Презентация "Обучение конспектированию критической статьи".
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т ексты первичные и вторичные. Первичные тексты –это художественные, научные, публицистические произведения, созданные писателями, учёными, литературными критиками. Вторичные тексты создаются на основе первичных, их осмысления, усвоения, творческой переработки.
а) рассказ, б) повесть, в) тезисы, г) литературно-критическая статья, д) аннотация, е) реферат, з) рецензия ж) очерк) . Предлагаю вам самостоятельно распределить их на две группы по отнесённости к разным видам текстов. На выполнение работы – 3 минуты.
Аннотация - сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. Чем аннотация отличается от рецензии? Рецензия – статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. д.
Сегодня существует три вида сокращения текста: конспект, план, тезис . Давайте расположим их по мере увеличения объёма.
План, тезис , конспект. . План – взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения, сочинения. Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста-источника, которые записываются в виде цитат или в собственной формулировке. Тезисы бывают глагольными (в виде предложений с глагольными сказуемыми) и назывными (в виде назывных предложений или именных сказуемых).
1. «Гроза» - «самое решительное произведение Островского». («В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее»). 2. Образ Катерины – «шаг вперёд» в развитии русской литературы. 3. Почему «решительный русский характер» у Островского дан в женском типе? 4. Катерина среди «тёмного царства». (Драма Катерины – борьба естественных стремлений с моралью «тёмного царства»). 5. «Сила любви» и «мысль о грехе». (Что влечёт Катерину к Борису?) 6. Тихон и Борис – «жалкие типы», «столь же вредны, как и сами самодуры». 7. Самоубийство Катерины – «протест против кабановских понятий о нравственности…доведённый до конца». (Самоубийство Катерины – страшный вызов самодурной силе. 8. Здесь «живые завидуют умершим».
Конспект – один из видов вторичных текстов. Его название происходит от латинского слова, означающего «обзор». А обзор – это всегда нечто сжатое, сокращённое. Конспект – это краткое письменное изложение или краткая запись содержания чего-либо. В конспекте отражается самое главное, самое существенное из того, что мы прочитали или в течение какого-то времени воспринимали на слух: конспект статьи, конспект лекции.
Правила конспектирования литературно-критических статей: 1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи. 2. Вдумайтесь в её заглавие. 3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным. 4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из них соответствующие выписки. 5. После повторного чтения фрагмента составьте его план. 6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти . У вас получился конспект.
Николай Александрович Добролюбов. Родился в 1836 году в семье священника. Окончил Нижегородское духовное училище и семинарию, затем – историко-филологический факультет Главного педагогического института в Петербурге. Литературный критик, публицист, поэт, прозаик. - С 1857 года работал в журнале «Современник», возглавлял критико-библиографический отдел. - С 1859 года являлся главным автором сатирического отдела «Свисток». - По политическим убеждениям - революционер-демократ. - Главное занятие – литературная критика. Состоял наряду с Белинским и Чернышевским в объединении «реальной критики»
Составление конспекта статьи Добролюбова (самостоятельная работа). По сути конспект – это расширенный, более развернутый тезис. Думаю, что с этой работой большинство из вас справится самостоятельно.
Напишите рассуждение на тему: «Изменилось ли моё представление о героине «Грозы» после знакомства с мнениями критиков?» Деловая игра - суд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критические статьи по роману "Обломов" 10 класс
Критические статьи по роману...
Изучение литературно-критических статей в школе как методическая проблема
В статье рассматривается методическая проблема обучения школьников работе с литературно-критическими статьями. Умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения по прочитанному произведе...
Критические статьи по роману Гончарова "Обломов"
Подготовка к семинару по творчеству Гончарова...
Критические статьи по драме Островского "Гроза"
Статьи к семинару...
Литературно-критическая статья «Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения».
Статья рассматривает прием контраста, на основе которого построено небольшое по объему произведение Н. А. Теффи из цикла рассказов "О любви". В работе раскрывается постижение образов персонажей, обозн...
Статья "значение изучения критических статей на уроках литературы"
статья гаправлена на привлечение внимания к изучению критики на уроках литературы...
Аналитическая работа с текстом критической статьи К.И. Чуковского "Анна Ахматова"
План урока литературы в 11 гуманитарном классе...