел 4.Тема 4.3                 А.А.Блок.

проект (презентация)

устный ответ

чтение наизусть

устный ответ

Раздел 5. Тема 5.1.

Литература 20-х годов (обзор).

конспект

СР

конспект

Раздел 5. Тема 5.2.

В.В.Маяковский.

чтение наизусть

СР

СР

устный ответ

устный ответ

чтение наизусть

Раздел 5. Тема 5.3.

С.А.Есенин.

проект

СР

СР

чтение наизусть

чтение наизусть

Раздел 6. Тема 6.1              Литература 30-40 гг.

конспект

СР

сообщение

Раздел 6. Тема 6.2.         М.И.Цветаева.

проект

СР

проект

чтение наизусть

чтение наизусть

чтение наизусть

Раздел 6.Тема 6.3

О.Э.Мандельштам.

проект

СР

чтение наизусть

чтение наизусть

Раздел 6Тема 6.4            А.П.Платонов.

конспект

чтение произведения

устный опрос

Раздел 7Тема 7.1

Поэзия 60-х гг. Н.М.Рубцов, Р.Гамзатов.

проект

СР

чтение наизусть

Раздел 8 Тема 8.1.

 А.И.Солженицын.

проект

СР

СР

тест

Раздел 8. Тема 8.2             «Деревенская проза».В.М.Шукшин.

исследовательский проект

СР

выразительное чтение

тест

Раздел 9. Тема 9.1

Русская литература последних лет ХХ века. Драматургия.

конспект

СР

СР

устный ответ

Раздел 9. Тема 9.2

Историческая тема в советской литературе.

конспект

СР

устный ответ

Итоговый урок. Зачет.

Вопросы для зачёта

5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.

Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

З1

З2

З3

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

В-1

 Раздел 1. Тема 1.1 Литературная борьба. Романтизм.

В-2

В-2

В-2

Раздел1 Тема 1.2.

 А.С.Пушкин.

В-4

В-3

В-4

В-3

В-4

Раздел1 Тема 1.3.

М.Ю.Лермонтов.

В-6

В-6

В-5

В-5

В-5

Раздел1 Тема 1.4.

 Н.В.Гоголь.

В-7

В-8

В-7

В-7

В-9

Раздел 2. Тема 2.1             Культурно-историческое развитие России середины Х1Х века. А.Н.Островский «Гроза»

В-12

В-12

В-10

В-12

Раздел 2. Тема 2.2.

И.А.Гончаров «Обломов»

В-16

В-16

В-16

Раздел 2. Тема 2.3.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

В-17

В-17

В-17

В-18

В-1

В-18

В-17

В-17

В-18

Раздел 2. Тема 2.4.                 Ф.И.Тютчев,А.А.Фет,А.К.Толстой.  

В-13

В-13

В-13

В-13

В-13

В-14

Раздел 2. Тема 2.5                Н.А.Некрасов

В-19

В-19

В-20

В-20

В-19

В-20

В-19

В-20

В-19

В-19

Раздел 2. Тема 2.6              Н.С.Лесков «Очарованный странник»

тест

тест

Раздел 2. Тема 2.7         М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»

В-15

В-15

В-15

В-15

Раздел 2. Тема 2.8     Ф.М.Достоевский

В-21

В-22

В-23

В-22

В-22

В-21

В-22

В-23

В-21

В-22

В-23

В-24

Раздел 2. Тема 2.9               Л.Н.Толстой

В-26

В-27

В-28

В-25

В-28

Раздел 2. Тема 2.10         А.П.Чехов

В-30

В-30

В-30

В-30

В-30

В-30

В-30

В-29

 Раздел 3. Тема 3.1.

Русская литература на рубеже веков.

В-29

В-43

В-44

В-43

В-44

Раздел 3. Тема 3.2.

И.А.Бунин

В-39

В-39

В-39

Раздел 3. Тема 3.3              А.И.Куприн

тест

тест

Раздел 4. Тема 4.1.

