Контрольно - измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему
Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я. Коровиной (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesnya_pro_tsarya_i.v._-_kopiya.pptx | 2.82 МБ |
pesn_pro_tsarya_i.v._-_kopiya_2.pptx | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Песня про царя Ивана Васильевича, м олодого опричника и у далого купца К алашникова
Ох ты гой еси , царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярский звон И причитывали да присказывали . Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромодановский Нам чарку поднёс мёду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шёлком шитое. Угощали нас три дни. три ночи И всё слушали не наслушались.
Дорогие ребята! В этой презентации задания разделены на две части. Первая часть содержит 8 заданий, к каждому из которых даны 4 варианта ответа. Выберите среди них только 1 правильный! Во вторую часть включены 6 заданий с письменным ответом. Каждый из вас сможет самостоятельно оценить свой результат, используя предложенную систему оценивания. Удачи вам!
Часть 1, задание 1: Укажи жанр «Песни про царя Ивана Васильевича…»: Былина. Роман в стихах. Песня. Поэма.
Часть 1, задание 2: Что составляет основу сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича…»? Рассказ об исторических событиях времён правления Ивана Грозного. Противостояние Калашникова и Кирибеевича . Описание быта русских купцов. Описание жизни Москвы при Иване Грозном.
Часть 1, задание 3: Какое изобразительно – выразительное средство использует М.Ю. Лермонтов в приведённых примерах: « поцалуетесь », « мово верного слугу», « честнова отца»? Гипербола. Постоянный эпитет. Просторечные формы слов и обороты. Эпитет.
Часть 1, задание 4: Какими качествами характера наделил М. Ю. Лермонтов Ивана Грозного в произведении? Своенравием, справедливостью, суровостью. Любвеобильностью, щедростью, весёлостью. Коварством, жадностью. Бессердечием, равнодушием к окружающим.
Часть 1, задание 5: Что легло в основу созданного М.Ю. Лермонтовым образа Ивана Грозного? Народные песни. Былины. Сочинения А. Пушкина. Сведения из учебников истории.
Часть 1, задание 6: От чьего имени ведётся повествование в «Песне про царя Ивана Васильевича…»? От имени Ивана Грозного. От имени Алёны Дмитриевны. От имени Кирибеевича . От имени певцов – сказителей.
Часть 1, задание 7: Какое фольклорное изобразительно – выразительное средство Использовано М. Лермонтовым в приведённых примерах: «роду – племени», «снегом – инеем», «гудит – воет» (колокол)? Гипербола. Двойное название. Постоянный эпитет. Олицетворение.
Часть 1, задание 8: Какие черты русского национального характера олицетворяет купец Калашников? Высокую нравственность, достоинство. Лихость, беспечность, Бескорыстие, широту души. Гостеприимство, хлебосольство.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часть 2, задание 2: Какое изобразительно – выразительное средство использует Автор в приведённых фрагментах: «кони лёгкие…», « на житьё на вольное, на казацкое…», «горемычный прах…»?
Часть 2, задание 3: Обозначь порядок эпизодов произведения. А) Калашников запирает лавку. Б) Начало кулачного боя на Москве – реке. В) Трапеза Ивана Грозного. Г) Алёна Дмитриевна в смятении возвращается домой
Часть 2, задание 4: Какое изобразительно – выразительное средство использует втор в приведённых фрагментах: «…как заря на небе божием», «ходит плавно, будто лебёдушка, смотрит сладко, как голубушка.»?
Часть 2, задание 5: К какому персонажу произведения относятся приведённые строки? Лишь один из них, из опричников, Удалой боец, буйный молодец, В золотом ковше не мочил усов; Опустил он в землю очи тёмные, Опустил головушку на широку грудь…
Часть 2, задание 6: Обозначь порядок эпизодов произведения. Кирибеевич рассказывает Ивану Грозному о причинах своей грусти. Бой Калашникова и Кирибеевича . Алёна Дмитриевна просит мужа защитить её честь. Калашников ожидает дома жену.
А теперь, ребята, п осмотрим на свои результаты! Баллы Оценка 14 5 12-13 4 10 - 11 3 9 Результаты оставляют желать лучшего!
Печатные источники: Полулях Н.С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература, 7 класс. Москва, издательство « Аркти », 2014 г.
Интернет – источники: https://yandex.ru/images/search?p=3&text= пир%20у%20ивана%20грозного%20песня%20про%20купца%20калашникова& noreask =1&lr=128452 https://yandex.ru/images/search?text= лермонтов+портреты+фото https://yandex.ru/images/search?text= свитки+картинка https://yandex.ru/images/search?text= блокнот%20и%20ручка https://yandex.ru/images/search?text= картинка+конверт+раскрытый https://yandex.ru/images/search?text= медная+табличка+с+узором+картинка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
"Связь поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" с произведениями устного народного творчества"
Цель урока литературы в 7 классе по теме «Связь поэмы М. Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Rалашникова» с произведениями устного народного творчества»...
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...
Кроссворд (по произведению М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)
"Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кро...
Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....
Контрольные вопросы. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (8 класс)
Контрольные вопросы на выявление знания и понимания содержания первой и второй частей поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (коррекционна...