Внеклассное мероприятие на тему "Н. В. Гоголь и женщины"
презентация к уроку по литературе на тему

Тришина Наталья Михайловна

"Н. В. Гоголь и женщины". Литературая гостиная. Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

200-летию со Дня рождения посвящается Н. В. Гоголь и женщины

Слайд 2

Н. В. Гоголь. Рисунок А. А. Иванова

Слайд 3

А. М. Виельгорская

Слайд 4

А. О. Смирнова-Россет

Слайд 5

С. Т. Аксаков. Русский писатель.

Слайд 7

Оксана. ("Ночь перед Рождеством")

Слайд 8

Женский портрет. Рисунок Н. Гоголя. 1820-е годы

Слайд 9

Женский портрет. Рисунок Н. Гоголя



Предварительный просмотр:

Сценарий

 внеклассного мероприятия,

 посвящённого 200-летию

со дня рождения

Н. В. Гоголя.

Автор: Тришина Н. М.,

учитель русского языка и литературы

Крупецкой СОШ

                    2008г.

Н. В. Гоголь и женщины.

Литературная гостиная.

Цели:

Пополнить знания учащихся о личной жизни Н. В. Гоголя;

Развивать творческие способности учащихся;

Оформление: стол, горящая свеча, перо, бумага, книги Н. В. Гоголя .

Оборудование: ПК, презентация «Н. В. Гоголь и женщины», диск с записями музыки П. И. Чайковского.

(Ведущий читает на фоне музыки: Концерт №1 (ALLEGRO) П. И. Чайковского.)

   Слайд №1, №2. 

Ведущий 1: Н. В. Гоголь, пожалуй, самый непонятный из всех русских писателей. Его не понимали современники, не понимали и некоторые более поздние исследователи. Еще в нежинском лицее ученики дали ему прозвище "таинственный карла".

О личной жизни писателя известно немного. Как относился Н. В. Гоголь к женщинам? Вопрос сложный. Попробуем ответить на него сегодня.

Ведущий 2: Начнем с личной жизни, о которой известно очень и очень мало. В 1829 году Гоголь внезапно уезжает из Петербурга за границу. Исследователи ломают себе голову - почему? Зачем? Он достаточно ясно и романтически взволнованно пишет матери о причинах отъезда, но ему, как всегда, не верят. Публикатор и комментатор писем Гоголя Шенрок пишет: "Гоголь ссылается то на неудачу, то на любовь, то на болезнь, не заботясь даже о последовательности в объяснениях". А зачем нужна тут последовательность? Ему вторит протоиерей В.В.Зеньковский: Гоголь "...в объяснение этого поступка выдумывал потом всякие небылицы (о страстной любви и т.п.)". Между тем в письме ясно сказано, что влечет его в странствия некое существо; он просит мать:

Н. Гоголь (сидя за столом): "Но ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока! И послана на жизненном пути, дабы лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой".

Ведущий 1: Разве не естественно, не в стиле времени представить себе, что юный провинциал-романтик, автор "Ганца Кюхельгартена" отчаянно влюбился в высокопоставленную светскую даму или девицу и в сердечном порыве очертя голову помчался вслед за ней за границу? Может быть, такой и должна быть первая любовь?

Ведущий  2: Прошли годы. В Петербурге Гоголь знакомится с семьей Виельгорских. Семья аристократическая, близкая ко двору. Мать, Луиза Карловна - подруга императрицы. Люди образованные и добрые, они сердечно приняли Гоголя, оценили его талант, уловили, по-видимому, "особость" "своеобычного молодого человека", как называет его П.В.Анненков в своих воспоминаниях. Особенно подружился Гоголь с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной, прозванной в семье Нозинькой. (Слайд №3).  Нозинька делится с ним своими стремлениями, сомнениями, надеждами, просит его советов по всем волнующим ее вопросам, во всех трудных или важных обстоятельствах. Случилось так, что Гоголь был в Риме в апреле-мае 1839 года, когда там на вилле княгини Зинаиды Волконской жил или, вернее, умирал от чахотки молодой Иосиф Виельгорский. Гоголь был последним, кто видел его живым, он проводил ночи у постели умирающего юноши и он же выехал навстречу матери его, Луизе Карловне, и первым сообщил ей горестную весть. Вполне возможно, что именно по просьбе семьи он описал последние дни жизни их любимого сына и брата ("Ночи на вилле"). Отрывок этот при жизни Гоголя никогда не печатался, но можно предположить, что рассказ этот, исполненный трагического лиризма, еще более сблизил Гоголя с семейством Виельгорских.

