День Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ганюшкина Виктория Михайловна

ДЕНЬ ПУШКИНА «ПАМЯТИ ЛЮБИМОГО ПОЭТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_pushkina.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ПУШКИНА

«ПАМЯТИ ЛЮБИМОГО ПОЭТА»

Подготовка мероприятия.

Учащиеся готовились к празднику:

- читали произведения А.С. Пушкина.

- рисовали рисунки к произведениям,

- смотрели видеоматериалы по произведениям С.А. Пушкина,

- разучивали стихи, и отрывки произведений поэта,

- изготавливали поделки из природных материалов к сюжетам произведений,

- оформляли выставки рисунков, поделок.

(Праздник проходит за круглым столом с чаепитием и угощением).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА.

- оформление кабинета к празднику.

- оформление праздничного стола.

- рассказ педагога о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

- Чтение стихов и отрывков произведений (все присутствующие).

- Викторина «Угадай сказку по рисункам»,

- Игра «Продолжи стихотворение»

- Страничка биографии о интересных случаях из жизни поэта (все присутствующие),

- Волшебное путешествие по пушкинскому лукоморью,

- Литературно – творческая мастерская,

- викторины, конкурсы,

- награждение победителей праздника.

ХОД ПРАЗДНИКА.

Ведущий:

Чем больше мы узнаем А.С. Пушкина, тем глубже и точнее понимаем смысл его творений. В жизни А.С. малозначительного нет. Вечный образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к творчеству поэта и пытливо вглядываемся в его человеческие черты. Приоткроем страничку жизни поэта в кругу его семьи, постараемся понять, как влияла семья, семейные отношения на жизнь, и творчество поэта.

        26 мая 1799 г. России в Москве родился будущий поэт, в день Вознесения Господня, как бы предвещавшего ему будущую судьбу.

        Родители Пушкина были небогаты, но образованны. Отец – Сергей Львович – большой любитель поэзии, поддерживал связи почти со всеми литераторами Москвы, имел прекрасную библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна была противоречивым и своеобразным человеком. Характер имела ни ровный, с резкими сменами настроения. В детстве А.С. доставалось от нее, гораздо больше чем другим детям. Детей в семье было трое старшая сестра Оленька и младший брат Левушка.

Сестра вспоминает: «До 6 лет Саша не обнаруживал ничего особенного, напротив своей неповоротливостью, тучностью тела и всегдашней молчаливостью он приводил мать в отчаянье. Она почти насильно выводила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкой Марией Алекссевной Ганибал (Бабушка была женой арапа Петра Великого, его крестника).

Бабушка обучала Сашу грамоте и чтению на русском языке. Пушкин называл бабушку своей музой. Мария Алексеевна говаривала: « …не знаю матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, то вдруг так развернется и расходится, что его ничем не уймешь!»

А.С. Пушкин с детства оказывался в самых счастливых обстоятельствах для формирования своего дарования. В великолепной библиотеке его отца были представлены лучшие французские и русские авторы. На восьмом году он уже умел читать и писать, а так же сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.

Дом Пушкиных постоянно навещали литераторы. Мальчик слушал  Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского. Сашу не прогоняли, а разрешали присутствовать, при беседах взрослы и чтении их стихов.

Родители радовались светским интереса сына, отец вспоминал, что Саша, еще не имея шести лет вслушивался в разговоры и не спускал глаз с присутствующих.

Родители старались уберечь сына от пошлости в стихах, бережно относились к дарованию сына. Мать и отец не мешали мальчику; он мог в любое время заходить в отцовский кабинет, прокрадывался туда даже по ночам со свечою и читал сколько угодно и что угодно.

Укрывшись в кабинете,

Один я не скучаю

И часто целый свет

С восторгом забываю.

Сам А.С. о своем детстве вспоминал: «…я был резок, ленив и вспыльчив, но чувствителен и честолюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К несчастью, всякий вмешивался в мое воспитание и никто  не умел за меня взяться.