Поэзия начала ХХ века

Раздел 4. Тема 4.2

М.Горький

В-32

В-33

В-32

В-33

В-33

В-33

В-33

В-31

Раздел 4.Тема 4.3                 А.А.Блок

Раздел 5. Тема 5.1.

Литература 20-х годов (обзор).

Раздел 5. Тема 5.2.

В.В.Маяковский

В-38

В-38

В-38

Раздел 5. Тема 5.3.

С.А.Есенин

В-37

В-37

В-36

В-37

В-37

Раздел 6. Тема 6.1              Литература 30-40 гг.

В-41

В-44

В-45

В-44

В-45

В-41

В-45

Раздел 6. Тема 6.2.         М.И.Цветаева

В-42

В-42

В-42

Раздел 6.Тема 6.3

О.Э.Мандельштам

В-40

В-40

В-40

Раздел 6. Тема 6.4            А.П.Платонов

Раздел 7. Тема 7.1

Поэзия 60-х гг. Н.М.Рубцов.Р.Гамзатов

В-50

В-50

Раздел 8 Тема 8.1.

 А.И.Солженицын

В-48

В-48

В-48

В-48

Раздел 8. Тема 8.2             «Деревенская проза».В.М.Шукшин

Раздел 9. Тема 9.1

Русская литература последних лет ХХ века. Драматургия.

тест

Раздел 9Тема 9.2

Историческая тема в советской литературе

В-46

В-47

В-46

В-47

Итоговый урок. Зачет.

6. Структура контрольного задания

6.1. Текущий контроль[3]

Текущий контроль проводится в следующих формах:

- оценка устного опроса (индивидуального, фронтального);

- оценка сюжетного (цитатного, тематического и др.) плана;

- оценка по результатам тестирования;

- оценка проекта;

- оценка выполнения самостоятельной работы;

-оценка конспекта, реферата, сообщения

6.1.1. Устный опрос по теме:  Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

6.1.1.1. Текст задания: ответьте на вопросы по содержанию изученного материала:

-Дайте характеристику особенностям русской литературы 1 половины ХХ века по плану:

а) самобытность;

б) художественное совершенство и высокая идейность русской литературы, её связь с русским освободительным движением;

в) патриотизм;

г) гуманизм;

д) народность;

е) критический реализм как основное направление в русской литературе ХIХ века.

- Охарактеризуйте периоды русской литературы первой половины XIX в.

6.1.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _____-____ мин.;

выполнение ___ часа ___ мин.;

оформление и сдача___5-7__ мин.;

всего______ часа____15__ мин.

6.1.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                          

Развернутость ответа

Балл

У4. Определять род и жанр произведения.

Подготовка презентации

Балл

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию

Подготовка сообщения

Балл

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Сообщение

Балл

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Развернутость ответа

Балл

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Глубокое знание материала; отчет-ливое и свободное владение термино-логией; знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомен-дованной литературой; логически корректное и убедительное изложение ответа.

5

отлично

Знание узловых моментов содержа-ния материала; в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа.

4

хорошо

Фрагментарные, поверхностные знания материала; затруднения с использованием терминологии учебной дисциплины; неполное знакомство с рекомендованной литературой; стремление логически определенно и последовательно изложить ответ.

3

удовлетворительно

Незнание либо отрывочное представление материала.

2

неудовлетворительно

6.1.2. Сюжетный (цитатный, тематический и др.) план.

6.1.2.1. Текст задания: На основе самостоятельного чтения баллады В.А. Жуковского «Светлана» составьте сюжетный план.

Образец плана:

  1. Гадание.
  2. Светлана «молчалива и грустна».
  3. Причина грусти-тоски по «милому».
  4. Гадание Светланы.
  5. Появление в полночь «милого».
  6. Приглашение венчаться.
  7. Поездка зимней ночью.
  8. Одна зимней ночью в поле.
  9. В хижине с мертвецом.
  10. Молитвы.
  11. Голубок.
  12. Спасение.
  13. Пробуждение.
  14. Милый друг.
  15. Венчание.

6.1.2.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _____-____ мин.;

выполнение ___ часа _30 мин.;

оформление и сдача___мин.;

всего______ часа____30__ мин.