Ведущий 1: По утверждению Зеньковского, издатель писем и биограф Гоголя Шенрок "высказывался, что Гоголь делал предложение А.М.Виельгорской". Может быть, Гоголь в самом деле был влюблен в Нозиньку и на свое предложение получил отказ. При всем либерализме и простоте обращения Виельгорские все же вряд ли могли согласиться на брак дочери с небогатым и "худородным" малороссом. Такое родство могло к тому же не понравиться и императрице. Впрочем, мы уже говорили, что о личной жизни Гоголя почти ничего не известно.

Ведущий 2: Прошли еще годы. Гоголь познакомился и подружился с А.О.Смирновой-Россет. (Слайд №4). Когда-то одна из первых придворных красавиц, умница и очаровательница, Александра Осиповна была собеседницей и Жуковского, и Вяземского, и Пушкина. Последний так писал о ней в одном из стихотворений:  

Чтец:

Она мила - скажу меж нами –

 Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза.

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей...

 Ведущий1: Позднее Александре Осиповне пришлось покинуть двор и Петербург - муж ее Н.М.Смирнов был назначен губернатором Калуги. В "Выбранных местах из переписки с друзьями" Гоголь опубликовал в несколько переработанном виде некоторые свои письма к Александре Осиповне.

Ведущий 2: Был ли Гоголь влюблен в Александру Осиповну? Многие в этом не сомневались, в частности Сергей Тимофеевич Аксаков.           (Слайд № 5). Он пишет:

 

Чтец

"Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны"

Ведущий 1: Если и так, мудреного ничего нет - Александра Осиповна и в сорокалетнем возрасте, который считался в те времена старушечьим, была неотразима. Стоит прочитать письма Ивана Аксакова, человека умного и достаточно волевого, из которых довольно ясно видно, насколько была велика власть над ним Александры Осиповны. Но с Гоголем все было совсем по-другому. Если и была любовь, то совершенно иного рода, чисто духовная. Недаром одно из писем к Александре Осиповне (29 ноября 1842 г.) Гоголь подписывает так:

Гоголь: "Любящий без памяти Вашу душу".

Ведущий 1: Итак, о личной жизни Гоголя известно немного. Попробуем теперь рассмотреть в свете интересующей нас темы его произведения.

Ведущий 2: Основная черта Гоголя как писателя - постоянное стремление к идеалу. С ранней молодости он воспринял это стремление от немецких романтиков. Потому и начал с романтической поэмы "Ганц Кюхельгартен". Стремление к идеалу, вера в его осуществление именно для России чувствуется почти во всех произведениях Гоголя. Еще в 1831 году опубликовал он в "Литературной газете" небольшую статью "Женщина". И вот что он там пишет:

Гоголь: «Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и совершеннее постигаем женщин». 

Ведущий 1: Он старается убедить русских женщин в их высоком призвании, горячо, настойчиво доказывает, что женщина может положительно влиять на окружающих ее людей, на общество в целом. Он уверен даже, что для этого женщине не обязательно отличаться особым умом или знанием света. Достаточно красоты, "неопозоренного неоклеветанного имени" и чистоты душевной. Он утвержадет, что даже в делах государственных женщина может принести много пользы своим влиянием на мужа, служащего государству.

 Гоголь: "Душа жены - хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы".

Ведущий 2: А какой гимн красоте женщины пропел Гоголь в отрывке "Рим": "Все в ней венец создания".

