Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Опыт анализа лирической песни (на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт анализа лирической песни
(на материале песни “Уж ты, ночка, ты, ноченька темная.”, 8 класс)
У фольклорных произведений редко бывают названия. Если судить по первой строке, то можно предположить, что “ночка, ноченька темная” - единственный “собеседник” лирической героини; именно ночи девушка доверяет свое горе, свои страдания.
Вероятно, эта песня возникла в период частых столкновений русских с татарами.(16-18 века), которые жестоко расправлялись с нашими предками и уводили девочек и женщин в плен, поэтому песню, скорее всего, пели русские невольницы.
Произведение пронизано грустью, даже горем, чувством безысходности. Героиня оплакивает свою загубленную судьбу.
На мой взгляд, в песне можно выделить три части.
Первые четыре строки посвящены ночи (лирическая героиня видит в беззвездной ночи свою подругу по несчастью).
Вторые четыре строки (анафора усиливает безысходное положение героини) рассказывают слушателю о том, что невольница осталась без семьи (всех, наверное, убили татары).
Последнее двустишие открывает нам сокровенную тайну о возлюбленном героини, который, к сожалению, остался далеко на родине и ничего не знает о ней...
Основными средствами художественной выразительности в песне являются постоянные эпитеты, что характерно для фольклора (темная ночка, светлый месяц, частые звездочки, родной (рОдный) батюшка, сердечный друг). Также есть фразеологизм (ни роду, ни племени). Интересно использование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец) - Сразу вспоминаешь героиню русских народных сказок - добрую, кроткую, нежную, ласковую, с чистыми душой и сердцем.
В произведении часты повторы (ночка - ноченька - ночка - у ноченьки; темная - темная; месяца - месяца и т.д.), что свойственно народным песням; есть инверсия (ноченька темная - темная ночка); анафора (нет у девицы...нет ни...нет ни...нет ни, нет ни...); обращения (к ночи); восклицательные предложения, недосказанность (в виде многоточия).
Итак, мы попытались рассмотреть более детально язык произведения, характер лирической героини, а также обстоятельства, при которых она могла быть создана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор. 8 класс.ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
Разработка урока о народных песнях.Сопоставительный разбор лирических песен. Самостоятельная работа над анализом исторических песен....

Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...
Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)
В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...
Русские лирические песни
Русская народная песня является частью устного народного творчества:1.По характеру исполнения песни бывают(частые, протяжные).2.По содержанию различаются (семейно-бытовые, любовные, солдатские, ямщицк...
Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»...
тема «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
презентация для подготовительной группы по теме "Лирическая песня"...