Литерный ринг
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка - внеклассное мероприятие для учащихся средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
Литературный ринг.
Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.
Предварительная подготовка: рисуется плакат «Книгу прочитал – умнее стал». Готовятся музыкальные заставки, секундомер, эмблемы для капитанов команд. В оформлении аудитории можно использовать книжные выставки.
Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.
Продолжительность: 35 минут.
Ведущий. Наше соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трёх раундов – как в настоящем соревновании на боксёрском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.
Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и Синьор Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну Лилипутов, а девочка Алиса – в страну Чудес. Мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных её областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.
В нашей игре примут участие две команды. Пусть первая команда называется «Молодцы», а вторая – «Умники».
Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание бороться за победу своей команды. Получите ваши отличительные знаки – эмблемы.
Для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри.
Предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. У нашего жюри есть точный секундомер и маленький колокольчик для подачи сигналов времени.
Команды готовы? Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. Для её торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении («Учиться никогда не поздно», «Век живи – век учись», «Учение – свет, а неучение – тьма», «Чтение – вот лучшее учение»).
Аудиторию 3украшает плакат: давайте прочитаем его дружно хором (читает вместе с ребятами). «Книгу прочитал – умнее стал».
Я объявляю первый раунд. Сначала послушаем маленький музыкальный отрывок.
Звучит прелюдия №7 Ф. Шопена.
Эта музыка настроила нас на возвышенный лад.
Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной.
- Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
И. Суриков «Детство»
- Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое»хорошо»,
И что такое «плохо»?
В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
- Жил человек рассеянный
На улицы Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки.
С. Маршак «Человек рассеянный»
- Ехали медведи на велосипеде,
А за ними – кот задом наперёд.
К. Чуковский «Тараканище»
- Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»
Второе задание поэтического раунда – кто больше найдёт рифм к заданному слову? Капитаны, возьмите листы бумаги и ручки. Первое слово – урок. Ждём 30 секунд, а вы подбирайте рифмы к этому слово.
По истечении времени ребята читают свои ответы и передают листки жюри.
Второе слово – работа. Действия прежние.
Последнее состязание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек.
Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке.
Это начало стихотворения С.Я. Маршака «Почта».
Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.
- Простился, снарядился, у окна, одна.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
Царь с царицею простился,
В путь-дорожку снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
- Мая, гром, играя, голубом.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
- Скажи, доложи, милее, белее.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
- Окном, вечерком.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
- Шаги, ноги, размера, сапоги.
С. Михалков «Дядя Стёпа».
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
- Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Первый раунд завершён. Жюри сообщает результаты начальных соревнований.
Я объявляю второй раунд. Звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали, но знаете ли вы такое слово – детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера.
Второй раунд – детективный.
Сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав слова его песенки.
- Ваша мама пришла,
Молочка принесла.
Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
- Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок,
Неси бабушке,
Неси дедушке.
Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».
- Еду, еду в Африку,
В милые края!
Африка, Африка,
Родина моя!
Обезьяна Чичи из книги К. Чуковского «Доктор Айболит».
- Мишка очень любит мёд,
Почему? Кто поймёт?
В самом деле – почему
Мёд так нравится ему?
Винни-Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».
- Птичка польку танцевала
На лужайке в ранней час:
Нос налево, хвост направо,
Это полька карабас.
Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик».
- Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
Пудик из сказки М.Горького «Воробьишко».
Теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков (Гулливер).
- Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу (Барон Мюнхгаузен).
- Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей (Нильс).
- Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране (Алиса).
- Герой, о котором идёт речь, был гимнастом в бродячем цирке, но когда народ восстал против власти трёх обжор, встал во главе восстания (гимнаст Тибул).
- Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал (Питер Пэн).
Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счёт соревнования.
Я благодарю вас за честную и интересную игру. Предоставим последнее слово жюри. Но независимо от результатов встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – в ней участвовать, поэтому все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитаете старые, хорошо знакомые.
Жюри объявляет итоги. Идёт награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
брейн-ринг "Содружество муз"
Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...
Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс
Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х классов....
физико-математический брейн-ринг
Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....
Сценарий брейн-ринга.
Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...
Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс
Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....