Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
Сатира- это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству
в целом.
Ф.Искандер.
1. Вступительное слово.
Уч: Добрый день, дорогие дамы и господа! Прошу садиться…
Мы продолжаем изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Тема сегодняшнего урока «Русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя.» /слайд 1-«Портрет Н.В.Гоголя»/
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (ответы учащихся)
- Прежде , чем мы начнем разговор о чиновниках города N, хочу обратить ваше внимание на слова , важные для понимания смысла комедии.
/слайд 2»Словарная работа»/
Сатира-(лат.satira-обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.)
А вот какое определение сатиры дает российский поэт и прозаик Ф.Искандер (зачитать эпиграф)
/слайд 3 « Словарная работа»/
-чиновник
-халатность
-произвол
-социальные и нравственные пороки
-инкогнито
-партикулярный/ (дети дают определения словам)
2.Работа по содержанию комедии Уч: Итак, мы отправляемся в уездный город N,от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». / слайд 4 «Уездный город»/
-Встретимся с уважаемыми жителями города N, а заодно и узнаем, насколько хорошо вы знакомы с ними.(Игра «Узнай героя»)
А)
/слайд 5»Действующие лица:
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (городничий)
-Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (судья)
Артемий Филиппович Земляника(попечитель богоугодных заведений)
-Лука Лукич Хлопов (смотритель училищ)
-Иван Кузьмич Шпекин (почмейстер)
-Осип ( слуга)
-П.И.Добчинский , П.И.Бобчинский( помещики)
-Христиан Иванович Гибнер (уездный лекарь) ( фамилии по мере отгадывания вывешиваются на афишу)
Уч: А теперь поближе познакомимся с нашими чиновниками
Б) ( работа в группах)
- А.Ф.Земляника
- А.Ф.Ляпкин –Тяпкин
- Л.Л.Хлопов
- И.К Шпекин ( учащиеся дают характеристику чиновникам, опираясь на текст)
Уч: Какие нравственные и социальные пороки обличает Гоголь?
( ответы учащихся)
/слайд 6 « Пороки общества»/
-взяточничество
-казнокрадство
Халатность
-страх перед начальством
-глупость
-использование служебного положения
-мошенничество
-произвол
Уч: Как вы думаете, мог ли не знать глава города о том, что творится у него под носом?.......
5.А.А.Сквозник-Дмухановский ( характеристика)
Уч: Городничий- главная фигура в городе. Он- первая скрипка в чиновничьем оркестре и дирижер его. В «замечаниях для господ актеров» Гоголь характеризует его как «очень неглупого по-своему человека».
??? Почему городничий принял Хлестакова за ревизора.
/слайд 7 « Вранье Хлестакова»/- отрывок из фильма.
Итак, повторяю свой вопрос……….почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора???
( ответы детей)
-СТРАХ сковал всех чиновников!!!!
Уч:С самого начала полноправным участником комедии становится страх. По меткому выражению Ю Манна, «Ревизор»- это целое море страха»
/слайд 8/ -цитата Ю. Манна.
При появлении Хлестакова мираж как бы материализовался.
Таким образом, чиновникам руководил страх. А что же руководило Гоголем при написании пьесы?
После постановки комедии» Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали:» Автор выдумал какую-то Россию и какой-то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколь накопил плутней, подлостей , невежества».
Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию или его возмущение было вызвано… оскорбленной любовью к людям, к Родине???????( обратиться к эпиграфу) ( ответы детей)
3. Рефлексия. (мини-сочинение)
«О чем заставляет задуматься комедия Н.В.Гоголя» Ревизор»?( чтение работ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР» Н.В.ГОГОЛЯ
Методическая разработка к уроку литературы в 8 классе....
Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии....
Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя
План-конспект урока по литературе в 9 классе...
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.
Цель: раскрыть замысел автора; показать, как обстоятельства привели чиновников к их роковой ошибке, как завязывается и в чём выражается драматическое действие; показать приёмы сатирического изображени...
Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.
Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.С. Залыгин Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромнойобличительной силе.А.Грибоедов...
Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя
План-конспект урока по литературе в 9 классе...
Русское чиновничество в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Данная разработка позволяет повторить и расширить представления о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике; развить аналитические умения и навыки учащихся; раскрыть жизненную основу комедии; понять обстояте...