Открытое мероприятие " Тихая моя Родина"
классный час по литературе (7 класс) на тему

Мнацаканян Диана Имрановна

 

Открытое мероприятие " Тихая моя Родина"

Мероприятие проводят двое ведущих. Учащимся класса заранее раздаются материалы для заучивания наизусть.

Цели и задачи   данного мероприятия:

-   продолжить и углубить  знакомство с творчеством поэтов XX века;

-    расширить знания учащихся об их жизни;

- показать мастерство в создании поэтического образа Родины, родной природы;

- воспитывать интерес к поэзии, музыке, живописи;

- активизировать художественные способности и эстетическое восприятие учащихся.

 Подготовленные ученики читают  стихотворения Н.Рубцова, В.Я.Брюсова, А.Н.Толстого, С.А.Есенина.

После проведённого мероприятия учащиеся делают выводы о том, что все стихи о Родине напевают одновременно радость и грусть. Всякий раз человеку приходится осознавать себя крошечной частицей, которая неразрывно связана с окружающим миром.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tikhaya_moya_rodina.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение –

 основная общеобразовательная школа № 25

Мероприятие по литературе

в 7 классе

«Тихая моя Родина»

Подготовила и провела:

учитель русского языка

                                                           и литературы

                                                                Мнацаканян Д.И.

г. Армавир

2014 год

Тихая моя Родина.


Цели и задачи:

- продолжить и углубить знакомство с творчеством поэтов ХХ века;
- расширить знания учащихся об их жизни;
- показать мастерство в создании поэтического образа Родины, родной природы;
- воспитывать интерес к поэзии, музыке, живописи, заботливое отношение к природе, родному краю;
- развивать навыки выразительного чтения, активизировать художественные способности и эстетическое восприятие учащихся.


Оборудование: сопровождение в форме презентации, эпиграф, аудиозаписи.


Тихая моя Родина
О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески
Всё, что без памяти люблю... 
А. Жигулин.

На фоне слайдов о природе звучит музыка А. Рубенштейна «Мелодия Фа мажор».

Слово учителя. 

С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе неразрывно связаны между собой. Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надёжный друг, родная природа, отчий край.

Природа вызывает сильные эстетические чувства в душе человека. Не будь её, у нас не было бы Пушкина и Тургенева, Блока и Есенина, Левитана и Репина и многих других мастеров слова и кисти.

Слово учителя. 

Сегодня мы послушаем стихотворения поэтов  20 века. 
На фоне портрета Брюсова звучит стихотворение В. Брюсова 
« Первый снег». (Читает ученик) Слайды с видами зимней природы.

Серебро, огни и блестки,- 
Целый мир из серебра! 
В жемчугах горят березки, 
Черно-голые вчера. 
Это - область чьей-то грезы, 
Это - призраки и сны! 
Все предметы старой прозы 
Волшебством озарены. 

Экипажи, пешеходы, 
На лазури белый дым. 
Жизнь людей и жизнь природы 
Полны новым и святым. 

Воплощение мечтаний, 
Всемогущего игра, 
Этот мир очарований, 
Этот мир из серебра!


Слово учителя.
Нельзя не любоваться величественной красотой первого снега. Ведь белый цвет – символ чистоты, святости, чего нам порой не достает.

А.К. Толстой «Благовест» (читает ученик). Слайды.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...

Слово учителя. 

Портрет С.Есенина (слайд)

Певцом русской природы по праву считается Сергей Есенин. Уже мы с вами познакомились с творчеством этого замечательного поэта, а сегодня мы продолжим знакомство с его стихами. Родина и природа у Есенина неотделимы. Любовь к ней он пронес и сохранил на всю жизнь. Сколько чудесных слов нашел поэт, чтобы выразить это чувство.

О Русь, малиновое поле.
И синь, упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Слияние природы и человека у поэта заставляет нас страдать, любить, радоваться и переживать.

Сергей Есенин «Гой ты, Русь моя родная» (читает ученик)

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Слово учителя.

Портрет Н. Заболоцкого (Слайды)

Стихи Николая Заболоцкого – лирические зарисовки о природе, о месте в ней человека, о гармонии и мироздании. 

Н. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой» (Читает ученик)

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Слово учителя. 

Когда слагаешь песню от души,
То первая – о Родине – России.
В глаза мои – плывут ее поля большие,
Где рожь шумит, как камыши…
Иван Кучин

Когда мы говорим о Родине, конечно, мы, прежде всего, представляем свой родной край. Им  нельзя не любоваться, нельзя не любить, не воспевать. 

На стихи русских поэтов много сложено песен. Послушайте одну из них «Тихая моя Родина» на стихи Н.Рубцова .(Фонограмма. Слайды)

Слово учителя.

В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» поэт как бы оглядывается на свою жизнь, которая была неразрывно связана с родным краем. Сразу вспоминается все, что вызывало когда-то горе или радость, заставляло сердце сжиматься от боли или, наоборот, вызывало искреннее восхищение. На родной земле осталась могила матери.

И куда бы поэт ни уехал, ему никогда не удастся заставить себя позабыть этот крохотный клочок земли.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

«Тихая родина» — это крохотный клочок земли, где родился и вырос человек. И с тех пор человек оказывается неразрывно связан с тем самым краем. Пусть, даже и не удается часто бывать там, но память неумолимо возвращает на родину снова и снова.

В стихотворении поэт вернулся в родной край после долгой разлуки. Прошло столько лет, но он помнит все, что было связано с детством, очень отчетливо. И это ностальгическое настроение передается читателю:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Здесь все кажется таким родным и удивительно близким, что не хочется расставаться.

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

После отъезда человека все остается таким же. И пусть проходит время, обязательно захочется вернуться туда, где все близкое и родное.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Читая  стихотворения Николая Рубцова мы можем увидеть  неизмеримо звездное небо, спокойствие, доброту, искренность. Все это разве не может перебороть злобу, мстительность, недоброту в человеческом сердце?

В наше страшное бездуховностью, ожесточением и цинизмом время светлая, родниковая поэзия Рубцова пробуждает нас, очищает, возвращает нам данное от природы чувство прекрасного.

Слово учителя.
Каждый любит природу по-своему. «Но любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна», - писал К. Паустовский. 

Из газет, телевидения мы узнаем о неразумном, а порой и просто преступном, отношении к природе. Мало видеть и любоваться природой, нужно ее преумножать и беречь. 

Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься, 
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Что же мы можем сделать и должны делать, чтобы Земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?

Все стихи о Родине навевают одновременно радость и грусть. Радость возникает от созерцания красоты вокруг себя, от единения с окружающей природой. Всякий раз человеку приходится заново осознавать себя крошечной частицей, которая неотделима от окружающего мира. И это чувство неразрывной принадлежности к родному краю помогает человеку в самые тяжелые минуты жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Внеклассное мероприятие по литературе: "Тихая моя Родина"

Малая Родина. Памяти забытых деревень посвящается...

Открытое мероприятие "Милая моя Родина, славные люди твои "

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённая малой Родине, её героическому прошлому и людям, которые прославили Волгоградскую область. В подготовке и проведении мероприятия участвовал...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Тихая моя родина...(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)

Тихая лирика - это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт - малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стих...

Открытое мероприятие «Югра, наша Родина».

Цель: Формирование интереса к изучению природы родного края и народных традиций коренного населения Югры....