В доме Пушкиных жили две женщины, которые дали Саше материнскую любовь и ласку – бабушка

Мария Алексеевна Ганнибал ( мама Надежды Осиповны) и няня Арина Радионовна Яковлева (она нянчила Ольгу и Левушку). Эти бабушки рассказывали русские сказки, пели русские песни. Няня была единственной их окружения поэта, кто знал и хорошо помнил прадеда Абрама Петровича Ганнибала; она хранила в памяти предания эпохи Бориса Годунова, была верной «Подругой дней моих суровых», олицетворением народной души.

Ах, умолчу о матушке моей

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы …

Ведущий:

« …Пушкин очень любил няню. Она у него и жила. Он все к ней коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее глядеть; « здорова ли мама?» - он ее все мама называл. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уже все за ней». –  писал П.Парфенов.

К сестре и младшему брату Пушкин относился тепло и с большой любовью. Он постоянно помогал им деньгами, советами, наставлениями.

Ведущий:

В 12 лет (1811 году) родители определили Александра в Царскосельский лицей. Шесть лет провели воспитанники в стенах лицея. У А.С. появились  много друзей. Дружбу с некоторыми из них Пушкин сохранил на всю свою жизнь.

        В жизни А.С. был добр и щедр не только с близкими; нищему подавал обычно 25 рублей, что для него было много.

        «Помогать надо без шума,» - говорил Пушкин и – помогал всем и, конечно родственникам. «Священнику своей деревне он подарил семь десятин земли».

        В доме у родителей был ни часто. Мать Надежда Осиповна, горячо любившая своих детей, гордилась Александром, и была очень счастлива, когда он посещал их и оставался пообедать. Она заманивала его к обеду печеным картофелем, до которого Пушкин был большой охотник.

Ведущий:

Накануне свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой А.С. пишет родителям письмо, в котором просит благословения.

Шесть лет прожили вместе Н.Н. и А.С. у них родились четверо детей: «Мишка, Сашка, Гришка, Наташка.»

Прожил А.С. Пушкин очень короткую по времени жизнь. Но след, который он оставил, остается на века.

        Писатель Виталий Вульф определил, что такое счастье.

« На мой взгляд, Пушкин дал самое точное и короткое толкование вечным поискам человечества: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Да! Счастье – вспышка. Без воли же жить невозможно.

А.С. навеки остался первой любовью России. Он  озарил собою весь 19 век. Теперь мы называем его пушкинским.

- Звучит музыка увертюры к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Дети хором читают стихи.

… У лукоморья дуб зеленый…

Ведущий: Ребята расскажите знакомые вам произведения А.С. Пушкина

( Дети читают выученные стихи…

Ведущий: А сейчас мы обратим внимание на ваши рисунки, нарисованные к сказкам Пушкина.

(Просмотр работ учащихся)

Викторина. «Угадай произведение по рисунку» и прочти отрывок из него.

Игра продолжи стихи

- «Ветер по морю гуляет…

- «Буря мглою небо кроет…

- «Сквозь волнистые туманы…

- «Мороз и солнце! День чудесный!...

- «Уж небо осенью дышало…

-« Зима! Крестьянин , торжествуя…

- « Унылая пора очей очарованье…

Ведущий: 

Молодцы, ребята! Наш праздник продолжается

        Мир Пушкинских стихов и сказок живет с нами всю жизнь. Пушкин приоткрывает для нас волшебный мир поэзии русского народа. «там русский дух там Русью пахнет» Он вспоминает нам о свободолюбии русской души, о ее благородстве, мужественной борьбе за счастье мир и справедливость.

        В творчестве А.С. Отразилась вся человеческая жизнь, со всеми ее радостями, страстями, удивительными и смешными событиями.

Пушкин родился в Москве и еще мальчиком, во время учебы в лицее в Петербурге (школе для дворянских детей) писал стихи, которые изумляли даже знаменитых поэтов

Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России, выразителем взглядов передовой молодежи своего времени.

