Всё об итоговом зимнем сочинении
статья по литературе (11 класс) на тему
Стаья составлена на основе информации с сайта ФИПИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_ob_itogovom_zimnem_sochinenii.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое зимнее сочинение
С 2014—2015 учебного года в школах будет проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе 2015. О том, каким будет этот экзамен, известно уже практически всё.
Всё об итоговом зимнем сочинении
Статус работы?
Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.
Зачёт — незачёт
В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт. Только зачёт за сочинение будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.
А если незачёт?
Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.
Кто будет проверять сочинения?
Ваши учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.
Сколько времени отведено на экзамен?
Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).
Предполагаемый объём работы?
Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.
Идея сочинения: что оно проверяет
Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (Проект ФИПИ).
ФИПИ подчёркивает: в вашем сочинении обязательна «опора на произведения русской и(или) мировой литературы».
Что подразумевается? Требуется не просто ссылка на тот или иной художественный текст, но и «обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.», то есть тема раскрывается с опорой на литературный материал.
На ваших экзаменационных листах будет размещена инструкция.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Какими будут темы?
Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
Важно: темы сочинений не будут соответствовать открытым тематическим направлениям, по которым формируются темы итогового сочинения в 2014-2015 учебном году. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки. Организаторы основываются на принципах: посильности, ясности и чёткости постановки проблемы. Темы позволят выпускникам выбирать литературный материал и опираться на него в своих рассуждениях.
Примеры формулировок, предложенные ФИПИ
- На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
- Почему люди пишут стихи?
- Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
Что уже точно известно? Тематические направления!
Для подготовки вы можете использовать уже опубликованные тематические направления. Для экзамена этого года тематические направления разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ:
| Комментарий | |
1 | «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) | Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. |
2 | Вопросы, заданные человечеству войной |
|
3 |
|
|
4 | Спор поколений: вместе и врозь |
|
5 | Чем люди живы? |
|
«Критерии оценивания...» для всех
Проект ФИПИ (далее цитируется)
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
«Критерии оценивания...» для тех, кто будет поступать на гуманитарные факультеты
Проект ФИПИ (ниже цитируется)
Обратите внимание:
«Критерии оценивания...» имеют рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии, в том числе и на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объёма.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при по К1 или К2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания Баллы |
К1. Соответствие теме | |
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. | 2 |
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. | 1 |
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. | 0 |
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала | |
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) | 2 |
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. | 1 |
сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. | 0 |
К3. Композиция | |
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. | 2 |
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. | 1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. | 0 |
К4. Качество речи | |
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. | 2 |
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. | 0 |
К5. Оригинальность сочинения | |
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. | 1 |
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. | 0 |
К6. Речевые нормы | |
Допущено не более 2 речевых ошибок. | 2 |
Допущены 3-4 речевые ошибки. | 1 |
Допущены 5 и более речевых ошибок. | 0 |
К7. Орфографические нормы |
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | 3 |
Допущены 2-3 орфографические ошибки. | 2 |
Допущены 4-5 орфографических ошибок. | 1 |
Допущено более 5 орфографических ошибок. | 0 |
К8. Пунктуационные нормы |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. | 3 |
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. | 2 |
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. | 1 |
Допущено более 5 пунктуационных ошибок. | 0 |
К9. Грамматические нормы | |
Допущено не более 2 грамматических ошибок. | 2 |
Допущены 3-4 грамматические ошибки. | 1 |
Допущено 5 и более грамматических ошибок. | 0 |
К10. Фактическая точность в фоновом материале | |
Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). | 0 |
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ | 20 |
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Итак, чтобы получить 1 балл по 10-балльной шкале, нужно иметь 5 или 6 первичных баллов. Далее каждым двум первичным баллам соотвествует 1 балл по 10-балльной шкале, но, заметьте, только до 6 баллов. Потом цена каждого первичного балла возрастает. Это значит, что условия конкурса становятся жёстче, и продолжают борьбу за место в вузах только самые сильные.
Успеха всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по написанию зимнего сочинения
Данный материал поможет при подготовке к итоговому сочинению...
Подготовка к зимнему сочинению по теме "Война"
Подготовка к зимнему сочинению...
Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе как подготовка к итоговому выпускному сочинению по литературе
Обмен опытом о проведении промежуточной аттестации по литературе в 10 классе в качестве подготовки к итоговому выпускному сочинению...
Система подготовки к итоговому метапредметному сочинению в 11 классе на примере концептов «Честь» и «Бесчестие»
Конспекты уроков (подготовка к метапредметному сочинению)...