6.1.2.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Соответствие плана сюжету

Балл

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Краткость плана

Балл

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Соответствие плана сюжету

Балл

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Соответствие плана сюжету

Балл

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Соответствие плана сюжету

Балл

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Соответствие плана сюжету

Балл

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Полнота плана

Балл

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Глубокое осмысление произведения, знание сюжета и понимание мысли автора.

5

отлично

Знание узловых моментов содержа-ния текста; в целом логически корректные, но не всегда точные формулировки пунктов плана в соответствии с замыслом автора.

4

хорошо

Фрагментарные, поверхностные представления о замысле автора; затруднения с формулировкой пунктов плана; отсутствие стремления логически определенно и последовательно выстроить план.

3

удовлетворительно

Незнание сюжета либо отрывочное представление материала.

2

неудовлетворительно

6.1.3. Оценка выполнения самостоятельной работы. Характеристика героя произведения.

6.1.3.1. Текст задания: Составить характеристику Катерины, главной героини пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Характеристика Катерины (по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Образец).

Катерина – жена Тихона и невестка Кабанихи. 
    Образ К. выражает сильный характер, просыпающуюся личность в патриархальных условиях. Автор раскрывает истоки характера героини в рассказе К. о своей жизни в девичестве. В этом рассказе рисуются идеальный патриархальный мир. Главное в нем – огромное чувство взаимной любви. 
    В девическом мире К. были те же порядки, что и в мире Кабанихи. Просто в родительском доме К. занимала положение любимой дочери, а в доме Кабанихи – подчиненной невестки. Именно поэтому в ее прошлой жизни не было места принуждению и насилию. Гармония патриархальной семейной жизни – нравственный идеал К. Этой гармонии она не находит в доме своего мужа: «Да здесь все как будто из-под неволи». К. отдали замуж юной, судьбу ее решила семья. Тогда она воспринимала это естественно, ведь таков обычай. К. готова подчиняться, но подчиняться с уважением и любовью. Попав к Кабановым, она видит, что уважать и любить ей здесь некого. Со временем в душе К. рождается новое отношение к миру и к себе: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…» Оно проявляется в ее самостоятельном выборе - любви к Борису. Но эту проснувшуюся любовь религиозная К. воспринимает как страшный грех. Поэтому К. всячески сопротивляется своему чувству, но ей не хватает сил и поддержки: «точно я стою над пропастью…, а удержаться мне не за что». Религиозность К. усиливается по мере нарастания ее душевной грозы. Героиня чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, связанным с ее «грешной» любовью: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». После своей измены мужу К. кается всенародно в своем грехе без надежды на понимание и прощение. Именно полное отсутствие надежды толкает героиню на еще более тяжкий грех – самоубийство. Полная невозможность примирить свою любовь к Борису с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, куда ее заточила Кабаниха, убивает К.

6.1.3.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _____-____ мин.;

выполнение _1 часа  10 мин.;

оформление и сдача 20_мин.;

всего__1__ часа___30__ мин.

6.1.3.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1. Воспроизводить содержание литературного произведения.

Полнота характеристики в соответствии с сюжетом

Балл

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в работе и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

У4. Определять род и жанр произведения.

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в работе и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Полнота освещения образа в характеристике

Балл

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в работе и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Глубокое осмысление произведения, знание сюжета и понимание мысли автора.

5

отлично

Знание узловых моментов содержа-ния текста; в целом логически корректные, но не всегда точные выводы в соответствии с замыслом автора.

4

хорошо

Фрагментарные, поверхностные представления о замысле автора; затруднения с формулировкой выводов; отсутствие стремления логически определенно и последовательно выстроить характеристику.

3

удовлетворительно

Незнание сюжета либо отрывочное представление материала.

2

неудовлетворительно

6.1.4. Оценка конспекта, реферата, сообщения.

6.1.4.1. Текст задания: Составить конспект литературно-критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка произведения, его темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя. Часто носит публицистический характер (наряду с разбором произведения рассматривются общественные проблемы, поднятые писателем).

