Литерный ринг
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Войтенко Инна Леонидовна

Методическая разработка - внеклассное мероприятие для учащихся средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

Литературный ринг.

Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.

Предварительная подготовка: рисуется плакат «Книгу прочитал – умнее стал». Готовятся музыкальные заставки, секундомер, эмблемы для капитанов команд. В оформлении аудитории можно использовать книжные выставки.

Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.

Продолжительность: 35 минут.

     Ведущий. Наше соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трёх раундов – как в настоящем соревновании на боксёрском ринге. Только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.

     Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и Синьор Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну Лилипутов, а девочка Алиса – в страну Чудес. Мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных её областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.

     В нашей игре примут участие две команды. Пусть первая команда называется «Молодцы», а вторая – «Умники».

     Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание бороться за победу своей команды. Получите ваши отличительные знаки – эмблемы.

     Для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри.

     Предупреждаю, что для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. У нашего жюри есть точный секундомер и маленький колокольчик для подачи сигналов времени.

     Команды готовы? Жюри на своем боевом посту. Наша встреча начинается. Для её торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении («Учиться никогда не поздно», «Век живи – век учись», «Учение – свет, а неучение – тьма», «Чтение – вот лучшее учение»).

     Аудиторию 3украшает плакат: давайте прочитаем его дружно хором (читает вместе с ребятами). «Книгу прочитал – умнее стал».

     Я объявляю первый раунд. Сначала послушаем маленький музыкальный отрывок.

     Звучит прелюдия №7 Ф. Шопена.

     Эта музыка настроила нас на возвышенный лад.

     Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной.

  1. Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И. Суриков «Детство»

  1. Крошка сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

- Что такое»хорошо»,

И что такое «плохо»?

В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

  1. Жил человек рассеянный

На улицы Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось – это брюки.

С. Маршак «Человек рассеянный»

  1. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними – кот задом наперёд.

К. Чуковский «Тараканище»

  1. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде»

     Второе задание поэтического раунда – кто больше найдёт рифм к заданному слову? Капитаны, возьмите листы бумаги и ручки. Первое слово – урок. Ждём 30 секунд, а вы подбирайте рифмы к этому слово.

     По истечении времени ребята читают свои ответы и передают листки жюри.

     Второе слово – работа. Действия прежние.

     Последнее состязание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек.

     Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:

     Кто стучится в дверь ко мне

     С толстой сумкой на ремне,

     С цифрой пять на медной бляшке,    

     В синей форменной фуражке.

     Это начало стихотворения С.Я. Маршака «Почта».

     Задание понятно? Тогда слушаем рифмы.

  1. Простился, снарядился, у окна, одна.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

  1. Мая, гром, играя, голубом.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

  1. Скажи, доложи, милее, белее.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

  1. Окном, вечерком.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

  1. Шаги, ноги, размера, сапоги.

С. Михалков «Дядя Стёпа».

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

  1. Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

     Первый раунд завершён. Жюри сообщает результаты начальных соревнований.

     Я объявляю второй раунд. Звучит музыкальная заставка композитора В. Дашкевича к телефильму «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

     В каком фильме звучит эта музыка? Вы угадали, но знаете ли вы такое слово – детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера.

     Второй раунд – детективный.

     Сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав слова его песенки.

  1. Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

  1. Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».

  1. Еду, еду в Африку,

В милые края!

Африка, Африка,

Родина моя!

Обезьяна Чичи из книги К. Чуковского «Доктор Айболит».

  1. Мишка очень любит мёд,

Почему? Кто поймёт?

В самом деле – почему

Мёд так нравится ему?

Винни-Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».

  1. Птичка польку танцевала

На лужайке в ранней час:

Нос налево, хвост направо,

Это полька карабас.

Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик».

  1. Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

Пудик из сказки М.Горького «Воробьишко».

     Теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков (Гулливер).
  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу (Барон Мюнхгаузен).
  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей (Нильс).
  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране (Алиса).
  5. Герой, о котором идёт речь, был гимнастом в бродячем цирке, но когда народ восстал против власти трёх обжор, встал во главе восстания (гимнаст Тибул).
  6. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал (Питер Пэн).

     Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счёт соревнования.

     Я благодарю вас за честную и интересную игру. Предоставим последнее слово жюри. Но независимо от результатов встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – в ней участвовать, поэтому все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и ещё раз перечитаете старые, хорошо знакомые.

     Жюри объявляет итоги. Идёт награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....