Слайд №6

Ведущий 2: Вершиной и воплощением идеала стала Улинька из второго тома "Мертвых душ". Ей отдает автор все лучшие свойства женщины: доброту, отзывчивость, готовность к самопожертвованию, на нее возлагает он все свои надежды на улучшение русского человека и тем самым на возвеличение России. Именно в ней, в чистой и прекрасной женщине, видит он пути к совершенству, что открываются перед Россией. К сожалению, образ Улиньки только намечен, он, как и весь второй том, неполон. Но достаточно и того, что сохранилось.

 Гоголь: Необыкновенно трудно изобразить портрет её. Это было что-то живое, как сама жизнь. Она была миловидней, чем красавица; лучше, чем умна; стройней, воздушней классической женщины. Как в ребёнке, воспитанном на свободе, в ней было всё своенравно. Если бы кто увидел, как внезапный гнев собирал вдруг строгие морщины на прекрасном челе её и как она спорила пылко с отцом своим, но бы подумал, что это было капризнейшее созданье. Но гнев бывал у неё только тогда, когда она слышала о какой бы то ни было несправедливости или жестоком поступке с кем бы то ни было. Но как вдруг исчезнул бы этот гнев, если бы она увидела в несчастии того самого, на кого гневалась, как бы вдруг бросила она ему свой кошелёк, не размышляя, умно ли это, или глупо,   и разорвала на себе платье для перевязки, если б он был ранен! Было в ней что-то стремительное. …Её очаровательная, особенная, принадлежавшая ей одной походка была до того бестрепетно-свободна, что всё ей уступало бы невольно дорогу.

Ведущий 1: Вспомним, как отнеслась Улинька к рассказу Чичикова о несчастном немце, которого обобрали плуты-чиновники: "Гнев отемнил прекрасный лоб ее". Улинька говорит, что бесчестные поступки "наводят на нее уныние". При этом стоит заметить, что Гоголь теперь уже гораздо меньше упоминает о красоте внешней. Его больше волнует внутренняя, душевная красота.

Ведущий 2: Не кто иной, как Гоголь, создал незабываемые по своей яркости образы дамы просто приятной и дамы приятной во всех отношениях.

Гоголь: Будем называть даму, к которой приехала гостья так, как называлась почти единогласно в городе N: именно дамою приятною во всех отношениях. Это название она приобрела законным образом, ибо, точно, ничего не пожалела, чтобы сделаться любезною в последней степени, хотя, конечно, сквозь любезность прокрадывалась ух какая юркая прыть женского характера! и хотя подчас в каждом приятном слове её торчала ух какая булавка! а уж не приведи бог, что кипело в сердце против той, которая бы пролезла как-нибудь и чем-нибудь в первые. но всё это было облечено самою тонкою светскостью, какая только бывает в губернском городе. Всякое движение производила она со вкусом, даже любила стихи. даже иногда мечтательно умела держать голову, - и все согласились, что она дама, точно, приятная во всех отношениях. Другая же дама, то есть приехавшая, не имела такой многосторонности в характере. и потому будем называть её: просто приятная дама.

 Ведущий 2: Их диалог - кульминация глупости, пошлости и злобы.

Сцена из поэмы. (Дамы ухватились за руки, поцеловались, вскрикнули.)

- Сюда, сюда, вот в этот уголочек! Вот так! Вот так! Вот вам и подушка! Как же я рада, что вы… Я слышу, кто-то подъехал, да думаю себе, кто бы мог так рано. Параша говорит: «Вице-губернаторша», а я говорю: «Ну вот, опять приехала дура надоедать», и уж хотела сказать, что меня нет дома…» Какой весёленький ситец!

- Да, очень весёленький. Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые крапинки, а голубые. Сестре её прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки…Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего ещё не было подобного на свете.

- Милая, это пестро.

- Ах, нет, не пестро.

- Ах, пестро!

- Да, поздравляю  вас: оборок более не носят.

- Как не носят?

