Контрольно - измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

 Артемова Елена Геннадьевна

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya_pro_tsarya_i.v._-_kopiya.pptx2.82 МБ
Файл pesn_pro_tsarya_i.v._-_kopiya_2.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольно – измерительный м атериал по произведени ю М.Ю. Лермонтова А Артёмова Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ»Гаванская ООШ».

Слайд 2

Песня про царя Ивана Васильевича, м олодого опричника и у далого купца К алашникова

Слайд 5

Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярский звон И причитывали да присказывали . Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднёс мёду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шёлком шитое. Угощали нас три дни. три ночи И всё слушали не наслушались.

Слайд 6

Дорогие ребята! В этой презентации задания разделены на две части. Первая часть содержит 8 заданий, к каждому из которых даны 4 варианта ответа. Выберите среди них только 1 правильный! Во вторую часть включены 6 заданий с письменным ответом. Каждый из вас сможет самостоятельно оценить свой результат, используя предложенную систему оценивания. Удачи вам!

Слайд 7

Часть 1, задание 1: Укажи жанр «Песни про царя Ивана Васильевича…»: Былина. Роман в стихах. Песня. Поэма.

Слайд 8

Часть 1, задание 2: Что составляет основу сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича…»? Рассказ об исторических событиях времён правления Ивана Грозного. Противостояние Калашникова и Кирибеевича . Описание быта русских купцов. Описание жизни Москвы при Иване Грозном.

Слайд 9

Часть 1, задание 3: Какое изобразительно – выразительное средство использует М.Ю. Лермонтов в приведённых примерах: « поцалуетесь », « мово верного слугу», « честнова отца»? Гипербола. Постоянный эпитет. Просторечные формы слов и обороты. Эпитет.

Слайд 10

Часть 1, задание 4: Какими качествами характера наделил М. Ю. Лермонтов Ивана Грозного в произведении? Своенравием, справедливостью, суровостью. Любвеобильностью, щедростью, весёлостью. Коварством, жадностью. Бессердечием, равнодушием к окружающим.

Слайд 11

Часть 1, задание 5: Что легло в основу созданного М.Ю. Лермонтовым образа Ивана Грозного? Народные песни. Былины. Сочинения А. Пушкина. Сведения из учебников истории.

Слайд 12

Часть 1, задание 6: От чьего имени ведётся повествование в «Песне про царя Ивана Васильевича…»? От имени Ивана Грозного. От имени Алёны Дмитриевны. От имени Кирибеевича . От имени певцов – сказителей.

Слайд 13

Часть 1, задание 7: Какое фольклорное изобразительно – выразительное средство Использовано М. Лермонтовым в приведённых примерах: «роду – племени», «снегом – инеем», «гудит – воет» (колокол)? Гипербола. Двойное название. Постоянный эпитет. Олицетворение.

Слайд 14

Часть 1, задание 8: Какие черты русского национального характера олицетворяет купец Калашников? Высокую нравственность, достоинство. Лихость, беспечность, Бескорыстие, широту души. Гостеприимство, хлебосольство.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 2, задание 1: К какому персонажу произведения относятся приведённые строки? Горят щёки её румяные, Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетённые, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются .

Слайд 2

Часть 2, задание 2: Какое изобразительно – выразительное средство использует Автор в приведённых фрагментах: «кони лёгкие…», « на житьё на вольное, на казацкое…», «горемычный прах…»?

Слайд 3

Часть 2, задание 3: Обозначь порядок эпизодов произведения. А) Калашников запирает лавку. Б) Начало кулачного боя на Москве – реке. В) Трапеза Ивана Грозного. Г) Алёна Дмитриевна в смятении возвращается домой

Слайд 4

Часть 2, задание 4: Какое изобразительно – выразительное средство использует втор в приведённых фрагментах: «…как заря на небе божием», «ходит плавно, будто лебёдушка, смотрит сладко, как голубушка.»?

Слайд 5

Часть 2, задание 5: К какому персонажу произведения относятся приведённые строки? Лишь один из них, из опричников, Удалой боец, буйный молодец, В золотом ковше не мочил усов; Опустил он в землю очи тёмные, Опустил головушку на широку грудь…

Слайд 6

Часть 2, задание 6: Обозначь порядок эпизодов произведения. Кирибеевич рассказывает Ивану Грозному о причинах своей грусти. Бой Калашникова и Кирибеевича . Алёна Дмитриевна просит мужа защитить её честь. Калашников ожидает дома жену.

Слайд 8

А теперь, ребята, п осмотрим на свои результаты! Баллы Оценка 14 5 12-13 4 10 - 11 3 9 Результаты оставляют желать лучшего!

Слайд 9

Печатные источники: Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература, 7 класс. Москва, издательство « Аркти », 2014 г.

Слайд 10

Интернет – источники: https://yandex.ru/images/search?p=3&text= пир%20у%20ивана%20грозного%20песня%20про%20купца%20калашникова& noreask =1&lr=128452 https://yandex.ru/images/search?text= лермонтов+портреты+фото https://yandex.ru/images/search?text= свитки+картинка https://yandex.ru/images/search?text= блокнот%20и%20ручка https://yandex.ru/images/search?text= картинка+конверт+раскрытый https://yandex.ru/images/search?text= медная+табличка+с+узором+картинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"

Цель  урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Кроссворд (по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)

"Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кро...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....

Контрольные вопросы. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (8 класс)

Контрольные вопросы на выявление знания и понимания содержания первой и второй частей поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (коррекционна...