Как работать над статьёй:

  1. В какое время написана статья?
  2. Каковы взгляды автора, основные критерии оценки, которыми он пользуется, какое свойство художественной  литературы выдвигает на первый план?
  3. Во имя чего была написана статья, какие цели и задачи поставил критик?
  4. Какими приёмами толкования текста он пользуется?
  5. Как доказывает свою точку зрения, как делает выводы и обобщения, с кем полемизирует? Культура полемики.
  6. Какие ещё написаны статьи об этом произведении? Какова точка зрения авторов?
  7. Какие мысли и чувства стремится пробудить критик у читателя?
  8. Как выражается личное отношение автора статьи к прочитанному?
  9. Как вы относитесь к оценкам критика? Используйте для доказательства текст художественного произведения.

План конспекта (образец).

  1. Заслуга А.Н.Островского.
  2. Отличительные свойства характера Катерины.
  3. Оценка “темного царства”.
  4. Выводы, к которым приходит критик.

Содержание конспекта (образец).

Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. 
Внимательно соображая совокупность его произведений, мы находим, что чутье истинных потребностей и стремлений русской жизни никогда не оставляло его; оно иногда и не показывалось на первый взгляд, но всегда находилось в корне его произведений. 

Требование права, уважение личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве литературных произведений; но в них большею частию дело не проведено жизненным, практическим образом, почувствована отвлеченная, философская сторона вопроса и из нее все выведено, указывается право, а оставляется без внимания реальная возможность. У Островского не то: у него вы находите не только нравственную, но и житейскую экономическую сторону вопроса, а в этом-то и сущность дела. У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божиим благословением», и как безответность людей перед ним определяется материальною от него зависимостью. Мало того, вы видите, как эта материальная сторона во всех житейских отношениях господствует над отвлеченною и как люди, лишенные материального обеспечения, мало ценят отвлеченные права и даже теряют ясное сознание о них. В самом деле — сытый человек может рассуждать хладнокровно и умно, следует ли ему есть такое-то кушанье; но голодный рвется к пище, где ни завидит ее и какова бы она ни была. Это явление, повторяющееся во всех сферах общественной жизни, хорошо замечено и понято Островским, и его пьесы яснее всяких рассуждений показывают, как система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная самодурством, прививается и к тем самым, которые от него страдают; как они, если мало-мальски сохраняют в себе остатки энергии, стараются употребить ее на приобретение возможности жить самостоятельно и уже не разбирают при этом ни средств, ни прав. 

У Островского на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву; оба они жалки вам, нередко оба смешны, но не на них непосредственно обращается чувство, возбуждаемое в вас пьесою. Вы видите, что их положение господствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказывают достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. Сами самодуры, против которых естественно должно возмущаться ваше чувство, по внимательном рассмотрении оказываются более достойны сожаления, нежели вашей злости: они и добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие. 

Таким образом, борьба, совершается в пьесах Островского не в монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними. Посторонние лица имеют резон своего появления и оказываются даже необходимы для полноты пьесы. Недеятельные участники жизненной драмы, по-видимому занятые только своим делом каждый,— имеют часто одним своим существованием такое влияние на ход дела, что его ничем и отразить нельзя. Сколько горячих идей, сколько обширных планов, сколько восторженных порывов рушится при одном взгляде на равнодушную, прозаическую толпу, с презрительным индифферентизмом проходящую мимо нас! Сколько чистых и добрых чувств замирает в нас из боязни, чтобы не быть осмеянным и поруганным этой толпой. А с другой стороны, и сколько преступлений, сколько порывов произвола и насилия останавливается пред решением этой толпы, всегда как будто равнодушной и податливой, но, в сущности, весьма неуступчивой в том, что раз ею признано. Поэтому чрезвычайно важно для нас знать, каковы понятия этой толпы о добре и зле, что у ней считается за истину и что за ложь. Этим определяется наш взгляд на положение, в каком находятся главные лица пьесы, а, следовательно, и степень нашего участия к ним. 

