Урок литературы в 8 классе "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок литературы в 8 классе по теме "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков" соответствует требованиям структуры урока. Урок направлен на развитие представлений об И.А. Хлестакове со всеми его положительными и отрицательными качествами. Урок построен по технологии проектной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя образовательная школа» пст. Мадмас
План-конспект урока.
Тема: «Знакомьтесь:Иван Александрович Хлестаков».
Учитель русского языка и литературы.
Дмитриева О.В.
Мадмас 2013
Предмет: литература.
Тема урока: «Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока:
обучающая - развитие представлений о том, кто такой Хлестаков на самом деле;
развивающая – конструирование проекта;
воспитывающая – формирование умения видеть в людях не только плохое , но и хорошее.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить мини-проект «А.И.Хлестаков».
Формирование УУД:
Личностные действия: умение высказывать свою точку зрения, своё мнение.
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы).
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнёра, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.)
Ход урока.
Происходит странная вещь.
Фитюлька, спичка, мальчишка
Хлестаков силою страха и
благоговения к нему вырастает
в персону, становится сановником,
становится тем, кого в нём видят.
Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.
I.Организационный момент:
-Давайте посмотрим в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелаем ему успеха на уроке, улыбнитесь ему и мне тоже.
II.Актуализация знаний.
Личность –это сложное переплетение индивидуального и общего.
Вот, например, по данным признакам попытайтесь узнать героя из произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» Игра «Угадай героя»
-Задание на слайдах (слайд 3-4,5).
1.“Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове”
2. «Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”.
3.«….худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями…»
III. Постановка учебной задачи.
-Я думаю , вы убедились, что по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другими в силу его индивидуальности и неповторимости.
-Как вы думаете, как мы можем сформулировать тему урока?
( учащиеся предлагают варианты ответов, выходят на название темы «Знакомьтесь:Иван Александрович Хлестаков»).(слайд6)
-Давайте поставим цели урока, задачи. (ученики предлагают свои варианты).(слайд 7-8).
IV. Открытие новых знаний.
-Обратимся к образу Хлестакова и вспомним, кто же первый даёт полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову? ( ответ:слуга Осип).
-Верно, как же, как ни слуга знает о барине всё. Тогда ему и слово.
(выразительное чтение дейс.2 явл.1)
После прочтения ученики, работая в группе отмечают положительные и отрицательные стороны героя.
Слайд 10.(Ответ.(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;
“-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире. )
-Что мы можем понять из этого монолога? (ответ: Хлестаков никакой не ревизор, а бесмысленный «елистратишка», прожигающий свою жизнь).
-А как раскрывается образ Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике? Чтобы ответить на этот вопрос давайте посмотрим сценку
(д.2. явл.2).
После просмотра сценки даётся время на выявление положительных и отрицательных черт характера.).
Слайд 11.ответ.( “+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде;
“-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой )
-Прежде, чем мы продолжим работу над таблице+й, давайте вспомним, что является кульминационным моментом в развитии личности Хлестакова? (враньё Хлестакова.)
-Почему? (ответ:здесь он проявляет себя во всей красе)
-А как вы думаете, он врёт сознательно или нет? (ответ:нет, сам по себе)
Давайте посмотрим этот эпизод, а вы подумайте какие достоинства и недостатки проявилась в Хлестакове?
Слайд12.(обсуждение . ответ: “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей;
“-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в
столице; придумывает небылицы.)
-Давайте вспомним сцену беседы Хлестакова с чиновниками в отдельности. (предлагается пересказать) +выявление отриц. и полож. сторон.
Слайд13.(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников;
“-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
-Ну и конечно же не останется без внимания эпизод обращения с женщинами, определите здесь полож. и отриц. Стороны.
V. Самостоятельная работа.
-В результате "нашей работы на уроке мы по ключевым фразам составили словесный портрет этого героя. А теперь попробуем создать проект, который будет называться «Портрет Хлестакова».
(создают мини-проект «Портрет Хлестакова»).
VI. Итог урока.
-Скажите ,мог ли такой человек, обладая таким набором положительных и отрицательных качеств быть генерал-губернатором?
-А почему его называют ревизором? Обратимся к эпиграфу.
Вывод: уч-ль. Гоголю удалось создать образ, приближённый к жизни. Вспомните фразу Хлестакова «Я везде, я везде….» Как вы её понимаете?(Хлестаков живёт во многих из нас.) Есть ли среди вас Хлестаковы? Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту, если не несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Гоголь создал типичный образ, который в литературе получил нарицательное название «хлестаковщина». Как вы понимаете это понятие?
Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Дом.зад.:
1)определить понятие «хлестаковщина», подумать о том, опасны ли Хлестаков и хлестаковщина?
2)написать сочинение-рассуждение «Если я стану государственным чиновником….»
Портрет И.А. Хлестакова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852
Игра «Угадай героя» 1 .“Молодой человек лет 23, тоненький, худенький, без царя в голове” 2 «Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия”.
3.«….худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями…»
Иван Александрович Хлестаков
Тема урока « Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков»
Цели урока : обучающая - развитие представлений о том, кто такой Хлестаков на самом деле; развивающая – конструирование проекта; воспитывающая – формирование умения видеть в людях не только плохое , но и хорошее.
Задачи : - проанализировать фрагменты текста комедии, выбрать положительные и отрицательные свойства Хлестакова ,составить денотатный граф понятия «А.И.Хлестаков» и проект « Хлестаков.
эпиграф Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят. Г.А. Гуковский , в кн.: “Реализм Гоголя”.
Положительные и отрицательные стороны героя “+”: “каждый день доставай билеты в кеятр ”; “-” : “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту ”, в картишки играет; не платит в трактире.
“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “ -” : труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой
Сцена вранья “+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей; “-” : преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.
Сцена с чиновниками “+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).
Домашнее задание. 1.Определить понятие «хлестаковщина», подумать опасны ли Хлестаков и хлестаковщина. 2.Написать сочинение-рассуждение «Если я стану государственным чиновником….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме: «Городничий и Хлестаков в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». «Миражная интрига» в комедии»
Автор делится опытом, как сделать урок и знания, приобретаемые учениками на нем значимыми, показывает инновационную форму и систему работы обучающихся на девайсах...
Патриотический проект " Парта Героя" Шиц Иван Александрович
Патриотический проект партии «Единая Россия» под названием «Парта героя» стартовал в школах России. Целью проекта является создание условий для формирования у детей и подростко...
Иван Александрович Гончаров
Иван Александрович Гончаров. Русский писатель...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....
Иван Александрович Гончаров
Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...
Иван Александрович Гончаров
Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...
Иван Александрович Гончаров
Иван Александрович ГончаровИван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.) – великий русский писатель, автор трёх знаменитых романов «Обломов», «Обрыв» и «Обыкнов...