        В марте 1820 г Пушкин закончил, начатую еще в лицее поэму «Руслан и Людмила». Новизна этой сказки произвела огромное впечатление на читателей и критиков.

        В тоже время по Петербургу ходили в списках напечатанные вольнолюбивые стихи поэта «Вольность»!, «Деревня», « К Чаадаеву», многочисленные острые эпиграммы,

высмеивающие, правительство. Пушкина отправляют  в ссылки село Михайловское, на юг России. В ссылках Пушкин провел шесть лет, где он очень много работал.

После ссылки о Пушкине заговорили еще больше. Он на вершине славы, но жизнь его остается неустроенной.

Хотя официально  А.С. был свободен, но уезжать куда – либо но должен был  только с разрешения полиции.

        Независимость Пушкина не нравилась царским чиновникам, и они создали вокруг него атмосферу ненависти, клеветы и лжи. И когда терпению поэта пришел конец он счел своим долгом защищать свое доброе имя и честь своей семьи, которую очень любил. По правилам того времени это можно было сделать только одним путем – вызвать оскорбителя на дуэль. И А.С. вызывает одного из своих обидчиков на дуэль, это был француз Дантес. Дуэль состоялась в 1837 г. Поэт был тяжело ранен. Через два дня Пушкина не стало. Как страшное несчастье оплакивала передовая России эту смерть «Солнце русской поэзии закатилось» (В.Д. Одоевский).

        Пушкин прожил короткую жизнь, но благодаря ему  русская литература стала одной из величайших,  литератур мира. Все что пишет Пушкин похоже на волшебство.

        Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. За его простыми словами – великая мудрость. Пушкина можно перечитывать много раз по – новому снова и снова радоваться удивляться и повторять вслед за поэтом:

« … И долго буду тем любезен я народу

Что чувства, добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я свободу…»

Ведущий: Наш праздник продолжается за чаепитием. Мы продолжаем наше - Волшебное путешествие по пушкинскому лукоморью. (Ребята рассказывают о всех известных застольях пушкинских произведений: Пир  - свадьба Руслана и Людмилы, Прожорливость попа, Пиры из сказки о Царе Салтане…).

Ведущий: А сейчас, ребята мы попробуем сочинить свои стихи и открываем нашу-

литературно – творческую мастерскую (ребята сочиняют стихи на заданную рифму).

Ведущий: А сейчас, ребята мы наградим победителей нашего праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Стихи мои - свидетели живые", день памяти А.С.Пушкина

Сценарий литературной композиции,сопровождающейся мультимедийной презентацией.Может быть использована в день памяти А.С.Пушкина(10 февраля) или на мероприятии, посвященном его творчеству.....

1-й день: «ПУШКИНИАНА» (к проекту)

Викторина по произведениям А.С.Пушкина...

Литературная игра "День лицеиста. Пушкин и Лицей" (9-11 класс)

Литературная игра "День лицеиста. Пушкин и Лицей" подготовлена для 9-11 классов. Включает в себя задания на знание как биографии и творчества А.С. Пушкина, так и сведений из теории литературы. Презент...

«В 100 ЗЕРКАЛАХ» РУССКИЕ ПОЭТЫ А.С. ПУШКИНУ (ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА 10 ФЕВРАЛЯ)

Урок - концерт, методическая разработка открытого урока для учащихся средней школы.Автор Гаврилова Нина ЕвгеньевнаГБОУ лицей 408...

"День Пушкина в России" (внеклассное мероприятие)

Внеклассное мероприятие "День Пушкина в России"...

Сценарий праздника "День Пушкина"

Сценарий праздника "День Пушкина" в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. В сценарий включены конкурсы для детей от 7 до 17 лет....

Сценарий дистанционного концерта День Пушкина

Сценарий дистанционного концерта День Пушкина 2020. Сценарий предназначен для видеозаписи концерта в условиях дистанционного обучения...