Катерина до конца водится своей натурой, а не заданными решениями, потому что для решений ей бы надо было иметь логические, твердые основания, а между тем все начала, которые ей даны для теоретических рассуждений, решительно противны ее натуральным влечениям. Оттого она не только не принимает геройских поз и не произносит изречений, доказывающих твердость характера, а даже напротив — является в виде слабой женщины, не умеющей противиться своим влечениям, и старается оправдывать тот героизм, какой проявляется в ее поступках. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного. Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Мысль о горечи жизни, какую надо будет терпеть, до того терзает Катерину, что повергает ее в какое-то полугорячечное состояние. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Она вскрикивает: «А поймают меня да воротят домой насильно!.. Скорей, скорей...» И дело кончено: она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!.. 

Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее. 

Конец этот кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу. 

Добролюбов поставил Островского очень высоко, находя, что он очень полно и многосторонне умел изобразить существенные стороны и требования русской жизни. Одни авторы брали частные явления, временные, внешние требования общества и изображали их с большим или меньшим успехом. Другие авторы брали более внутреннюю сторону жизни, но ограничивались очень тесным кругом и подмечали такие явления, которые далеко не имели общенародного значения. Дело Островского гораздо плодотворнее: он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество, которых голос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего развития. 

6.1.4.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _____-__30__ мин.;

выполнение _2 часа  30 мин.;

оформление и сдача 2_мин.;

всего__2__ часа___30__ мин.

6.1.4.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Отражение в конспекте

Балл

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в работе и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Полнота освещения в конспекте

Балл

У4. Определять род и жанр произведения.

Полнота освещения  в конспекте

Балл

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в конспекте и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Полнота освещения в конспекте

Балл

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Полнота освещения

в конспекте

Балл

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Полнота освещения

в конспекте

Балл

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Полнота освещения

в конспекте

Балл

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Понимание сюжета произведения и умение отразить в конспекте и объяснить связь с проблематикой произведения

Балл

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии ответа

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Глубокое осмысление произведения, знание сюжета и понимание мысли автора.

5

отлично

Знание узловых моментов содержа-ния текста; в целом логически корректные, но не всегда точные выводы в соответствии с замыслом автора.

4

хорошо

Фрагментарные, поверхностные представления о замысле автора; затруднения с формулировкой выводов; отсутствие стремления логически определенно и последовательно выстроить характеристику.

3

удовлетворительно

Незнание сюжета либо отрывочное представление материала, неумение понять позицию автора и сформулировать выводы.

2

неудовлетворительно

6.1.5 Тематический контроль

Тематический контроль осуществляется после изучения раздела или темы и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Тематический контроль проводится в виде опроса в тестовой форме.

6.1.5.1 Тестовые задания по разделу 2. Тема 2.3. Жизнь и творчество И.С. Тургенева."Отцы и дети".

6.1.5.2 Текст задания: В задании может быть только один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни. Развернутая  биография какого  персонажа не включена в роман "Отцы и дети"?

а) Павел Петрович;

б) Фенечка;  

в) Матвей Ильич Колязин;

г) А. С. Одинцова.

2. Завязка романа состоит в сцене:

а) спор Базарова с Павлом Петровичем; 

б) встреча Базарова с Одинцовой на балу; 

в) дуэль Базарова и Павла Петровича;       

г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в первый  раз.

3. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?

а) дворянство;

б) мещанство;

в) разночинцы;

г) крестьянство.

4. Чей это портрет: " Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи"?

а) Дуняша;  

б) Фенечка;  

в) Катя Одинцова;

г) Кукшина.

5. Как вы понимаете термин "нигилизм"?

6.  О ком из героев романа говорится: "Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света"?

а) Авдотья Кукшина;

б) Арина Власьевна Базарова;  

в) Фенечка;

г) Катя Одинцова.

7.  Кто и кому дал такую характеристику: "Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич"?

а) Базаров -  Павлу Петровичу;

б) Базаров – Ситникову;

в) Базаров – Аркадию;

г) Ситников - Аркадию.