- На место их фестончики.

- Ах, это нехорошо, фестончики!

- Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.

- Нехорошо, Софья Ивановна, если всё фестончики.

- Мило, Анна Григорьевна, до невероятности…

 Ведущий 2: Стоит отметить, однако, одну деталь: почти всегда в том же произведении или в том же цикле можно увидеть фигуру, полярно противоположную отрицательной. Наряду с дамами города N  («Мёртвые души») видим мы трогательно-наивную институтку:

Чтец

Молоденькая, шестнадцатилетняя, с золотистыми волосами весьма ловко и мило приглаженными на небольшой головке. Хорошенький овал лица округлился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною, когда свежее, только что снесенное, оно держится против света в смуглых руках испытующей его ключницы и пропускает сквозь  себя лучи сияющего солнца; её тоненькие ушки также сквозили, рдея проникавшим  их тёплым светом. При этом испуг в открытых, остановившихся устах, на глазах слёзы - всё это в ней было так мило.

Ведущий 1: Ведь это о ней даже прожженный плут Чичиков говорит: 

 «Она теперь как дитя, все в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеется, где захочет засмеяться»

Ведущий 2: В "Сорочинской ярмарке" Хивре противостоит Параска, в "Ночи перед Рождеством" вероломной Солохе - милая своенравная Оксана.  

        (Слайд №7).

Монолог Оксаны перед зеркалом.

- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?

Лгут люди, я совсем не хороша.

Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных нет на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как две змеи, перевились и обвились вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! (Отодвигает зеркало) Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду я женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя, он зацелует меня насмерть.

Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

Ведущий 1: Именно Гоголь нарисовал в "Невском проспекте" страшную картину гибели красоты "в когтях разврата".  Каким предстала женщина  неземной красоты перед художником Пискарёвым?  

Художник Пискарёв: «Прелестное созданье, которое, казалось, слетело с неба на Невский проспект… Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, эти чудные локоны, и часть их, падая из-под шляпки, касалась щеки, тронутой свежим румянцем, проступившим от вечернего холода. Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз…

Ведущий 1:Что же стало с «прелестным созданьем», когда оно оказалось в «жилище жалкого разврата»?

Художник Пискарёв: «Улыбка была исполнена какой-то жалкой наглости; она так была странна и так же шла к её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту…Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить что-то , но всё это было так глупо, так пошло…Как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека.»

Ведущий 2: Гоголь отлично видел все дурные стороны русских женщин его времени, понимал, что в большой степени они были следствием их "юродивого" воспитания, но никакого "противоречия", никакой непоследовательности здесь нет. Горячо веря в будущее цветение России, не сомневаясь в "несметном богатстве русского духа", Гоголь видит осуществление и воплощение своего идеала именно в женщине, в русской женщине. Может быть, эти рисунки Н. В. Гоголя нам что-нибудь поведают об идеале женской красоты?

Слайды №7, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Женщина на войне"

Цель: Прославление русской женщины, участницы боевых действий Задачи: -  воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства   гордости за Отече...

Внеклассное мероприятие Коррупция со времен Гоголя и до наших дней…- явление неискоренимое?

Цель :образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении в ра...

Внеклассное мероприятие Тема: Женский день 8 Марта – «Женщина – загадка»

Цель: воспитывать доброе отношение  друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, сплочение семьи, формирование уважения к женщине. Задачи:Воспитательная: способствовать созданию атмосфе...

Внеклассное мероприятие ко Дню матери "Мы славим женщину, чье имя - Мать"

Внеклассное мероприятие ко Дню матери "Мы славим женщину, чье имя - Мать"Цель: 1. Сформировать уважительное и внимательное отношение детей к своим матерям, научиться проявлять любовь к самому близкому...

Презентация к внеклассному мероприятию "Мы будем вечно прославлять, ту женщину - чье имя Мать!"

Презентация  к празднику День Матери. Содержит стихи, небольшие исследования. Может быть использована для обучающихся 6-8 классов и их родителей....