8. С кем из героев, по мнению Тургенева, не хочется говорить о любви?

а) с Базаровым;

б) с Кукшиной;

в) с Одинцовой;

г) с Аркадием.

9. Почему Базаров ведет себя развязно в гостинице у Одинцовой?

а) он презирает ее;

б) этим он прикрывает свое смущение;

в) хочет показать Аркадию свое отношение к женщинам вообще.

10. Из-за чего погиб Базаров?

а) заразился тифом;

б) погиб на дуэли;

в) застрелился.

Ключи к заданиям:

1-в

2-г

3-в

4-в

5-отрицание

6-б

7-в

8-б

9-б

10-а

6.1.5.3 Время на подготовку и выполнение:

подготовка _________ мин.;

выполнение ___ часа ___15__ мин.;

оформление и сдача_____ мин.;

всего______ часа___15___ мин.

6.1.5.4 Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У4. Определять род и жанр произведения.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

У7. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Правильный выбор из нескольких предложенных вариантов

Балл

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100 (9-10)

5

отлично

80 ÷ 89 (8)

4

хорошо

7-0 ÷ 79 (7)

3

удовлетворительно

менее 70 (6 и менее)

2

неудовлетворительно

6.1.6  Проектное задание.

6.1.6.1  Текст задания: создать презентацию по творчеству М.И.Цветаевой.

Рекомендации:
1. Содержание презентации должно быть четко структурировано (стройность и логичность изложения материала).

2. Наличие титульного листа обязательно.

3. Изложение материала должно быть кратким, но достаточным для понимания его сути.

4. Слайды должны содержать минимум текстовой информации (не меньше 18 кегля).
5. Единство оформления (шрифт, цветовая гамма, фон).

6. Дизайн презентации (отсутствие ярких тонов, сочетание цвета шрифта и фона, целесообразность использования анимации).

7. Не стоит заполнять слайд слишком большим объемом информации: человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. 

8. Обязателен список источников в конце презентации.

 

6.1.6.2  Время на подготовку и выполнение:

подготовка _________ мин.;

выполнение __2_ часа _____ мин.;

оформление и сдача_____ мин.;

всего___2_ часа______ мин.

 

6.1.6.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Структурирование информации.

Балл (отметка)

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Полнота, точность, актуальность информации.

Балл (отметка)

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Обоснованные выводы.

Соответствующие эпохе и жанру иллюстрации.

Балл (отметка)

У4. Определять род и жанр произведения.

Обоснованные выводы.

Балл (отметка)

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Выводы, основанные на данных проекта.

Балл (отметка)

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Логическое изложение слайдов.

Балл (отметка)

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Хорошее написание текста, структурирование материала.

Балл (отметка)

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Структурирование информации.

Балл (отметка)

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Соответствие выбранных иллюстраций периоду жизни и творчества писателя.

Балл (отметка)

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Выводы, основанные на данных проекта.

Балл (отметка)

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии оценки проектного задания

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Проектное задание выполнено самостоятельно и творчески:

- интересно изложены факты;

- использованы подходящие к ситуации иллюстрации;

- композиция презентации соответствует замыслу;

- выполнены все требования в плане цвета, стиля, содержания, оформления;

- соблюдены  все литературные нормы современного русского языка

5

отлично

Проектное задание выполнено самостоятельно, но допущены небольшие отклонения в оформлении (перегрузка цветов, анимацией и др.)

4

хорошо

Проектное задание выполнено частично самостоятельно, но с ошибками

- не везде уместно использованы иллюстрации;

- есть нарушения  требований (отсутствие списка источников, титульного слайда);

- есть нарушение орфографических норм русского литературного языка.

3

удовлетворительно

Проектное задание не выполнено.

2

неудовлетворительно

6.1.7. Исследовательский проект.

6.1.7.1 Текст задания. Особенности речи героев в рассказах В.М. Шукшина.

Образец (отрывок).

Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина — богатство живой разговорной речи с ее разнообразными индивидуальными и социальными оттенками. Герои Шукшина — спорщики, опытные говоруны, владеющие множеством интонаций, умеющие к месту вставить поговорку, пощеголять «ученым» словцом, а то и яростно выругаться. В их языке — конгломерат газетных штампов, просторечных выражений и вкраплений городского жаргона. Частые в их речи междометия, риторические вопросы и восклицания придают разговору повышенную эмоциональность.

Именно язык — главное средство создания характеров Глеба Капустина и Вроньки Пупкова.  Например, речь Глеба насыщена книжными словами и оборотами («лежать на орбите», «на данном этапе»); несвойственными устной речи канцеляризмами («в какой области выявляете себя?» вместо «кем работаете?»).

Комическую окраску речи Глеба придают постоянные ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины («стратегическая философия», «общеобразовательные кандидаты»).

Рядом с этими элементами в языке Капустина — сильнейшая разговорная струя: поговорки, присказки, сравнения. Сочетание разнородного производит комический эффект. Но в обвинительной речи Глеба в адрес «кандидата» отсутствуют ошибки, и от комической окраски не остается и следа. Глеб дает своей обвинительной речью образец идеологической проработки: будто подражая газетным образцам, он перестает слышать «кандидата», закрепляя свою победу обвинением оппонента в незнании и непонимании народа и издевательскими призывами к скромности.

6.1.7. 2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка _________ мин.;

выполнение __20_ часов _____ мин.;

оформление и сдача_____ мин.;

всего___20_ часов______ мин.

 

6.1.7.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Структурирование информации.

Балл (отметка)

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Полнота, точность, актуальность информации.

Балл (отметка)

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Обоснованные выводы.

Балл (отметка)

У4. Определять род и жанр произведения.

Обоснованные выводы.

Балл (отметка)

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Выводы, основанные на данных проекта.

Балл (отметка)

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Логическое изложение выводов.

Балл (отметка)

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Хорошее написание текста, структурирование материала.

Балл (отметка)

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Структурирование информации.

Балл (отметка)

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Соотнесение художественного материала с жизнью и творчеством писателя.

Балл (отметка)

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Выводы, основанные на данных проекта.

Балл (отметка)

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии оценки проектного задания

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Проектное задание выполнено самостоятельно и творчески:

- проанализирована достаточная часть литературных источников;

- сделаны глубокие интересные выводы по теме проекта;

- соблюдены  все литературные нормы современного русского языка

5

отлично

Проектное задание выполнено самостоятельно, но выводы сделаны по 1-2 литературным источникам.

4

хорошо

Проектное задание выполнено частично самостоятельно:

- не везде присутствует  хороший анализ произведения;

- не сделаны выводы и обобщения по теме проекта;

- есть нарушение орфографических норм русского литературного языка.

3

удовлетворительно

Проектное задание не выполнено.

2

неудовлетворительно

6.2. Промежуточный         контроль

6.2.1. Дифференцированный зачёт

6.2.1.1. Вопросы для устного зачёта:

1. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере  1-2 стихотворений по выбору студента).

2. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).

3. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).

4. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?

5. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).

6. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
7. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

8. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
9. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

10. А.Н. Островский – «Колумб Замоскворечья».

11. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

12. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

13. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).

14. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).

15. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).

16. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»).

17. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

18. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

19. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).

20. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

21. Ф.М. Достоевский. Биография. Ф.М. Достоевский в Кузнецке.

22. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

23.Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

24. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

25. Л.Н. Толстой. Биография, этапы творчества.

26. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

27. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
28. Истинный и ложный патриотизм в романе ЛО.Н. Толстого «Война и мир» (на примере 2-3 героев).

29. А.П. Чехов. Раннее творчество.

30. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?

31. А.М. Горький. Биография, этапы творчества.

32. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
33. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

34. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 1–2 стихотворений по выбору студента).

35. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 1-2 стихотворений по выбору студента).
36. С.А. Есенин. Биография, этапы творчества.

37.Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).
38. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору студента).

39. И.А. Бунин. Биография, творчество.

40. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).

41. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору студента).

42. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).

43. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).

44. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

45. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

46. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору студента).

47. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
48. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

49. Литература периода Великой Отечественной войны (на примере 1-2 произведений по выбору студента)

50. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору студента).

6.2.1.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ___30_ мин.;

выполнение ___ час _____ мин.;

оформление и сдача_15____ мин.;

всего___ часа_45_____ мин.

6.2.1.3 Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У1.Воспроизводить содержание литературного произведения.

Хорошее знание текста художественного произведения.

Балл (отметка)

У2.Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественная деталь) анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы, умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 

Балл (отметка)

У3.Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы, соотносить произведение с литературным направлением эпохи.                                                        

Достоверность излагаемого материала. Хорошее знание текста художественного произведения.

Балл (отметка)

У4. Определять род и жанр произведения.

Умение анализировать содержание и форму художественных произведений. 

Балл (отметка)

У5. Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию.

Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова.

Балл (отметка)

У6. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Умение воспринимать художественное произведение как факт искусства слова.

Балл (отметка)

У7.Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Аргументированность, логичность и композиционная стройность ответа.

Балл (отметка)

З1.   Содержание изученных литературных произведений; основные теоретико-литературные понятия.

Достаточный интеллектуально-культурный и научно-теоретический уровень ответа.

Балл (отметка)

З2. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.

Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития литературы. 

Балл (отметка)

З3. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Грамотная, богатая, точная и выразительная речь.

Балл (отметка)

Шкала оценки образовательных достижений

Критерии оценки проектного задания

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

Исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и других литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком

5

отлично

Ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний.

4

хорошо

Ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть. 

3

удовлетворительно

Ответ показал незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы.  

2

неудовлетворительно

6.5. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

6.5.1.Основные источники:

1. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.В. и др. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/Г.А. Обернихина,  А.Г Антонова, И.В. Вольнова и др.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-384 с., с илл.

2. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.В. и др. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/Г.А. Обернихина,  А.Г Антонова, И.В. Вольнова и др.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-400 с., с илл.

3. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.В. и др. Литература: практикум : учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Г.А. Обернихина,  А.Г Антонова, И.В. Вольнова и др.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-352 с., с илл.

6.5.2 Дополнительные источники:

1. Щербинина И.В.. Тесты на уроках литературы.10-11 кл./ И.В.Щербинина -М.:Дрофа, 20081.

2. Обернихина Г.А. Литература: книга для преподавателя : методическое пособие / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка; под ред. Г.А. Обернихиной.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 176с.

3. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  Просвещение, 2008

4. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

5. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX века. 10 класс, Литература XX века. В 2-х частях/В.И. Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «Русское слово». 2008

6.5.3 Интернет – источники:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________.


[1] Зачет, дифференцированный зачет, экзамен.

[3] Задания могут представлять собой перечни вопросов, задания  на установление соответствия, сравнение, анализ, ситуационные задания (задачи, кейсы),  задания на лабораторную (расчетно-графическую и т.п.) работу, сценарии деловой (ролевой) игры и т.д.. В зависимости от этого может изменяться форма их представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты входного контроля по дисциплинам "Русский язык", "Литература".

Данные тесты помогают проверить знания учащихся по предметам "Русский язык", "Литература", так как содержат темы, изучаемые на протяжении всего учебного года (9класс)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 02. «ЛИТЕРАТУРА»

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература» для специальностей среднего профессионального образования.Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ 02.ЛИТЕРАТУРА для 10,11 класса

                                  Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...

Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине БД.02 Литература

Учебно-методическое  пособие по дисциплине БД.02 Литература (1 СЕМЕСТР) для студентов 1 курса колледжа позволит качественно  подготовиться к любому занятию по дисциплине, пополнить и провери...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочие программы по учебным дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Родная литература" для обучающихся I курса по специальностям 13.02.01"Тепловые электрические станции",13.02.03 "Электрические станции, сети и системы"

Рабочая программа для обучающихся I курса по специальностей "ТЭС", "ЭССиС",  предназначена для изучения русского языка,  литературы, родной литературы в профессиональных ...

Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...